ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

МАРК ТВЕН
«Приключения Гекльберри Финна»

      В хрестоматии предлагаются для чтения две главы из произведения Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Эти главы можно считать лишь основой, на которой развернется работа, связанная с чтением всего произведения Марка Твена, а также проведение урока внеклассного чтения.

      Предварительно учащимся (2—3 человека) предлагается подготовить краткий пересказ произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», чтобы главы XXXIV и XXXV, помещенные в хрестоматии, были восприняты на уроке как единое целое с предшествующим повествованием.

      Было бы желательно заранее прослушать подготовленные сообщения учащихся: учитель в этом случае может дать необходимые советы, чтобы эти пересказы были в достаточной степени интересными.

      Урок можно начать с сообщения учащегося, который готовил дома рассказ о жизни Марка Твена, при этом желательно вспомнить то, что учащимся стало известно из прошлогодних уроков по литературе, когда изучались главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Далее читается вступительная статья в хрестоматии о памятнике героям Марка Твена — Тому Сойеру и Геку Финну — и рассматривается изображение этого памятника (скульптор Б. Хаббард).

      Чтобы связать зрительные впечатления учащихся с прочитанными произведениями, задается вопрос: «Как вы думаете, в какой момент изображены герои?» Можно предложить учащимся попытаться найти слова в произведении, которые они написали бы на этом памятнике.

      Хорошо бы попросить ребят вспомнить иные памятники литературным героям.

      Особенно большое оживление вызывает вопрос: «Какому, по-вашему, герою литературного произведения надо было бы поставить памятник?» Учащиеся не только называют любимых героев, но и рассказывают, как должен выглядеть этот памятник, из какого материала он будет сделан, какай потребуется пьедестал.

      Следующий этап урока — прослушивание заранее подготовленных кратких рассказов по произведениям «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

      Если это задание покажется слишком трудоемким и занимающим много времени на уроке, можно ограничиться подготовкой краткого пересказа одного лишь произведения — «Приключения Гекльберри Финна».

      Вместо пересказов произведений Марка Твена было бы уместно задать несколько вопросов, которые дадут возможность вспомнить предшествующие события, например:

      1. Какие приключения произошли с Томом и Геком, прежде чем они вновь встретились?

      2. Вспомните, кто такой Джим и как он оказался в заключении. После этой беседы — выразительное чтение глав XXXIV, XXXV, помещенных в хрестоматии, которые повествуют о том, как Том и Гек готовились освободить Джима.

      Вместо чтения вслух можно заранее подготовить чтение по ролям одной или двух из указанных глав. Это в значительной степени оживит урок, вызовет активность учащихся, будет способствовать развитию их творческого воображения. В этом случае было бы желательно инсценировать предложенные главы. Характер литературного материала вполне располагает к этому. С целью оживления урока, пробуждения активности учащихся следует дать возможность выступить большему количеству школьников. Поэтому роли Тома и Гека должны исполнять несколько человек.

      Далее проводится беседа по следующим вопросам:

      1. Почему Гека удивило желание Тома участвовать в спасении негра Джима? Как Гек отнесся к этому?

      2. Почему Том был заинтересован в этом? Что его особенно привлекало?

      3. Почему план спасения Джима, предложенный Геком, не понравился Тому? Что его в этом плане не устраивало?

      4. А как оценил Гек план Тома?

      5. Как характеризует Тома и Гека их поведение во время подготовки к спасению Джима?

      В заключение этой части урока можно предложить учащимся рассказать историю освобождения Джима от лица Тома Сойера.

      Изучение отдельных глав «Приключений Гекльберри Финна» тесно связано с внеклассным чтением школьников. Учитель может заранее предложить прочитать все произведение Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» к программным урокам или провести специальный урок внеклассного чтения. Вопросы, предлагаемые для беседы, помогут организовать работу по всему роману Марка Твена:

      1. Какое «предупреждение» стоит перед произведением «Приключения Гекльберри Финна» и на какой лад оно настраивает читателя?

      2. Кто из ребят входил в компанию Тома Сойера? Какая у них была программа?

      3. Когда и почему Гек разочаровался в выдумках Тома?

      4. При каких обстоятельствах Гек встретил негра Джима и почему они отправились в плавание?

      5. Чем осложнилось плавание Гека и Джима и как они выходили из трудных положений? Чем привлекают вас эти герои?

      6. Когда и при каких обстоятельствах герои вспоминают Тома?

      7. Какие приключения случались с Геком и как он вел себя в критических случаях?

      8. Какие герои произведения вам несимпатичны? Почему? Нарисуйте (устно) их портреты.

      9. Как вновь встретились Гек и Том?

      10. Как характеризует Тома участие в «побеге» Джима? Ведь он заранее знал, что Джим уже получил вольную.

      11. Какие места при чтении вызвали смех? Перескажите их.

      В конце беседы можно прочесть раздел хрестоматии «Подумаем вместе», где утверждается, что «Том — это маленький Дон Кихот, начитавшийся… приключенческих книг и стремящийся воплотить прочитанное в жизнь. Его приятель Гек напоминает Санчо Пансу…».

      Завершается урок рекомендацией прочитать произведения Марка Твена из той же серии: «Том Сойер за границей», «Том Сойер — сыщик».

ДЖЕК ЛОНДОН
«Любовь к жизни»

      Знакомство с жизнью и произведениями выдающегося американского писателя Джека Лондона (полное имя Джон Гриффит Лондон) — значительное явление в жизни подростков. Многие из них к этому времени уже читали рассказы и повести этого писателя. Поэтому с самого начала надо познакомить ребят с его жизнью, так как она представляет большой интерес для юных читателей. Можно заранее рекомендовать шестиклассникам прочесть некоторые книги, например: Стоун Ирвин. Джек Лондон: Моряк в седле. — М., 1962. — (Сер. «ЖЗЛ»); Быков В. М. Джек Лондон. — М.: Изд-во Московского университета, 1964, и др.

