ДВУСОСТАВНЫЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения

Подлежащее

      Учащиеся 8 класса уже знакомы с главными членами предложения, составляющими его грамматическую основу. В  учебнике для 5 класса подлежащее определяется как главный член, который «называет того, кто действует, испытывает какие-либо состояния, обладает определенным признаком». В центре внимания, как мы видим, семантика подлежащего. Не случайно далее, в упр. 157 и 158, учащимся предлагается найти название производителя действия или носителя состояния.

      В учебнике же для 8 класса в определении подлежащего подчеркиваются прежде всего его структурные признаки. Это мотивировано тем, что подлежащее далеко не всегда называет субъекта действия. Ср., например, такие предложения, как Пьеса . лица (А. Петрова).

      Важнейшим признаком подлежащего является его независимость от других членов предложения. Показателем же подлежащего для учеников традиционно служат вопросы, на которые отвечает этот член предложения: кто? что?

      В § 11 перечисляются основные способы выражения подлежащего, при этом они обобщаются: выделяется основной морфологизованный способ выражения подлежащего — существительное или личное местоимение в именительном падеже — и отмечается, что этот главный член может также выражаться другими частями речи в значении существительного, а также неопределенной формой глагола и неделимым словосочетанием, например: Хвастать (Пословица). человек десять офицеров (П.).

      На уроке, посвященном подлежащему, целесообразно дать обобщающую таблицу, в которой были бы отражены основные способы выражения подлежащего.

Способ выражения подлежащего

Пример

Существительное в им. п.
Местоимение в им. п.
Числительное в им. п.
Прилагательное или причастие в значении
существительного
Неопределенная форма глагола
Междометие
Неделимое словосочетание

       

      Для заполнения таблицы может быть использован материал как параграфа, так и упр. 116.

      Особое внимание необходимо обратить на случаи, когда подлежащее выражается неделимым словосочетанием, при этом важно повторить его основные типы. С этой целью могут быть использованы упр. 117 и 119.

      Материал упр. 119 также дает возможность познакомить учащихся с разграничением подлежащих, выраженных неделимым словосочетанием, и однословных подлежащих. Критерием для их дифференциации должна служить форма сказуемого: форма единственного числа соотносится с однословным подлежащим, форма множественного числа — с подлежащим, выраженным неделимым словосочетанием. Ср.: Комендантша с дочерью (П.) — старик (П.).

      Работа над темой «Подлежащее» связана с углублением знаний учеников о синонимических связях языковых единиц. Этому посвящено упр. 118, в котором предлагается заменить блок указательного слова и придаточного синонимичным прилагательным или причастием, выполняющим функцию подлежащего: Те, кто опоздал, не увидели первого действия пьесы. — Опоздавшие не увидели первого действия. Установление этих синонимических связей важно в дальнейшем для изучения сложного предложения.

Сказуемое

      В определении сказуемого (§ 12) подчеркиваются как формальные, так и семантические признаки этого главного члена предложения. Сказуемое характеризуется как член предложения, который, во-первых, зависит только от подлежащего, во-вторых, обозначает действие или признак.

      Грамматическое значение сказуемого — значение предикативного признака. Это понятие в учебнике не дается, однако значение сказуемого определяется в нем как значение одного из наклонений, при этом отмечается, что это значение передается обычно формой наклонения глагола, реже — другими способами. Для сопоставления предлагаются предложения Мы сидели на берегу пруда. Вдруг из кустов выбегает собака и прыг в воду. Два первых сказуемых имеют форму изъявительного наклонения, третье сказуемое выражено неизменяемой формой глагольного междометия (прыг). Глагольное междометие также выступает в предложении в значении изъявительного наклонения, что подтверждается возможностью замены прыг глаголом прыгает.

      Восьмиклассники знакомятся с основными типами сказуемых. В основе их классификации — деление сказуемых на простые и составные. Учащиеся должны хорошо знать основной критерий их разграничения: в простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены в одном слове, в составном — раздельно. Ср.: путь (Вяч. Иванов). — Экзамен . Этот ведущий классификационный признак должен быть осознан учащимися.

