12 декабря 2017, 18:00

Услышать будущего зов…



12 декабря в издательстве «Просвещение» прошёл Издательский день, посвящённый предметам эстетического направления: «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Мировая художественная культура». Общей темой для выступающих стала актуальная проблема образования – «Статус и место предметов нравственно-эстетического направления в современной школе». На встрече перед учителями школ выступили ведущие авторы издательства.

Открыл встречу народный художник России, академик Российской академии образования и Российской академии художников, лауреат Государственных премий СССР и РФ, международных премий и премии Президента РФ в области образования, директор Центра непрерывного художественного образования МИОО, профессор Борис Михайлович Неменский. Темой его выступления была «Школа без искусства: заброшенная пашня неминуемо зарастёт чертополохом. Работаем на будущее».

Проблему музыки в школе и тему реализации новых примерных программ в учебниках «Музыка» раскрыла кандидат педагогических наук, доцент, зав. лаб. музыкального искусства Института художественного образования РАО, зам. главного редактора журнала «Искусство в школе», член Совета по музыкально-эстетическому образованию Российской академии образования Елена Дмитриевна Критская. Она рассказала о преемственности традиций Д. Б. Кабалевского и их отражении в учебниках «Музыка» издательства «Просвещение».

О трудностях и путях их преодоления в процессе интеграции искусства через проекцию национальных образов рассказала рассказала доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства и методики обучения Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановского государственного университета» Людмила Викторовна Ершова. Она затронула тему «Изобразительное искусство и духовная традиция на пути к общечеловеческому».

Основной посыл всех выступлений был связан с методикой организации уроков, на которые в обязательной программе остаётся все меньше часов, либо часть из них переходит в факультативные. Как заинтересовать учащихся, избегая рутинности и статичности на уроке, и при этом остаться в рамках рабочей программы? Какую линию УМК выбрать, где проходят границы между свободным творчеством и обязательным формированием универсальных учебных действий и компетенций? И глобально: каким образом в условиях рыночной экономики сохранить себя как историческую данность? Как строить будущее не на обломках национальной традиции культуры, а на её фундаменте?  Это неполный круг вопросов, освещавшихся на собрании.

В завершении встречи была представлена новинка издательства — серия книг «Тропинка в картину. Новеллы о русском искусстве» писателя и искусствоведа Веры Исааковны Чайковской, которая в игровой увлекательной форме рассказала детям младшего и среднего школьного возраста о русских художниках и их картинах.

В основе сюжета — диалоги об искусстве, которые строятся вокруг определенных событий в жизни художника, через его субъективное воспроизведение действительности в живописи. Герои книги — реальные люди: художник, тётушка-искусствовед и её племянник Илюша, мальчик 11 лет. Позиция автора такова, что, если мы хотим привить детям любовь к искусству, сделать это можно только без принуждения, не преодолевая их сопротивление, а предлагая им своё ви́дение, свою интерпретацию. Личное участие и отсутствие ограничений вызовет интерес и возможно желание узнать что-то большее о произведении, о его авторе, о времени создания и т.д. Книга хороша прежде всего тем, что не предлагает готовых формул, непреложных истин. Она позволяет любому читателю проложить свою тропинку. По мнению автора, любой урок  по искусству должен выстраиваться как детективный рассказ,  с привлечением детей, которые тоже что-то угадывают в сюжете и делают интересные предположения, порой озадачивающие взрослых. Книга «Тропинка в картину» предназначена для внеклассного чтения, но темы, затронутые в ней, пересекаются с предметами «Изобразительное искусство», «МХК», «Литература».