18 декабря 2017, 14:30

Воспитание патриотизма стало составной частью школьного курса истории



Какие проблемы стоят перед школьным курсом истории? Как реализуется Историко-культурный стандарт, принятый в 2013 году? Какими должны быть современные учебно-методические материалы для учителей истории? Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Курс истории России: место и роль в патриотическом воспитании школьников», который состоялся 15 декабря.

В нем приняли ведущие эксперты в области преподавания истории, работники системы образования, представители издательств учебной литературы.

Проблемы исторического образования волнуют всех, отметил Денис Фомин-Нилов, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук. Стало хорошим тоном критиковать учебники истории - что их слишком много, что они изобилуют интерпретациями, что из-за их недостаточного качества молодое поколение не знает историю. Однако, подчеркнул ректор, в последние годы ситуация изменилась: в профессиональном сообществе достигнут компромисс по вопросу преподавания истории. В Историко-культурном стандарте, на который последовательно переходят школы, определены принципы исторического образования, в том числе необходимость патриотического воспитания.

Юрий Никифоров, начальник научного отдела Российского военно-исторического общества, один из авторов учебного пособия «Военная история России» издательства «Просвещение», отметил, что сочетание исторического образования с патриотическим воспитанием сегодня ни у кого не вызывает отторжение, - в этом отличие от 1990-х годов, когда многие учителя отказывались им заниматься. И сегодня наше уважение к предкам сочетаться с научным подходом к поиску исторической правды, тенденциозные искажения недопустимы.

История в России - это нечто большее, чем академическая наука, поэтому к школьному курсу истории предъявляются особые требования, считает Егор Бакаляр, заведующий редакцией истории, обществознания и права издательства «Просвещение». Школьный курс истории должен воспитывать патриотизм, это одна из его ключевых функций, для реализации которой объединяют усилия «учитель у доски и учебник на парте».

Важно, что современные учебники истории созданы по единой модели - на базе Историко-культурного стандарта, добавил представитель издательства. Это дает возможность формировать единое образовательное пространство, чтобы ученик не испытывал трудности при переходе из школы в школу, и разрабатывать единые контрольно-измерительные материалы для ГИА и ЕГЭ. В 1990-е годы было иначе: сменив школу, ученик «окунался в другую историческую среду».

«Задача академического сообщества, издательств учебной литературы – помочь учителю перейти на Историко-культурный стандарт, - отметил Егор Бакаляр. – Для этого в частности, нужно выпускать пособия, посвященные трудным вопросам истории России, разъясняющие детям их сложность и неоднозначность».

Итоги круглого стола прокомментировал руководитель Экспертного совета – научный руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», автор учебников истории России Александр Данилов: «Говоря об обучении школьников истории России, нельзя забывать о воспитании их гражданами и патриотами своей страны, которым не безразлично ее прошлое и будущее, которые гордятся своей Родиной. Но развивая воспитательную составляющую исторического образования, мы должны хорошо понимать аудиторию, в которой работаем, делать акцент не на громкие и красивые слова, а на достижение понимания исторического прошлого».