3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ЦИКЛАМ УРОКОВ УЧЕБНИКА

      Unit 1. Reading ...? Why not?

      I. Holiday report

      В данном разделе ведется работа по активизации лексических единиц и грамматических структур, которые уже знакомы учащимся.

      Желательно подготовить иллюстративную наглядность, дающую представление об отдыхе, развлечениях во время летних каникул.

      1. Учащиеся заполняют Word Web. Варианты работы:

      1) Учащиеся заполняютWord Web в группах. Выигрывает та группа, которая представит наиболее полную схему.

      2) Учащиеся работают в группах, затем составляется общая схема.

      3) Схема составляется всем классом, учащиеся выходят к доске и подписывают на схеме различные виды занятий.

      Учащиеся также могут подписать предложенные им иллюстрации. Данное упражнение направлено не только на активизацию лексических единиц по теме “Summer Holidays”, но и различных грамматических структур, например:

      1) заполняя Word Web, можно активизировать V-ing формы:

      2) подписывая иллюстрацию, учащиеся активизируют форму Present Progressive;

      3) иллюстрации могут быть использованы в качестве смысловой опоры для активизации Simple Present (Sometimes we go fishing).

      2.1) Учащиеся могут не знать виды занятий, которые описаны в упражнении 2.3). В данном упражнении они только называют эти занятия. Учащиеся могут работать в парах, пользоваться словарем.

      2.2) Упражнение направлено на развитие воображения, догадки. Учащиеся высказывают самые разнообразные предположения о том, что представляют собой эти занятия.

      2.3) Сравнивая свои предположения с описанием занятий, учащиеся могут использовать следующие фразы:

      I was right about...

      I did guess right about...

      I couldn’t imagine that...

      I thought that... but it turned out that...

      It is surprising that...

      I have never heard about... but I guessed it right.

      3. Упражнение “Find someone who” (FSW) является полифункциональным упражнением. Оно направлено на активизацию в речи грамматических структур и лексических единиц, речевой функции “asking and giving information”, а также на совершенствование навыков аудирования и письма, развитие умения работать в группе. Так как это упражнение выполняется впервые, необходимо пояснить учащимся, как оно выполняется.

      Учитель обращается к одному из учащихся с вопросом: Have you ever babysat? Если звучит положительный ответ, учитель фиксирует имя учащегося на листе бумаги и обращается к нему с другим вопросом: Have you ever done judo? Если ответ отрицательный, учитель обращается с этим же вопросом к другому учащемуся, и т. д.

      При выполнении данного упражнения важно, чтобы учащиеся расспросили как можно больше своих одноклассников и узнали, кто в классе когда-либо выполнял данный вид деятельности. Таким же образом выясняется, кто из учащихся собирается заниматься (is going to), когда-либо занимался (used to), будет заниматься (will do), обычно занимается (usually does) другими видами деятельности. Имена учащихся и виды занятий каждый спрашивающий фиксирует в своей тетради, а затем выполняет задание 3.2) по модели.

      В зависимости от уровня владения той или иной грамматической структурой можно целенаправленно организовать работу по ее активизации, например, учащиеся выясняют, кто из их одноклассников когда-либо занимался предложенными видами деятельности (Present Perfect), и затем делается сообщение по модели задания 3.2).

      4.1) Учащиеся делают предположения о том, как их сверстники из России и Великобритании провели свои летние каникулы. Варианты работы: а) учащиеся могут использовать опоры в упражнении 4.2); б) учащиеся могут не использовать опоры, данные в упражнении 4.2).

      4.2) Учащиеся прослушивают высказывания и сначала отвечают те, у кого занятия совпали. Если получится так, что общих занятий не оказалось, можно задать другой вопрос: Would you like to spend summer holidays as ... did?

      Дополнительное упражнение к разделу: см. Рабочую тетрадь, упр. 7, 11, 12.

      II. Literary Britain

      1. Следует напомнить, что listening for specific information не предполагает понимания каждого слова. В данном случае учащиеся должны выделить географические названия и имена писателей. Чтобы облегчить эту задачу, учащиеся сначала могут ознакомиться с картой, а также с именами писателей в упр. 2 из III раздела, которые подскажут, о чем и о ком может рассказать гид. В менее подготовленных классах рассказ гида следует слушать по частям с предварительными вопросами.

      I часть: What writers is England connected with? What are their best works?

      Необходимо добиваться от учащихся использования разнообразных структур (предложенных в упражнении) при ответе на данный вопрос.

      II часть: What kind of town is Stratford-upon-Avon? What places of interest are connected with the name of Shakespeare?

      III часть: What literary places are there in London?

      IV часть: What literary nemes are connected with Wales?

      V часть: What writers made Bath a famous literary place?

      После прослушивания текста и ответа на предваряющий вопрос можно обратиться к карте и выяснить, какую дополнительную информацию о городе Бате она предлагает (What extra information about Bath does it suggest?).

      Key: There is a famous museum of books in Bath.

      VI часть: What places, writers and books did the guide mention?

      VII часть рассказа гида посвящена Р. Бернсу и тому, как британцы чтут его. Учащиеся знакомились с этой информацией в Учебнике “English-8”. Поэтому желательно сначала спросить: What do you think would the guide tell you about Robert Burns and how the British value him? Затем учащиеся слушают гида и добавляют, что нового они еще узнали.

      При обсуждении каждой части учащиеся могут делать записи по схеме: place — writer / poet — books.

      В качестве заключительного упражнения учащиеся могут: а) обобщить, что они узнали из рассказа гида о литературных местах Британии; б) ответить на вопросы: Have you read any books by these writers? Which books did you like best?

      2.2) Для того чтобы стимулировать учащихся в использовании имеющихся у них знаний, полученных либо в предыдущие годы при изучении английского языка, либо на уроках литературы и других предметов, можно задать учащимся дополнительные вопросы, например: What other literary places connected with the names of the British writers do you know?

      Учитель вправе ожидать следующие ответы на свой вопрос.

      Marple is associated with the name of detective Miss Marple, the main character of some Agatha Christie’s books.

      Nottingham is the place where you can follow the story of Lord Byron’s life.

      Lake District produced such a writer as William Wordsworth.

      Wales is the home of White Rabbit from Alice in Wonderland. Etc.

      Можно предложить учащимся дополнительную информацию (по усмотрению учителя).

      1. Nottinghamshire is a county rich in literary heritage. It’s connected with some other names of poets and authors. Here David Herbert Lawrence was born. He is a well-known novelist, poet and essayist. Many more writers lived here: Alan Sillitoe, Samuel Butler and others.

      2. The beauty of the Lake District appealed to Beatrix Potter, creator and illustrator of Peter Rabbit, Squirrel Nitkin and Mrs Jiggy Winkle. The tales of Beatrix Potter are brought alive with the use of modern technology at the World of Beatrix Potter, one of the popular attractions.

      3. Wales is associated with the name of Lewis Carroll. He is well known as the creator of White Rabbit. It’s the place which has inspired Lewis Carroll to write his literary treasure “Alice in Wonderland”. It’s the place where you can see the White Rabbit Memorial.

      III.  Famous British writers

      2. Используя информацию в ЛСС, учащиеся высказывают свои предположения.

      3. Учащиеся привлекают информацию из Книги для чтения.

      4. Перед выполнением данного упражнения целесообразно выполнить упражнения из Рабочей тетради, направленные на повторение страдательного залога. Упражнения 8.1), 9 могут также служить содержательной основой для ответа на вопрос в задании 4.1).

      Нижеприведенная информация о Ч. Диккенсе и Национальной библиотеке Шотландии может быть использована для организации беседы по картинкам.

       Charles Dickens and Rochester

      The city of Rochester is proud of its connections with Charles Dickens, and the great novelist is honoured at a special Dickens Festival every year at the turn of May and June. Local people dress up in Victorian costumes, there are readings and plays and famous characters from Dickens’ novels put in an appearance to encourage the celebrations. At Christmas time local people don their costumes once again to indulge in some Dickensian carol singing.

      Dickens grew up in Chatham, where his father was a clerk in the Dockyard, but it was Rochester that he loved. He bought Gad’s Hill House (now a school), just outside the town, and lived there from 1857 until his death in 1870. He would have liked to have been buried in Rochester, but the nation claimed him for Westminster Abbey.

       National Library of Scotland

      A treasure-house of books and manuscripts. The Library’s major summer exhibition for 1994 is Pictures of the Mind: Robert Louis Stevenson 1850—1894, which celebrates the imaginative world of one of Scotland’s best loved writers through books, manuscripts, photographs and film (July — October). Exhibition open Monday-Saturday 10.00-17.00; Sunday 14.00-17.00. Admission free. Disabled access.