      При работе над темой «Простое глагольное сказуемое» необходимо:

      1) повторить формы наклонения и времени глаголов (см. упр. 121, 122), напомнить учащимся, что последние могут быть как простыми, так и сложными;

      2) обратить внимание восьмиклассников на то, что к простым глагольным сказуемым относятся сказуемые, выраженные фразеологическими оборотами (см. упр. 126), при этом следует подчеркнуть связь слова и фразеологизма.

      В упр. 127 содержится материал о сказуемых, которые не согласуются с подлежащим: это сказуемые, выраженные глагольными междометиями (Подруга каждая тут тихо толк подругу) и формами повелительного наклонения, употребленными в значении изъявительного (А я по магазинам каждый день ходи), а также инфинитивом (А царица хохотать). В последнем случае выражается значение неожиданного, обычно энергичного начала действия в прошлом. На материале этого упражнения, которое должно выполняться в классе, дается понятие простого несогласованного сказуемого. При этом необходимо подчеркнуть, что такие сказуемые характерны преимущественно для разговорной речи.

      Обращение к простому глагольному сказуемому дает возможность показать особенности употребления форм глагола в текстах (речи), в частности обратить внимание учащихся на переносное их употребление. Так, в упр. 125 предлагается найти формы настоящего времени: а) обозначающие постоянное действие; б) придающие живость рассказу о прошлом. В результате учащиеся получают представление о настоящем историческом. Эта форма, выступающая как своеобразная грамматическая метафора, широко распространена в художественных текстах и разговорной речи. Употребляя ее, говорящий (автор или персонаж) переносится в прошлое, делает рассказ о нем ярким и образным, выделяет наиболее значимые для него ситуации прошедшего, обозначая их как факты, как бы имеющие место в настоящем, например: Катя внезапно вспомнила песчаную дорожку. По дорожке идет она сама — Катя. Под туфельками хрустит песок (А. Н. Толстой). Знакомство с формой настоящего исторического, связанной с образным, «изобразительным» (А. М. Пешковский) представлением прошлого, может быть в дальнейшем продолжено. Материалом для наблюдений над ее использованием и функциями в художественной речи должны служить литературные произведения, изучаемые в школе, например «Отрочество» Л. Н. Толстого, где эта форма часто употребляется.

      Простым глагольным сказуемым противопоставляются составные сказуемые, в рамках которых выделяются глагольные и именные сказуемые.

      Составные глагольные сказуемые определяются в учебнике как сказуемые, которые состоят из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола. Учащиеся должны хорошо знать основные группы вспомогательных слов. Это:

      1) глаголы со значением начала, конца и продолжения действия начать, продолжать, кончить и др.;

      2) глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, желательности, необходимости (модальными значениями): хотеть, мочь, желать, рад, должен и др.

      С этими группами вспомогательных слов восьмиклассники знакомятся, уже выполняя подготовительное упражнение, предваряющее § 13, содержащий теоретические сведения о составном глагольном сказуемом, при этом важно подчеркнуть, что именно вспомогательные слова выражают грамматическое значение сказуемого — значение наклонения. В том случае, если вспомогательное слово — краткое прилагательное, это значение выражает связка, употребление которой обязательно. Связка в предложении, характеризующемся синтаксическим планом настоящего, является нулевой. Ср.: Я вам. — Он старых друзей.

      Вводя понятие нулевой связки, учитель может опираться на уже известное ученикам понятие нулевого окончания.

      Нулевой знак в языке — значимое отсутствие материально выраженного знака, устанавливаемое на основе сопоставления разбираемой формы слова (конструкции) с другими словами (формами, конструкциями), входящими в тот же ряд языковых знаков (парадигму). Сопоставление предложений Он готов с вами поспорить и Он готов был с вами поспорить показывает, что отсутствие связки в первой конструкции не случайно — оно значимо: это отсутствие указывает на план настоящего, а не прошлого или будущего.