      Урок можно начать с чтения статьи Б. Полевого о Джеке Лондоне в учебнике-хрестоматии, после чего дети по желанию могут дополнить сведения о жизни этого писателя из самостоятельно прочитанных книг. Биография писателя явится своеобразным прологом к изучению его произведений.

      Вторая часть урока посвящается чтению рассказа «Любовь к жизни». Читает сам учитель или заранее подготовленный ученик. До конца урока обычно прочитывается половина произведения. Дома учащиеся дочитывают рассказ до конца и отвечают на первые два вопроса хрестоматии:

      1. Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» отличается от ранее прочитанных вами?

      2. Что вам больше всего понравилось в нем?

      Желающие выбирают одну из сцен многодневного пути героя и готовят ее выразительное чтение. Другая группа учащихся подготавливает рассказ о встрече с волком от лица героя.

      Приступая к анализу рассказа «Любовь к жизни», необходимо постоянно обращаться к тексту произведения. На это рассчитаны прежде всего вопросы и задания в учебной хрестоматии.

      Учащиеся перечитывают начало рассказа, обращают внимание на обстоятельства, при которых впервые знакомится читатель с героями этого произведения.

      Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан. Особо выделяются детали, которые подтверждают эту мысль: «лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений», «плечи оттягивали тяжелые тюки», «оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз», «голос звучал вяло», «говорил равнодушно» и др.

      Что еще можно сказать о героях? Один из них попадает в беду. А другой — Билл — оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.

      При описании состояния героя, покинутого товарищем, важно обратить внимание на чувства, которые он испытывал. Учащиеся выделяют: «…и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя». «Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.

      — Билл! — крикнул он.

      Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…»

      Описание природы помогает в еще большей степени понять одиночество и безнадежность попавшего в беду человека, угнетенность его чувств:

      «Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы — ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, — и в его глазах появилось выражение страха».

      Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

      После ответа на эти вопросы учащиеся прослеживают день за днем тот путь, который прошел герой рассказа. На конкретных примерах показывают, как постепенно нарастает трагизм его положения. Выразительно читаются подготовленные дома сцены многодневного пути героя. При этом обращается внимание на то, какое чувство вызывает герой в тот или иной момент. Вот эти сцены: начало пути без Билла; чувство голода и встреча с куропатками; герой освобождается от всего лишнего; встреча с медведем; «наступили страшные дни дождей и снега»; герой увидел океан; встреча с волком.

      Вместо зачитывания ключевых сцен можно предложить составить план того пути, который прошел герой рассказа (план может быть цитатный). Вот примерные его пункты:

      1. «Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки».

      2. «…Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, — оставалось только лечь на землю и умереть».

      3. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитал три раза».

      4. «Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».

      5. «И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной».

      6. «Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него…»

      7. «Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря».

      8. «Наступил день — серый день без солнца… Теперь чувство голода у путника притупилось… Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз».

      9. «В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти».

      10. «Он разделил золото пополам; одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешочек… Но ружье он все еще не бросил».

      11. «Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье».

      12. «Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его».

      13. «Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь…»

      14. «Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило».

      15. «Опять послышалось сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка».

      16. «Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути».

      17. «…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул».

      Следующий этап урока — рассказ, приготовленный дома, о встрече с волком от лица героя рассказа. В беседе после этого обращается особое внимание на то, почему в этой смертельной схватке умирающий, обессиленный человек одерживает победу.

      Выделяются следующие места повествования:

      «Он уже не ощущал боли. Желудок и нервы словно дремали. Однако жизнь, еще теплившаяся в нем, гнала его вперед. Он очень устал, но жизнь в нем не хотела гибнуть; и потому, что она не хотела гибнуть, человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз».

      «Оглянувшись как-то, он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след, и ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьет волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни: больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, — оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга.

      Будь то здоровый волк, человек не стал бы так сопротивляться, но ему было неприятно думать, что он попадет в утробу этой мерзкой твари, почти падали. Ему стало противно…»

      «Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».

      Рассуждения об этом кончаются ответом на вопросы, которые подводят итог беседе: Почему герой оказался победителем? В чем смысл рассказа «Любовь к жизни» и почему он так называется?

      К следующему уроку учащимся предлагается сравнить героя рассказа Дж. Лондона и одного из героев самостоятельно прочитанных книг. Желающие составляют сценарий на тему «Путь к кораблю».

      Урок начинается прослушиванием сценария, после чего класс приступает к сравнительной характеристике героя рассказа Джека Лондона и самостоятельно выбранного героя. Главное в этой работе — избегать жесткости и регламентации, не дать сделать этот материал скучным. В основе должны быть свободные высказывания учащихся на основе личных впечатлений. Предлагаемые вопросы являются лишь самым примерным ориентиром:

      1. В каких обстоятельствах оказались герои?

      2. Как они вели себя? Что общего в их поведении?

      3. Чем они отличаются друг от друга?

      В оставшееся время учащиеся рассматривают иллюстрации к рассказу, помещенные в хрестоматии, а также в отдельных изданиях, принесенных из дома, размышляют над тем, кто из художников наиболее удачно и выразительно изобразил героя. Называют эпизоды, которые можно было бы взять для иллюстраций. Некоторые учащиеся более подробно рассказывают о том, как они представляют себе эти рисунки.

