Таблица 4

Система уроков по разделу «Звуки и буквы»

№ урока
 

Цель

Познавательный опыт первоклассников, обеспечивающий им возможность успешно выполнять задания

Учебный материал

Формулировки и терминология, используемые учителем и учащимися

Деятельность учащихся

Формируемые понятия, знания, умения, навыки

Правила, сведения о языке в учебнике

Восстановить, закрепить, уточнить знания первоклассников о различии звуков и букв

Умения, навыки, полученные в период обучения грамоте и при изучении темы «Предложение»; звукобуквенный анализ звучащего слова;
сравнение слов: выделение одинаковых или различных звуков;
анализ предложения

Рисунки, предложение с выделенными для анализа словами, загадка

Звук, буква, смысл слова. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем

Звуко-буквенный анализ звучащего слова; преобразование данных слов в новые слова; сравнение слов, отличающихся одной буквой или одним звуком;
анализ предложения; запись слов;
запись предложения; выделение звуков или букв, меняющих смысл слова

Понятие звука и буквы;
умения: различать и сравнивать звук и букву, сравнивать звучащие слова (выделять одинаковые звуки и буквы, которыми эти слова различаются); преобразовывать данное слово в новое путем замены или добавления одного звука;
представление о смыслоразличительной функции звука (буквы) в слове

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем

Восстановить и закрепить в памяти учащихся знания о признаках гласных звуков

Умение производить звукобуквенный анализ звучащего слова;
знания о признаках гласных звуков, полученные в букварный период

Рисунки, фрагмент из сказки

Гласные звуки, согласные звуки. Звуки а, о, у, ы. э, и произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту. Это гласные звуки

Звуко-буквенный анализ звучащих слов; беседа по содержанию сказки; выяснение значения нового слова;
запись текста с выполнением задания;
письмо по памяти

Понятие о гласных звуках;
умение выделять в слове гласные звуки, списывать текст, выполняя определенные задания;
выработка навыка письма по памяти

Звуки а, о, у, ы, э, и произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту. Это гласные звуки

Систематизировать представления учащихся о признаках согласных звуков
 

Умения: производить звукобуквенный анализ звучащего слова; распознавать в
слове гласные и согласные звуки; знания о признаках согласных звуков, полученные в букварный период

Рисунки, фрагмент из сказки, отдельные слова

Гласные звуки, согласные звуки, звонкие согласные, глухие согласные. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными. Они могут произноситься с голосом (с шумом). Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими согласными, без голоса — глухими согласными. Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, й

Звукобуквенный анализ звучащих слов; выделение отдельных звуков в словах;
восстановление слов (в задании даны слова с пропущенными буквами)
 

Понятие о согласных звуках;
умения: выделять в слове согласные
звуки;
различать гласные и согласные звуки;
выделять буквы на месте согласных звуков;
списывать текст с выполнением задания

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными. Они могут произноситься с голосом и без голоса (с шумом). Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими согласными, без голоса — глухими согласными. Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р,
с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, й

Формировать умение распознавать йотированные гласные в начале слова и обозначать их на письме буквами е, ё, ю, я

Знания учащихся о звуках и буквах, гласных звуках и буквах; умение распознавать звук и букву, которая данный звук обозначает

Рисунки, слова для звукового анализа, текст, игровой материал

Звук, буква, гласные звуки, гласные буквы. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: еэ], ёо], юу], яа]

Звуковой анализ звучащих слов; деление слов на слоги; различение звуков и букв в слове; списывание текста с выполнением задания

Понятие о буквах, которые обозначают два звука;
умение подбирать слова, в которых гласная буква обозначает два звука

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: еэ], ёо], юу], яа]. Гласных звуков 6: а, у, ы, о, э, и. Гласных букв 10: а, у, ы, о, э, и, я, ю, ё, е

Познакомить учащихся с особенностями звука [й] и буквы й

Опыт учащихся по распознаванию гласных и согласных звуков, основанный на знании их признаков; умение делить слова на слоги (знания о слогообразующей роли гласных)

Рисунки, стихотворение, загадки, игровой материал

 

Гласный звук, согласный звук, слог, интонация. Й — согласный звук, поэтому слога не образует

