28 октября 2015

Разработка учебников для детей с ОВЗ должна быть основана на результатах научных исследований

I Всероссийский съезд дефектологов «Особые дети в обществе», организованный Минобрнауки России совместно с Федеральным институтом развития образования, 27-28 октября продолжил работу в Московском педагогическом государственном университете и на других площадках. В работе секции «Академическая наука – меняющейся практике помощи детям с ОВЗ» принял участие Сергей Сацевич, руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение».

Учебно-методическая литература для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране выпускалась еще в XIX веке, и с тех пор в ее создании принимают участие выдающиеся отечественные дефектологи, отметил Сергей Сацевич.

Разработка учебников для глухих детей была связана с именами Федора и Натальи Рау. Первый букварь для глухих детей они создали в 1906 году, а в советское время издательство «Просвещение», в первые годы работы называвшееся «Учпедгиз», выпустило учебник этих авторов. В 1970-е годы в «Просвещении» вышла книга «Основы дефектологии» Льва Выготского, которого в Советском Союзе не издавали, в подготовке этой книги к печати принимала участие методист-дефектолог Тамара Лифанова – ныне заведующая секцией олигофренопедагогики МГГУ им. Шолохова, автор линейки учебников по географии для детей с умственной отсталостью.

Сегодня развитие учебно-методической литературы для детей с ОВЗ определяется новыми образовательными стандартами, которые вступят в силу в 2016 году. Стандарты предполагают дифференцированный подход к таким ученикам, основываясь на том, что необучаемых детей не бывает. Однако далеко не все категории детей в полной мере обеспечены необходимыми учебниками, считает Сергей Сацевич. Поэтому нужно развивать уже существующие дидактики, продолжать научные исследования, и их результаты станут основой для новых учебников. Издательство «Просвещение» сотрудничает с ведущими научными институтами в сфере специального образования, прежде всего с Институтом коррекционной педагогики РАО, сотрудники которого разработали концепцию новых стандартов.

По мнению Сергея Сацевича, дальнейшее развитие инклюзивного образования повлечет за собой расширение спектра учебных пособий для детей, у которых нет ярко выраженных проблем со здоровьем, но которые испытывают трудности в освоении материала. Из-за педагогической запущенности или по иным причинам их считают неуспешными. Уже сегодня издательство выпускает дидактические, методические материалы, рабочие тетради, рассчитанные на таких детей. Каждый такой учебник имеет электронную форму.

Метки: Коррекционная педагогика, УМК «Русский язык». Якубовская Э.В. (2-4 кл.), УМК «Ознакомление с окружающим миром». Зыкова Т.С., Зыкова М.А. (1 дополн., 1–2 кл.), УМК «Чтение». Аксёнова А. К., Ильина С.Ю.
(2-4 классы)
, УМК «Русский язык». Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. (5-9 кл.), УМК «Речевая практика». С. В. Комарова (1—4 классы), УМК «Чтение». Малышева З.Ф., Аксёнова А.К. (5-9 кл.), УМК «Математика». Алышева Т.В.
(1 дополн., 1–4 кл.)
, УМК «Математика». Перова М.Н., Капустина Г.М. (5-9 кл.), УМК «Мир природы и человека». Матвеева Н.Б. (1-4 кл.), УМК «Биология». Никишов А.И., Клепинина З.А., Теремов А.В. (7-9 кл.) , УМК «Природоведение». Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. (5-6 кл.), УМК «География». Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. (6-9 кл.), УМК «Технология. Ручной труд». Кузнецова Л.А. (1-4 кл.), УМК «Технология. Швейное дело». Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. (5-9 кл.), УМК «Технология. С/х труд». Ковалёва Е.А. (5-9 кл.)