ОБУЧЕНИЕ  ВО  2  КЛАССЕ

ПРОГРАММА

2   к л а с с (170 ч)

Фонетика (10 ч), грамматика (100 ч),
правописание (30 ч) и развитие речи (30 ч)

      Речь. Предложение. Слово.

      Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

      Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.

      Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

      Восклицательные предложения.

      Точка, знак вопроса и восклицательный знак в конце предложения.

      Звуки и буквы, их различие.

      Алфавит. Алфавитное название букв.

      Гласные и согласные звуки, их различие. Обозначение буквами гласных и согласных звуков.

      Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги, перенос слов по слогам.

      Ударение, ударные и безударные слоги.

      Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы.

      Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме ь, буквами и, е, ё, ю, я.

      Звуковое значение букв е, ё, ю, я: обозначают два звука в начале слова, после гласного звука, после согласного звука в словах с разделительными ь и ъ.

      Разделительные ь и ъ.

      Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, щн.

      Звонкие и глухие согласные звуки.

      Парные согласные в конце слова. Правописание парных согласных в конце слова.

      Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные.

      Единственное и множественное число имен существительных.

      Род имен существительных: мужской, женский, средний.

      Изменение имен существительных (по вопросам: кто? что? кого? и т. п.).

      Различие окончаний.

      Глагол. Изменение глаголов по числам.

      Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.

      Имя прилагательное.

      Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие. Понятие о согласовании. Словосочетание.

      Предлог. Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов со словами.

      Корень слова. Однокоренные слова.

      Правописание безударных гласных в корне слова.

Связная речь

      Во 2 классе обогащаются знания и методические приемы работы над связной речью.

      Устная речь. Организация практики устного общения: речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи: дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.

      Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Правила обращения, отклика, приветствия, прощания при непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем, в школе (разыгрывание соответствующих ситуаций).

      Письменная речь. Ознакомление с понятиями: речь разговорная, деловая, научная, художественная.

      Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная).

      Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, шарада, пословица, поговорка и т. п.); типа речи — повествования (есть сюжет), описания (нет сюжета). К примеру, описание цветка подснежника в стихотворении, в учебнике, в словаре и др.

      Текст. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте.

      Выделение частей текста, их озаглавливание.

      Правильное расположение данных к тексту пунктов плана.

      Работа с текстом (при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части.

      Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам).

      Наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, отказа и т. п.). К примеру, составление телеграммы с поздравлением бабушке и учительнице.

      Сочинения по заданной теме («Мои друзья», «Любимые игры», «Что мне рассказала капелька дождя», «Снежинки» и др.).

      Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.

      К концу 2 класса учащиеся должны знать:

      повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;

      части речи;

      имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении;

      имя прилагательное, род, число, согласование прилагательного с именем существительным;

      глагол, время глагола;

      предлоги;

      корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;

      имена собственные;

      парные согласные на конце слова и правила их правописания;

      словарь речевого этикета при непосредственном общении (приветствие, слова при прощании, обращение на «ты» и «вы», слова-извинения).

      Учащиеся должны уметь:

      находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;

      составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника;

      распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных, род, число имен прилагательных, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);

      писать раздельно предлоги со словами;

      подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;

      находить в словах орфограммы на изученные правила, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

      обозначать парные согласные на конце слов;

      различать слова с разделительными ь и ъ;

      обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;

      приводить примеры слов с нужными орфограммами;

      писать слуховые и зрительные диктанты;

      использовать правила вежливости, понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией и собеседником: с родными, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке.

      Из программы видно, что во 2 классе продолжается изучение основных категорий и явлений языка, начало которому положено в 1 классе (звуки, буквы, слог, слово, смыслоразличительная роль звуков речи, расхождение произношения и написания, ударение, части речи, изменение слов, относящихся к разным частям речи, предложение). По всем указанным темам происходит углубление знаний на более сложном материале. Части речи изучаются на основе понятий. Предложение рассматривается со стороны главных и второстепенных членов предложения. Работа над связной речью как сложным синтаксическим целым организуется вокруг понятия «текст» (анализ текста, текст-повествование, описание, рассуждение), а также путем ознакомления с разговорной, научно-деловой, художественной речью и изобразительно-выразительными средствами языка (образными сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами). Значительно расширяется список орфографических правил (правописание безударных гласных в корне слова, парных согласных, предлогов, разделительных ь и ъ и др.).