23 августа, 16:00

Учебник должен быть дружественным, понятным и открытым



Для всестороннего решения задач по обновлению содержания общего образования в Российской Федерации реализуется комплекс мер. В их числе конкретизация требований к результатам в новых образовательных стандартах, разработка и реализация концепций преподавания учебных предметов, доработка примерных основных образовательных программ, совершенствование учебников и учебных пособий.

Эти и другие темы обсуждались на Съезде представителей общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов, который прошел 21-22 августа в Российской академии образования. Особое внимание было уделено актуальным вопросам преподавания физики и астрономии, биологии, иностранных языков, физкультуры и ОБЖ. В работе съезда приняли участие более 350 педагогов из 37 регионов России.

Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Андрей Петров рассказал, что результаты освоения учебных программ в первой редакции ФГОС общего образования были сформулированы слишком обобщенно. Их невозможно объективно измерить, поэтому организована работа по их детализации. До конца 2017 года также планируется утвердить концепции преподавания всех основных предметов школьной программы (на сегодняшний день утверждены три концепции – по математике, отечественной истории, русскому языку и литературе). Особую роль министерство отводит учебникам - «важному инструменту трансляции содержания образования».

Начальник методического отдела Центра методической поддержки педагогов Группы компаний «Просвещение» Павел Колупалин рассказал о современных требованиях к учебной литературе. По его мнению, учебник должен быть дружественным, понятным, открытым, не теоретизированным, «отсылать» к практике, как предписано новыми образовательными стандартами. В учебниках можно размещать ссылки на материалы, которые находятся в Интернете, увеличивать долю интерактивных заданий вплоть до использования инструментов так называемой дополнительной реальности. Например, ученик наводит смартфон или планшет на учебник, и перед ним открывается интерактивная модель.

«Издательства учебной литературы должны взаимодействовать с общественно-профессиональными сообществами, предметными ассоциациями учителей и преподавателей. Это важно не только для оценки качества учебников, но и для трансляции передового опыта учителей-практиков», - добавил Павел Колупалин и предложил размещать лучшие работы членов ассоциаций на сетевых ресурсах «Просвещения».

В работе съезда также приняли участие авторы учебников и учебных пособий компании «Просвещение».

Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования, автор пособий по математике для подготовки к ВПР, а также серий «Я сдам ЕГЭ!» и «Я сдам ОГЭ!», рассказал об опыте работы Российской ассоциации учителей математики.

Владимир Пасечник, профессор Московского государственного областного университета, и доцент Глеб Швецов, авторы УМК по биологии «Линия жизни», участвовали в дискуссии о совершенствовании биологического образования. Владимир Пасечник подчеркнул, что количество дидактических единиц, которые должны изучить дети в курсе биологии, необходимо соотносить с количеством часов, выделяемых на этот предмет. «Не стоит считать всех детей гениями, способными усвоить все что угодно», - добавил он.

Анатолий Матвеев, профессор Московского государственного областного университета, автор учебников по физической культуре, рассказал о развитии научно-исследовательской деятельности в рамках предмета «Физическая культура».

Радислав Мильруд, профессор Тамбовского государственного технического университета, автор учебников английского языка, рассказал о новом понимании роли ученика, учителя и учителя в свете федеральных государственных образовательных стандартов.

Владислав Жумаев, заместитель руководителя Центра естественно-математического образования компании «Просвещение», представил участникам съезда материалы, посвященные возвращению астрономии в школьную программу. В образовательные стандарты 2004 года и 2012 года уже внесены соответствующие изменения, и педагоги могут использовать в работе учебник астрономии для 10-11 классов В.М.Чаругина, изданный в этом году.