Новинки

Главная страница / Отзывы

Русский язык. 3 класс

Кузьмичева И.А., учитель начальных классов
МОУ «Гимназия» гор. Арзамаса

В учебнике подобран хороший материал для анализа: тексты из художественной литературы, сказок, энциклопедий, пословицы. Для нравственного и культурного пополнения ученикам это просто необходимо. Материал учебника содержит и логические задания, и развивающие, на анализ и синтез изучаемой информации. Рассматриваемые темы доступны и в основном традиционно рассматриваются в 3-м классе, но заметна коммуникативная направленность учебника, его широкие возможности в развитии речи учащихся. Сохранены разделы учебника, заявленные в предыдущих классах. Практико-ориентированный характер заданий соответствует требованиям ФГОС. Приятно, что учебник стал содержать мини-словари.


Белянкова Н.М., доцент, методист
по сопровождению апробации комплекта
«Перспектива» в гор. Арзамасе

УМК «Русский язык» для 3 класса авторов Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной (линия УМК «Перспектива» серии «Академический школьный учебник») создавался одновременно с разработкой Госстандарта второго поколения в качестве одного из средств его реализации. В этом плане заявленный авторами коммуникативно-познавательный подход к изучению языка достаточно продуктивен для корреляции с системно-деятельностным подходом к обучению школьников, который является одним из базовых положений Госстандарта. Соответствуют идеям данного Госстандарта и заявленные авторами идеи развития у детей интереса к предмету, повышения их познавательной и творческой активности через рациональные способы деятельности. Весьма актуальным в современных условиях является и включение сообщаемых сведений в культурно-исторический контекст.
Достоинством УМК является достаточно высокий научный уровень сообщаемых учащимся сведений и изложение их в доступной детям форме.

Но особенно интересными представляются три особенности УМК.

Первая из них – это построение всей системы учебника на коммуникативно-познавательной основе: умение слушать собеседника, воспринимать и правильно понимать его аргументы, умение при обсуждении вопроса соблюдать речевой этикет.

Второй момент – это развитие умения видеть прекрасное в жизни и искусстве, умение творить прекрасное. С этой целью в каждый раздел введены рубрики «Словесное творчество» и «Творческая переменка».

И третье особенно важное достоинство УМК – интеграция изучения языка с предметами естественнонаучного цикла, входящими в предметную область «Окружающий мир», что достигается стилистическими наблюдениями над художественными и научными описаниями явлений природы, над функционированием слова в различных стилях речи, в том числе и научном.

Построение учебника 3 класса Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной не совсем обычно. Учебники, принятые в настоящее время в начальной школе, строятся одним из двух путей: либо начиная с фонетики и кончая синтаксисом в соответствии с построением вузовского курса современного русского языка, либо начиная с синтаксиса текста в соответствии с восприятием языка ребенком. В учебнике Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной порядок следования разделов таков: «Мир общения. Повторяем – узнаем новое» > «Слово в речевом общении» (лексика, морфемика, словообразование) > «Словосочетание, предложение и текст в речевом общении» > «Части речи». В результате такого построения основной раздел 3 класса, морфология, изучается не только на основе синтаксиса, как это делают довольно многие авторы учебников, следуя учению В.П.Озерской, но и на основе лексики, морфемики и словообразования, что придает изучению морфологии более доказательный и научный характер.

Раздел «Мир общения». Учебник «Русский язык» для 3 класса продолжает и развивает начатый в 1 и 2 классах коммуникативно-познавательный подход к изучению языка. И если в 1 классе давалось понятие о начатках семасиологии (выражение смысловых понятий с помощью разного типа знаков), а во 2 классе дети узнают о передаче сообщений в древности с помощью клинописи и узелкового письма, с помощью передачи (зашифровки) слов с помощью ребусов и затем дается понятие о слове, предложении, типах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, тексте и его типах, о выражении одного и того же высказывания на разных языках, о значении изучения родного языка, то в 3 классе дети узнают о возникновении у первобытных людей звуковой членораздельной речи как основном средстве общения, о диалоге как форме общения, о правилах этикета при диалоге.

Одновременно с изучением этих сведений повторяются полученные в 1-2 классах знания по фонетике (звуки и их классификация, ударение, слоги), фонологии – смыслоразличительной роли звуков и связанные с ними понятия графики и орфографии (звуки и буквы, безударные гласные, парные по звонкости – глухости, мягкости – твердости согласные и способы передачи их на письме). В соответствии с лозунгом «Повторяем – изучаем новое» на повторение наслаивается новый материал: понятие об открытых и закрытых слогах, понятие об орфограмме. Большим достоинством этого раздела является включение повторяемых и изучаемых сведений в культурно-исторический контекст, чему способствуют сведения по истории развития членораздельной звуковой речи и сведения по культуре речи.

