Центральной темой нового интегрированного курса является культура речи, освоение которой позволит учащимся овладеть основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения целей и задач речевого общения в конкретных ситуациях.

В учебнике по русскому языку усилено внимание к правописанию и повторению изученного в 5–9 классах материала; расширены общие сведения о языке по сравнению с основной школой, а также акцентировано понятие «системы языка», его уровней и единиц. Большое внимание в учебнике уделено работе с текстом. В основном здесь представлены отрывки из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы в 10 и 11 классах, но есть и научно-популярные тексты, и публицистические, и официально-деловые. В новом учебнике вводится специальная рубрика «Тропинка к литературе», которая непосредственно связана с изучаемыми в курсе литературы понятиями стилистических фигур (тропов), индивидуальных черт авторского стиля писателя того или иного периода, текстуального анализа прозаических и стихотворных произведений различных авторов.

Также в учебнике предусмотрены дифференцированные задания и упражнения разной направленности, ориентированные на качественную подготовку учащихся к сдаче экзаменов.

Учебник сохраняет преемственность с учебником «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы» тех же авторов, но в тоже время является универсальным завершающим звеном линии УМК Рыбченковой Л. М. и др. (5–9) и линии УМК Ладыженской Т. А. (5–9).