ЭРНЕСТ СЕТОН-ТОМПСОН
«Снап. История бультерьера»

      Канадский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860—1946) в самом конце XIX—XX в. создал себе мировую славу многочисленными книгами о животных, основанными на научном подходе к изображению четвероногих и пернатых героев. Он с детских лет жил в Канаде, и там проходила вся его работа по изучению диких животных в естественных условиях.

      Первый сборник своих рассказов под общим названием «Животные, которых я знал» был издан в самом конце XIX века (1898). Эта книга, принесшая автору известность, содержит восемь увлекательно написанных «биографий» разных зверей. Замечательны рисунки автора — легкие наброски на полях книги. Они поясняют текст и сливаются с ним в одно целое. Основная цель, которую поставил перед собой писатель, — «остановить, по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление диких животных». Сетон-Томпсон утверждал, что все его рассказы основаны на невыдуманных фактах.

      Уже первой книгой писатель положил начало реалистическому направлению в литературе о животных. Затем он создает такие книги, как «Животные-герои», «Из жизни гонимых», «Нравы и психология диких животных», «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились». Эта книга, написанная в форме приключенческого романа, является художественной энциклопедией для юных натуралистов.

      В конце жизни Сетон-Томпсон издал интересную автобиографию «Путь художника-натуралиста» (1940). У нас эта книга вышла в сокращенном виде под заглавием «Моя жизнь» (1946).

      Книга показывает, как точны и достоверны были наблюдения писателя и с каким упорством он накапливает материал для своих произведений. В книге очень много выдержек из дневников, которые Сетон-Томпсон вел в течение всей своей жизни. У него накопилось около пятидесяти томов дневниковых записей, которые он частично использовал в своих произведениях.

      Эмоциональная напряженность, героическая патетика и острая сюжетность делают рассказы Сетона-Томпсона очень популярными среди детей и подростков.

      Сетон-Томпсон покоряет своим гуманизмом и художественным мастерством. Созданные им выразительные портреты и захватывающе интересные биографии животных живут в сознании юных читателей наряду с героями любимых книг. Произведения Сетона-Томпсона представляют для детей и юношества огромную познавательную и воспитательную ценность.

      Для чтения и обсуждения в классе предлагается рассказ Сетона-Томпсона «Снап. История бультерьера».

      Сама биография Сетона-Томпсона представляет большой интерес для школьников. Поэтому в классе читается вступительная статья В. В. Бианки и Н. И. Сладкова к теме — статья (в сокращении) последователей и продолжателей дела этого удивительного писателя. Статья написана просто, интересно, эмоционально и вполне доступна школьникам. Поэтому школьники могут прочитать ее дома, а в классе пересказать и ответить на вопросы хрестоматии. Если учитель располагает временем, статья читается в классе, а затем проводится небольшая беседа по вопросам:

      1. В чем состоит заслуга Сетона-Томпсона как писателя? Чем можно объяснить быстрое распространение его книг во всех странах мира?

      2. Что показалось вам интересным и необычным в рассказе о Сетоне-Томпсоне?

      3. Прочитайте еще раз строки из автобиографии писателя о выборе своего жизненного пути. Как вы понимаете эти слова?

      4. Какие произведения Сетона-Томпсона вы читали и что вам особенно в них понравилось?

      Рассказ читается в классе. В отдельных случаях он может быть прочитан учащимися дома самостоятельно. В классе предлагается провести беседу по следующим вопросам.

      1. Как вел себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином?

      2. Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?

      3. «В телеграмме он [Снап] не зря был назван замечательным щенком». Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму?

      4. «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги — силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришел к такому выводу?

      5. Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?

      6. Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом к этому произведению.

      7. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались. Как они связаны с эпиграфом к теме?

      Завершающим моментом беседы по рассказу «Снап» явится обращение к рисункам самого писателя. Их показывают при помощи эпидиаскопа. Ребята рассматривают их, а затем отвечают на вопрос: «Как удалось Сетону-Томпсону передать в рисунках характер Снапа?» Учащиеся более обстоятельно останавливаются на этих рисунках.

      Задача урока состоит не только в том, чтобы познакомить детей с замечательным канадским писателем Сетоном-Томпсоном, прочитать рассказ «Снап», но и в том, чтобы заинтересовать учащихся, вызвать у них желание читать произведения писателя. Поэтому в заключение можно рекомендовать шестиклассникам прочитать статью В. Пескова «В гостях у Сетона-Томпсона», помещенную в хрестоматии, в которой перечисляются книги писателя.

      Дома учащиеся пишут небольшое сочинение о каком-либо домашнем животном на тему «Случай из моей жизни».

РЕЙ БРЭДБЕРИ
«Каникулы». «Зеленое утро»

      Завершается изучение литературы в VI классе двумя научно-фантастическими рассказами выдающегося американского писателя Рея Брэдбери «Каникулы» и «Зеленое утро».

      Научно-фантастическая литература пользуется особой популярностью у юных читателей. Ее популярность увеличивается с возрастом учащихся. Так, если в пятых классах фантастика неразрывно связана со сказками, то в шестых-седьмых классах школьники отчетливо выделяют в своем чтении научно-фантастическую литературу.

      Читая произведения научной фантастики самостоятельно, ребята чаще всего увлекаются лишь занимательностью сюжета и необычностью ситуаций. Глубина изложения, научный поиск, художественность произведения, как правило, остаются за пределами внимания юных читателей.

      Включение научно-фантастической литературы в круг чтения подростков требует руководства этим чтением со стороны педагога. Вмешательство учителя поможет разобраться в произведении, выявить действительно ценное в нем, подлинно научное и художественное и в дальнейшем, при самостоятельном чтении, научит отличать настоящее художественное произведение от ремесленной поделки, которыми изобилует научно-фантастическая литература.

