Новинки

Главная страница / Отзывы

Русский язык. 3 класс

Кузьмичева И.А., учитель начальных классов
МОУ «Гимназия» гор. Арзамаса

В учебнике подобран хороший материал для анализа: тексты из художественной литературы, сказок, энциклопедий, пословицы. Для нравственного и культурного пополнения ученикам это просто необходимо. Материал учебника содержит и логические задания, и развивающие, на анализ и синтез изучаемой информации. Рассматриваемые темы доступны и в основном традиционно рассматриваются в 3-м классе, но заметна коммуникативная направленность учебника, его широкие возможности в развитии речи учащихся. Сохранены разделы учебника, заявленные в предыдущих классах. Практико-ориентированный характер заданий соответствует требованиям ФГОС. Приятно, что учебник стал содержать мини-словари.


Белянкова Н.М., доцент, методист
по сопровождению апробации комплекта
«Перспектива» в гор. Арзамасе

УМК «Русский язык» для 3 класса авторов Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной (линия УМК «Перспектива» серии «Академический школьный учебник») создавался одновременно с разработкой Госстандарта второго поколения в качестве одного из средств его реализации. В этом плане заявленный авторами коммуникативно-познавательный подход к изучению языка достаточно продуктивен для корреляции с системно-деятельностным подходом к обучению школьников, который является одним из базовых положений Госстандарта. Соответствуют идеям данного Госстандарта и заявленные авторами идеи развития у детей интереса к предмету, повышения их познавательной и творческой активности через рациональные способы деятельности. Весьма актуальным в современных условиях является и включение сообщаемых сведений в культурно-исторический контекст.
Достоинством УМК является достаточно высокий научный уровень сообщаемых учащимся сведений и изложение их в доступной детям форме.

Но особенно интересными представляются три особенности УМК.

Первая из них – это построение всей системы учебника на коммуникативно-познавательной основе: умение слушать собеседника, воспринимать и правильно понимать его аргументы, умение при обсуждении вопроса соблюдать речевой этикет.

Второй момент – это развитие умения видеть прекрасное в жизни и искусстве, умение творить прекрасное. С этой целью в каждый раздел введены рубрики «Словесное творчество» и «Творческая переменка».

И третье особенно важное достоинство УМК – интеграция изучения языка с предметами естественнонаучного цикла, входящими в предметную область «Окружающий мир», что достигается стилистическими наблюдениями над художественными и научными описаниями явлений природы, над функционированием слова в различных стилях речи, в том числе и научном.

Построение учебника 3 класса Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной не совсем обычно. Учебники, принятые в настоящее время в начальной школе, строятся одним из двух путей: либо начиная с фонетики и кончая синтаксисом в соответствии с построением вузовского курса современного русского языка, либо начиная с синтаксиса текста в соответствии с восприятием языка ребенком. В учебнике Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной порядок следования разделов таков: «Мир общения. Повторяем – узнаем новое» > «Слово в речевом общении» (лексика, морфемика, словообразование) > «Словосочетание, предложение и текст в речевом общении» > «Части речи». В результате такого построения основной раздел 3 класса, морфология, изучается не только на основе синтаксиса, как это делают довольно многие авторы учебников, следуя учению В.П.Озерской, но и на основе лексики, морфемики и словообразования, что придает изучению морфологии более доказательный и научный характер.

Раздел «Мир общения». Учебник «Русский язык» для 3 класса продолжает и развивает начатый в 1 и 2 классах коммуникативно-познавательный подход к изучению языка. И если в 1 классе давалось понятие о начатках семасиологии (выражение смысловых понятий с помощью разного типа знаков), а во 2 классе дети узнают о передаче сообщений в древности с помощью клинописи и узелкового письма, с помощью передачи (зашифровки) слов с помощью ребусов и затем дается понятие о слове, предложении, типах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, тексте и его типах, о выражении одного и того же высказывания на разных языках, о значении изучения родного языка, то в 3 классе дети узнают о возникновении у первобытных людей звуковой членораздельной речи как основном средстве общения, о диалоге как форме общения, о правилах этикета при диалоге.

