ПРЕДЛОЖЕНИЯ  С  ОБРАЩЕНИЯМИ,  ВВОДНЫМИ  СЛОВАМИ  И  МЕЖДОМЕТИЯМИ

Обращение

      Работа над темой «Обращение и знаки препинания при нем» позволяет познакомить учащихся со способами выражения обращения в русском языке, с сопровождающей его звательной интонацией, его стилистическими особенностями и функциями в речи. Поэтому она имеет и речеведческую, и воспитательную направленность, кроме того, способствует развитию пунктуационных навыков и умений восьмиклассников.

      Обращение в соответствии с традициями отечественной грамматики рассматривается в учебнике как элемент, не входящий в структуру предложения, не являющийся его членом и остающийся внутренне чуждым «приютившей»1 его синтаксической конструкции. Обращение определяется как «слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью». В  параграфе, ему посвященном, указываются способы выражения обращения, основные сферы его употребления (устная речь, письма, художественная речь), рассматриваются возможные позиции обращения и формулируются правила постановки знаков препинания в предложениях с обращением.

      Знакомству с теоретическими сведениями должна предшествовать работа над упр. 355. Выполняя его, ученики трансформируют приведенные предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями, форма изъявительного наклонения глагола при этом заменяется формой повелительного наклонения. Учащиеся должны прочитать получившиеся в результате предложения, соблюдая правильную интонацию, и определить форму выражения обращения (в данном упражнении это форма существительного в именительном падеже и форма субстантивированного причастия в том же падеже — отъезжающие. Выполнение этого упражнения знакомит восьмиклассников с важнейшими признаками обращения и особенностями звательной интонации.

      Особое внимание при изучении обращений необходимо уделить правилам пунктуации и характеристике знаков препинания. Обращения, как известно, выделяются запятыми или восклицательным знаком. Эти знаки выступают как выделительные, что особенно ярко проявляется в том случае, если обращение находится в интерпозиции — в середине предложения. Учащиеся должны понять, что выделительный характер носят и одиночная запятая, и восклицательный знак, если обращение находится в начале предложения или завершает его. Выделение связано с определением правой и левой границ синтаксической структуры. Если представлен один знак выделения, то функцию второго знака берут на себя пробел и знак конца предшествующего предложения или, напротив, знак конца данного предложения и пробел. Ср., например:

      Солнце пламенеющего лета,
      Не забудь наши раны... (Н. Клюев);

      О чем ты воешь, ветр ночной?
      О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев).

      Пунктуационный разбор подобных конструкций должен строиться следующим образом:

      Солнце Осьмнадцатого года, не забудь наши раны... (Н. Клюев).

      Обращение выделяется запятой и находится в начале предложения.

      Запятая здесь — выделительный знак препинания. На другую границу обращения указывают пробел и прописная буква.

      Следующий этап работы над темой «Обращение» — знакомство с основными функциями обращения. Учащиеся должны знать, что обращение служит не только для указания на адресата речи, но и для выражения отношения к нему, часто эмоционального, для регулирования социальных отношений (речевой этикет). Знакомству с этими важнейшими функциями обращения посвящено упр. 357, в которое включены обращения разных типов. При его выполнении необходимо обратить особое внимание учащихся на этикетные обращения и их историческую изменчивость. См., например, предложения: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие (Г.); Вы, сударь, камень (Гр.). Наблюдения над этими обращениями могут служить поводом для беседы об этикетных обращениях в современном русском языке и истории этикета.

      Особую функцию выполняют обращения в поэтической речи, в которой семантика слова обычно усложняется и расширяется. Обращение в художественной речи часто утрачивает собственно звательную функцию. Поэтический текст, как правило, не предполагает конкретного адресата речи, в нем широко используются обращения к предмету речи, к неодушевленным объектам, явлениям природы. Обращение в поэтическом тексте часто выступает как особый художественный прием — прием олицетворения, с помощью которого поэт или прозаик получает возможность сделать предметами непосредственного контакта изображенные явления и вещи, наиболее полно выразить свое к ним отношение. См., например:

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
                                          (Б. Ахмадулина)

      В художественном тексте, наконец, обращение может представлять собой центральную часть сообщения и организовывать текст в целом:

О дни, где утро было рай,
И полдень рай, и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственный сарай.
Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Все так же сонно-тяжело
Качаются на клумбе мальвы.
                              (М. Цветаева)

      В художественной речи представлены разные типы обращений к не лицам. Это обращения к странам и континентам, городам, рекам, явлениям природы во всем ее многообразии, к явлениям космической жизни, к пространству и времени, к различным проявлениям интеллектуального и эмоционального мира человека и др., см., например: Флоренция, ты ирис нежный (А. Блок); Тебе, Москва, пережитое за полстолетья отдаю (П. Антокольский); Звезда печальная, вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины (А. Пушкин); Что ты, осень, наделала с нами? (Н. Заболоцкий); О мысль! Тебе удел цветка! (Е. Баратынский); Легче лисенка скрыть под одеждой, чем утаить вас, Ревность и нежность (М. Цветаева). «Каждый предметный тип обращений, — отмечает исследователь, — очерчивает свой круг поэтического восприятия... Обращения раскрывают те сферы жизни, с которыми теснее всего связан поэт, обнаруживают собеседников, с которыми он вступает в диалог»2. Учитель обязательно должен привлечь внимание восьмиклассников к тематическому многообразию обращений в художественной речи, показать своеобразие их функционирования в ней. С этой целью может быть использован дополнительный материал, например стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные...», стихотворение А. Фета «Чудная картина. Как ты мне родна...», элегию В. А. Жуковского «Море».

      С функциями обращений в поэтической речи учащиеся знакомятся, обратившись к упр. 358. Выполняя его, восьмиклассники повторяют определение олицетворения и закрепляют уже имеющиеся у них знания об этом художественном приеме, тем самым устанавливаются конструктивные межпредметные связи. Желательно предложить учащимся и самостоятельно подобрать примеры из поэтических текстов, в которых обращения используются как средство олицетворения. Это может быть домашним заданием, одним из частей которого целесообразно сделать упр. 361, ориентирующее учеников на работу с текстом «Песни про купца Калашникова...» М. Ю. Лермонтова.

      Как уже отмечалось, работа над темой «Обращение» неразрывно связана с работой по совершенствованию культуры речи. Необходимо напомнить ученикам, что следует избегать просторечных обращений (мамаша, тетка, дед, бабка, женщина), а также фамильярных слов и выражений (дорогуша, красавица и др.), что при вежливом обращении голос не должен быть слишком громким, а интонация — резкой. Использование обращений должно быть коммуникативно уместным и соответствовать ситуации общения. В этом аспекте важно выполнение упр. 360 и 1-й части упр. 361. Эти упражнения предполагают выбор обращений в различных коммуникативных ситуациях и опираются на наблюдения над их ролью в жанре письма. Одно из этих упражнений должно обязательно выполняться в классе.

      При изучении обращений важно научить учащихся разграничивать их и внешне похожие на них синтаксические конструкции: назывные предложения и именительный представления (хотя понятие о нем и не дается в школе). Необходимо показать, что назывные предложения указывают на существование предмета, именительный представления вызывает представления о предмете или лице (в школе эти конструкции могут рассматриваться как разновидность назывных предложений), обращение же указывает на адресата речи и в отличие от названных конструкций произносится со звательной интонацией. Ср.: Вот и Москва — назывное предложение. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось... (Пушкин) — именительный представления. Как много гроз шумело над славной головой твоей, Москва! (П. Антокольский) — обращение.

      При разборе стихотворения «Край ты мой, родимый край...» необходимо иметь в виду, что для поэтической речи характерна размытость границ между обращениями и именными (назывными) предложениями. Ряд конструкций в ней может приобретать неоднозначность и даже допускать разные трактовки.

      Для разграничения обращения и близких к нему конструкций целесообразно использовать упр. 359 — текст стихотворения А. К. Толстого. Это позволит показать текстообразующую роль обращений.

      Таким образом, работа над темой «Обращение» носит комплексный характер. Она обязательно должна включать:

      а) знакомство с теоретическими сведениями об обращении;

      б) работу по развитию пунктуационных умений и навыков учащихся;

      в) работу, связанную с расширением их знаний о речевом этикете и повышением их речевой культуры;

      г) наблюдения над функциями обращений в художественной речи, их текстообразующими возможностями;

      д) обращение к жанру письма, одним из важнейших элементов которого является обращение.

Вводные слова и предложения

      В 8 классе учащиеся знакомятся с вводными конструкциями и знаками препинания при них. В § 33 дается определение вводных слов («это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает»), перечисляются основные их значения, отмечается, что эти значения могут выражаться не только словами, но и предложениями, наконец, приводятся правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами.

      Параграфу предшествует упр. 362, позволяющее показать, что вводные конструкции не входят в структуру предложения и не являются его частью. С выполнения именно этого упражнения должна начинаться работа над темой «Вводные слова и предложения». Сопоставляя, например, конструкции Вечер, кажется, будет теплым и Твое поведение мне кажется странным и разбирая их, учащиеся приходят к выводу, что в предложении могут быть слова, которые не связаны синтаксическими связями с его членами, не являются членами предложения, а служат для оценки содержания высказывания. Целесообразно при этом прокомментировать термин «вводное» (слово, предложение): он указывает на то, что слова и их сочетания не являются элементом структуры предложения, а «вводятся» в него для выражения отношения говорящего к сообщаемому.

      Сопоставление конструкций с вводными словами и предложений без них должно также обнаружить их интонационные различия. Вводные слова и предложения всегда интонационно выделены: они произносятся, как правило, с понижением тона и отделяются паузами от членов предложения.

      Учащиеся знакомятся с основными группами вводных слов по значению. Материал этот обобщен и представлен в специальной таблице на с. 163—164, к которой необходимо обращаться и в дальнейшем. Познакомившись с основными значениями вводных слов, ученики читают стихотворение А. Кушнера. Они должны ответить на три вопроса, связанных с этим текстом:

      1) Какие вводные слова встречаются в стихотворении?

      2) Как оценивает поэт их роль в речи, почему «от них кружится голова»?

      3) Как автор определяет значение вводных слов?

      Работа над этим текстом может сопровождаться дополнительным заданием: «Приведите примеры ситуаций (случаев), в которых вас не раз, не два спасали вводные слова. Постройте высказывания с этими „спасительными“ словами».

      Выполняя упр. 364, 365, 366, учащиеся учатся определять значения вводных слов и правильно оформлять конструкции с ними на письме. Особенно важно упр. 365, обращаясь к которому ученики должны самостоятельно подобрать вводные слова, указывающие на: а) уверенность; б) предположение; в) чувство; г) источник сообщения.

      Выполнение этого упражнения способствует повышению культуры речи учащихся и дает возможность показать богатство рядов вводных слов, указывающих на степень достоверности сообщения, выражающих его эмоциональную оценку и др. Восьмиклассники, подбирая нужные по смыслу вводные слова, должны избегать повторений. Так, для выражения предположения они могут использовать слова и сочетания видимо, кажется, может быть, возможно, пожалуй, по всей вероятности, наверное и др.

      Поскольку правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и в предложениях, содержащих междометия, совпадают, в учебник включены упражнения, посвященные употреблению междометий. Учащиеся должны повторить определение междометий и признаки этого класса слов. Они должны четко представлять, что междометия, как и вводные слова, не являются членами предложения, а служат для выражения эмоциональных реакций говорящего.

      В учебнике представлены задания, проверяющие степень усвоенности пунктуационных правил, и задания, связанные с наблюдениями над текстообразующей функцией междометий и их выразительными возможностями в языке художественной литературы. Материалом для наблюдения служит отрывок из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (упр. 369), в котором междометия не только характеризуют различные эмоциональные состояния персонажей, но и выполняют характерологическую функцию (вспомним, например, речь Бобчинского и Добчинского).

      Изучение вводных слов важно для понимания логических связей между предложениями. С этой целью предлагается упр. 371. Выполняя его, учащиеся должны определить смысловые отношения между приведенными предложениями (упражнение готовит их к изучению сложного предложения) и в соответствии с ними употребить в начале второй синтаксической конструкции вводное слово, указывающее на эти отношения. В первой части упражнения представлены, например, предложения, связанные отношениями логической обусловленности (следствия, результата, вывода). С этой целью могут быть использованы вводные слова следовательно, значит, стало быть. С помощью вводной конструкции может также выражаться обобщение, заключение, делаться вывод (итак, таким образом, вообще). Во второй же части упражнения употребляются предложения, содержание которых противопоставлено друг другу. Эти отношения выражаются вводными словами напротив, наоборот, впрочем, правда (с оттенком уступки). Желательно обратить внимание учащихся на то, что вводные конструкции, указывающие на отношения между предложениями, служат средством их связи в тексте и по своей функции сближаются с союзами.

      Поскольку одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения, необходимо научить восьмиклассников их разграничивать. С этой целью им может быть предложено дополнительное задание, основанное на сопоставлении разных конструкций.

      Прочитайте. Найдите предложения с вводными словами. Подберите к ним синонимы. Обоснуйте свой ответ. Перепишите, расставляя знаки препинания.

      1. Ваши рассуждения естественно подводят нас к правильному решению. 2. Ваши рассуждения естественно верны. 3. После обхода больных врач может быть у себя в кабинете. 4. Врач может быть сегодня задержится. 5. Стемнело дорогу плохо видно. 6. Видно сегодня он вернется позже обычного. 7. Наконец гроза кончилась. 8. Рассуждение во-первых должно быть доказательным во-вторых логичным наконец нешаблонным. 9. Задача решена верно. 10. Верно они заблудились и не могут найти дорогу к дому.

      Употребление вводных слов в речи необходимо (вспомним стихотворение А. Кушнера, приведенное в учебнике), в то же время оно может быть немотивированным, неуместным, избыточным. Их назойливое повторение делает речь невыразительной (см., например, такие слова-«паразиты», как понимаешь, так сказать и др.), тусклой, часто косноязычной, затрудняет ее восприятие слушателями. Упр. 374 обращает внимание учащихся на неоправданное употребление вводных слов в недостаточно грамотной речи: восьмиклассникам предлагается найти примеры, в которых есть слова-«сорняки». Материал этого упражнения может быть расширен учителем с учетом индивидуальных особенностей речи учеников.

Вставные конструкции

      В программу по русскому языку для 8 класса включено понятие «вставные конструкции», которое ранее не вводилось: вставные конструкции объединялись с вводными словами и предложениями. В новом (25-м) издании учебника вставным конструкциям посвящен особый параграф — § 34. В нем дается определение вставных конструкций и выделяются их основные структурные и интонационные особенности.

      Вставные конструкции определяются в учебнике как конструкции, содержащие добавочную информацию и осложняющие простое предложение. По структуре вставная конструкция может представлять собой:

      — слово или словосочетание: «Белый венчик из роз» — мистическая белая роза (святая кровь) — таков завершительный образ «Двенадцати» (К. Азадовский);

      — предложение: Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами (И. Тургенев).

      При изучении вставных конструкций необходимо научить восьмиклассников разграничивать вводные слова или словосочетания и вставные конструкции. Для их разграничения может быть предложен функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю). Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно (Чехов). Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна поет (Г. Газданов).

      Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. Поскольку вставные конструкции часто по структуре совпадают с предложением, следует обязательно обратить внимание учащихся на то, что включение вставки в предложение не делает его сложным. Так, предложение Зеленый мыс (так называется одно из красивейших мест на побережье Черного моря) находится вблизи Батуми квалифицируется как простое предложение, осложненное вставной конструкцией.

      Вставные конструкции, как и вводные, выделяются в предложении особой интонацией, на которую необходимо обратить внимание во время занятий. Для них характерна так называемая интонация вводности. Вставные конструкции произносятся в убыстренном темпе (по сравнению с остальной частью высказывания) и с понижением голоса. Они выделяются также паузами, в результате нарушается интонационное единство предложения.

      В ходе изучения вставных конструкций восьмиклассники впервые встречаются с таким парным выделительным знаком, как скобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Ср.: Иногда дни сверкали лучше летних — белизна замороженного снега в упор сопротивлялась солнечному огню — и чистый воздух остро мерцал от колкого холода и тягучего тепла (А. Платонов); Ему очень хотелось сказать всю правду этим союзничкам именно сейчас — среди своих войск, под грохот орудий (автомобили стояли всего в версте от батарей) (А. Н. Т.). Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

      При работе над темой «Вставные конструкции» целесообразно познакомить учащихся с правилами, которые действуют при сочетании разных знаков препинания со скобками.

      1. Перед открывающей (первой) скобкой не ставится запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.

      2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в предложениях со вставными конструкциями в конечной позиции относятся ко всему предложению в целом: Как хорошо было в весеннем лесу (утро только начиналось)!

      Знакомство восьмиклассников со вставными конструкциями начинается с выполнения упр. 375. Учащиеся должны найти в приведенных предложениях вставные конструкции и определить их структурный тип (сочетание слов — слово — предложение). Упражнение выполняется устно, что дает возможность понаблюдать за интонационными особенностями вставок.

      Упр. 376 выполняется уже письменно. Ученики должны самостоятельно выделить в нем вставные конструкции и выбрать при их оформлении на письме знак препинания — тире или скобки. Материалом для упражнения служат отрывки из знакомых школьникам произведений А. С. Пушкина.

      Упр. 377—380 посвящены разграничению вводных слов и вставных конструкций и развитию пунктуационных умений учащихся. Упр. 381 носит обобщающий характер и может быть использовано для домашнего задания. Оно позволяет повторить правила постановки знаков препинания при выделении вводных слов и вставных конструкций.


      1 Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. — М.; Л., 1928. — С. 464.
      2 Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис — М., 1986. — С. 103.