      Помещенные в учебнике рассказы Рея Брэдбери «Каникулы» и «Зеленое утро» как нельзя лучше отражают насущные проблемы современности.

      В учебнике-хрестоматии помещена небольшая вступительная статья о писателе, которая дает представление о том, когда и где родился писатель, рекомендует некоторые произведения писателя для чтения.

      Рей Дуглас Брэдбери (1920) писать начал очень рано. Еще совсем молодым человеком он заслужил славу одного из самых крупных писателей Соединенных Штатов Америки. В настоящее время его книги переведены во всех странах. Очень широк мир писателя-фантаста Рея Брэдбери. Но главное в нем — это космос.

      «Когда я был мальчишкой, — писал позднее Рей Брэдбери, — и жил на Среднем Западе, я любил ночью выйти из дома — посмотреть на звезды и подумать об их загадках. Наверно, каждый мальчишка так делал. …Я рос, все больше увлекаясь ракетами и космосом в свои двенадцать, тринадцать и четырнадцать лет».

      Он вырос в маленьком иллинойсском городке и увидел, как наступил Космический Век, как сбылись его мечты и надежды. «Звезды твои, если твоя голова, руки и сердце созданы для звезд», — писал Рей Брэдбери.

      «Зачем нужно покорять космос? Для чего?.. Космос — это попытка человека стать причастным вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого», — говорит Рей Брэдбери.

      «Два года назад я впервые приехал на мыс Канаверал. Я поднялся на самый верх пусковой установки, все осмотрел. И до конца дня плакал от радости. Я был там, в мире, который ощущаю своим, в котором я родился и который — невероятный парадокс — не существовал в момент моего рождения… Не спрашивайте себя больше, глядя на ракету: „Зачем все это? Когда же это кончится?“ Да, конец наступит. Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды»1.

      И вместе с тем учащимся будет интересно узнать, что Рея Брэдбери некоторые на Западе считают врагом технологии, противником телевидения, автомобиля и самолета. Вот что ответил на это писатель:

      «Это слегка преувеличено. У нас дома телевизор — с 1954 года. До того времени мы не могли оплачивать его. Когда мы — я, моя жена и две старшие дочки — оказались дома на карантине из-за свинки и перечитали все книги из нашей библиотеки, я взял телевизор напрокат. Мы посмотрели фильм о Шерлоке Холмсе на маленьком экране и… оставили у себя телевизор! Я испытываю страх перед автомобилем, к тому же из меня вышел бы плохой водитель. Лучше избавить уж шоссе от одного убийцы. Что же касается самолета, то мне просто-напросто не очень нравится такая высота. В 1954 году я три дня не мог решиться подняться на Эйфелеву башню, несмотря на насмешки моих дочерей. Я находился там не более двух минут».

      Очень широк круг знаний, который питает неуемную фантазию писателя. «Я интересуюсь всеми областями знания, — говорит Рей Брэдбери. — Я изучал разные вещи, иногда довольно поверхностно, но спектр моих поисков широк, а некоторые области я знаю особенно хорошо: психиатрию, философию, поэзию, литературу. Постоянно читаю и перечитываю Бернарда Шоу, прочел всего Мольера. Среди романистов на меня особенно сильно повлияли Сомерсет Моэм, Киплинг, Стейнбек. С детства люблю детективы. Очень интересуюсь искусством Ренессанса, греческой и латинской цивилизациями, особенно Пиранези, страстный поклонник кино. Таким образом, у меня очень широкие культурные интересы… Мысли, которые мы черпаем из столь разных дисциплин, скапливаются и дают вспышку в мозгу, подобную ядерной реакции. В одну секунду из слона рождается муха! Или наоборот».

      Рей Брэдбери воспринял лучшие традиции предшествующей и современной ему фантастической литературы и достиг в этой области новых высот. Сам писатель однажды шутливо заметил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой, Эдгар Аллан По приходится мне двоюродным братом… Ну кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом — в такой-то семейке!»2

      После небольшого вступительного слова о Брэдбери и чтения о нем статьи в учебнике знакомимся с рассказом «Каникулы», который вместе с другим рассказом в хрестоматии — «Зеленое утро» — заключает в себе одну из основных гуманистических идей: надо уметь ценить жизнь и видеть в ней прежде всего хорошее. А еще делать добро даже тогда, когда, казалось бы, нет надежды получить отдачу. Хорошее в жизни не пропадает бесследно.

      Беседа в классе организуется следующими вопросами:

      1. Прочитайте начало рассказа. Какое впечатление оно оставляет и почему?

      Уже первые строки рассказа вызывают чувство настороженности, ожидание чего-то непонятного, скорее всего страшного. Это создается такими художественными образами, как «свежесть», «тишина», «море было неспокойно», «море молчало», «безмолвие срасталось с безмолвием», «одинокий дрозд», «черный дрозд», «великое безмолвие».

      2. Почему рассказ называется «Каникулы»? Кто произносит это слово и какой смысл он вкладывает в него?

      3. Какой увидели герои землю в то утро, когда исполнилось их желание? Какие чувства испытывали они?

      4. По каким признакам можно судить, что самым большим желанием всех героев рассказа была надежда на встречу с человеком?

      Следует обратить внимание на некоторые детали, например: «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним: на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути». Или еще: когда отец строил планы на будущее, вдруг «он смолк… что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу». Это была слеза. Когда мальчик увидел след от слезы, то «он вздохнул. — Папа, тебе тоже не с кем играть?»