Одновременно с изучением этих сведений повторяются полученные в 1-2 классах знания по фонетике (звуки и их классификация, ударение, слоги), фонологии – смыслоразличительной роли звуков и связанные с ними понятия графики и орфографии (звуки и буквы, безударные гласные, парные по звонкости – глухости, мягкости – твердости согласные и способы передачи их на письме). В соответствии с лозунгом «Повторяем – изучаем новое» на повторение наслаивается новый материал: понятие об открытых и закрытых слогах, понятие об орфограмме. Большим достоинством этого раздела является включение повторяемых и изучаемых сведений в культурно-исторический контекст, чему способствуют сведения по истории развития членораздельной звуковой речи и сведения по культуре речи.

Рубрики «Словесное творчество» и «Творческая переменка» в данном разделе посвящены анализу диалогов в семье и дружеском общении, а также звукописи в стихотворных произведениях (интонации, аллитерации, ритмике). Из интеграционных моментов хотелось бы отметить текст, посвященный названиям континентов Земли, текст из рассказа Н.Сладкова о листопаде и отрывок из рассказа С.Лаврова об интерьере жилища.

Раздел «Слово в речевом общении» продолжает и развивает материал предыдущего раздела о развитии речи. В нем дети узнают о переходе жестовой речи в словесную, о сохранении жеста в современном общении. Дополняет эти сведения материал о взаимосвязи внешней (звуковой) и внутренней (смысловой) формах слова. В этом плане интересными являются фонологические упражнения и упражнения, показывающие, на какие свойства предмета обращается внимание при его названии в разных языках. В этом же разделе дети наблюдают функционирование в речи таких лексических единиц, как синонимов, антонимов, омонимов и полисемии. Активно используются выдержки из толкового словаря в текстах упражнений.

В этом же разделе повторяются и углубляются понятия морфемики (корень и аффиксы, основа и окончание), их значения и роль в образовании слов. При этом обращается внимание на такой достаточно трудный для детей материал, как наличие в корне исторических чередований и на возможные случайные совпадения корней и их омонимию. На основе морфемики повторяются и углубляются орфографические темы о безударных гласных и парных согласных. В «Творческих переменках» и «Словесном творчестве» при изучении внешней формы слова продолжаются начатые в предыдущем разделе наблюдения над звукописью в стихотворениях, о звукоподражательных словах, при изучении лексических понятий – наблюдения над архаизмами, этимологией названий, при изучении морфемики – над использованием однокоренных слов для создания юмористических стихотворений, употреблением увеличительных и уменьшительных суффиксов.

Раздел «Словосочетание, предложение и текст в речевом общении» дает не только синтаксические сведения, но и представляет собой основу для последующего изучения морфологии.
В данном разделе изучается словосочетание как единица для обозначения расчлененного понятия и его отличие от грамматической основы предложения, о грамматической и смысловой связи слов в словосочетании. Из сведений о предложении в 3 классе повторяются виды предложений по цели высказывания и дается понятие о грамматической основе предложения (подлежащем и сказуемом), о второстепенных членах без их дифференциации и об однородных членах. Из понятий о тексте дается понятие о самом тексте, его теме, главной мысли и типах текста.

В 3 классе формируются первоначальные навыки синтаксического разбора. Дети учатся ставить вопросы к компонентам словосочетания и членам предложения, подчеркивать грамматическую основу. Но основное внимание при этом уделяется синтаксическим единицам как средству выражения мысли и средству общения. В рубриках «Творческая переменка» и «Словесное творчество» основное внимание уделяется анализу текстов различного типа, в том числе сказочных, стихотворных и научно-популярных. Дети получают первоначальные навыки различения художественных и научных текстов, стиля изложения в них.

Раздел «Части речи» является центральным в учебнике 3 класса, под его изучение отведено все второе полугодие. Построение этого раздела также необычно. Практически во всех учебниках русского языка в 3 классе авторы следуют за вузовским курсом современного русского языка (имя существительное > имя прилагательное > местоимение > глагол > служебные части речи), изредка перенося вперед изучение предлогов, так как без них невозможно изучение падежей имен существительных.

Исходя из коммуникативно-познавательной направленности курса русского языка, Л.Ф.Климанова и Т.В.Бабушкина строят изучение морфологии в несколько ином порядке: имя существительное > местоимение > глагол > имя прилагательное. При этом авторы, ставя изучение местоимения вслед за именем существительным, исходят из того, что в речи личные местоимения (в начальной школе обычно изучаются только личные местоимения) выполняют функцию замещения для избежания повторов одного и того же слова в рядом стоящих конструкциях. Изучение глагола перед именем прилагательным также оправдано функцией этой части речи, служащей коммуникативным центром предложения. Таким образом, даже само построение системы изучения морфологии в 3 классе призвано раскрывать коммуникативную функцию частей речи. Решение этой задачи облегчается ещё и тем, что изучение окончаний изменяемых частей речи перенесено в 4 класс, и это создает дополнительные возможности для сосредоточения внимания на функционировании частей речи.