Рубрики «Словесное творчество» и «Творческая переменка» в данном разделе посвящены анализу диалогов в семье и дружеском общении, а также звукописи в стихотворных произведениях (интонации, аллитерации, ритмике). Из интеграционных моментов хотелось бы отметить текст, посвященный названиям континентов Земли, текст из рассказа Н.Сладкова о листопаде и отрывок из рассказа С.Лаврова об интерьере жилища.

Раздел «Слово в речевом общении» продолжает и развивает материал предыдущего раздела о развитии речи. В нем дети узнают о переходе жестовой речи в словесную, о сохранении жеста в современном общении. Дополняет эти сведения материал о взаимосвязи внешней (звуковой) и внутренней (смысловой) формах слова. В этом плане интересными являются фонологические упражнения и упражнения, показывающие, на какие свойства предмета обращается внимание при его названии в разных языках. В этом же разделе дети наблюдают функционирование в речи таких лексических единиц, как синонимов, антонимов, омонимов и полисемии. Активно используются выдержки из толкового словаря в текстах упражнений.

В этом же разделе повторяются и углубляются понятия морфемики (корень и аффиксы, основа и окончание), их значения и роль в образовании слов. При этом обращается внимание на такой достаточно трудный для детей материал, как наличие в корне исторических чередований и на возможные случайные совпадения корней и их омонимию. На основе морфемики повторяются и углубляются орфографические темы о безударных гласных и парных согласных. В «Творческих переменках» и «Словесном творчестве» при изучении внешней формы слова продолжаются начатые в предыдущем разделе наблюдения над звукописью в стихотворениях, о звукоподражательных словах, при изучении лексических понятий – наблюдения над архаизмами, этимологией названий, при изучении морфемики – над использованием однокоренных слов для создания юмористических стихотворений, употреблением увеличительных и уменьшительных суффиксов.

Раздел «Словосочетание, предложение и текст в речевом общении» дает не только синтаксические сведения, но и представляет собой основу для последующего изучения морфологии.
В данном разделе изучается словосочетание как единица для обозначения расчлененного понятия и его отличие от грамматической основы предложения, о грамматической и смысловой связи слов в словосочетании. Из сведений о предложении в 3 классе повторяются виды предложений по цели высказывания и дается понятие о грамматической основе предложения (подлежащем и сказуемом), о второстепенных членах без их дифференциации и об однородных членах. Из понятий о тексте дается понятие о самом тексте, его теме, главной мысли и типах текста.

В 3 классе формируются первоначальные навыки синтаксического разбора. Дети учатся ставить вопросы к компонентам словосочетания и членам предложения, подчеркивать грамматическую основу. Но основное внимание при этом уделяется синтаксическим единицам как средству выражения мысли и средству общения. В рубриках «Творческая переменка» и «Словесное творчество» основное внимание уделяется анализу текстов различного типа, в том числе сказочных, стихотворных и научно-популярных. Дети получают первоначальные навыки различения художественных и научных текстов, стиля изложения в них.

Раздел «Части речи» является центральным в учебнике 3 класса, под его изучение отведено все второе полугодие. Построение этого раздела также необычно. Практически во всех учебниках русского языка в 3 классе авторы следуют за вузовским курсом современного русского языка (имя существительное > имя прилагательное > местоимение > глагол > служебные части речи), изредка перенося вперед изучение предлогов, так как без них невозможно изучение падежей имен существительных.

Исходя из коммуникативно-познавательной направленности курса русского языка, Л.Ф.Климанова и Т.В.Бабушкина строят изучение морфологии в несколько ином порядке: имя существительное > местоимение > глагол > имя прилагательное. При этом авторы, ставя изучение местоимения вслед за именем существительным, исходят из того, что в речи личные местоимения (в начальной школе обычно изучаются только личные местоимения) выполняют функцию замещения для избежания повторов одного и того же слова в рядом стоящих конструкциях. Изучение глагола перед именем прилагательным также оправдано функцией этой части речи, служащей коммуникативным центром предложения. Таким образом, даже само построение системы изучения морфологии в 3 классе призвано раскрывать коммуникативную функцию частей речи. Решение этой задачи облегчается ещё и тем, что изучение окончаний изменяемых частей речи перенесено в 4 класс, и это создает дополнительные возможности для сосредоточения внимания на функционировании частей речи.

