Звуки и буквы

      Раздел «Звуки и буквы» (по программе «Фонетика и графика») ориентирован на развитие речевых способностей первоклассников и прежде всего на развитие фонематического слуха детей и их способности к четкой артикуляции.

      Практически уже в букварный период ставятся и решаются эти задачи. Однако на уроках русского языка речь идет не только о систематизации знаний и умений учащихся, полученных ими в области фонетики и графики родного языка ранее, но и о принципиально новом содержании и формах звукобуквенного и слогового анализа звучащего слова. Меняются цели, характер аналитико-обобщающей деятельности детей и ее результаты.

      Если в букварный период задача по преимуществу состоит в том, чтобы научить ребенка читать, т. е. «переводить» слово написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) другая и состоит она в том, чтобы научить детей «переводить» слово звучащее в слово написанное.

      Соответственно система заданий раздела «Звуки и буквы» ориентирована:

      на формирование у первоклассников готовности к самостоятельному выделению звуков речи как «материала» языка и сопоставлению гласных и согласных, согласных звонких и глухих, парных и непарных, твердых и мягких, позиций ударных и безударных гласных в слове;

      «открытие» совместно с первоклассниками, что произношение звуков в слове при одних условиях может совпадать, а при других — расходиться с их обозначением на письме.

      Цель этого раздела состоит в том, чтобы развивать такие речевые способности ребенка, которые имеют одно из главных значений для формирования в дальнейшем его как человека пишущего, готового к комплексному анализу текста: его содержания, структуры предложений, интонации, орфограмм, пунктограмм.

      Выполнение целей этого раздела и прежде всего развитие у детей фонематического слуха как основы грамотного письма предполагают значительную конкретизацию представлений первоклассников о звуках речи и буквах, формирование понятия об основных фонетических (звуковых) законах русского языка (без терминологии).

      В области гласных этот закон состоит в редукции — изменении (ослаблении) звучания гласных в безударном положении. В области согласных — в оглушении, т.е. переходе звонких согласных в парные глухие в конце слова и перед глухими согласными: воз [вос], сад [сат], книжка [книшка], и в озвончении, т. е. переходе глухих согласных в парные звонкие перед звонкими согласными: просьба [прозьба], молотьба [молодьба] и др.

      Особенностью гласных звуков в русском языке является наличие в нем, кроме основных гласных 1, йотированных гласных, состоящих из двух звуков: согласного (обычно его обозначают буквой й) и гласного. На письме йотированные гласные передаются буквами е, ё, ю, я.

      Ударение (выделение одного из слогов в слове усилением голоса) в русском языке разноместное (может стоять на любом слоге) и подвижное 2 (может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова): рекá — рéки, лесá — лес и т. д.

      Ударение может выполнять смыслоразличительную роль: хлóпок — хлопóк, стрéлки — стрелкú и т. д.

      Особенность согласных звуков в русском языке заключается в том, что большинство звонких и глухих, твердых и мягких согласных образует пары.

Поурочные методические рекомендации
по разделу «Звуки и буквы» (27 уроков)

      Цель первого урока (задания 1—5) — восстановить, закрепить, уточнить знания первоклассников о различии звуков и букв: звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем.

      Виды деятельности учащихся:

      звукобуквенный анализ звучащего слова;

      сравнение слов, отличающихся одним звуком;

      выделение одинаковых или различных звуков;

      преобразование данных слов в новые слова.

      На основе наблюдения и сравнения учащиеся приходят к выводу, что звук (на письме — буква) может менять смысл слова: стол — стул, маска — марка, кот — крот (задания 4, 5).

      Итог урока:

      уяснение различия между звуком и буквой;

      понимание смыслоразличительной функции звука (буквы) в слове.

      Цель второго (задания 6—9) и третьего (задания 10—14) уроков — вспомнить и уточнить признаки гласных и согласных звуков.

      Виды деятельности учащихся:

      звукобуквенный анализ звучащего слова;

      наблюдение, сравнение и установление различия в произношении гласных и согласных звуков.