      Распространенной ошибкой учеников при синтаксическом разборе предложения является смешение простого глагольного сказуемого, выраженного сложной грамматической формой, и составного глагольного сказуемого. Ср.:

 

      Разграничению этих типов сказуемого посвящено упр. 130, при выполнении которого учащиеся должны сопоставить составные глагольные сказуемые и простые глагольные сказуемые, выраженные формой будущего времени. Восьмиклассникам следует напомнить, что составное глагольное сказуемое состоит из двух знаменательных слов, формы же будем писать, будем готовиться и др. — это сложные формы будущего времени глаголов несовершенного вида, в составе которых выступают служебные слова.

      Работа над темой «Составное глагольное сказуемое» должна быть направлена на развитие речи учащихся и повышение их речевой культуры. С этой целью в учебник включены упражнения, связанные с разными видами синонимических замен (упр. 134, 135, 136) и наблюдением над стилистическими различиями синтаксических конструкций и использованными в них лексическими средствами.

      В третьей части упр. 136 представлены примеры, расширяющие представления учащихся о вспомогательных глаголах, которые регулярно употребляются в составных глагольных сказуемых: так, при замене сказуемого в предложении Семен Петрович был любитель поговорить мы получаем конструкцию Семен Петрович любил поговорить. Желательно сообщить учащимся, что вспомогательными глаголами в составном глагольном сказуемом могут быть и глаголы эмоционального отношения: любить, нравиться.

      Следующий тип сказуемого, с которым знакомятся восьмиклассники, — составное именное сказуемое. Оно определяется как сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части. Связка выражает грамматическое значение сказуемого, а именная часть — лексическое значение: Просинь — , туча — (Н. Клюев). Он страшно и (М. Лермонтов).

      В § 14, посвященном составному именному сказуемому, последовательно выделяются три группы глаголов-связок. Это:

      1) глагол быть (в настоящем времени — нулевая связка);

      2) глаголы делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться;

      3) глаголы со значением движения или положения в пространстве (приехать, вернуться, стоять и др ).

      Присвязочная именная часть может выражаться всеми знаменательными частями речи, кроме глагола в неопределенной форме, действительных причастий и деепричастий. Желательно обратить внимание восьмиклассников, особенно учащихся, которые подвергаются воздействию просторечия или диалектов, на то, что деепричастия (выпивши, вымокши, озябши и др.) в литературном языке в составе именного сказуемого не употребляются. Со значением состояния они используются в этой функции только в просторечии и в ряде говоров. Их употребление в художественных текстах связано обычно с характерологической функцией — они знак ненормированной речи персонажа. У моего Васятки всегда ухо вспухши от этого «ять» (Чехов).

      Типичными способами выражения именной части сказуемого являются имя существительное (в форме именительного или творительного падежа) и имя прилагательное.

      Способы выражения именной части сказуемого обобщаются в таблице на с. 67 учебника. Комментируя эту таблицу, учитель должен обратить внимание учащихся на то, что наречия по значению плохо приспособлены для выполнения функции сказуемого. Только небольшая группа наречий со значением качественной характеристики предмета или состояния может выступать в составе именной части (начеку, навыкате, настороже и др.). Глаза у нее . Мы .

      Работа над темой «Составное именное сказуемое» включает три основных этапа.

      Первый этап — знакомство с разными видами связок, выражающих грамматическое значение сказуемого, и сопоставление их семантики (см. упр. 141, 144). Материал этих упражнений также дает возможность сформировать у учащихся умение разграничивать простые и составные именные сказуемые.

      Известную трудность для учеников может представлять выполнение упр. 140, содержащего и предложения с простыми глагольными сказуемыми, выраженными разными формами глагола существования быть. Для разграничения составных именных сказуемых с универсальной связкой быть и простых глагольных сказуемых восьмиклассники должны сопоставить «окружение» глагола быть и определить его характер: если это полнознаменательный глагол существования, перед нами простое глагольное сказуемое (На наезднике серая куртка с меховым воротником); если это связка, за которой следует именная часть, выражающая основное лексическое значение, сказуемое — составное именное (Это ее новый ).