Педагогическая эффективность учебника для 3 класса выше, нежели учебников для 1 и 2 классов этих же авторов. Она, прежде всего, обеспечивается четким, полным и ясным изложением теоретического материала во всех разделах. Кроме этого, применяется начатый ещё в учебнике для 1 класса диалогический («сократический») метод подачи нового материала с помощью введения так называемых «постоянных персонажей» Ани, Вани и профессора Самоварова. Маленькие персонажи советуются или спорят друг с другом, задают вопросы профессору, обсуждают полученную от него информацию. Такой диалогический метод помогает детям «включиться в тему, рассмотреть и обсудить ее с разных точек зрения, высказать свое собственное мнение» (Уроки русского языка: 2 кл. с.3). Безусловно, введение этого метода в учебник русского языка является весьма продуктивным и составляет сильную сторону данного учебника.

Характерной особенностью данного учебника, как и предыдущих учебников для 1 и 2 классов линии УМК «Перспектива», является широкое использование в качестве текстов упражнений пословиц. В данном учебнике они в основном отражают отношение народа к характеру межличностных отношений, к стилю общения, к родному языку, к Родине. Работа над подобными пословицами не только обогатит активный словарь детей, но и окажет благотворное влияние на усвоение детьми традиционных морально-этических ценностей и формирование толерантности в межличностных отношениях.

Что касается других текстов, используемых в качестве материала для наблюдений за функционированием языковых единиц в речи, то, кроме достаточно часто встречающихся в учебниках других авторов, авторы данного учебника включают также шуточные тексты, которые особенно заинтересовывают третьеклассников. Особо хотелось бы отметить текст Л.Петрушевской в стиле «Глокой куздры» Л.В.Щербы, наглядно рисующий роль аффиксов в формировании текста с обессмысленными корнями. Заинтересовывают детей звукоподражательное стихотворение А.Усачева, фонологически направленное шуточное стихотворение Н.Матвеевой «Путаница», загадка К.Чуковского, касающаяся роли суффиксов в образовании уменьшительных имен, стихотворение Н.Бетеньковой о правописании имен собственных и др. Они наглядно показывают детям, что русский язык – это интересный, нескучный предмет.

Из интеграционных моментов в учебнике 3 класса широко используются тексты природоведческого, географического, астрономического содержания в основном с целью выявления стилистических различий художественных и научных текстов. Кроме того, подобного типа тексты наглядно доказывают, что линия УМК «Перспектива» – не случайный набор учебных пособий, а система учебников, связанных между собой общими идеями.

В орфографическом отношении учебник также выглядит более целеустремленным, нежели учебники 1-2 классов, проходившие апробацию: в нем больше текстов с пропущенными буквами и текстов, в которых детям предлагается найти и объяснить изученные орфограммы.

С точки зрения лексической следует отметить расширение номенклатуры словариков в конце каждой части учебника. Кроме орфографического и орфоэпического, в учебник 3 класса включены словарики синонимов и антонимов.

Достаточно хорошо поставлена работа по развитию продуктивной связной письменной и устной речи: детям предлагается ответить на вопросы, написать короткие рассказы по картинкам, продолжить текст и т.д.


Новости

23.09.2014

Вебинар «Концептуальные основы курса «Математика» авторов Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой и методические приёмы их реализации»

подробнее
17.09.2014

Вебинар «Организация проектной деятельности на уроках музыки с использованием УМК Г.П. Сергеевой для начальной и основной школы»

подробнее
08.09.2014

Вебинар «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами завершённой предметной линии «Окружающий мир» серии учебников «Перспектива»

подробнее
08.09.2014

Вебинар «Стартовая диагностика: оценка готовности к обучению в школе»

подробнее
08.09.2014

Вебинар «Планируемые результаты и оценка их достижения как структурообразующий элемент ФГОС»

подробнее
27.08.2014

Состоялся вебинар по теме «Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами учебников завершённой предметной линии «Математика» (авт. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова) УМК «Перспектива»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
Издательство   |   Где купить   |   Контакты   |   Обратная связь
        2005 — 2014 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric