28 июля 2016

«Учебный год». Считаем деньги в классе

В предстоящем учебном году в школах России появится новый учебник, посвященный финансовой грамотности. 26 июля в эфире радиостанции «Радио России» в очередном выпуске программы «Учебный год» выступил член экспертного совета по финансовому просвещению при Центральном Банке РФ и руководитель авторского коллектива новых учебников по финансовой грамотности Андрей Паранич, который рассказал, почему эти знания так важны для россиян самых разных возрастов.

Уроки финансовой грамотности могут появиться в расписаниях девятых классов в новом учебном году. Министерство образования и науки рекомендует ввести такие уроки в рамках так называемого школьного компонента по усмотрению каждой конкретной школы. Появление нового урока объясняется чрезвычайно низким уровнем финансовой грамотности у россиян. Граждане неразборчиво берут кредиты, не могут потом их вернуть, становятся жертвами так называемых «черных» коллекторов. Обманутые дольщики и участники рухнувших финансовых пирамид тоже во многом пострадали из-за недостатка соответствующих знаний. Чтобы исправить ситуацию, было решено ввести в старших классах  уроки финансовой грамотности и расширить те  разделы обществознания, где говорится о личных деньгах. Об этих экстренных мерах рассказал  Андрей Паранич, автор учебного пособия о финансовой грамотности для девятого класса.

Ведущая: Уроки финансовой грамотности максимально ориентированы на практику, поэтому и задания в учебнике тоже взяты из жизни, поясняет Андрей Паранич.

Андрей Паранич, автор учебного пособия по финансовой грамотности для девятого класса: представьте себе, что есть семья из папы, мамы и ребенка, у которых появляется цель купить автомобиль, и они должны принять решение о том, как они будут достигать этой цели, т.е. известны доходы семьи, и предлагается ряд инструментов. Это инструменты сбережения, т.е. можно на автомобиль накапливать в течение некоторого времени. И есть инструменты кредитования. Также есть расходная часть: с помощью автомобиля можно деньги где-то экономить, но, с другой стороны, появляются расходы на его содержание.  И задача школьника – принять грамотное решение: в  принципе, нужна ли эта покупка и, если нужна, то каким способом её нужно профинансировать.

Ведущая: Такую задачку предлагается решить с конкретными цифрами, с исходной зарплатой мамы, папы?

Андрей Паранич: С конкретными цифрами, конечно. И всегда есть задания открытые,  на примере своей семьи, т.е. подумай, как в твоей семье решаются подобные проблемы, какая структура доходов в твоей семье. Но мы предлагаем всё-таки не раскрывать это перед всем классом, а именно оставить на рассмотрение внутри семьи.

Ведущая: Сегодня детям предлагается очень большой объём информации и всё кажется необходимым: и информатика необходима, и финансовая грамотность необходима. И литература, и история – без них тоже никуда. Не слишком ли большой вал информации мы предлагаем детям? Могут ли они его усвоить? По Вашим ощущениям, нет такого вот со стороны школ, может быть, учителей: «Ох, ещё и финансовую  грамотность теперь придется учить!».

Андрей Паранич: Вот «вот ещё и», наверное, не появится, потому что есть определённое количество часов преподавания различных предметов в школе, и есть среди этих часов обязательные предметы, есть предметы, которые появляются по выбору самой школы. Это задача как раз руководителя школы решить, какой предмет более важен: что это будет – астрономия, например, или финансовая грамотность. В каких-то школах будет принято решение в пользу финансовой грамотности.  Одна из наших задач – это максимально широко объяснять насколько это важный предмет и какое огромное количество проблем снимают знания о личных финансах.

Ведущая: Андрей Паранич является членом экспертного совета по финансовому просвещению при Центральном Банке РФ. Раньше он писал образовательные книги для взрослых, а недавно возглавил авторский коллектив по написанию учебного пособия по финансовой грамотности для девятого класса. Пособие подготовлено в издательстве «Просвещение». Предполагается, что уроки финансовой грамотности появятся примерно в 20% российских школ.