      5. Почему мать боялась, что желание ее сына не совпадет с ее желанием?

      6. Как вы думаете, что написал в записке мальчик? А что написали бы вы, будь на его месте?

      7. В чем, по-вашему, смысл этого рассказа?

      Завершается беседа предложением попробовать свои силы и выполнить задание для самостоятельной работы по сценарию мультипликационного фильма современного писателя-фантаста Кира Булычева «Тайна третьей планеты». Школьники хорошо знают этого писателя по таким научно-фантастическим произведениям, как «Миллион приключений», «Девочка с планеты Земля», «Сто лет тому вперед».

      Работу выполняют не все учащиеся, а только те, кто желает. Учитель знакомится с содержанием сочинений, отбирает лучшие и прочитывает их в классе. Некоторые из них помещаются в классном рукописном журнале.

      Следующий урок посвящается чтению рассказа «Зеленое утро» и беседе о нем по следующим вопросам:

      1. Что заставило Бенджамена Дрисколла остаться на опасной для него планете?

      2. Почему в течение целого месяца он ни разу не поворачивался «лицом в ту сторону, откуда пришел»?

      3. В чем смысл рассказа «Зеленое утро»? С какими произведениями, прочитанными вами ранее, вы могли бы его поставить рядом? Что у них общего?

      Спешите делать добро — таков смысл рассказа «Зеленое утро». Дети вспоминают другие произведения, например «Уроки французского» В. Распутина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева и т. д.

      4. Что объединяет прочитанные вами рассказы Рея Брэдбери? Почему они называются фантастическими?

      5. В чем, по-вашему, смысл эпиграфа: «Я выбираю звезды»? Как он связан с содержанием рассказов «Каникулы» и «Зеленое утро»?

Уроки внеклассного чтения по теме
«Произведения зарубежных писателей»

Романы Жюля Верна

      При организации уроков внеклассного чтения по произведениям научной фантастики учителю помогут списки книг для внеклассного чтения, имеющиеся в программе, а также рекомендательные списки детских и юношеских библиотек. Однако надо иметь в виду, что читают учащиеся значительно больше научно-фантастических произведений, чем указано в этих списках. В числе любимых писателей-фантастов в первой пятерке находятся А. Беляев, К. Булычев, А. Толстой, Ж. Верн, Г. Уэллс.

      На уроках внеклассного чтения наиболее целесообразно рассмотреть творчество тех писателей-фантастов, которые на различных этапах истории научно-фантастической литературы оказали решающее влияние на ее развитие, обогащали содержание и находили новые, современные формы.

      Особую роль в руководстве самостоятельным чтением подростков должна сыграть система уроков внеклассного чтения, которая поможет глубже понять своеобразие научно-фантастической литературы и вместе с тем активизирует ее воспитательное и познавательное воздействие на школьников.

      Намечая систему уроков внеклассного чтения в V—VIII классах по произведениям научной фантастики, следует прежде всего учитывать реальные возможности, которыми располагает учитель для проведения уроков внеклассного чтения: подготовленность класса, наличие художественной литературы, интересы учащихся и т. д. С самого начала следует оговориться, что научно-фантастическим произведениям можно посвятить один, в отдельных случаях — два урока внеклассного чтения в каждой возрастной параллели.

      В VI классе следует рассмотреть на уроке внеклассного чтения произведения Жюля Верна. Причем задача этого урока состоит в том, чтобы не только провести беседу по одному из его произведений, но и дать представление о творчестве писателя-фантаста. Такой подход поможет вызвать интерес к творчеству писателя и наметить перспективу для чтения шестиклассников.

      Учитывая повышенный интерес подростков к произведениям Жюля Верна, можно организовать беседу по двум-трем произведениям писателя, например по его трилогии: «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров».

      Предварительно класс разбивается на три группы, каждая из которых по желанию читает один из указанных романов писателя. Один-два ученика получают индивидуальные задания — подготовить рассказ о жизни и творчестве Жюля Верна. К уроку готовится выставка книг писателя, выпускается литературная газета с отзывами учащихся о прочитанных книгах.

      Урок начинается с сообщения учащихся о жизни и творчестве Жюля Верна. В отдельных случаях учитель сам может рассказать о писателе. Приводим примерное содержание этого сообщения3.

      Шестьдесят пять романов, входящих в серию «Необыкновенные путешествия», — это гимн завоеваниям науки и техники. Борьба человека за овладение Вселенной составляет главное содержание произведений Жюля Верна. История науки, ее современное состояние и перспективы — главная тема его произведений, в которых поэтическая фантазия опирается на реальные успехи изобретательской и научной мысли XIX в.

      Жюль-Габриэль Верн родился во Франции в 1828 году в старинном приморском городе Нанте. Отец писателя Пьер Верн был потомственным адвокатом. Безудержное влечение к морю и кораблям появилось у Жюля Верна столь же рано, как и отвращение к профессии юриста, которую прочил ему отец.

      Романтика моря имела для него такую притягательную силу, что в одиннадцатилетнем возрасте он убежал из дому с небольшим запасом сухарей и нанялся на парусник «Корали», державший путь в Индию.

      По окончании лицея Жюль Верн едет в Париж держать экзамен для получения адвокатского звания. В то же время Жюль Верн постоянно интересуется точными науками и техникой, читает труды по истории и географии, навигации и воздухоплаванию, заводит особую тетрадь, куда заносит любопытные сведения о научных открытиях и изобретениях.