      IV. Books review

      1.1) Учащиеся могут использовать различные модели, отвечая на этот вопрос.

      According to statistics the British read ... most of all.

      Then comes ...

      The British read ... more / less than ...

      ... takes ... place in British people reading habits.

      They read ... two / three times more / less than ...

      1.2) Key: a) novel, b) legend, c) historical novel, d) fable, e) fairy tale, f) fiction, g) romance, h) horror book, i) thriller.

      4. По описанию содержания книг учащиеся решают, будут ли они читать эти книги, и объясняют, почему да или нет, используя лексику и структуры предыдущих упражнений.

      V. Is reading important?

      1. Учащиеся в парах находят убедительные аргументы для подтверждения своих мыслей.

      Дополнительные задания:

      a) Write the arguments in the order of importance.

      b) Write 3 most convincing arguments for or against reading. Discuss them with the class.

      3. Учащиеся могут также рассказывать о книге, не называя ее автора. Остальные должны угадать название и автора.

      5. По предложенным высказываниям можно организовать дискуссию. Она может быть подготовлена заранее.

      VI. My favourite book

      2. Учащиеся прочитывают высказывания и оценивают книги, которые они читали, используя предложенные модели. Желательно, чтобы учащиеся не ограничивались только этими фразами, а использовали лексику и структуры предыдущих разделов. Возможна комбинация оценочных фраз.

      3. Возможные варианты работы:

      1) Cl — P: Учащиеся, пользуясь содержательными опорами, задают вопросы одному ученику.

      2) P1 — P2: Учащиеся в парах работают по предложенным опорам. Затем каждый ученик рассказывает о своем партнере. Учащиеся могут задать дополнительные вопросы.

      5. Возможные высказывания учащихся:

      The title of the book is “The Lonely Lion”. I think this book is about the lion that lives in a Zoo. He lives in his cage, alone, without any friends. He sees people talking to one another, laughing and doing different things. And the lion also wants to go back to the woods, to his fellow lions. How can we help him? He is like a human being. You see, there are some people around you who can also feel lonely. They feel isolated from the people. It’s really very difficult to live with no friends and no family, when nobody feels sympathetic to you, when nobody gives you a helping hand.

      There are probably some lonely students in our school, too. They need help and people around should understand this.

      The book is called “The Lonely Lion”. I think it is about a lion who was caught by a hunter. Now the lion lives alone, in his master’s place. I think he is suffering not because of the cruelty of his master, but because he wants to go back to the forest, to his fellow lions. The problem is that there are some people who like to keep wild animals in their homes. It’s becoming fashionable. I think these people don’t care much for the animals themselves. They don’t realize that wild animals must live in the forest. People should care about the future of our planet and how to preserve it for future generations.

      VII. Your school yearbook

      1. Напомните способы выражения предположения:

      ... is probably about ...

      ... may be about ...

      ... is likely to be about ...

      4. Учащиеся догадываются, о ком идет речь: a bookbinder, a seller, a photographer, a designer. Они также могут предложить и другие роли, необходимые им для создания школьной книги года (school yearbook).

      5. На данном уроке учащиеся начинают писать свою школьную книгу года. Прохождение каждого последующего цикла должно заканчиваться написанием отдельных страниц, разделов этой книги.

      For Fun and Profit

      IV. Key: Winston Churchill.

      Unit 2. Let the Music Begin

      I. A musical tour of Britain

      1. Отвечая на вопросы данного упражнения, учащиеся могут пользоваться музыкальной картой Британии и ЛСС.

      Дополнительный материал для организации беседы с учащимися по теме “A musical tour of Britain”.

       From North to South

      If you ever did a musical tour of Britain, you might get some surprises. Electric guitarists and pop singers are not the only musicians to be heard. There are many strong, local traditions of music still very much alive today.

      Let’s start in the north, in Scotland. The national instrument is the bagpipes. Not everyone likes the sound it makes, but to the Scots, bagpipe music is the most exciting in the world. For centuries, up to the First World War, Scottish pipers led the soldiers into battle, played for their royal masters, and at weddings and funerals. The bagpipers are still very popular, and every town has a pipe band.

      South over the Border, into the north of England, we come to the land of the brass band. This is the country of factories and coal mines, many of which have their own bands. Some of these are incredibly good. The Grimethorpe Colliery Band, for example, is internationally famous. The bands have an annual competition and Britain’s best classical composers write music especially for them.

      Let’s go south again, to central and southern England. Music is always to be found in the village church, where the choir sings the old hymns which every schoolchild learns. Here also, in the pub, you may meet a singer of old folk songs, or a troupe of dancing Morris men.

      But now we must go west, for we will find the best choral music in Wales. The Welsh have always been famous for their singing. Even before the Romans came, 2,000 years ago, their “bards” were known to the ancient world. They still meet every year at the “Eisteddfod”, a Welsh competition. Now their “male voice choirs” are very popular, with their special rich, strong sound.

      London, like all the great cities of Britain, has a long tradition of classical music. Every night English and international musicians perform in the concert halls and opera houses. London is one of the great classical music centres of the world.

      Our music tour is over, and it’s time to catch our plane home. But in the London underground we’ll pass some young “buskers”, singing or playing a guitar or a flute. They look modern enough, but don’t be mistaken. People like them have been playing in the streets of Britain ever since history began.

      2. Key: a) Eisteddfod. Учащиеся могут прочитать информацию об этом фестивале в ЛСС. В справочнике помещены статьи о Eisteddfod и eisteddfod. Which is meant in the text? b) Aldeburgh Festival; c) Promenade Concert. Если учащиеся не могут ответить на вопросы упражнения, они возвращаются к нему по мере получения информации в цикле.

      II. Music: the soundtrack of our lives

      1.2) Возможные варианты выполнения упражнения:

      а) разделив учащихся на группы, можно дать задание, кто больше напишет прилагательных. На доску учитель (ученик) записывает то, что не повторяется;

      б) из предложенного списка знакомых прилагательных учащиеся выбирают те, что соотносятся с музыкой.

       acceptable
ancient
blind
beautiful
characteristic
cold-hearted
courageous
dangerous
delicate
delicious
emotional
enjoyable
exotic
extravagant
fashionable
gentle
marvellous
old-fashioned
remarkable
ridiculous
rhythmic
snobbish
specific
surprising
terrific
ugly
wonderful
bountiful
great
awful

brilliant
cheap
colourful
crazy
difficult
disgusting
dramatic
everyday
famous
graceful
happy
horrible
military
pretty
talented

      В менее подготовленной группе можно предложить:

      в) восстановить слово по буквам (индивидуализированные задания).

      1.3) Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы, включенные в таблицу. Значение незнакомых слов они узнают из словаря или спрашивают учителя.

      2. Учащиеся слушают следующие произведения: Л. Бетховен «Аппассионата», С. В. Рахманинов «Весенние воды», П. И. Чайковский «Осенняя песня».

      3.1) Учащиеся высказывают предположения. Они могут называть различные прилагательные. Обратите внимание учащихся на рубрику: “Don’t mix up”. Учащиеся прослушивают “God save the Queen” и “Let my people go”.

      Louis Armstrong sings the hymn “Let my people go” that sounds like a jazz song. Actually it belongs to “Gospel Songs and Spirituals” or religious songs that were created by black Americans.

      3.2) Учащиеся могут еще раз прослушать начало гимна.

      The British anthem begins with the words God save the Queen. The British honour the Queen because she is the head of the state.

      3.3) Key: P. M. Глиэр «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник», гимн Французской республики (информация в ЛСС), гимн США (информация в ЛСС). Учащиеся приходят к выводу: There are official anthems and official and non-official anthems of different cities. Спросите учащихся: Does your city have an anthem?

      3.4) Информация в ЛСС.

      III. Music and Musicians

      1. Возможные варианты работы:

      а) Сильные учащиеся слушают тексты без опоры, слабые — с опорой на текст. Предварительно пояснены следующие слова: bars, signature, tune (перевод); peak, hearing (догадка).

      б) Jigsaw reading.

      2.1) Учащиеся работают в парах. Один читает информацию о С. Рахманинове на данной странице, другой — в ЛСС. Затем учащиеся задают друг другу вопросы, чтобы узнать дополнительные факты о композиторе.

      6.2) Key: Germany, Italy and Russia are considered to be musical countries.

      7. Дополнительный вопрос: What pros and cons do you agree / disagree with?

      8.1) Учащиеся слушают: Л. Бетховен «Лунная соната», А. Н. Скрябин «Этюд», Т. Альбинони «Адажио», И. О. Дунаевский «Увертюра к фильму „Дети капитана Гранта“», П. И. Чайковский «Щелкунчик».

      9.1. Учащиеся могут обратиться к тексту (см. Scripts).