Андрей Паранич: Предмет очень нужный и очень важный , поскольку мы видим по опыту, по опросам и по прямому взаимодействию с людьми разных возрастов, что люди совершают огромное количество финансовых ошибок, потому что они просто не понимают, как правильно распоряжаться деньгами и какие финансовые инструменты нужно использовать для каких целей. Наличие базовых знаний у широких, что называется, слоёв населения, может эту ситуацию сильно поменять. Поэтому мы поставили себе такой целью – сделать учебное пособие, которое именно донесёт основные знания, которые позволят правильно принимать решения. Нет такой задачи – досконально изучить каждый финансовый инструмент. Для этого есть профессиональные финансисты, которые всегда расскажут, помогут, подскажут. Но знания основ необходимо, именно для того, чтобы, в принципе, выбрать в каком направлении идти и какие, в принципе, инструменты для чего нужны.

Ведущая: И скорее всего это именно практические знания, связанные с кредитами…?

Андрей Паранич: Мы постарались разнообразить учебник практическими случаями, т.е. добавив туда именно случаи из жизни. Конечно же, там есть теоретический материал. Без него никуда абсолютно не деться, потому что это и правовые вопросы, и экономика. Но всё-таки мы постарались сделать его максимально живым. И да, конечно, есть задачки. То есть каждый блок учебника предполагает и тесты для школьников, т.е. нужно выбрать правильный ответ из нескольких предложенных и это так называемые кейсы, т.е. когда предложена ситуация, в которой находится человек или семья, у них есть какая-то задача, которую нужно решить, и нужно правильно подобрать финансовые инструменты для того, чтобы получить результат с наименьшими затратами.

Ведущая: То учебное пособие, о котором вы рассказываете, оно так и называется – «Учебник по финансовой грамотности»?

Андрей Паранич: Да, это «Финансовая грамотность» для 9 класса. Учебник большой, мы его рассчитывали на 36 уроков, то есть фактически это полный учебный год, раз в неделю. Учебник может быть использован по решению самой школы. А параллельно с этим ведется работа по дополнению понятиями финансовой грамотности обществознания, то есть тех учебников, которые сейчас есть по предмету «Обществознание». Мы добавляем достаточно большие блоки по финансовой грамотности в учебники 7, 8, 10, 11 класса. И я надеюсь, что школьники вот эти обновленные учебники увидят уже в следующем учебном году, в сентябре.

Ведущая: Много в этом году спорили о том, с какого возраста преподавать обществознание и говорить о финансовой грамотности, об обращении с финансами. Говорили даже о 5 классе!

Андрей Паранич: Разговоры ведутся даже и про 1 класс. Здесь мне немножко сложно высказать свое мнение, поскольку я все-таки финансист, а не преподаватель. Мой личный опыт общения со школьниками показывает, что они уже хорошо воспринимают финансовые предметы в классе 8-9, 10-11. До этого для них деньги – это довольно-таки абстрактное понятие. И для них нет как раз такого ощущения зарабатывания денег. Для них деньги появляются сами по себе, не затрачиваются усилия, и ресурс как бы безграничен. То есть деньгами школьников снабжают родители. Соответственно не возникает вопрос ограниченности этого ресурса, что исходя из какой-то небольшой суммы нужно достичь какого-то широкого набора целей. Поэтому до 8 класса видимо нужно стараться какие-то основные принципы донести, и может быть даже не столько на денежных примерах, сколько на более абстрактных примерах.

Ведущая: Взаимоотношения в семье, в обществе – вы об этом говорите?

Андрей Паранич: Взаимоотношения в семье, в обществе, совершенно верно!

Ведущая: Об ответственности, о законопослушности, о честности.

Андрей Паранич: Да, все эти понятия должны появиться раньше. Должен появиться раньше инструментарий математический – это расчет процентов…

Ведущая: Это уже на уроках математики?

Андрей Паранич: Это математика, совершенно верно! Поэтому можно внедрять элементы финансовой грамотности не только в обществознание, а и в другие предметы. И потихонечку к 8 классу уже появится база, которая позволит легче воспринять более глубокие знания по экономическим и финансовым предметам.

Ведущая: С каких тем вы начинаете? О чем нужно говорить в первую очередь, чтобы и интерес ребенка удержать к теме, и, с другой стороны, чтобы ему было понятно и это имело прикладное значение?

Андрей Паранич: Начинаем с принятия решения. С того, что есть личный капитал, который состоит на самом деле не только из денег, но и из времени, и из навыков, и с помощью этого капитала могут быть достигнуты различные цели. Капитал ограничен, и соответственно нужно выставлять приоритеты для того, чтобы добиться большего в жизни. И вот только потом, после того, как мы рассмотрели принципы принятия решений, о расстановке приоритетов по достижению целей, мы уже переходим к прикладным вещам. То есть где могут быть размещены свободные средства, как могут быть использованы заемные средства, какие есть инструменты страхования, какие есть инструменты инвестирования. Очень важно – это защита прав исполнителей финансовых услуг, то есть что делать, если вдруг возник конфликт. Это вопросы мошенничества, конечно же, потому что человек, который неопытен в финансах, ему достаточно сложно будет отличить предложение реальной компании от мошеннических предложений. И вот эти знания позволят ему достаточно хорошо оградить человека от ошибок именно в связи с недобросовестным поведением людей рядом с финансовым рынком.

Ведущая: Этими знаниями зачастую не обладают и родители учеников, и более старшее поколение, и даже, наверное, учителя, которые преподают этот предмет?

Андрей Паранич: Да, это правда.

Ведущая: Да, потому что они сами этому не учились, наверное, нигде. Ну, может быть кто-то прошел курсы повышения квалификации. Вы учитываете, что в принципе уровень финансовой грамотности в обществе в целом не очень высокий, что фактически ликбезом приходится заниматься?

Андрей Паранич: Да, конечно, мы это прекрасно понимаем. Что касается учителей: уже прошло две волны обучения учителей, переподготовки так называемых тьюторов, которые потом будут учить учителей в регионах в академии повышения квалификации преподавателей. Мы рассчитываем, что как раз к сентябрю будет достаточное количество квалифицированных кадров, которые смогут преподавать по нашим учебникам. А что касается взрослых «не учителей», да, конечно, это большая проблема, и мы надеемся, что через школьников эти учебники попадут и к родителям. Материал все-таки достаточно хорошо описан и понятен, естественно, не только школьнику, но и взрослому человеку. И может стать нормальной основой, чтобы потом разбираться в предмете глубже. Да, уровень финансовой грамотности – низкий, но мы все-таки выбрали как приоритетную аудиторию именно школьников. Потому что взрослый человек, к сожалению, часто не готов учиться и не готов потратить время для того, чтобы разобраться в каких-то вопросах из-за нехватки времени, из-за того что, к сожалению, есть даже такое понятие «ложная финансовая грамотность». Когда мы задаем вопросы: «Понимаете ли вы различные аспекты финансов и экономики?», очень многие люди говорят: «Да, понимаем». И потом, когда мы начинаем задавать уже более специфичные вопросы, выясняется, что нет, он думает, что понимает, но на самом деле он не разбирается достаточно глубоко в вопросах личных финансов и, конечно же, будет делать ошибки. Но вот этот барьер из «ложной финансовой грамотности» - достаточно серьезное препятствие, чтобы донести правильные знания для взрослого человека. У школьника таких проблем нет. У него восприятие будет другое, глаз у него не замылен, и, как результат, мы надеемся, что достаточно быстро появится поколение действительно финансово-грамотных людей.

Ведущая: В этом выпуске передачи «Учебный год» шла речь о финансовой грамотности, которая появится в расписании 9-х классов во многих школах страны. В предыдущие два года такие уроки уже проходили в экспериментальном порядке в 60 школах, колледжах и детских домах. Оказалось, что ученики воспринимают предлагаемый материал с интересом, поскольку он имеет прикладной характер и даже может помочь их семьям в той или иной ситуации. Ну и конечно, курс финансовой грамотности был востребован в школах, где есть классы с социально-экономическим профилем. В новом учебном году количество осведомленных граждан существенно расширится. Новый урок может быть введен примерно в 10000 российских школ, поскольку для современного человека финансовая грамотность является такой же необходимой, как речевая и компьютерная.

Этот выпуск передачи «Учебный год» подготовила специальный корреспондент Радио России Анна Киселева. До свидания.

http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57093/episode_id/1319273/