      Второй этап — углубление знаний учащихся о способах выражения именной части. Школьники знакомятся с таблицей (с. 67 учебника), в которой представлены основные способы выражения присвязочной части, и выполняют упр. 145. Целесообразно обратить внимание учащихся на смысловые различия форм полных и кратких прилагательных (Он больной — Он болен): полные формы у некоторых групп прилагательных выделяют постоянный признак, а краткие — временный. Ранее в учебнике указывались и различия форм именительного и творительного падежей существительного, которые могут быть представлены в именной части сказуемого.

      Материал о смысловой дифференциации этих форм содержался в примечаниях к таблице, посвященной способам выражения именной части сказуемого. Необходимо, однако, иметь в виду, что если семантические различия между полными и краткими формами прилагательного осознаются современными носителями языка, то различия между формами именительного и творительного падежей в настоящее время уже в значительной мере стерты и далеко не всегда ясны говорящим. Значения этих форм иногда трудно установить. В  современном русском языке победила форма творительного падежа.

      Сказуемое с существительным в творительном падеже относит предмет к определенному классу. Именно это значение является основным для сказуемого, которое выражается именем существительным. Поэтому в современном русском языке творительный падеж употребляется в именной части значительно чаще, чем именительный, при этом форма творительного падежа может подчеркивать и непостоянный (временный) признак. Ср.: Он учитель. — Он здесь учителем два года. Он недолго был учителем.

      Форма именительного падежа в составе именной части со связкой, указывающей на прошедшее или будущее время, уже носит во многом архаический характер, например: Он был врач. Она была парикмахер. Исключением является ее употребление в сказуемом, которое имеет качественно-оценочное значение. Так, в предложении Он учитель форма именительного падежа может указывать не столько на профессию лица или на постоянство этого признака, сколько на оценку деятельности или качеств человека (Он настоящий учитель, учитель по призванию). В предложении Мать Александра Ивановича... всю жизнь была немного артистка (В. Солоухин) существительное в именительном падеже не называет профессию лица, а указывает на его качества, оценивает его. Таким образом, особенно часто употребляется в составе именной части именно форма творительного падежа. Форма же именительного падежа при связке свободно заменяется формой творительного, если она не имеет оценочного значения. Поэтому материал о смысловых различиях форм именительного и творительного падежей в данном издании учебника снят.

      Третий этап — углубление представлений учащихся о синонимических связях языковых единиц (упр. 146, 147) и наблюдения над функционированием этого типа сказуемых в текстах. Поскольку составные именные сказуемые обычно представлены в таком типе речи, как описание, целесообразно обратиться к нему на уроках, посвященных составному именному сказуемому. Учащиеся должны сопоставить сказуемые в описательных и повествовательных контекстах из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и определить текстовые функции составных именных сказуемых (упр. 149).

      Выполняя же упр. 150, восьмиклассники сравнивают разные типы описаний и выделяют в них сказуемые. Их сопоставление способствует выявлению различий между портретным описанием (или описанием природы) и характеристикой, которая, как правило, включает глагольные сказуемые, выраженные глаголами поведения и отношения (см. фрагмент текста из произведения Ф. М. Достоевского). Домашним заданием для учащихся может стать подготовка описания хорошо знакомого им человека. Это может быть описание портрета, описание-характеристика, наконец, комплексное описание.

      В описании должны использоваться разные типы сказуемых. Это задание выполняется письменно и оценивается учителем как самостоятельная домашняя работа.

      Знакомство с составным именным и составным глагольным сказуемыми позволяет обратиться к правилам пунктуации, регламентирующим постановку тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке.

      На рассмотрение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» отводится один урок.

      Учащиеся должны усвоить, что тире ставится между подлежащим и сказуемым в следующих основных случаях:

      а) на месте пропущенной связки (в составном именном сказуемом), причем в этом случае обычно оба главных члена выделяются интонационно и выражены существительным или числительным в именительном падеже;

      б) при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только подлежащего) неопределенной формой глагола. Ср.: Брат мой — . Чужое взять — свое (Посл.).

      На постановку тире влияют:

      1) употребление в предложении частиц; так, перед отрицательной частицей не тире не ставится, в то же время оно обязательно перед указательными частицами это, вот;

      2) наличие в предложении сравнительных союзов как, словно, что, точно, вроде, перед которыми тире не ставится. Ср.: Злое сердце что стрела (Посл.).