      IV. All dressed up and going to the Prom

      1. Учащиеся читают вопросы, слушают пленку и отвечают на вопросы.

      2.1) Key: The orchestra plays classical music written by composers from all over the world.

      2.2) Key: A conductor from any country can join the orchestra.

      3. При организации работы следует обратить внимание не только на количество предложенных произведений, но и на то, как составить программу, чтобы она включала композиторов из разных стран и музыку разных стилей.

      4. Перед выполнением упражнения нужно убедиться, что учащиеся понимают значение слов distracting, forbidden, to cough, to ensure, alarm (имеются в виду часы с сигналом).

      4.3) Учащиеся могут использовать разную лексику. Если необходимо, обращаются к словарю, спрашивают учителя. Например, они могут употребить следующие выражения: to whisper during the concert, to unwrap chocolate bars, etc. Пояснить, что слово a bar имеет несколько значений, в данном цикле проходят два: музыкальный такт и плитка (шоколада).

      5. В качестве образца можно использовать следующий диалог.

      — Did you enjoy the concert?

      — I’m afraid I didn’t.

      — Why?

      — I’m sorry to say but I didn't hear well enough what was being played on the stage.

      — Did you?

      — One of my neighbours was constantly coughing, another was whispering to his girl-friend.

      — Oh boy! Couldn’t you help it?

      — I asked that guy not to whisper but he didn’t stop it.

      6, 7. Перед выполнением упражнения 6 желательно обратить внимание учащихся на использование структур to be going to..., ...is said to... . Учащиеся могут обратиться к грамматическому справочнику и выполнить упражнение из Рабочей тетради. В качестве раздаточного материала нужно приготовить программы различных концертов, рекламные объявления о репертуаре концертных залов, театров и т. д.

      Данные упражнения направлены на повторение разговорных формул inviting, refusing / accepting the invitation.

      Примерный диалог:

      — Why not go to the concert?

      — I don’t feel like going to a classical music concert. Are you sure we’ll like it?

      — I am. The orchestra is going to play to full houses. Because they have Glinka, Prokofiev and Rachmaninoff in the programme. More than that their conductor is famous Svetlanov. The music is sure to overwhelm you with different feelings. Are you ready to join me?

      — Yes, I am. I will go to the concert. I believe your musical taste is very good.

      Or:

      — I am afraid I am not. This music is not for me. I find it boring.

      V. Many people choose pop

      1.1) Учащиеся должны догадаться о том, что это за группа по экспозиции (group from Liverpool — The Beatles). В скобках указаны названия фирм, которые спонсируют эти группы и представляют их широкой публике.

      1.2) Key: Ray Charles, the late Elvis Presley, Cliff Richard.

      2. Учащиеся работают со словарем.

      Key: The word Beatles is combined of the words beetle and beat. In the early sixties it was popular to give names of insects to pop groups. The core of the creative work was beat, so it was not an ordinary “beetle”.

      3. Key: Elvis Presley.

      4.1) Учащиеся могут привлечь информацию из Книги для чтения. Режимы: парная / групповая работа.

      6.1) Данное задание имеет обобщенный характер: придумать обычные (общие) вопросы, которые задаются популярным певцам, например:

      When did you start singing?

      Are / Were your parents musicians?

      Do / Did they have an ear for music?

      What kind of songs do you like to perform?

      Is a performance just a joy or an ordinary work for you?

      Do you have any musical prizes? If so, what are they? What did you receive them for?

      What public do you like: in larger or smaller cities?

      Do you compose songs yourself?

      Who is your favourite composer?

      What is your favourite book / film / performance / artist?

      6.2)-3) Для выполнения этого задания нужна предварительная подготовка, то есть учащиеся должны знать детали биографий популярных исполнителей. Упражнение может быть домашним заданием.

      Информация, которую можно использовать в качестве раздаточного материала:

      Roxette

      Per Gessle and Marie Fredriksson first met in Halmstad in Sweden in 1979 when Marie was playing the electric piano with a band called Strul. The group wasn’t making a lot of money so she was also working in a hospital as a nurse, teaching music and working as a gardener. Per was spending his time weighing mushrooms, singing folk songs to sick people in hospitals and teaching in a school. Later, in the 1980s Per was performing in a group called Golden Times and Marie was a solo singer. They were both very successful and lots of people bought their records and went to their concerts. Per left his group and began to sing with Marie. An American student took a CD of their music home to Minneapolis and told his local radio station, “You must play this record!” The song was called The Look. After a few weeks, DJs all over America were playing the song. It wasn’t long before The Look was number one in the American pop charts. Now they are very famous everywhere, but in Sweden they are of course superstars, you can even see their pictures on Swedish postage stamps.

Clockwork

      Since February 1989, when she had her first big hit, Paula Abdul has had fantastic success. Her records have been selling in millions.

      She was born in 1963 in Los Angeles and lives there now. Her whole life is about song and dance as she says. She choreographed (planned) the dancing in the American Oscars and the films Coming to America and The Doors. In 1990 American high school students (students between the ages of 14 and 18) voted her the “hero of Young America”. The newspapers called her the “The New Madonna”. How does she feel about her success? “It’s wonderful,” she says. “I never expected it to be like this.” She’s very happy if people compare her to Madonna. “Madonna has had an incredible career. She is a hardworking girl who’s achieved so much.”

       But Paula hasn’t done everything yet. She’s been choreographing films for years but now she wants to star in one herself.

Clockwork

      7. Следует обсудить следующее:

      What does a CD cover look like?

      What information would you as an agent suggest for a CD cover?

      9. Key: A tapemate gives full information about a singer, the country he / she lives in, his / her habits, hobbies and family. It is used as a cassette cover.

    10. Данное упражнение может быть домашним, индивидуальным, групповым заданием (оформление tapemate). Текст желательно обсудить в классе.

    11. Поясните, что слово message имеет несколько значений. Учащиеся по словарю находят подходящее для данного контекста. Из высказываний учащиеся выписывают ключевые фразы в две колонки: positive opinion, negative opinion. Дополнительная информация к разделу используется по усмотрению учителя.

The History of Rock and Pop

      “POP” is short for “popular” and there has always been popular music. But until the 1950s there wasn’t a style of music just for young people. That all changed when rock and roll began. Since then, hundreds of styles and stars have come and gone. Musical technology has changed a lot too. Here, we look at the highlights of rock and pop’s forty-year history.

The ’50s

      Rock and roll began in America. Some of its first big stars were black — for example Chuck Berry, Fats Domino and Little Richard. They brought traditional “rhythm and blues” to a big new TV audience. Then, white singers began to copy them. One of the first was Bill Haley. He and his band, The Comets, recorded an early rock and roll classic “Rock Around the Clock”. There were other white rockers, too, like Jerry Lee Lewis and Buddy Holly. But the most popular of them all was Elvis Aaron Presley.

      Elvis wasn’t like the American singers of the ’40s and early ’50s. He wasn’t neat, sweet and safe. He was rough, tough and dangerous. His music was dangerous, too. He called himself “The King of Rock and Roll” and played an electric guitar. Teenagers all over the world fell in love with this new style. They bought millions of his records. Suddenly the younger generation didn’t just have money, cars and television — they had a hero, too.

The ’60s

      Pop exploded in the ’60s. After Elvis, hundreds of new groups and singers appeared. In Britain, two groups quickly became more popular than all the others. One was the Rolling  Stones. They played hard, aggressive rock and roll. The other group played a mixture of rock and pop. They came from Liverpool and the newspapers called them “The Fab Four”. Their real name was The Beatles.

      Together, The Beatles and the Stones led a British “invasion” of the American charts. Thanks to them, pop became transatlantic.

      But what about America itself during the ’60s? What was happening there? Well, in Detroit, producer Berry Gordy started a new record label — Motown. Stars on the Motown label included Diana Ross, Smokey Robinson, Stevie Wonder and the Jackson Five (including the youngest of the Jackson brothers, Michael).

      Singers / songwriters were also popular in America during the ’60s. There were stars who mixed folk music with rock and pop styles. Bob Dylan was the most famous, but there were lots of others too — like Joan Baez, James Taylor and Simon and Garfunkel.

      Finally, there was “hippy rock”. This was the time of “flower-power” and protests against the Vietnam War. It was also the time when rock festivals became important. The biggest, in 1969 was on a farm in New York State called “Woodstock”.

The ’70s

      Two groups show the different sides of ’70s pop — Abba and The Sex Pistols. Sweden’s Abba worked with the latest technology. Their songs were popular with people from 8 to 80. They were rich. They made videos. They were, in fact, superstar entertainers. And they weren’t alone. There were a lot of other ’70s superstars, too — Elton John, David Bowie, Rod Stewart, Queen. By the mid-70s, music was a billion-dollar industry and artists like these controlled it.