      Первые шаги на литературном поприще Жюлю Верну помог сделать Александр Дюма. «С моим отцом его роднит воображение, молодой задор, чудесный юмор, неистощимая выдумка, здоровый дух, ясность мысли и еще одна добродетель, которую не признают слабосильные, — „плодовитость“», — писал о Жюле Верне Александр Дюма-сын.

      В 1862 году Жюль Верн оставляет службу и посвящает себя литературе. В одном из писем он писал: «Я напал на счастливую мысль: пишу роман в совершенно новом роде, нечто очень своеобразное. Мне кажется, я нашел свою золотую жилу».

      Это был роман «Пять недель на воздушном шаре», опубликованный издателем Этцелем, с которым Жюль Верн связал всю свою последующую литературную работу. Этцель составил своеобразный договор на 20 лет вперед, писатель брал на себя обязательство ежегодно за 20 000 франков передавать издателю два новых романа или один двухтомный.

      — Теперь, дорогой месье Верн, вы будете писать книгу за книгой, роман за романом. Длинная серия ваших книг…

      — Мы назовем ее, — ответил Жюль Верн… «Необыкновенные путешествия».

      Роман «Дети капитана Гранта» был уже закончен, устройство подводного корабля «Наутилус» тщательно продумано, образ Немо, бесстрашного командира подводного корабля, не давал покоя, тревожил даже по ночам, были уже набросаны первые страницы нового романа «Двадцать тысяч лье под водой», когда Жюлю Верну было предложено довести до конца обширный труд «Иллюстрированная география Франции и ее колоний». Труд этот создал знаменитому романисту репутацию серьезного ученого. Позднее Жюль Верн написал еще шеститомную «Всеобщую историю великих путешествий и великих путешественников». Автор привлекает тысячи географических названий и дает сведения о жизни и деятельности сотен путешественников. Он показывает, как постепенно люди открывали землю, как на ней оставалось все меньше «белых пятен», какие величайшие подвиги совершали Колумбы разных стран и народов и какие громадные трудности они преодолели, обогащая человечество географическими познаниями.

      «Вокруг Луны», «Двадцать тысяч лье под водой», «Плавающий город», «Вокруг света в 80 дней», «Таинственный остров» — эти романы стоят в начале списка «Необыкновенных путешествий».

      Для большинства читателей знаменитый романист оставался загадочной, чуть ли не мифической личностью. Он не любил афишировать своего имени, позировать перед фотографами, посвящать журналистов в свои литературные планы и подробности личной жизни, заполненной всепоглощающим творческим трудом.

      Ежедневная работа — от зари до зари — была подчинена идеальному распорядку, во многом способствовавшему исключительной продуктивности писательского труда. С пяти утра до полудня Жюль Верн писал и правил корректуры. Послеобеденные часы он посвящал чтению и просмотру источников для следующего романа, а вечернее время — отдыху и беседам с друзьями.

      Круг чтения Жюля Верна был исключительно разнообразен и широк. Писатель внимательно следил за новинками художественной и естественно-научной литературы, регулярно просматривал с карандашом в руках труды научных обществ, сообщения бюро, ведавших регистрацией изобретений и выдачей патентов.

      Неоценимую помощь в работе над романами оказывала ему замечательная картотека, где были подобраны в систематическом порядке всевозможные фактические сведения по разным отраслям знаний. Читая книги, журналы и газеты, он постоянно делал выписки, не пропуская ничего из области физики, химии, астрономии, геологии, географии, истории и т. п., что могло бы ему так или иначе пригодиться в будущем. Эта картотека, начало которой было положено еще в студенческие годы, непрерывно пополнялась и к концу жизни писателя насчитывала более двадцати тысяч аккуратно пронумерованных тетрадок с выписками. Такой способ накопления материала впрок, скорее напоминавший метод работы ученого, чем писателя, дал возможность Жюлю Верну не только рационализировать свой творческий труд, но и привести к исполнению грандиозный замысел «Необыкновенных путешествий».

      Лишь ближайшим друзьям было известно, какого огромного напряжения физических и духовных сил стоило ему каждое произведение, пленявшее читателей новизной, остроумием, легкостью стиля.

      Жюль Верн умер в 1905 году, когда ему было 77 лет.

      Писатель оставил 10 неопубликованных книг. До конца 1910 года каждое полугодие, как это делалось на протяжении сорока двух лет, он продолжал дарить читателям новый том «Необыкновенных путешествий».

      За свою долгую жизнь, кроме 65 романов, которые были изданы в 93 томах, Жюль Верн написал еще 20 повестей и рассказов, 23 драматических произведения и 10 научно-популярных книг по географии и истории географических открытий. Таким образом, все сочинения Жюля Верна образуют библиотеку из 110—115 томов, библиотеку, написанную одним человеком.

      Переходя к рассмотрению романа Жюля Верна на уроке внеклассного чтения, учитель дает очень краткую характеристику серии «Необыкновенные путешествия», книги которой, взятые в целом, представляют уникальный географический очерк о земном шаре. Если распределить все романы по месту действия, то окажется, что в четырех из них описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — разные страны Европы, в восьми — Северная Америка, в четырех — Южная Америка, в четырех — Арктика, в трех — Австралия и Океания и в одном — Антарктида. «Необыкновенные путешествия» — своеобразная географическая энциклопедия XIX века, рассказывающая не только о том, что было известно и изучено, но еще больше — что предстояло открыть и исследовать. Можно обратить внимание учащихся на такую характерную особенность творческой манеры Жюля Верна: у писателя в библиотеке был огромный глобус, на котором он при написании каждого романа отмечал маршруты героев. Поэтому глобус был испещрен разноцветными линиями, которые скрещивались, переплетались, расходились в разные стороны, пересекая как раз те области, куда не ступала нога человека. К концу жизни Жюля Верна глобус покрылся такой густой сетью маршрутов, что и самому писателю было трудно выпутываться из этого лабиринта. Учитель отметит, что даже в приключенческих и географических романах Жюля Верна, к которым относится и роман «Дети капитана Гранта», неизменным элементом остается фантастика.

      Предлагаем примерные вопросы, которые помогут провести беседу по этому произведению.

      — Чем было вызвано плавание капитана Гранта и почему Гленарван отправился на его поиски?

      — Какие новые интересные факты о странах, природе узнали вы, читая роман Жюля Верна?

      — Охарактеризуйте героев романа. Кто из них вам понравился и почему?

      — Какие приключения героев, связанные с проявлением природных явлений, можно назвать фантастическими?

      — Как проявили себя члены экспедиции Гленарвана во время опасных путешествий? Остановитесь на конкретных примерах.

      — Зачем, по-вашему, потребовалось Жюлю Верну подробно описывать пари Жака Паганеля и майора Мак-Набса? Как это характеризует манеру писателя?

      — Каким образом Жюль Верн выразил свое отношение к положению туземного населения в Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии? Как это характеризует писателя?

      — Какие страницы романа произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?

      Приступая к рассмотрению романа «Двадцать тысяч лье под водой», учитель будет иметь в виду, что учащимся интересно узнать историю создания этого произведения, а также то, в каком состоянии находилась подводная навигация, когда Жюль Верн задумал свой роман. Поэтому первый вопрос может осветить сам учитель, второй — один из учеников, увлекающихся историей технических открытий и научной фантастикой.

      Ученик сообщает о том, что к середине XIX в. строительство подводных лодок только начиналось. Глубина погружения не превышала нескольких метров, пройденное под водой расстояние — нескольких километров. Главная трудность заключалась в отсутствии механического двигателя и надежной системы управления.

      В 1776 году американец Башнелл построил первую в мире металлическую подводную лодку «Черепаха». Она напоминала яйцо, состоящее из двух половинок, скрепленных болтами, и приводилась в движение гребным винтом, который вращался рукояткой. «Черепаха» погибла на рейде Нью-Йорка при попытке взорвать английский корабль «Игл».

      В 1800 году Роберт Фултон спустил под воду «Наутилус», судно сигарообразной формы, с гребным винтом, который вращали четыре человека. Подводное судно делало не больше трех километров в час, поэтому вскоре опыты с подводной лодкой были прекращены.

      Название «Наутилус», прославленное впоследствии Жюлем Верном, стало традиционным для подводных кораблей.

      Русский инженер А. А. Шильдер построил в 1834 году весельную подводную лодку, приводимую в движение физической силой моряков.

      Ручным двигателем была снабжена и подводная лодка Аунлея «Давид». Аунлей принимал участие в гражданской войне в США на стороне южан. В 1863 году он взорвал корабль северян и погиб вместе с экипажем «Давида».

      От «Черепахи» до «Давида» прошло около 90 лет, но подводные лодки все еще были неповоротливы, медлительны и, главное, не умели сохранять равновесие под водой: то камнем плюхались на дно, то неожиданно выпрыгивали кормой или носом вверх. Кроме того, они были слепы, как кроты.

      Пытались создать конструкцию с паровым двигателем, но вскоре отказались от этого и вернулись к ручному вороту. Подводная лодка с паровой машиной стала пленницей дымовой трубы: ее верхушка всегда должна была торчать на поверхности.

      Пробовали приспособить воздушный двигатель. Поршни машины приводились в движение сжатым воздухом. Однако запаса сжатого воздуха хватало только на час-полтора. Воздушный двигатель себя не оправдал.

      Таково было состояние подводной навигации, когда Жюль Верн задумал «Двадцать тысяч лье под водой».

      Писателю были хорошо известны конструкции и история подводных лодок.

      Жюль Верн возлагал надежды на электричество, считая его силой, которая преобразит мир. На смену века пара должен был прийти век электричества. Это было ясно передовым людям того времени, хотя о мощном электрическом двигателе можно было только мечтать.

      Электроэнергия, получаемая из окружающей водной среды, служит «Наутилусу» не только двигательной силой. Она используется для освещения, отопления, вентиляции, в боевых действиях и для разных бытовых нужд. Предусмотрены десятки способов применения электроэнергии, которые писатель сумел безошибочно предсказать.

      Современникам Жюля Верна все это казалось «научной сказкой», но писатель верил в осуществимость своей мечты. «Все, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», — писал Жюль Верн, и он был прав: возможности науки и техники сильней воображения.

      Атомный двигатель наделил современную субмарину настоящим могуществом. Трудно перечислить все преимущества современного подводного корабля перед «Наутилусом». Атомный двигатель и химическая регенерация воздуха дают ему возможность месяцами не всплывать на поверхность. Жюль Верн, естественно, не мог предусмотреть телевизора, эхолота, всевозможных радиолокационных и радиотехнических приборов, разведывательного телескопа с ангаром, не говоря уже о перископе и торпеде.

      Жюль Верн в тумане будущего видел прообраз идеального подводного судна. В нем много сходства с позднее осуществленными конструкциями.

      Дальнейшая работа в классе может быть организована как беседа по следующим вопросам.

      — Каким образом профессор Аронакс, Консель и Нед Ленд оказались на «Наутилусе»?

      — Почему капитан Немо охотно делится всеми тайнами «Наутилуса» с Аронаксом? Что привлекло капитана Немо в этом человеке?

      — Через некоторое время пребывания на борту «Наутилуса» профессор Аронакс знал конструкцию подводного судна, принцип его работы. Расскажите, что умеет «Наутилус».

