3 июня, 19:00

Революция в образовании - мифы или реальность? На экономическом форуме обсуждали настоящее и будущее образования



Во второй день работы ПМЭФ-2017 ведущие российские и международные эксперты в области образования и новых технологий представили свое видение развития образования в ближайшей перспективе.

Развитие цифровых технологий меняет способы создания, фиксации и передачи информации. Знания стали общедоступными и дешевыми, они заключены не только в книгах или на звуковых носителях, но и в цифровых файлах, передающихся оперативно и на различные расстояния. «Тотальная оцифровка» требует от человека информационной грамотности, гибкости и адаптивности, способности самостоятельно приобретать новые знания, умения, навыки.

Навыки правильной навигации в информационном мире представляют сегодня наибольшую ценность для детей и их родителей. В этом, видимо, и заключается будущее образования.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец отметила, что сегодня социальные отношения меняются едва ли не быстрее, чем промышленные технологии, и каждый человек должен уметь "встраиваться" в новую систему отношений. «От этого зависит и его личный успех, и создание успешного социума. В профессиональное образование уже пришла промышленная революция, вслед за профессиональными стандартами меняются стандарты образовательные. Обучение становится технологичным – человек может получить новую профессию быстро и качественно. Меняется и современный педагог: он должен думать о технических и социальных новациях, учить ребенка жить в меняющемся мире», - подчеркнула О.Голодец.

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что «революция в образовании неизбежна, но мирным путем». По ее мнению, сила российского образования – в его фундаментальной научной основе, но учителя пока недостаточно владеют технологиями. Они должны освоить их в полной мере, чтобы быть наставниками для своих учеников, «рожденных в цифре». Это не революция, а необходимость, сравнимая с изобретением книгопечатания. По мнению Министра, в образовании необходимо расширять государственно-частное партнерство, создавая для этого правовые основы: «Все понимают, что без образования не может быть будущего и что в образование нужно инвестировать».

«Революция состоит не просто в новых технических средствах, а в том, что человек становится хозяином своего образования, он получает его в самой разной среде, может его сравнивать и выбирать, - отметил президент образовательного холдинга «Просвещение» Владимир Узун. – 67% сегодняшних школьников будут работать в тех профессиях, которых сегодня попросту не существует. Поэтому мы стараемся прогнозировать эти тенденции и учим знаниям и навыкам, которые пригодятся в этих профессиях, уже с раннего возраста. А главное - учим учиться, быстро менять компетенции, развивать необходимые навыки, ориентироваться на рынке труда. Современные методики и технологии позволяют уже с 3-7 лет ребенка начать учить, например, робототехнике».

«Образование – самая традиционная отрасль из всех существующих, потому что функция образования в обществе – передача учащимся того, что уже создано, - рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. - Эту функцию нельзя потерять в потоке изменений, происходящих в обществе. Но в ближайшие десятилетия на наших глазах будут автоматизированы не только рутинные исполнительные операции, но и рутинное принятие решений. Современные технологии перечеркнут существующие методики обучения в школе – ведь компьютер сможет не только решить за ребенка задачи, но и написать за него эссе. При сохранении традиционного обучения главными функциями школы станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов. Изменится миссия учителя: он будет консультантом и экспертом проектов, а воспитателем он должен быть в гораздо большей степени, чем сейчас или даже в советской школе. Воспитание станет ключевой функцией педагога будущего».

Генеральный директор «Северстали» Алексей Мордашов отметил, что говорить о революции в современном образовании вполне допустимо – ведь говорим же мы об индустриальной революции. Изменения в образовании не столь масштабны, как вообще в жизни, и это предпосылка революции. По его мнению, бизнес должен искать таланты, начиная со школы, - сотрудничать с учебными заведениями. Выпускники должны уметь получать знания и находить нужную информацию, знать английский язык и владеть современными технологиями. В то же время образовательные программы вузов должны быть адаптированы под потребности конкретных предприятий.