      But not everybody was happy with superstar pop. For many people it didn’t take enough risks. Some of them decided to play a new, more dangerous kind of music — punk rock.

      The punk revolution began in small clubs. One of them was the “The 100 Club” in London’s Oxford Street. That’s where bands like The Sex Pistols used to appear in the late ’70s. Everything about their clothes and music was different. They didn’t look happy and rich. They looked poor and angry. They didn’t smile — they spat. They weren’t good musicians — many of them couldn’t play their instruments at all.

      Groups like The Sex Pistols brought new energy to music. Suddenly it belonged to the kids again. But not for long. Punk started as a revolution... by 1980 it was a fashion.

The ’80s

      The most important musical event of the ’80s was “Live Aid”. The man who organised it was Bob Geldof. He started to raise money for the starving people of Ethiopia in 1984. First, there was the “Band Aid” record — “Do They Know It’s Christmas?”. Then he decided to organize a huge rock concert with many of the world’s top stars. That dream came true on 13 July 1985. For 16 hours, 1.5 billion people watched the best of British and American music “live” from London and Philadelphia (Live Aid’s stars included Sting, Sade, U2, Bob Dylan, David Bowie, Madonna, Mick Jagger, Tina Turner, The Beach Boys and Paul McCartney). The concert raised over $ 100 million. It showed that top musicians and their fans could change the world.

      Something else changed in the ’80s too — musical technology. In less than two years video, compact discs and computers all became important in the pop industry.

      • Thanks to video, every single suddenly had its own three-minute film.

      • Thanks to compact discs, the quality of recorded sound was better than ever.

      • Thanks to computers it was possible to play and record thousands of new sounds.

Youth culture

      VI. A theatre or an opera house?

      1. Key: The opera is “Boris Godunov”.

      2.3) Key: Cats are given different names in Britain. But the name Pussy is often mentioned in verses for children. When the British don’t have to say if the cat is “she” or “he” they say Pussy-cat and Tom-cat.

      3.2) Key: a) The song “The music of the night” is sung by the Phantom of the Opera and the first song is the duet of Christine and the Phantom.

      b) The songs characterise the Phantom as a complicated person: his singing is passionate and gentle, destroying and appealing. Christine’s singing is eloquent: it is fascinating, sweet and breathtaking.

      3.3) См. Рабочую тетрадь.

      For Fun and Profit

      II. 5.1) Keys: 1) b), 2) d), 3) c), 4) e), 5) a).

      VI. 1. Keys: 1) c), 2) d), 3) b), 4) e), 5) a), 6) g), 7) f).

      Unit 3. What’s the News?

      I. TV or not TV?

      1.1) В качестве подсказки для ответа на вопрос упражнения учащиеся могут использовать коллаж заставки к циклу.

      1.2) Учащиеся отвечают на вопрос письменно, зачитывают несколько ответов, а затем прослушивают запись, делают необходимые поправки.

      3. Данное упражнение будет иметь больший смысл, если в своем ответе на вопросы предыдущего упражнения учащиеся будут опираться на статистические данные, а не только на свой личный опыт. Но в учебных целях можно пренебречь точностью.

      Учащиеся могут использовать предлагаемую модель полностью или частично.

      4. Цель предлагаемого в упражнении текста — предъявить новые лексические единицы.

      Слова и словосочетания, данные в колонке справа, семантизируют новые лексические единицы несколькими способами: используются перевод, догадка, словообразование, синонимы.

      О значении многих лексических единиц можно догадаться по аналогии с русским литературным языком: a channel, documentaries, satellite, cable и др.

      Перед чтением текста обратите внимание учащихся на слова, помеченные звездочкой; информацию о них учащиеся могут найти в лингвострановедческом словаре Учебника.

      4.2) Задание этого упражнения состоит из двух частей. Возможный режим работы при выполнении первой части задания — работа в парах. Учащиеся могут срисовать схему-диаграмму и заполнить пустующие места названиями предполагаемых телевизионных каналов.

      Вторая часть задания выполняется следующим образом: партнеры по очереди вслух зачитывают из текста предложения, которые могут служить доказательством правильности их выбора, например: We think that 40.4% of Britons watch BBC 1, because BBC 1 programmes feature lighter plays and series, comedy and sports.

      Учитель может выслушать различные предположения нескольких пар. Чем больше учащихся выполнят это упражнение, тем лучше, так как это упражнение носит имитативный характер и на данном этапе овладения новыми лексическими единицами является обязательным.

      4.3) После прослушивания правильного ответа учащиеся могут выбрать пару, которая наиболее точно ответила на вопрос (т. е. заполнила диаграмму).

      4.4) При ответе на этот вопрос учащиеся пользуются текстом, при этом следует поощрять тех учащихся, которые используют текст в качестве опоры, а не считывают предложения дословно.

      4.5) Учащиеся выполняют упражнение по модели, при этом учителю не следует объяснять заранее особенности согласования времен, о которых учащиеся узнают в разделе “Are you a telly addict?”.

      5.1) Это репродуктивное упражнение на основе подстановочной таблицы, в которой представлены новые лексические единицы и уже знакомые учащимся лексические единицы, а также новые сочетания известных и новых лексических единиц (например, police series, special interest shows, chat shows, weather forecast), о значении которых можно догадаться. С помощью данной таблицы учащиеся строят высказывания о различных каналах российского телевидения.

      Возможные варианты работы:

      1) Учащиеся делятся на пары или группы и сначала записывают (taking notes), а затем рассказывают с опорой на запись о каком-либо телевизионном канале (giving information).

      2) На этом можно не ограничиваться, а продолжать работу над лексической стороной речи, предложив учащимся сравнить различные телеканалы, найти в них общие черты и различия, используя при этом модель из упражнения 3 в разделе “Which rest is best?” (comparing and contrasting).

      3) Принесите в класс эмблему или символ вашего регионального или местного телевизионного канала и попросите рассказать о его программах.

      5.2) Перед выполнением данного упражнения по модели необходимо пояснить учащимся, как можно выразить заинтересованность в том, что сказал партнер (reply questions). Для этого учащиеся читают пояснение в справочнике и выполняют дополнительные упражнения в Рабочей тетради.

      5.3) Учащиеся должны обязательно записать свои предположения относительно телевизионных вкусов своего / своей учителя / учительницы и его / ее семьи; чем больше предложений учащиеся запишут, тем лучше. В качестве основы им можно предложить модель из упражнения 5.2), например: Your TV set has 4 channels, I think. Your parents watch the OPT channel most of all. Your children (or your daughter, your son, ...) watch (watches) the HTB channel. И т. д.

      Записанные предложения являются зрительной опорой при выполнении упражнения 5.4) по предлагаемой модели, где необходимо соблюдать правила согласования времен. С общей формулировкой этого правила учащиеся знакомятся в разделе “Grammar in Focus”.

      В Рабочей тетради имеется целый раздел, где помещены упражнения, направленные на автоматизацию reported statements. Данные упражнения можно выполнять в той последовательности, в какой они предложены в Учебнике (определенными квантами), или они могут составить материал для 2—3 самостоятельных грамматических уроков.

      5.9) Для того чтобы прокомментировать цифровые данные этого упражнения, учащиеся могут использовать лексические единицы из таблицы 5.1) и модель из упражнения 5.2) в несколько измененном виде.

       Высказывания могут быть построены и произвольно, без опоры.

      6.1) С грамматической точки зрения это упражнение носит трансформационный характер. На слух учащиеся воспринимают текст интервью, которое по своему лексическому составу и содержанию полнее представленных в упражнении высказываний британских подростков. Учащиеся слушают полный текст, соотносят имя подростка с его / ее высказыванием и переводят прямую речь в косвенную, делая соответствующие изменения.

      6.2) Перед выполнением данного упражнения следует обратить внимание учащихся на правила использования глаголов to say и to tell при переводе прямой речи в косвенную.

      7.1) Для того чтобы ответить на вопрос упражнения, учащиеся просматривают тексты с целью понять основную идею каждой телевизионной программы (reading for the main idea). От учащихся не требуется полное понимание каждого текста для высказывания своего предположения.

      7.3) Для того чтобы учащиеся смогли прокомментировать новую для них информацию, касающуюся самых популярных мыльных опер на британском телевидении, при прослушивании текста следует делать паузы. Они также вновь могут обратиться к описанию программ. Пояснение в разделе “Grammar in Focus” касается только тех высказываний, которые являются достоверными фактами.

      8.1) Упражнение содержит новые лексические единицы, значение которых учащиеся могут выяснить с помощью словаря или спросить у учителя, чтобы ответить на вопрос упражнения.

      8.2) Это сложное трансформационное упражнение, содержащее две трудности грамматического характера, которые учащиеся должны преодолеть самостоятельно:

      а) правильно использовать глаголы to say и to tell;

      б) правильно трансформировать глаголы из Simple Present в Simple Past.

      Kerrie said that she found soaps a bit boring.

      She also added that EastEnders was good in the way it showed how much racial prejudice there was in Britain.

      9.1) Учащиеся выполняют это упражнение при закрытых книгах, так как следующее за ним упражнение 9.2) является образцом.

      10. При прослушивании данного упражнения важно делать паузу после каждой фразы, для того чтобы учащиеся могли понять ее значение для выражения своего согласия или несогласия.

      Если у учащихся возникнут трудности в восприятии текста упражнения на слух, предложите им в качестве зрительной опоры при прослушивании использовать последний блок в таблице из раздела “What’s your favourite programme?”, который полностью соответствует тексту, предназначенному для аудирования.

      11. Упражнение репродуктивного характера. С помощью таблицы, состоящей из разных содержательных блоков, которые характеризуют телевизионную программу с разных точек зрения, учащиеся должны рассказать о своей любимой телепрограмме.

      Объясните учащимся, что им не обязательно использовать информацию каждого блока, например: «Пока все дома» (“While Everyone Is at Home”) is my favourite TV programme. It is an informative and entertaining programme. It’s about lives of famous people. The programme is shown early in the morning on Sundays.

      It is both for kids and adults. On the programme people talk about their families, problems and hobbies. Sometimes they tell funny stories or sing live. The programme is hosted by a well-known TV presenter Timur Kizyakov. It combines live music and interviews with various people. It’s fun and I like it.

      II. Let’s tune in to the radio

      2.2) Основная цель — презентация нового кванта известного учащимся грамматического явления Reported Statements, a именно правила согласования времен в главном и придаточном предложениях, когда глагол-сказуемое в главном предложении находится в Simple Past, а придаточные предложения содержат информацию о событиях, которые происходили в прошлом. Перед прослушиванием можно выписать на доску глаголы в Simple Past из числа тех, которые учащимся предстоит трансформировать в Past Perfect.

was / were
heard
thought
had to
loved
came (in)
sang
found
— had been
— had heard
— had thought
— had to
— had loved
— had come (in)
— had sung
— had found

       При прослушивании записи интервью следует делать паузу после каждого ответа.

      III. Here’s the news

      2. Упражнение на развитие умения антиципировать. От учащихся не требуется точная характеристика представленных газет; они строят предположения и записывают их. К своим записям учащиеся вернутся, выполняя упражнение 4.

      3.1) Учащиеся делятся на 2 группы. Одна группа характеризует так называемые tabloids — популярные газеты преимущественно развлекательного характера, а другая — серьезные качественные газеты, так называемые broadsheets. После выполнения этого задания учащиеся обмениваются информацией о каждом типе британских газет и решают, какой тип газет наиболее популярен в Британии (правильный ответ — tabloids).

      Ответ на вопрос упражнения 3.2) не должен быть однозначным. Учащиеся должны аргументировать свои ответы, используя те же выражения, что и в упражнении 3.1).

      IV. Which magazines are for teens?

      1.1)  Учащиеся просматривают разные типы текстов (рекламу, письмо, статью из словаря и т. д.) с целью извлечения конкретной информации, а именно — названий молодежных журналов (reading for specific information). Время должно быть ограничено. Key: “Jackie”, “Shout”, “Just Seventeen”, “Big”, “Mizz”.

      1.2) Учащиеся внимательно читают тексты с целью понимания всех деталей содержания (reading for detail). Опорами для высказываний по содержанию журналов “Big” и “Mizz” служат соответственно обложка и оглавление. Это обстоятельство следует учесть при распределении заданий. Учащимся с разным уровнем подготовки нужно давать тексты, соответствующие их уровню.

      V. What ads woo our wallets best?

      3. Одна из целей этого упражнения — предъявить новый квант известного грамматического явления Reported Statements, а именно правило согласования времен при переводе высказываний с видовременной формой Simple Future в косвенную речь. Выполнять данные упражнения можно двумя способами:

      1) каждый учащийся записывает на отдельном листке бумаги название вещи, которую он (она) собирается купить, и передает записку своему соседу, который в свою очередь сообщает учителю о том, какую вещь выбрал его партнер, например, Pete: “I will buy a camera.” Pete wrote that he would buy a camera;

      2) упражнение выполняется по принципу игры «Снежный ком».

      4.2) Для того чтобы выполнить это задание, учащимся необходимо знать значение всех лексических единиц. Некоторые лексические единицы даны с переводом, о значении других учащиеся могут догадаться по аналогии с родным языком (например, defect, pressure) или по словообразованию (unrealistically, truthful).

      5.1) Цель упражнения — развитие умения читать/аудировать с целью понимания основной идеи.

      5.2) Цель упражнения — развитие умения читать/аудировать с полным пониманием содержания (reading/listening for detail) и развитие умения переводить прямую речь в косвенную с соблюдением правила согласования времен. От учащихся не требуется полностью переводить высказывания в косвенную речь. Достаточно выбрать самую существенную информацию, которая выражает точку зрения каждого подростка на рекламу, например: Phil said that advertising had only bad points. To him, watching a film on TV is really like watching 20 commercials with a film sandwiched in between. He also added that he didn’t care what the ads were about.

      VI. The way we learn about the world

      Упражнения в этом разделе являются заключительными, они носят продуктивный характер.

      1. Предложенная таблица позволяет учащимся выстраивать высказывания по всем подтемам цикла (TV, radio, magazines, newspapers and ads). Учителю следует проследить за тем, чтобы ученики не ограничивались обсуждением одного вопроса, а последовательно, как по замкнутому кругу, задавали друг другу вопросы, помещенные в первом блоке.

      2. Альтернативное упражнение 10 предложено в Рабочей тетради. Это упражнение может выполняться в любом режиме — индивидуально, в парах и в группах. Учащиеся могут оформить свои программы и представить их так, как обычно делают дикторы на телевидении. Можно организовать дискуссию на предмет, чья программа лучше и почему.

      3. Можно устроить выставку реклам, сделанных (составленных, нарисованных и т. д.) учащимися, и объявить конкурс на лучшую рекламу. Для правильной оценки качества рекламы напомните учащимся о требованиях к рекламе, о которых они узнали в Книге для чтения (цикл 3, раздел С).

      4. Это упражнение представляет некоторую трудность, но при желании и настойчивости со стороны учителя можно заинтересовать учащихся и помочь им найти соответствующие газеты в местных библиотеках.

      For Fun and Profit

      I. 2. Это упражнение следует задать учащимся на дом сразу после первого урока, так как на выполнение этого упражнения потребуется неделя. После заполнения таблицы и подведения личных итогов необходимо собрать все данные и использовать их на одном из уроков, например, при обсуждении названия раздела “Are you a telly addict?”.

      Unit 4. Healthy Living Guide

      I. Good and bad habits

      1.1) и 1.4) Возможна парная работа. Учащиеся составляют списки слов, пользуясь словарем, обращаясь к учителю.

      2.1) Учащиеся работают в группах, составляя анкету. Можно предложить схему, по которой будут составляться вопросы.

      Например: Do you skip breakfast?

      Do you eat between meals?

      (Never / hardly ever / occasionally / often / usually / always.)

      Все предложенные вопросы обсуждаются, и составленная анкета записывается на доске.

      2.2) Каждый учащийся выбирает один из вопросов и спрашивает всех учеников. Ответы фиксирует.

      2.3) Составляется портрет ученика класса. Каждый ученик вносит свое предложение по результатам опроса. Результат анкетирования можно вывесить в классе.

      II. Health habits in Britain

      2. Сначала необходимо обратить внимание учащихся на материал для повторения — степени сравнения прилагательных и наречий — и выполнить упражнение из Рабочей тетради.

      2.1) Учащиеся формулируют ответы по каждой из диаграмм, используя степени сравнения прилагательных и наречий. Например: It’s surprising that British people eat more fibre food now. It surprises me that the most popular leisure activity for women is doing aerobics and yoga. I agree that doing aerobics and yoga is more popular than walking for exercise. I didn’t know that to cut out snacks and desserts is more popular than to exercise more. It is not surprising that less people smoke now.

      3.1) Учащиеся делятся на 4 группы для составления подобных диаграмм. Каждая группа прежде всего разрабатывает вопросы для анкеты. Примерные вопросы для анкеты “Eating habits”:

      What did you eat more when you were a child — fibre food or fat food?

      How have your eating habits changed?

      What do you eat more now: fibre food or fat food?

      Popular ways to lose weight and avoid gaining it.

      What are 3 most popular ways for you?

      Do you cut out ...?

      Do you eat less ...? Etc.

      Popular leisure activities for women.

      What do you prefer: walking for exercise or going cycling?

      What do you like best?

      What does your sister / mother prefer? Choose one.

      More / less smokers in Russia now.

      Do your parents / relatives / friends / you smoke?

       Did your parents / relatives / friends / you smoke some years ago?

      3.2) Учащиеся образуют новые группы, в которые входят по 1 человеку из первых четырех групп, и проводят сбор данных по своей анкете. Затем они собираются в первоначальные группы и составляют диаграмму по результатам опроса. Докладывают классу о результатах.

      III. Health problems

      1.1) Упражнение направлено на повторение вопросов разных типов. В более подготовленном классе учащиеся могут трансформировать вопросы анкеты.

      Например: Do you often skip a main meal?

      Do you sometimes skip a main meal?

      Do you ever skip a main meal?

      How many portions of fruit and vegetables did you eat yesterday?

      Работа проходит в парах. Один ученик задает вопрос, второй отвечает и задает этот же вопрос первому. Каждый ответ фиксируется.

      1.2) Key: Over 15 points: well done. You eat a healthy diet. Go on. Continue eating the same kind of food.

      10—14 points: not bad, but you could improve your diet. Maybe you should eat less fat food and more high fibre food. It’s better not to eat between meals.

      Under 10: oh dear! Your diet may cause health problems for you in the future, unless you change to a healthier one. You should pay more attention to your diet. You should eat more high fibre food, more vegetables and fruit.

      Упражнение в Рабочей тетради может также служить содержательной основой для высказываний учащихся.

      2.3) Упражнение может быть задано на дом в сильном классе или отдельным ученикам. В качестве опоры может быть использован script к упражнению 2.2), а также описание портрета среднего ученика класса (I раздел, упражнение 2). Альтернативное упражнение для менее подготовленных учащихся: см. Рабочую тетрадь, упражнение 2.

      4.2) Дополнительное упражнение: см. Рабочую тетрадь, упражнение 9.

      5.1) Возможна парная / групповая работа. Key: When factories pollute the air it’s difficult to breathe. When water is dirty people may become ill when they drink this water.

      5.2) Учащиеся могут высказать следующие предположения: People lived longer because air was cleaner and water was not so polluted. There were some diseases, but now there are many more serious and dangerous diseases, for example AIDS.

      Учащиеся также могут воспользоваться фактами из упражнения 19 в Рабочей тетради.

      IV. How to look great

      1.2) Во время прослушивания высказываний учащиеся записывают имена в том порядке, в каком даны реплики в Учебнике: Kate, Nick, Mary, Dick, Ted. Обратите внимание учащихся на функциональные и формальные особенности Present Perfect Continuous. См. рубрику “Grammar in Focus” и пояснение в Грамматическом справочнике.

      2.1) Дополнительное задание: What countries do these companies belong to?

      2.2) Possible answers:

      — I have been applying ... conditioner to my hair for 2 months. It leaves my hair fairly soft and shiny.

      — I discovered ... hairspray 6 months ago. Since then I have been using only it. I found out that it holds my hair without being sticky.

      — I have been brushing my teeth with ... toothpaste since I was a child. My teeth are white and strong.

      — I have been using ... gel since 1993. My skin looks wonderful. It’s very smooth.

      — I have been using ... mousse for a long time. It keeps my hair in place all day.

      — I have been washing my hair with ... shampoo for a month. It makes my hair grow faster.

      4. После данного упражнения можно выполнить дополнительное упражнение 5 из Рабочей тетради.

      7. Учащиеся могут принести упаковки, рекламные проспекты на различные beauty products для того, чтобы обсудить их на уроке.

      8. Здесь можно обсудить разные вещи (сувениры), которые представляют культуру страны (области, города, села). Дополнительное упражнение к подтеме “Popular Products Here and There”: см. Рабочую тетрадь, упражнение 4.

      V. Do you care about your health?

      1. Цель упражнения — обучение разным видам аудирования:

      1.1)1.2) listening for the main idea;

      1.3) listening for specific information.

      3.1) Перед диалогом учащиеся могут еще раз прослушать пленку.

      3.2) Учащиеся в парах выбирают одну из ситуаций и разыгрывают диалог с вопросами для уточнения и пояснения этих ситуаций.

      Дополнительное упражнение: см. Рабочую тетрадь, упражнение 11.

      For Fun and Profit

      I. 1. Key: 2 — a, 3 — d, 4 — g, 5 — i, 6 — c, 7 — h, 8 — f, 9 — e.

      Дополнительное упражнение к заданию 2 из I раздела: см. Рабочую тетрадь, упражнение 14.

      III. 1.2) Key: b.

      1.3) Key: The Basic Four: the Milk-Cheese Group, the Meat-Poultry-Fish-Beans-Nuts Group, the Vegetable-Fruit Group, the Bread-Cereal Group. Foods of the Fats-Sweets Group should be used in small quantities.

      IV. 2. Key: diet, lose, overweight/fat, weight, eat, had.

      VI. 1. Key: Lazy dessert: whip, remove, wash, put, sprinkle, cover.

      Unit 5. What Will You Be?

      I. Schools in Britain

      1.1) Это упражнение может быть выполнено в двух режимах: фронтальном, как предложено в Учебнике, и в парах. В этом случае один ученик задает вопросы и, не глядя в Учебник на таблицу, по ответам второго ученика, который смотрит в таблицу, заполняет свой вариант таблицы «Система образования в Великобритании».

      1.2)  Учащиеся слушают интервью и дописывают информацию в таблицу. Учащиеся отвечают, пользуясь моделью и соблюдая правило согласования времен.

      1.4)  Если учащиеся не могут ответить на вопросы сразу, их можно записать на доску и ответить на них после прохождения материала I раздела. Если материал Учебника не дает ответа на вопросы учащихся, следует организовать работу по поиску информации.

      2.  Key:

year 12
year 13
sixth
form
sixth form
college
college of further
education
17
18
 first
 second
 third
university 19—21

      7. В данном упражнении учащиеся учатся рассказывать о системе образования в России, отвечая на вопросы корреспондента. Сначала учащиеся прослушивают интервью еще раз с целью записи тех вопросов, которые были адресованы Mr Daymond о системе образования в Великобритании.

      Работая с таблицами, учащиеся в парах обдумывают ответы на эти вопросы, но уже относительно системы образования в России.

      9. Учитель может собрать «автобиографии», перемешать их и затем раздать учащимся с заданием угадать, чьи это автобиографии.

      Дополнительная информация о системе образования в Великобритании и США, которая может быть использована по усмотрению учителя.

      The Education System in Great Britain

      Education in Britain is provided by the Local Education Authority (LEA) in each county. It is financed partly by the Government and partly by local taxes. In September 1988, the “National Curriculum” was introduced, which means that there is now greater governmental control over what is taught in schools.

      All state schools in Britain are free, and schools provide their pupils with books and equipment for their studies.

      Children under 5 years do not have to go to school but there is some free nursery-school education before that age. However, LEAs do not have nursery-school places for all who would like them and these places are usually given to families with one parent only.

      Nine million children attend 35,000 schools in Britain. Education is compulsory from 5—16 years.

      Children start primary school at 5 and continue until they are 11. Primary education takes place in infant schools (5—7 years) and junior schools (8—11 years).

      At 11 most pupils go to secondary school. About 90 per cent of state secondary school pupils go to comprehensive schools. These take children of all abilities and provide a wide range of secondary education for all or most of the children within the 11-to-18-year age range. The National Curriculum consists of subjects which all pupils must study at school. The “core” subjects are English, Mathematics and Science. The rest of the subjects are called foundation subjects and they include Technology (and Design), Music, Art, History, Geography and Physical Education. A modern foreign language, usually French or German, is a foundation subject for all 11—16 year-olds.

      About four per cent of children attend “grammar” schools, which they enter at age 11 on the basis of their abilities. Grammar schools offer a mainly academic education for the 11 to 18 or 19-year age group. Six per cent of children attend “secondary modern” schools which provide a more general education up to the age of 16, although pupils can stay on the minimum leaving age.

      About 7.5 per cent of children attend independent or private schools outside the state sector.

      At the age of 14 or 15, in the third or fourth form of secondary school, pupils begin to choose their exams subjects. In 1988 a new public examination — the General Certificate of Secondary Education (GCSE) was introduced for 16 year-olds.

      Pupils who stay on into the sixth form or go to a Sixth Form College usually fall into two categories. Some pupils will be retaking GCSEs in order to get better grades. Others will study two or three subjects for an “A” Level (Advanced Level). This is a highly specialized exam and is necessary for University entrance. Since 1988 there has been a new level of exam: the “AS” Level (Advanced Supplementary), which is worth half an “A” Level. This means that if pupils wish to study more than two or three subjects in the sixth form they can take a combination of “A” and “AS” Levels.

      Many people decide to leave school at the age of 16 and go to a Further Education (FE) College. Here most of the courses are linked to some kind of practical vocational training, for example, in engineering, typing, cooking or hair dressing.

      For those 16 year-olds who leave school and who cannot find work but do not want to go to FE College, the Government has introduced the Youth Opportunities Scheme (YOPS). This scheme places young, unemployed people with a business or an industry for six months so that they can get experience of work, and pays them a small wage. They generally have a better chance of getting a job afterwards, and sometimes the company they are placed with offers them a permanent job.

The United States System of Education

      Education in the United States comprises three basic levels: elementary, secondary, adult education. Vocational training, adult education, schools or classes for special types of children, and kindergartens also form part of the program in most states.

      Parents may choose whether to send their children to their local free public schools, or to private schools and colleges.

      The school year is usually nine months, from early September to mid June.

      A child’s introduction to formal education is usually in kindergarten classes operated in most public school systems. Many systems also provide nursery schools. The age group is commonly four and five years. The programs are flexible and are designed to help children grow in self-reliance, learn to get along with others, and form good work and play habits.

      The main purpose of the elementary school is the general intellectual and social development of the child from 6 to 12 or 15 years of age. Promotion from one grade to the next is based on the pupil’s achievement of specified skills in reading, writing, spelling, arithmetic, history, geography, music and art.

      At secondary school most pupils follow a course that includes English, science, social studies, mathematics and physical education. Elective subjects may be chosen in the fields of foreign languages, fine arts, and vocational training. In addition to the basic subjects larger school systems may offer a selection of courses aimed at three or more levels — academic, vocational and general.

      The academic program is designed to prepare students for college.

      The vocational program may give training in four fields: agricultural education, which prepares the students for farm management and operation; business education, which trains students for the commercial field; home economics, which trains students for home management, child care and care of the sick; and trade and industrial education, which provides training for jobs in mechanical, manufacturing, building and other trades. This program prepares students either for employment or further training.

      The third program, a general or comprehensive program, provides features of the academic and vocational types. Its introductory courses give an appreciation of the various trades and industrial arts rather than train students for specific jobs.

      Most young Americans graduate from school with a high school diploma upon satisfactory completion of a specified number of courses. Students are usually graded from A (excellent) to F (failing) in each course they take. Students receive a “report card” at least twice a year which indicates the grades they have received in each of the subjects they are studying.

      American higher education refers to study beyond the secondary school level and almost always presupposes that a student has undertaken 12 previous years of study.

      The terms “college” and “university” are often used interchangeably. An American college typically offers a blend of natural and social sciences and humanistic studies. Students traditionally 18 to 22 years old, attend classes for approximately four years to receive, if they successfully complete all requirements, a bachelor’s degree in arts or science.

      II. Where can you work?

      1.1) Key:

      A — like making things with their hands or with machines.

      В — interested in working with plants or animals.

      С — interested in caring for others and helping them with their problems.

      D — interested in knowing how and why things work.

      E — like to be out and about and physically active.

      F — like working with figures or solving mathematical problems.

      G — like offering a service to other people.

      H — like to use creative and artistic abilities.

      1.3) Учащиеся работают в парах. Каждый пишет / говорит, что он / она (не) умеет делать, (не) любит делать, какую категорию выбрал(а). Партнер делает вывод, подходит данная категория или нет. Например:

I agree
 
that you can work in a scientific or computational field
 
because
 
you are good at Maths and you can work on a computer.
I quite agree
I also think

I don’t agree
 
that you can work in a scientific or computational field
 
because
 
you are not very good at Maths. Of course you like to work on a computer but it’s not enough.
I don’t think you are right
I don’t think

       I think you can work in a practical field. You are good at making things with your own hands.

      2. Учащиеся слушают отчет и подбирают по контексту соответствующие профессии, потом записывают в тетради в той последовательности, в какой они должны следовать в отчете. Учащиеся слушают еще раз и уточняют.

      5.1) Учащиеся могут написать профессии, подходящие только для женщин, мужчин, а также для женщин и мужчин, и обсуждают их в парах (группах).

      6. Класс делится на две группы. Ученики 1-й группы выясняют у учащихся 2-й группы: What did you want to be in your childhood? Ученики 2-й группы задают вопрос What do you want to be now? ученикам 1-й группы. Затем ученики каждой группы объединяются и делают единое сообщение.

      7. Сравнить можно по следующей модели: According to the quiz I should choose a profession of a teacher, a doctor, a nurse, a social worker, a psychologist. But I don’t want to choose any of these careers. I’d better work with figures and I want to be an accountant.

      Реакция учителя: It’s up to you to decide what you want to be. You can’t rely upon the quiz.

      Если результаты теста и желание выбрать профессию совпадут, можно сказать: You are lucky. I hope you will succeed in it.

      8.1) Прежде чем учащиеся будут комментировать выбор профессии, необходимо выяснить, понимают ли они значение и смысл, например, таких прилагательных, как ambitious, materialistic, conservative, realistic. Возможна работа в парах.

      8.2) Сначала учащиеся в парах высказывают свое мнение о том, что для них важно при выборе профессии, затем каждый сообщает о выборе партнера и оценивает его.

      10.3) Необходимо привлечь информацию из Книги для чтения.

      Дополнительные упражнения к разделу: см. Рабочую тетрадь, упражнения 8, 9.

      III. Having a job interview

      1.1) Напомнить учащимся образование и значение слов to interview, interviewee, interviewer.

      interviewee — a person who is interviewed

      interviewer — a person who interviews

      Предложить сравнить со словами:

      to employ

      employee — a person working for another person or a business firm for pay

      employer — a person who employs especially for wages

      2.1) Учащиеся по таблице “Grammar in Focus” выводят правило постановки вопросов в косвенной речи. Они также могут воспользоваться пояснениями в справочнике.

      3.1) Useful phrases:

                        

It is a good bit of advice ...

It will not help ...

It could not work ...

It is a misleading piece of advice ...

It is silly ...

      Advice — неисчисляемое существительное, употребляется только в единственном числе, без артикля. Для того чтобы передать значение «один совет», можно использовать выражения а bit of advice, a piece of advice, a word of advice.

      4. Учащиеся делятся на группы по 4 человека в каждой: А, В, С, D.

      I этап — подготовительный, выполняются задания для А и В.

      II этап — разыгрывается диалог между В и С, где В дает советы С, как вести себя во время собеседования. При этом присутствует D (репортер). Он записывает советы, которые были даны.

      III этап — беседа руководителя А и С. Репортер D присутствует.

      IV этап — репортер докладывает, почему С был или не был принят на работу.

      Можно выбрать другие профессии по желанию учащихся.

      For Fun and Profit

      II. 1. Key:

      Ronald Reagan — actor — president

      Sylvester Stallone — cleaner of cages in the zoo — actor

      Tina Turner — cotton picker — pop star

      Madonna — waitress — pop star

      Neil Tennant — journalist — pop star

      Margaret Thatcher — chemist and barrister — prime minister

      Dustin Hoffman — waiter — actor

      Christopher Lambert — bank clerk — actor

      Jon Bon Jovi — shop assistant — pop star

      Дополнительное упражнение к III разделу: см. Рабочую тетрадь, упражнение 6.

      В качестве дополнительного материала к циклу можно использовать раздел “Are you friends with your computer?” из Рабочей тетради.

      Unit 6. Britain in the World

      I. English as a world language

      1. Ответы учащихся на данные вопросы основаны на знаниях, полученных ранее на уроках по разным предметам и из других источников. Если учащиеся не могут ответить на отдельные вопросы сразу, то в упражнении 2 они получат необходимую информацию.

      2.1) Reading for specific information. Время выполнения ограничено — 10 мин. Ориентиром для сопоставления фактов могут быть вопросы упражнения 1. Учащиеся зачитывают факты, не называя упомянутые. Самым внимательным считается тот, кто называет сведения, пропущенные другими учащимися. Чтобы учащиеся поняли разницу в различных определениях слова language (widespread, second, official, etc.), необходимо сделать упражнение 2 из Рабочей тетради, а также обратить внимание учащихся на следующие слова и сочетания: a language, a tongue, English, the English language, the English. Возможен другой вариант работы: учащиеся разбиваются на 2 группы. 1-я группа работает с картой и коллажем, 2-я группа читает текст. Обе группы записывают факты на отдельные листы, затем обмениваются листами и вносят в них те сведения, которые были пропущены. Учащиеся вновь обмениваются листами, чтобы проанализировать добавленные факты. Они зачитываются.

      2.2) Учащиеся возращаются к упражнению 1 и отвечают на те вопросы, которые вызвали у них затруднение.

      3. Учащиеся в парах работают по предложенной модели. Информация для этого имеется на карте и в упражнении 3 в Рабочей тетради. Если необходимо повторить чтение числительных, учащиеся сначала выполняют упражнение 1 в Рабочей тетради. Всем классом можно подвести итог о самых распространенных языках мира и о том, сколько людей и где говорят на них.

      The first frequently spoken language is ...

      ... people speak it.

      Mostly it is spoken in ...

      The second frequently spoken language is ... Etc.

      4. Учащиеся знакомятся со сведениями об Организации Объединенных Наций в ЛСС и высказывают предположения о тех языках, на которых ведутся заседания. Затем они слушают текст, вносят поправки и уточняют разницу между понятиями: working and official languages of the United Nations (listening for specific information).

      5. Информация имеется в тексте упражнения 2. Желательно использовать две модели: ... is used by ... и ... is used in ... для одного и того же факта.

      6. Желательно выстроить высказывания учащихся, начиная с самых значимых определений роли английского языка.

      7. Следует еще раз пояснить, что American English is a variant of the English language. There are also other varieties: Australian English, Canadian English, etc. См. коллаж к упражнению 2. При прослушивании разговора учащиеся записывают аргументы, высказанные говорящими за/против одного и другого вариантов, а затем высказывают свое согласие или несогласие.

      8. По предложенным утверждениям желательно организовать дискуссию, призывая как можно больше учащихся высказать свое отношение по каждому пункту.

      9. Учащиеся высказывают предположения, основанные на фактах, полученных из предыдущих упражнений.

    10. В этом упражнении обсуждаются причины, по которым учащиеся данного класса изучают английский язык.

    10.1) Каждый учащийся, используя лексику блока Why? в таблице “Learning English”, выбирает для себя ответ. Если такого нет в таблице, он / она формулирует его или обращается за помощью к учителю.

      I learn English because I want to... / like... / have to... / it...

    10.2) Учащиеся, обращаясь друг к другу, выясняют причины, почему они изучают английский язык.

    10.4) Учащиеся записывают три главные причины изучения английского языка в их классе.

    12. Можно предложить учащимся следующие начала предложений, которые они должны закончить и прокомментировать.

      Many people in my country want to study English because...

      In my country English is necessary to know if...

      English is a must in my country in / if...

      13. Введите новую подтему, написав на доске “How to learn a language well”. Прослушав разговор двух друзей, начните обсуждать этот вопрос на основе содержания их разговора.

      Is it useful to read English magazines / to use a video while learning English? Etc. На доске можно выписать ключевые фразы.

      14. Учащиеся продолжают записывать ключевые фразы, обсуждая рисунок. Можно предложить следующие вопросы:

      Which student is working harder than the others? What is she doing?

      Which student is working carefully? Why?

      Which of the students is doing better? Etc.

      Данное упражнение направлено также на повторение степеней сравнения наречий.

      15. В упражнении учащиеся высказывают свои мысли по данному вопросу. Начало фраз может быть разным:

      I think the best way to learn a language is to...

      It’s useful / helpful / important to... when you learn a language.

      To be a good language learner you should...

      16. Учащиеся в парах выясняют, как они изучают английский язык. В качестве опоры они используют таблицу “Learning English” и анкету, с которой они работали дома (For Fun and Profit, I). Модели для работы в парах могут быть самыми разнообразными. Основная цель — автоматизировать лексику по данной теме.

      Например: Do you always do exercises carefully?

      Do you agree that learning English is faster in the UK? Etc.

      В заключение можно обсудить, согласны или нет учащиеся с теми выводами, которые они получили в результате ответов на вопросы анкеты. Следует пояснить, что анкета субъективна и учащиеся могут высказать свое мнение относительно каждого вопроса.

      17. Учащиеся обсуждают различные стратегии / способы изучения английского языка (в данном случае эти термины не несут определенного методического содержания). Следует напомнить учащимся об использовании Simple Present в придаточном предложении. If you use a tape recorder you’ll learn more easily. Учащиеся могут высказывать свое согласие / несогласие с утверждениями своих одноклассников.

      II. Famous British people

      Данный раздел раскрывает другую подтему цикла — знаменитые люди Великобритании и их вклад в мировую культуру.

      1.1) Учащиеся могут выполнять данное упражнение в парах. Один читает, например, первый и второй тексты, другой — третий и четвертый, затем каждый называет имя лауреата и его открытие и вместе уточняют правильность ответа (reading for specific information).

      1.2) Если учащиеся сразу не могут дать ответ на этот вопрос, упражнение может быть домашним заданием.

       Key:  Премия мира: 

1975 — Сахаров А. В.
1992 — Горбачев М. С.


                 Физика:  1962 — Ландау Л. Д.
1964 — Басов Н. Г.
1978 — Капица И. Л.

                 Химия:  1956 — Семенов Н. Н.

                 Физиология и медицина:  1904 — Павлов И. П.
1908 — Мечников И. И.

                 Литература:  1933 — Бунин И. А.
1958 — Пастернак Б. Л.
1965 — Шолохов М. А.
1970 — Солженицын  А. И.

      2. В этом упражнении может быть использован один из образцов, приведенных в таблице “Do you know...?”.

      Key: James Watt — the steam engine;

              George Stephenson — the steam locomotive,

                                                  the world’s first railway;

              Michael Faraday — magneto-electricity;

              John L. Baird — television;

              Alan Turing — the electronic calculator.

      Дополнительная информация:

      1829 — a speed record of 35 mph was established by a train in Great Britain;

      1830 — the world’s first railroad passenger train service started between Liverpool and Manchester;

      1857 — steel rails were used for the first time in Great Britain;

      1863 — the world’s first underground railway was opened in London.

      3. Следует поощрять учащихся, которые привлекают информацию, полученную не только из данного учебника (других циклов). Учащиеся могут назвать людей Британии, прославивших страну в разных областях. При выполнении данного упражнения следует обратить внимание на словообразование (V — N) и употребление предлогов (см. таблицу “Do you know...?”).

      4.1) Учащиеся делятся на 2 группы. I группа выполняет задание а, II группа — задание b.

      4.2) Учащиеся обмениваются листами и дописывают недостающую информацию: группа а — имена, связанные с открытиями, изобретениями, написанными учащимися из группы b; группа b — открытия, изобретения, связанные с именами, написанными учащимися из группы а.

      III. Views of Britain

      4.2) Работая в парах, один учащийся имеет перед глазами таблицу из Учебника, другой — упражнение 11 из Рабочей тетради. Каждая таблица имеет дополнительную информацию, которую надо «добыть» ученикам. Вопросительный знак у слова подсказывает, что надо задать уточняющий вопрос именно об этом продукте экспорта, импорта и т. д. Например: Does Britain export metal? What kind of metal does it export? Вопросительный знак в конце графы указывает на запрос дополнительной информации: What else does Britain export?

      Можно на доске написать начала вопросов, которые помогут учащимся сформулировать полные вопросы.

      — I know that... What else...?

      — Does Britain...?

      — What kind of...?

      12.1) Учащимся могут быть предложены и другие темы. Каждая группа вносит свои дополнения по каждой теме и затем проходит обсуждение (carousel brainstorm).

      Упражнения 12, 14, 15 являются заключительными в данном разделе, они также могут быть обобщающими по всему курсу обучения в 9-м классе. Учащиеся могут привлекать самые разнообразные факты, о которых они узнали в этом году, обосновывая / аргументируя свое мнение, соглашаясь / опровергая мнение своих одноклассников.

      IV. Countries, cultures and people

      Следует пояснить, что заштрихованный сектор указывает на общее между странами. Учащиеся могут привести примеры для подтверждения Venn Diagram, сравнивая культуры Британии, Америки и Индии.

      2.2) Учащиеся рисуют Venn Diagram и заполняют ее:

      Britain: It consists of 4 countries and a lot of counties.

      Russia: Russia consists of many regions.

      Both: People of many nationalities live in Britain and in Russia.

      Данное упражнение может служить итоговым (контрольным) по усвоению познавательного аспекта иноязычной культуры в 9-м классе.

      4.1) Учащиеся могут слушать запись высказываний со (без) зрительной опорой в зависимости от уровня подготовленности, чтобы определить основную мысль говорящих.

      4.2) Учащиеся могут обращаться к высказываниям и выписать слова в 3 колонки: unite, divide, unite and divide.

      For Fun and Profit

      I. 1.1) Key:

       supermarket
pizza
restaurant
zebra
judo
kangaroo
 — American
 — Italian
 — French
 — Spanish
 — Japanese
 — Australian
    photograph
  vodka
  sputnik
  hamburger
  jungle
  concert
 — Latin
 — Russian
 — Russian
 — German
 — Hindi
 — Italian