      — Капитан Немо считал нечаянных гостей «пассажирами» «Наутилуса», Аронакс — пленниками командира корабля. Кто из них, по-вашему, был прав? Почему через некоторое время профессор Аронакс и Консель перестали тяготиться своим вынужденным пребыванием на борту, а Нед Ленд постоянно думал о побеге?

      — «…Перед моим духовным взором промелькнуло все, что случилось после моего исчезновения с „Авраама Линкольна“, все происшествия, плохие и хорошие; я снова увидел подводную охоту, пролив Торреса, берега Пацуасии, мель, коралловую гробницу, Суэцкий канал, Санторинский остров, критского ловца, бухту Виго, Атлантиду, ледяной затор, Южный полюс, ледяную тьму, бой со спрутами, бурю в Гольфстриме, „Мститель“ и ужасное зрелище корабля, потопленного вместе с экипажем! Все эти события развертывались перед глазами».

      Какое из перечисленных происшествий произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Расскажите о нем подробнее.

      — С каждым годом «Наутилус» все больше устаревает. Но роман «Двадцать тысяч лье под водой» остается одной из любимых книг едва ли не во всем мире. В чем же секрет обаяния этой бессмертной книги?

      Приступая к последнему роману трилогии — «Таинственный остров», учитель обратит внимание на то, что он принадлежит к циклу романов-«робинзонад». Само слово «робинзонада» вошло в литературу еще в XVIII в., когда стало появляться множество книг, написанных под влиянием «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо. Позднее Жюль Верн писал: «„Робинзонады“ были книгами моего детства, я сохранил о них неизгладимое воспоминание… Никогда впоследствии при чтении других произведений я не переживал больше впечатлений первых лет. Не подлежит сомнению, что любовь моя к этому роду приключений инстинктивно привела меня на дорогу, по которой я пошел впоследствии. Эта любовь заставила меня написать „Школу Робинзонов“, „Таинственный остров“, „Два года каникул“… Поэтому никто не удивится тому, что я всецело отдался сочинению необыкновенных путешествий».

      Приводим примерные вопросы, которые помогут организовать беседу в классе.

      — Каким образом аэронавты оказались на необитаемом острове? Почему они назвали этот остров именем Авраама Линкольна?

      — Остров Линкольн был одним из тех островов, которые «созданы как бы специально для того, чтобы бедняги вроде нас могли легко выйти из всякого затруднения», говорит один из колонистов. Что имел в виду этот герой? Что из себя представлял этот остров?

      — Каким образом удается обитателям острова найти выход из трудного, казалось бы безвыходного, положения?

      — «Я весь отдался „Робинзону“ или, вернее, „Таинственному острову“… Встречаюсь с профессорами химии, бываю на химических фабриках и каждый раз возвращаюсь с пятнами на одежде… потому что „Таинственный остров“ будет романом о химии». Какое основание имел Жюль Верн так сказать о своем романе?

      — Согласны ли вы с мнением одного из героев романа (Пенкрофа), что «колонисты острова Линкольна стоили во сто раз больше, чем все прошлые Робинзоны, для которых даже малая задача казалась просто-напросто чудом»? Как вы можете объяснить утверждение автора, что обитатели острова «сумели поставить себе на службу животных, растения и минералы острова, т. е. все три царства природы»?

      — Какие странные обстоятельства стали тревожить колонистов спустя несколько месяцев их пребывания на острове? Почему капитан Немо принял участие в судьбе колонистов?

      — В чем состояла тайна капитана Немо? Как, по-вашему, автор относится к истории этого героя?

      — Почему колонисты вышли победителями из всех жизненных испытаний? Какой смысл вкладывает писатель в свой роман?

      — Какие «нити» связывают произведения Жюля Верна «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров»? Почему автор объединяет их в трилогию?

      — Какой из этих романов понравился вам больше всего? Чем именно? Что интересно вам в этих произведениях сегодня?

      Вопросы для итоговой беседы

      — Что узнали вы о жизни Жюля Верна? Как он работал? Какой труд создал ему репутацию серьезного ученого?

      — Когда вы впервые познакомились с произведениями Жюля Верна? Назовите произведения писателя, известные вам.

      — Какой из прочитанных вами романов писателя произвел на вас самое сильное впечатление?

      — Кто из героев запомнился вам? Назовите их. Что прославляет автор в их поступках и поведении? Что он осуждает?

      — С какими из прочитанных вами научно-фантастических произведений других писателей вы могли бы сравнить романы Жюля Верна? Что, по-вашему, у них общего и в чем их различие?

      В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что предложенные методические советы имеют не обязательный, а лишь примерный характер. Они могут быть ориентиром для самостоятельных решений творчески работающего учителя.


      1  Брэдбери Рей. Я выбираю звезды // Литературная газета. — 1978. — 20 сентября.

      2  Гаков Вл. Рей Брэдбери — выпускник библиотеки // Детская литература. — 1980. — № 10. — С. 35—39.

      3  Материалом для рассказа о Жюле Верне могут явиться следующие источники: Брандис Е. П. Жюль Верн: Жизнь и творчество. — Л., 1963, а также вступительные статьи и послесловия к сочинениям Жюля Верна, например: Верн Ж. Собр. соч. (К. Андреев, Предисловие). — М., 1954; Верн Ж. Двадцать тысяч лье под водой (Евг. Брандис. О романе «Двадцать тысяч лье под водой»). — М., 1975; Верн Ж. Таинственный остров (Евг. Брандис. О Жюле Верне и «Таинственном острове»). — М., 1984, и др.