      Тире является разделительным знаком, отделяющим один главный член предложения от другого.

      Для лучшего усвоения правил постановки тире целесообразно обобщить материал в таблице «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тире ставится

Тире не ставится

       

       

       

       

      Материалом для заполнения таблицы могут служить примеры, представленные в параграфе. После заполнения таблицы учащиеся обращаются к выполнению упр. 153, упр. же 154 может быть рекомендовано в качестве домашнего задания.

      Специальный урок должен быть посвящен текстообразующей роли сказуемых разных типов, синонимическим заменам подлежащего и сказуемого. Материалом для этого урока служат упр. 156, 157, 158. Выполняя упр. 156, учащиеся повторяют правописание сочетаний не что иное, как; не кто иной, как и одновременно закрепляют навыки построения дефиниций (определений), используя разные их модели.

      Работа с текстом «Встреча с Дерсу» (упр. 157) позволяет показать связь таких типов речи, как повествование и описание, с закрепленными за ними видами сказуемых. Учащиеся должны определить виды сказуемых в тексте и показать, как они распределяются в нем. Их соотношение в тексте связано с противопоставлением статики динамике, что дает возможность выявить языковые сигналы перехода от повествования к описанию.

      Наконец, упр. 158 посвящено наблюдениям над синтаксическими синонимами. Объединенные в упражнении фрагменты текстов, во-первых, уже содержат ряд синонимов, во-вторых, представленные в них главные члены допускают и другие виды синонимических замен, которые должны предложить учащиеся.

      Заметим в заключение, что сложным является вопрос об объеме и границах сказуемого, о том, какие именно слова входят в него в конкретном рассматриваемом предложении. Трудности может вызывать прежде всего определение границ именной части сказуемого.

      В хорошо подготовленных классах целесообразно познакомить учащихся со следующим «отступлением» от структурного принципа определения границ сказуемого: если существительное в именной части недостаточно информативно и не обладает смысловой достаточностью для обозначения признака, то к именной части сказуемого относится и согласуемое с существительным слово (прилагательное или причастие). Рассмотрим, например, предложение Сегодня он . Существительное в форме предложного падежа недостаточно информативно и обозначает только самое общее проявление признака, в состав именной части сказуемого соответственно входит не одно имя, а словосочетание в целом, называющее конкретный признак. В этом случае оно является неделимым. См. также: Больной .

      На факультативных занятиях можно познакомить учащихся с осложненными формами сказуемых, например: Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым (М. Лермонтов). В учебнике же этот материал специально не рассматривается.

      Завершая работу над темой «Сказуемое», учитель может провести диктант с грамматическим заданием — выделить сказуемые и определить их типы в одном из абзацев текста. Предлагаем для диктанта следующий текст, который связан с работой по развитию речи и подготовит учащихся к описанию памятника архитектуры.

      Здание Адмиралтейства в Петербурге построено замечательным русским архитектором А. Д. Захаровым. Захаров задумал создать грандиозное здание протяженностью почти в четыреста метров. Архитектор учитывал многовековой опыт строительства русских крепостей с их свободными композициями. Но Адмиралтейство не производит впечатления неприступности. Даже углы его не укреплены высокими башнями.

      Основная черта архитектурной композиции Адмиралтейства — это широко растянутая горизонталь и могучий размах его крыльев.

      В Адмиралтействе не чувствуется ни чрезмерного усилия, ни напряжения, ни суровости. Оно проникнуто спокойствием и выражением непобедимой силы, которые всегда были свойственны лучшим произведениям русской архитектуры. Зеркально гладкие стены сочетаются с величественными колоннадами и широкими арочными пролетами. Здание украшено золотым шпилем. В Адмиралтействе есть и праздничность и нарядность. (По М. Алпатову)

      Диктант должна предварять словарная работа, в процессе которой учащиеся познакомятся со значением и написанием слов: (архитектурная) композиция, колоннада, арочный пролет, грандиозный.