 

Звуковой анализ звучащих слов; деление слов на слоги

Понятие о звуке [й] как о согласном звуке;
умение делить слова со звуком [й] на слоги

Й — согласный звук, поэтому слога не образует



Уточнить и конкретизировать представления учащихся о различии согласных по твердости и мягкости, способах обозначения мягкости согласных мягким знаком (ь) и буквами е, ё, ю, я; закрепить знания учащихся о том, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко

Знания, полученные учащимися в букварный период о твердых и мягких согласных и о буквах, которые обозначают мягкость согласного звука на письме

Рисунки, загадки, слова для звукового анализа, предложения, игровой материал

Твердые и мягкие согласные, мягкость согласных. Согласные звуки могут быть в словах твердыми и мягкими. Перед звуком [и] со-
гласные произносятся мягко. Мягкость согласных звуков обозначается на письме мягким знаком (ь) или гласными буквами е, ё, ю, я

Выделение звуков из слов; сравнение количества звуков и букв в словах; преобразование слов: угол — уголь, мел — мель и т. д.

Понятие о твердых и мягких согласных звуках;
умения: выделять в словах мягкие согласные; обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными буквами е, ё, ю, я и мягким знаком (ь)

Согласные звуки могут быть в словах твердыми и мягкими. Мягкость согласных звуков обозначается на письме мягким знаком (ь).
Перед звуком [и] согласные произносятся мягко. Мягкость согласных звуков обозначается на письме мягким знаком (ь) или гласными буквами е, ё, ю, я



Познакомить учащихся с традиционным, или историческим, принципом русского правописания (без терминологии), т. е. с правописанием сочетаний
жи, ши, ча, ща, чу, щу

Знания, полученные учащимися в период обучения грамоте, о правилах правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

Рисунки, стихи, отдельные слова, игровой материал

Сочетания жи, ши пишутся с буквой и.
Сочетания ча, ща пишутся с буквой а. Сочетания чу, щу пишутся с буквой у

Сравнение произношения и написания гласных в сочетаниях жи, ши, ча,
ща, чу, щу
на основе прочтения слов и их звукового анализа; составление предложений из данных слов

Умения: правильно писать слова с изучаемыми сочетаниями;
составлять и записывать предложения; списывать текст, слова, вставляя пропущенные буквы

Сочетания жи, ши пишутся с буквой и.
Сочетания ча, ща пишутся с буквой а. Сочетания чу, щу пишутся с буквой у

Подвести учащихся к выводу: количество звуков и букв в
слове может совпадать или расходиться

Умение производить звукобуквенный анализ звучащего слова; сравнивать, сопоставлять количество звуков и букв в словах

Рисунки, стихотворные тексты, скороговорка

Звук, буква, слог

Звуко-буквенный анализ слов, сравнение, сопоставление количества звуков и букв в
словах типа пень, лень, юла

Умение сравнивать и сопоставлять слова, в которых количество звуков и букв не
совпадает, приводить примеры таких слов

  


Подвести детей к пониманию того, что слог образует гласный звук; сформировать представление об односложных, двусложных и трехсложных словах;
ввести термины «односложные слова», «двусложные слова» и «трехсложные слова»

Умение производить звукобуквенный анализ звучащего слова, делить слова на слоги

Рисунки, отдельные слова для звукового анализа, стихотворные тексты, загадки

Слог, односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слова в один слог называются односложными, слова в два слога — двусложными, слова в три слога — трехсложными

Звуковой анализ звучащих слов; деление слов на слоги;
запись слов с делением их на слоги

Понятие о том, что: слог образует только гласный звук;
в слове столько слогов, сколько гласных; понятие об односложных и трехсложных словах

Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Слова в один слог называются односложными, слова в два слога — двусложными, слова в три слога — трехсложными



Научить делить слова для переноса

Умение делить слова на слоги

Рисунки, стихотворные тексты, отдельные слова, предложения, скороговорки, игровой материал

Слог, перенос слов. Для переноса слова делятся на две части. Делить слова для переноса можно только по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку

Деление слов на слоги;
деление слов для переноса

Умения: правильно переносить слова; делить сплошной текст на предложения; выработка навыка деления для переноса слов с буквой й и мягким знаком (ь)

Для переноса слова делятся на две части. Делить слова для переноса можно только по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую строку

Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении; привлечь внимание детей к чередованию ударных и безударных слогов в стихотворных текстах

Умение различать гласные и согласные звуки, выделять голосом гласные звуки и ударный гласный звук в слове

Рисунки, отдельные слова для звукового анализа, пары слов, предложения.

Ударные гласные, безударные гласные, знак ударения. В каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Это ударный гласный звук. Остальные гласные звуки в слове безударные. Ударные гласные обозначаются на письме специальным знаком ('). Смысл слова может зависеть от ударения

Выделение голосом гласных звуков и ударного гласного звука в звучащем слове; составление предложений с данными словами

Умения: выделять голосом ударный гласный звук в слове; ставить знак ударения в словах

В каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Это ударный гласный звук. Остальные гласные звуки в слове безударные. Смысл слова может зависеть от ударения


«Открыть» совместно с учащимися почему безударные гласные в слове обозначаются на письме по правилам; подвести детей к понятию «проверочные слова»; подготовить учащихся к восприятию во 2 классе темы «Произношение и написание безударных гласных. Способы проверки безударных гласных» (цель на перспективу)

Умение выделять гласные звуки в слове, различать ударные и безударные гласные звуки в словах

Рисунки, слова для звукового анализа, предложения, загадка

 

Анализ и сопоставление произношения и написания ударных и
безударных гласных в словах

Умение выделять в словах ударные и безударные
гласные; понятие о том, что произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в одинаковых словах не расходится (гриб — грибы)

Произношение ударного гласного звука не расходится с его обозначением на письме. Обозначение безударных гласных звуков может расходиться с их произношением. Безударные гласные обозначаются на письме по правилам



Подвести детей к выводу о том, что произношение непарных согласных в конце слова не расходится с их обозначением на письме, произношение
парных согласных и их обозначение на письме может расходиться; познакомить с приемами проверки парных согласных в конце слова;
подготовить учащихся к восприятию во
2 классе темы «Произношение и написание парных звонких и глухих согласных. Способы проверки парных звонких и глухих согласных» (цель на перспективу)

Умение выделять согласные в слове, различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные

Рисунки, слова для звукового анализа и составления предложений, предложения, присказка, скороговорки, стихотворные тексты,
загадки, игровой материал

Парные согласные, непарные согласные, звонкие согласные, глухие согласные. Б—п, в—ф, г—к, д—т, ж—ш, з—с — это парные согласные. Звуки каждой пары похожи: при их произношении воздух встречает одинаковое препятствие во рту. Звуки каждой пары различаются: один звук произносится звонко, с голосом, другой — глухо, без голоса. Произношение непарных согласных в конце слова не расходится с их обозначением на письме. Парные согласные звонкие и глухие в конце слова произносятся одинаково глухо. Их произношение и обозначение на письме может расходиться. Парные согласные перед гласными обозначаются на письме так же, как произносятся. Обозначение на письме парных согласных в конце слова проверяется гласными

Анализ, сравнение произношения и написания парных звонких и глухих согласных, непарных согласных в конце слова и перед гласными; составление предложений из данных слов; самостоятельная формулировка вывода о произношении и обозначении на письме непарных и парных согласных в конце слова и перед гласными

Понятие о парных звонких и глухих согласных, непарных согласных;
умения: выделять в словах парные и непарные звонкие и глухие согласные;
подбирать к словам с конечным парным согласным проверочные слова
 

Б—п, в—ф, г—к, д—т, ж—ш,
з—с
 — это
парные согласные.
Звуки каждой пары похожи: при их произношении воздух встречает одинаковое препятствие во рту. Звуки каждой пары различаются: один звук произносится звонко, с голосом, другой — глухо,
без голоса. Произношение непарных согласных в конце слов не расходится с их обозначением на письме. Парные согласные звонкие и глухие в конце слова произносятся одинаково глухо. Их произношение и обозначение на письме может расходиться. Парные согласные перед гласными обозначаются на письме так же, как произносятся