      Выполняя тренировочные упражнения (задания 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14), дети закрепляют понятия «гласные звуки», «согласные звуки». На этих уроках дети узнают, что гласных звуков 6: а, о, у, ы, э, и, согласных — 21: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, й.

      Итог уроков: формирование у учащихся умения различать на слух гласные и согласные звуки.

      Цель четвертого урока (задания 15—19) — познакомить учащихся с так называемыми йотированными гласными (без терминологии), а также с буквами, которые обозначают два звука: е — [й’э], ё — [й’о], ю — [й’у], я — [й’а].

      Виды деятельности учащихся:

      звукобуквенный анализ звучащего слова;

      сравнение количества звуков и букв в словах типа ёлка, юла, Яша.

      На этом уроке особенно важно четко производить звукобуквенный разбор каждого слова. В результате анализа и сравнения учащиеся не только приходят к выводу, что гласных звуков 6 (а, о, у, ы, э, и), а гласных букв 10 (а, о, у, ы, э, и, я, ю, ё, е), но и понимают, почему гласных букв больше, чем звуков.

      Итог урока: уяснение учащимися того, что буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают два звука.

      Цель пятого урока (задания 20—24) — закрепить и систематизировать знания учащихся о звуке [й’] как о согласном звуке; отработать навык деления слов с буквой й на слоги.

      Виды деятельности учащихся:

      звукобуквенный анализ слов со звуком (буквой) й;

      произношение звука [й’] с гласными и согласными звуками.

      На основе анализа произнесенных слов (задание 21) учащиеся на уроке делают вывод, что звук [й’] — согласный звук.

      Выполняя задания 22, 23, 24, учащиеся отрабатывают навык деления слов с буквой й на слоги.

      Итог урока: уяснение учащимися выводов: звук [й’] согласный и слога не образует.

      Цель шестого (задания 25—29), седьмого (задания 30—32), восьмого (задания 33—36) и девятого (задания 37—39) уроков — уточнить и конкретизировать представления учащихся о различии согласных по твердости и мягкости, способах обозначения мягкости согласных в слове на письме ь и гласными буквами е, ё, ю, я.

      Виды деятельности учащихся:

      звукобуквенный анализ звучащего слова;

      сопоставление и сравнение согласных звуков в слове по твердости и мягкости;

      установление детьми смыслоразличительной роли мягких согласных в слове и способов обозначения мягкости согласных на письме;

      самостоятельная формулировка учащимися выводов.

      Особое внимание в учебнике уделяется организации наблюдений первоклассников над тем, как произносятся согласные звуки в слове перед буквой и (задания 34, 35).

      Итог уроков: понимание того, что согласные звуки в словах могут быть твердыми и мягкими; мягкость согласного звука на письме может обозначаться мягким знаком (ь), буквами е, ё, ю, я; перед звуком [и] согласные произносятся мягко.

      Цель десятого (задания 40—43), одиннадцатого (задания 44—47) и двенадцатого (задания 48—51) уроков — познакомить учащихся с традиционным, или историческим, принципом русского правописания (без терминологии), т. е. с правописанием сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

      Вид деятельности учащихся: сравнение звучания и написания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

      На основе сравнения звучания и написания слов с названными орфограммами необходимо подвести учащихся к выводу о правописании сочетаний жи, ши (задание 41), ча, ща (задание 45), чу, щу (задание 49). Задания 42, 43, 46, 47, 50, 51 являются тренировочными, способствующими выработке навыка правописания слов с данными сочетаниями.

      Итог уроков: формулировка правила о написании сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; формирование навыка правописания слов с данными сочетаниями букв.

      Цель тринадцатого урока (задания 52—58) — показать соотношение звуков и букв в слове (количество звуков и букв в слове может не совпадать).

      Так, в словах типа конь, лось, тень (задания 53, 54) звуков меньше, чем букв, так как ь звука не обозначает; в словах типа ёжик, юла (задания 56, 57, 58), наоборот, звуков больше, чем букв, так как буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

      Вид деятельности учащихся: сравнение количества звуков и букв в анализируемых словах.

      Итог урока: уяснение детьми того, что количество звуков и букв в слове может не совпадать, и готовность объяснить, почему это происходит.