Президент Фонда стратегических разработок Павел Кадочников рассказал о проекте стратегии развития России на 2018-2024 годы, где человеческий капитал объявлен одним из ключевых приоритетов. «Инвестировать в образование нужно сейчас и в ближайшие годы, - добавил он. – Дети, которые приходят в школу, будут работать в другой экономике, с меньшим количеством рутинных операций, с большей степенью взаимодействия с технологиями, с другими профессиями. Когда мы пытаемся найти проекции всего этого в системе образования, нам это не удается». По мнению Павла Кадочникова, для изменения ситуации необходимо сделать образование более гибким и индивидуальным, работать с детской мотивацией, использовать проектные формы обучения и регулярно обновлять содержание образования.

Гендиректор Фонда новых форм развития образования, идеолог проекта по созданию кванториумов Марина Ракова рассказала о формировании компетенций в инновационной системе дополнительного образования. В разных регионах России открываются кванториумы – оснащенные по последнему слову техники учебные центры, где половина штатного преподавательского состава – сотрудники современных предприятий. По ее мнению, школа должна давать, прежде всего, глубокие предметные знания, а формированием навыков пусть занимаются молодые профессионалы - те, кто умеет это делать. Важно привлекать в систему образования талантливую молодежь, причем не только из педагогических вузов.

Научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков назвал несколько факторов, определяющих развитие образования в ближайшей перспективе. Преподаватель перестает быть уникальным и единственным носителем знания, поэтому он должен будет найти для себя новые роли. Резко возрастет конкуренция учебных заведений как интеллектуальных корпораций – точно так же, как это происходит в бизнесе (возможно даже «организационное банкротство» университетов, так как они будут терять гарантированное количество студентов и преподавателей). Перестанет существовать транслятивная педагогика и андрагогика, когда преподаватель сначала что-то рассказывает, а потом проверяет остаточные знания, им на смену придет педагогика дискуссий.

В дискуссии приняли участие иностранные гости форума – в частности, экс-премьер-министр Финляндии, ныне председатель совета директоров East Office — Представительства финской промышленности Эско Ахо. Его правительство в начале 1990-х годов стимулировало реформу образования, которая привела к лидерству в международном исследовании качества образования PISA. По его мнению, революция в образовании – это переход к индивидуальным образовательным траекториям, без которых обучение теряет смысл. При этом каждый человек должен стать обладателем междисциплинарных компетенций, которые в дальнейшем понадобятся на любом рабочем месте. К формированию таких компетенций нужно приступать уже в начальной школе.

«Искусственный интеллект и большие данные уже оказывают огромное воздействие на процесс обучения и преподавания, - сказал Шив Викрам Кхемка (Индия), вице-председатель SUN Group. – Знание становится персонифицированным, что создает одновременно возможности и риски. Каждый ребенок может теперь учиться с той скоростью, с какой хочет, учителя становятся проводниками в мире знаний. Но мы не понимаем, какие рабочие места будут создаваться в перспективе, какие ценности транслировать нашим детям, позволять ли каждому ученику изучать то, что он хочет, или же создавать общенациональные планы и программы. Мы вступаем в эру неопределенности, и это должно учитываться современным образованием».

Образовательный холдинг «Просвещение» работает в сфере образования на протяжении 86 лет. Это непрерывная творческая работа большого коллектива профессионалов, решающих актуальные задачи, которые общество ставит перед страной и перед системой образования.

Сегодня «Просвещение» – это многопрофильная компания, которая предлагает региональным органам управления образованием, организациям школьного и дошкольного образования комплексный образовательный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование для образовательного процесса, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов и руководителей организаций образования и др. Таким образом, «Просвещение» выполняет функцию интегратора, объединяя поставщиков различной продукции в рамках единой концепции. В числе партнеров «Просвещения» как отечественные, так и крупные зарубежные компании: «Express Publishing», «Cornelsen», «Klett», «CLEInternational», «Anaya», «Didacta», «Westermann» и др.

Приоритет компании – сочетание традиций и инноваций в образовании; цель – повышение образовательного результата. Продукты и решения издательства направлены на развитие навыков XXI века, необходимых для опережающего развития российских экономики и общества. Из года в год «Просвещение» уверенно демонстрирует постоянный производственный рост – в 2016 году было выпущено 79,2 миллионов экземпляров продукции.