Педагогическая эффективность учебника для 3 класса выше, нежели учебников для 1 и 2 классов этих же авторов. Она, прежде всего, обеспечивается четким, полным и ясным изложением теоретического материала во всех разделах. Кроме этого, применяется начатый ещё в учебнике для 1 класса диалогический («сократический») метод подачи нового материала с помощью введения так называемых «постоянных персонажей» Ани, Вани и профессора Самоварова. Маленькие персонажи советуются или спорят друг с другом, задают вопросы профессору, обсуждают полученную от него информацию. Такой диалогический метод помогает детям «включиться в тему, рассмотреть и обсудить ее с разных точек зрения, высказать свое собственное мнение» (Уроки русского языка: 2 кл. с.3). Безусловно, введение этого метода в учебник русского языка является весьма продуктивным и составляет сильную сторону данного учебника.

Характерной особенностью данного учебника, как и предыдущих учебников для 1 и 2 классов линии УМК «Перспектива», является широкое использование в качестве текстов упражнений пословиц. В данном учебнике они в основном отражают отношение народа к характеру межличностных отношений, к стилю общения, к родному языку, к Родине. Работа над подобными пословицами не только обогатит активный словарь детей, но и окажет благотворное влияние на усвоение детьми традиционных морально-этических ценностей и формирование толерантности в межличностных отношениях.

Что касается других текстов, используемых в качестве материала для наблюдений за функционированием языковых единиц в речи, то, кроме достаточно часто встречающихся в учебниках других авторов, авторы данного учебника включают также шуточные тексты, которые особенно заинтересовывают третьеклассников. Особо хотелось бы отметить текст Л.Петрушевской в стиле «Глокой куздры» Л.В.Щербы, наглядно рисующий роль аффиксов в формировании текста с обессмысленными корнями. Заинтересовывают детей звукоподражательное стихотворение А.Усачева, фонологически направленное шуточное стихотворение Н.Матвеевой «Путаница», загадка К.Чуковского, касающаяся роли суффиксов в образовании уменьшительных имен, стихотворение Н.Бетеньковой о правописании имен собственных и др. Они наглядно показывают детям, что русский язык – это интересный, нескучный предмет.

Из интеграционных моментов в учебнике 3 класса широко используются тексты природоведческого, географического, астрономического содержания в основном с целью выявления стилистических различий художественных и научных текстов. Кроме того, подобного типа тексты наглядно доказывают, что линия УМК «Перспектива» – не случайный набор учебных пособий, а система учебников, связанных между собой общими идеями.

В орфографическом отношении учебник также выглядит более целеустремленным, нежели учебники 1-2 классов, проходившие апробацию: в нем больше текстов с пропущенными буквами и текстов, в которых детям предлагается найти и объяснить изученные орфограммы.

С точки зрения лексической следует отметить расширение номенклатуры словариков в конце каждой части учебника. Кроме орфографического и орфоэпического, в учебник 3 класса включены словарики синонимов и антонимов.

Достаточно хорошо поставлена работа по развитию продуктивной связной письменной и устной речи: детям предлагается ответить на вопросы, написать короткие рассказы по картинкам, продолжить текст и т.д.


Новости

13.10.2014

Вебинар «Итоговая оценка выпускников начальной школы: математика (на примере изданий новых серий издательства «Просвещение» «ФГОС: оценка образовательных достижений» и «Итоговый контроль в начальной школе»)».

подробнее
13.10.2014

В рамках XV Всероссийского интернет-педсовета 29 октября 2014 г. пройдет видеолекция «Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в условиях реализации ФГОС».

подробнее
13.10.2014

Вебинар «Формирование у младших школьников различных видов речевой деятельности (на примере УМК по русскому языку и литературному чтению издательства «Просвещение»)».

подробнее
10.10.2014

Вебинар «Формирование универсальных учебных действий в курсе обучения грамоте при работе по УМК «Школа России».

подробнее
06.10.2014

Вебинар «Особенности структуры и методика проведения урока технологии на примере новой завершённой предметной линии «Технология. 1-4 классы» авторов Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой».

подробнее
02.10.2014

Вебинар «Итоговая оценка выпускников начальной школы: русский язык (на примере изданий новых серий издательства «Просвещение» «ФГОС: оценка образовательных достижений» и «Итоговый контроль в начальной школе»)».

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
Издательство   |   Где купить   |   Контакты   |   Обратная связь
        2005 — 2014 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric