ПРЕДЛОЖЕНИЯ  С  ОБОСОБЛЕННЫМИ  ЧЛЕНАМИ

      На усвоение обособленных членов предложения отводится 20 ч (18 + 2). Эта тема завершает изучение второстепенных членов предложения, содержит обобщающий материал и представляет собой своеобразный переход к сложному предложению. В центре внимания оказывается пунктуационное выделение членов предложения при их обособлении.

      Обособление — это довольно сложное явление синтаксиса. Оно опирается на интонационные особенности, выражающие добавочные значения второстепенных членов предложения. Поэтому при изучении темы следует обратить особое внимание на произношение предложений с обособленными членами, на интонационное выделение обособленных членов.

      Обособление определяется как интонационное и смысловое выделение второстепенного члена предложения. Одни второстепенные члены предложения обособляются, а другие не обособляются. Например, обстоятельства, выраженные деепричастиями, и согласованные определения обособляются, а дополнения, как правило, нет. Это связано прежде всего с тем, насколько тот или другой второстепенный член предложения близок по значению к сказуемому. Так, согласованные определения близки к именному сказуемому, называя признак предмета. Ср.: Ясный и морозный день радовал прохожих. День был ясный и морозный. В первом предложении прилагательные — согласованные определения, они стоят перед определяемым словом. Во втором эти прилагательные входят в состав именного сказуемого. Сказуемое обычно стоит после подлежащего. Определение может приближаться по смыслу к сказуемому, если займет его место, то есть будет стоять после определяемого слова: День, || радовал прохожих. Такое определение выделяется интонационно, а на письме — запятыми, то есть обособляется.

      Таким образом, причиной обособления второстепенных членов является прежде всего степень их сходства со сказуемым. Точнее говоря, причина обособления — это появление у члена предложения добавочного значения.

      Отмечается два основных значения, которые ведут к обособлению члена предложения:

      1) степень близости к сказуемому (добавочное значение полупредикативности);

      2) добавочное значение уточнения.

      Например, в предложении Небо, затянутое облаками, было серым обособлено согласованное распространенное определение. Оно стоит после определяемого слова и близко по значению и месту в предложении к сказуемому, то есть полупредикативно. Его можно заменить сказуемым: Небо было затянуто облаками и мрачно.

      В предложении Ветер гнал облака, сбивая их в тучи обособлено обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом. Деепричастие близко по значению к сказуемому, то есть полупредикативно. Его можно заменить глаголом-сказуемым: Ветер гнал облака и сбивал их в тучи. Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, называют второстепенными сказуемыми.

      Добавочное значение уточнения также служит причиной обособления. Оно выражается в одноименных членах предложения, когда второй из двух членов предложения имеет более конкретное значение, уточняя значение первого. Чаще всего уточняющее значение встречается в обстоятельствах. Например в предложении Здесь, вдали от города, было пасмурно и сыро два обстоятельства места, из них второе более конкретно по значению и имеет добавочное уточняющее значение. Это добавочное значение и является причиной обособления второго обстоятельства. Уточняющее значение могут иметь и другие члены предложения, например определения: Луг покрыт высокой, по пояс человеку, травой. На горе стоял небольшой, в два этажа, дом.

      Добавочное значение обособленных членов предложения проявляется при определенных условиях. Такими условиями являются место в предложении и распространенность члена предложения. Распространенные определения, приложения и обстоятельства обособляются чаще, чем нераспространенные. Одиночные и распространенные определения обособляются, если стоят после определяемого слова, и обычно не обособляются, если стоят перед определяемым словом.

      В учебнике основное внимание уделено именно условиям обособления.

      Изложение сведений об обособленных членах предложения начинается с материала об обособлении определений и приложений (§ 29), так как именно определения как второстепенный член предложения характеризуются близостью к сказуемому. Именно в этом члене предложения наиболее ярко выражены причины и условия обособления. Степень близости определения к сказуемому усиливается, если определение распространенное и стоит после определяемого слова. Правила обособления определений и приложений включают три пункта (см. с. 134). Первое правило касается всех видов определений, относящихся к личному местоимению. Личное местоимение как часть речи не распространяется прилагательным и не способно образовать словосочетание (не существует словосочетаний типа умный он, талантливые они). В составе предложения любые определения, относящиеся к личному местоимению, максимально близки к сказуемому и всегда обособляются. Следующие правила касаются согласованных определений, которые обособляются: 1) если они стоят после определяемого слова (как бы занимая место сказуемого): Мартовская ночь, ||, окутала землю; 2) если отделены от него другими словами: Мартовская ночь окутала землю, ||. ||, окутала землю мартовская ночь; 3) если выражают добавочное обстоятельственное значение: ||, ребенок заплакал.

      Упражнения на правила обособления определений начинаются с известного ученикам выделения причастных оборотов (упр. 296) и наблюдений над интонацией, сопровождающей обособление (упр. 298, 299). Последнее важно, поскольку обучает правильному чтению.

      Остальные упражнения ориентированы на те или другие правила или содержат материал, охватывающий все основные правила.

      Упр. 300, 302, 303, 305, 308 включают правила обособления согласованных распространенных определений и приложений, и в них основное внимание уделяется месту определения при его обособлении и распространенности.

      Сопоставление обособленных и необособленных определений, то есть закрепление правил обязательного обособления этого члена предложения, содержится в упр. 300. В упр. 301 сопоставляются обстоятельства со значением причины (От изумления он не сразу нашел подходящий ответ) и синонимичные им определения (Изумленный, он не сразу нашел подходящий ответ). Обязательность обособления определений в этом упражнении объясняется и отнесенностью их к личному местоимению.

      В упр. 302—304 показано сходство согласованного определения и приложения со сказуемым. Это сходство доказывается преобразованием сказуемых, выраженных прилагательным или существительным в именительном падеже, в обособленные определения и распространенные приложения (Ветер был теплый и ласковый. ® Ветер, ||, дул прямо в лицо. В  театре ставили «Ревизора». «Ревизор» — бессмертная комедия Н. В. Гоголя. ® В театре ставили «Ревизора», | | ).

      В упр. 305 приведены примеры на обособление однородных определений. Однородные определения в этом случае обычно бывают нераспространенными и стоят после определяемого слова. Обособление обязательно, если перед определяемым словом есть еще определение (Осенний день, ||, радовал нас).

      В упр. 307 учащиеся повторяют правила образования причастий и обязательное обособление причастных оборотов, если они стоят после определяемого слова. Упр. 308 отражает все основные правила обособления определений и является в этом смысле обобщающим.

      Таким образом, основным материалом для изучения являются правила обособления согласованных определений и приложений, которые, как правило, распространены другими словами. Кроме того, в учебнике представлены и случаи обособления несогласованных определений. Следует иметь в виду, что обособление несогласованных определений — явление редкое и чаще всего авторское. В учебнике приводятся лишь наиболее убедительные случаи обособления несогласованных определений, когда несогласованное определение стоит в однородном ряду с определениями согласованными и обособленными и когда несогласованное определение зависит от имени собственного или личного местоимения. Например: Наконец, наступило наше северное лето, | |. Челкаш, | |, был похож на оборванца. Несогласованные определения могут иметь и добавочное значение причины (см. последний пример).

      Обособлению несогласованных определений посвящено упр. 309. В тексте упражнения приведены предложения с обособленными несогласованными определениями, которые зависят от личного местоимения (Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода), от имени собственного (Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки) или стоят в ряду с обособленными согласованными определениями (Погода, ясная, солнечная, без ветра, радовала прохожих).

      Большинство упражнений в теме предлагается выполнять письменно (упр. 298—301, 303, 305, 307, 310, 311, 312), поскольку основная задача изучения обособленных членов — создание навыка грамотного письма.

      Особенно трудный для учащихся материал выделен специально (см. примечание, с. 140). В примечании речь идет о приложениях, выраженных оборотом с союзом как. Учащиеся знают основные случаи употребления сравнительного оборота с этим союзом: сравнительный оборот может быть сказуемым (Небо как черная тушь) или обстоятельством (Небо черное, как тушь). Следовательно, начиная вводить материал по приложению, выраженному оборотом с союзом как, необходимо учитывать возможность их смешения. Поэтому надо обратить внимание учащихся на отсутствие сравнительного значения у приложений, выраженных оборотом с союзом как.

      Впервые приложение с союзом как встречается в упр. 313 (примеры 3 и 5) наряду с другими приложениями, которые выделяются запятыми, тире и дефисом. Затем в упр. 315 дается задание ввести в приложение союз как и построить предложения с этим приложением (Спортсмены школы, победители в соревновании. — Спортсмены школы, как победители в соревновании, были выдвинуты на районную спартакиаду). Следует обратить внимание учащихся на добавочное значение причины, выраженное этими приложениями. Упр. 316 представляется одним из трудных для учащихся, поскольку в нем представлены все знакомые ученику случаи употребления оборотов с союзом как: 1) в роли приложения со значением причины (Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу (Т.); 2) в роли приложения со значением «в качестве» (Мы изучали произведения А. С. Пушкина как поэта и прозаика); 3) в роли сказуемого (Наш сад как проходной двор. Сказуемое — сравнительный оборот); 4) в роли обстоятельства (Небо было синее, как море. Обстоятельство — сравнительный оборот).

      Упр. 317—321 содержат обобщающий материал на разные случаи употребления обособленных и необособленных определений и приложений.

      После изучения темы «Обособленные определения и приложения» рекомендуется провести проверочную работу. Для этого можно использовать упр. 308, где даны примеры обособления определений, в которых чаще других встречаются ошибки на письме: 1) определения, относящиеся к личным местоимениям; 2) определения со значением причины; 3) определения, отделенные от определяемого слова другими словами. Рекомендуется и проведение контрольной работы с использованием индивидуальных карточек или вариантов.

      Обстоятельства как члены предложения обособляются реже, чем определения.

      Основное внимание при изучении этой темы следует уделить обособлению обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом. Деепричастие, как и прилагательное в роли определения, близко по значению к сказуемому. Оно обозначает добавочное действие и всегда обособляется. Поэтому первые упражнения содержат материал на сравнение деепричастий и наречий, которые образованы из деепричастий и не обособляются. Например: Читать лежа вредно. ||, мы слушали шум прибоя. Сравнение деепричастия и отдеепричастных наречий дано в упр. 326, 330. Сравнение этих единиц при произношении убеждает ученика, что деепричастие в отличие от наречий интонационно выделяется.

      В упр. 330 даются примеры употребления деепричастий непосредственно после сказуемого. Такие обстоятельства обычно не обособляются, и их можно заменить существительными (говорил улыбаясь — с улыбкой, занятия идут не прерываясь — без перерыва). Это трудный материал, и, если ученик выделяет запятыми деепричастия, считать это ошибкой не следует.

      После этого можно приступить к выполнению упр. 327, 329 и 332, в которых пропущены знаки препинания и для правильной их расстановки нужно установить границы обстоятельств, выраженных деепричастием. Это необходимо потому, что ученики довольно часто затрудняются при определении границ деепричастного оборота. При этом особо следует выделить случаи, когда деепричастие или оборот стоят после союза (И хорошо мне здесь остановиться и, ||, послушать, подождать). В упр. 328 повторяется образование деепричастий, а в упр. 329 ученик выбирает место для деепричастного оборота в зависимости от смысла предложения. Например, в предложении Мальчишки смотрели на него и махали вслед (задрав головы) — смотрели, задрав головы, или, махали, задрав головы? Выбор формы для выражения основного и добавочного действий свидетельствует о понимании учеником смысла текста. Ученик, опираясь на смысл предложения и текста в целом, должен определить, какие действия представляются ему добавочными и почему. Этот материал предлагается учащимся и в упр. 332, 335, 336, 337, которые состоят из связных текстов.

      Обособление обстоятельств, выраженных особыми оборотами с предлогами несмотря на, благодаря, согласно, вопреки и др., трудно для учащихся прежде всего потому, что подобные обстоятельства свойственны речи книжной, которой ученики не всегда владеют достаточно.

      Учитывая это, можно предложить учащимся задание по преобразованию предложений, раскрывающих значение обстоятельства. Например: Меня долго уговаривали прочитать стихи, но я не согласился. ® Несмотря на долгие уговоры, я не согласился прочитать стихи. Так как ожидается резкое похолодание, надо включить обогреватели. ® Ввиду ожидаемого похолодания надо включить обогреватели. Если соблюдать правила дорожного движения, аварий не будет. ® При условии соблюдения правил дорожного движения аварий не будет. После подобной предварительной работы можно приступать к выполнению упр. 333, в котором перечислены обстоятельства уступки, причины и условия и дано задание употребить их в составе предложений.

      После изучения темы об обособлении второстепенных членов предложения рекомендуется провести контрольный диктант. Для подготовки к диктанту можно предложить учащимся выполнить дома одну из частей упр. 334.

      Приведем образец синтаксического разбора предложения с обособленными членами.

ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Устный разбор

      1. Далеко, ||, поет, |  |, пастуший рожок (К. Паустовский). После общего разбора предложения (см. с. 60—61) отмечается, что это предложение с обособленными членами. 1) За краем туманной земли — обособленное распространенное обстоятельство места, стоит после обстоятельства места далеко и обособляется, так как выражает добавочное уточняющее значение. 2) Ни о чем не тревожась — обособленное распространенное обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом. Деепричастный оборот всегда обособляется, так как по значению близок к сказуемому.

      2. Гоголь, ||, долго смотрел на Лермонтова — ||, и говорил... (К. Паустовский). Это предложение с обособленными и однородными членами предложения: 1) Прищурив глаза — обособленное распространенное обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом. Всегда обособляется. 2) Чуть сутуловатого офицера — обособленное распространенное приложение, стоящее после определяемого слова. Всегда обособляется, так как по значению близко к сказуемому. 3) Смотрел и говорил — однородные сказуемые, соединяются интонационно и одиночным союзом и. Запятая между однородными сказуемыми не ставится, так как союз одиночный.