      Цель четырнадцатого (задания 59—61), пятнадцатого (задания 62—65) уроков — закрепить и конкретизировать навыки деления слов на слоги; подвести детей к пониманию того, что слог образует гласный звук; сформировать умение объяснить, почему сколько в слове гласных, столько и слогов.

      Виды деятельности учащихся:

      звуковой анализ слов;

      выделение гласных в анализируемых словах;

      деление слов на слоги.

      На пятнадцатом уроке дети знакомятся с понятиями односложных, двусложных и трехсложных слов (задания 63, 64).

      Эти два урока подготавливают детей к восприятию темы «Перенос слов». Однако, если в букварный период первоклассники хорошо освоили деление слов на слоги, поняли слогообразующую роль гласных, учитель может сразу (не давая этих двух уроков) перейти к теме «Перенос слов».

      Итог уроков: формулирование учащимися обобщения:

      сколько в слове гласных, столько и слогов.

      Цель шестнадцатого (задания 66—69), семнадцатого (задания 70—76) и восемнадцатого (задания 77—82) уроков — научить детей делить слова для переноса.

      Виды деятельности учащихся:

      деление слов на слоги;

      деление слов для переноса;

      сравнение и установление сходства и различия деления слов на слоги и для переноса.

      Учащиеся должны четко уяснить: слова для переноса делятся на две части и только по слогам; деление слов на слоги и для переноса может не совпадать. Например, слово барабан (задания 68) на слоги делится так: ба-ра-бан, для переноса: ба-рабан или бара-бан. Если при делении на слоги слог может состоять из одной буквы: о-жи-ла (задание 69), то при переносе одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку: ожи-ла.

      На семнадцатом уроке при выполнении заданий 71, 72, 76 перед детьми целесообразно поставить вопрос: почему, несмотря на то что в словах лось, день, пень, уголь и т. д. может быть несколько звуков (букв), делить их для переноса нельзя? На этом же уроке у детей отрабатывается навык переноса слов с ь в середине: пеньки, коньки и т. д. (задания 72, 73 и т. д.).

      На восемнадцатом уроке дети отрабатывают навык переноса слов с буквой й. Задания этого урока не представляют для детей большого труда, так как на пятом уроке («Звук и буква й (и краткое)») они делили слова типа ручей, воробей на слоги.

      Итог уроков: подвести детей к пониманию того, что делить слова для переноса нужно на две части и только по слогам, одну букву при переносе нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку; выработать навык деления на слоги для переноса слов с мягким знаком (ь) и буквой й в середине.

      Следующие девять уроков (с 19-го по 27-й) являются важными уроками курса: они в значительной мере расширяют представление ребенка о родном слове, его орфоэпической (произносительной), лексической и орфографической стороне. Кроме того, они готовят детей к восприятию во 2 классе такой сложной темы программы, как «Способы проверки и правописание безударных гласных и парных согласных».

      Цель девятнадцатого урока (задания 83—88) — повторить, уточнить знания учащихся об ударении.

      Виды деятельности учащихся:

      выделение ударных гласных звуков (слогов) в слове;

      анализ слов, в которых с изменением места ударения меняется смысл слова; сравнение смысла слов, отличающихся только местом ударения.

      На уроке даются понятия: «ударные гласные» и «безударные гласные» (задания 84, 85); отрабатывается навык выделения ударных и безударных гласных в слове. Учащиеся знакомятся с тем, что смысл слова может зависеть от ударения (задания 86, 87, 88); с изменением места ударения в слове может возникнуть новое слово (дорогóй подарок, но широкой дорóгой).

      Итог урока: подведение детей к пониманию того, что в слове только один гласный звук может произноситься сильнее других — это ударный гласный; смысл слова может зависеть от ударения.

      Цель двадцатого (задания 89—94) и двадцать первого (задания 95—98) уроков — проанализировать совместно с учащимися, почему безударные гласные в слове обозначаются на письме по правилам; подготовить детей к восприятию понятия «проверочные слова» (без терминологии).

      Виды деятельности учащихся:

      выделение ударных и безударных гласных в слове;

      анализ и сопоставление произношения и написания ударных и безударных гласных в словах.

      Учитель может использовать термины «сильная позиция» и «слабая позиция» гласных звуков в слове. Но объяснение детям этих терминов предпочтительно связывать с каким-нибудь сказочным героем: ударный звук — сильный, его обозначение на письме не расходится с произношением, поэтому слово с ударным гласным поможет правильно писать другие формы того же слова с безударным гласным.

      Итог уроков: уяснение учащимися вывода о том, что произношение ударного гласного не расходится с его обозначением на письме, а обозначение безударных гласных может расходиться с их произношением; безударные гласные обозначаются на письме по правилам.

      На последних уроках курса (с 22-го по 27-й) изучаются парные и непарные согласные. Учащиеся получают первые представления о том, что произношение и написание парных согласных в конце слова может расходиться. Так же как и на предыдущих уроках, к этому выводу дети приходят на основе звукобуквенного анализа предлагаемых в заданиях слов, сопоставления и сравнения произношения и обозначения на письме парных согласных в конце слова. Эти уроки являются подготовительными для изучения в последующих классах темы «Правописание парных звонких и глухих согласных».

      Цель двадцать второго урока (задания 99—104) — познакомить детей с парными звонкими и глухими согласными.

      Виды деятельности учащихся:

      выделение согласных в слове;

      различение звонких и глухих согласных;

      наблюдение сходства и различия в произношении согласных, парных по звонкости и глухости.

      Итог урока:

      осознание учащимися фонетической природы согласных, парных по звонкости и глухости;

      умение называть парные согласные и приводить примеры слов с этими согласными; подготовить учащихся к осознанию фонетической природы согласных, непарных по звонкости и глухости.

      Цель двадцать третьего (задания 105—109) и двадцать четвертого (задания 110—113) уроков — подвести учащихся к выводу (делают самостоятельно), что произношение непарных согласных в конце слова не расходится с их обозначением на письме; закрепить умение выделять непарные звонкие и глухие согласные.

      Виды деятельности учащихся:

      выделение из слов непарных звонких и глухих согласных;

      анализ, сравнение произношения и написания непарных согласных в конце слова.

      Итог уроков: формулировка учащимися вывода: произношение непарных согласных в конце слова не расходится с их обозначением на письме.

      Цель двадцать пятого урока (задания 114—118) — на основе наблюдений, сравнения, произношения и обозначения на письме парных согласных подвести детей к выводу: парные согласные (звонкие и глухие) в конце слов произносятся одинаково глухо, их произношение и обозначение на письме может расходиться.

      Виды деятельности учащихся:

      выделение из слов согласных звуков (парных, непарных, звонких, глухих);

      сравнение, анализ произношения парных звонких и глухих согласных в конце слова.

      Итог урока: самостоятельная формулировка вывода: парные согласные звонкие и глухие в конце слов произносятся одинаково глухо, их произношение и обозначение на письме может расходиться.

      Цель двадцать шестого урока (задания 119—123) — познакомить учащихся с приемом проверки парных согласных в конце слова.

      Виды деятельности учащихся:

      выделение конечного согласного в словах;

      анализ, сравнение произношения и написания слов со звонкими и глухими согласными в конце слова и перед гласными.

      Отметим, что правописание безударных гласных и парных согласных, способы их проверки будут изучаться детьми в последующих классах. На двадцатом, двадцать первом, двадцать пятом и двадцать шестом уроках происходит лишь первое знакомство с тем, что произношение и написание безударных гласных и парных согласных в слове может расходиться со способами проверки (навык правописания этих орфограмм будет отрабатываться во 2 и 3 классах).

      Итог урока: формулировка вывода: парные согласные перед гласными обозначаются на письме так же, как произносятся, значит, обозначение на письме парных согласных в конце слова проверяется гласными.

      Двадцать седьмой урок является обобщающим. Все задания этого урока носят тренировочный характер.


      1 Основными являются те гласные звуки, которые находятся под ударением: юлаулá], ямаáма].
      2 На этой особенности ударения в русском языке основана проверка безударных гласных изменением формы слова.