СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

      По программе 8 класса на изучение словосочетаний отводится 2 часа. Поэтому особенно важно отобрать материал, выделив в нем главное, то, на что можно опираться в дальнейшем, особенно при изучении членов предложения. Этим главным является строение словосочетания (схемы), грамматическое значение и выделение словосочетаний в тексте. Ученик 8 класса должен знать, что такое схема и каковы основные грамматические значения словосочетаний. В процессе работы над темой он приобретает умение свободно выделять словосочетания в тексте.

      Словосочетание — это одна из единиц, из которых строится предложение. Но словосочетание само возникает как результат соединения двух или более слов. Словосочетание, таким образом, — это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его лексико-грамматические свойства.

      При работе над темой «Словосочетание» учителю необходимо учитывать некоторые основные положения теории словосочетаний.

      1. В учебнике для 8 класса в соответствии с теорией академиков А. А. Шахматова, В. В. Виноградова словосочетанием признается объединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, например: в школе, мастером, хорошо; новая , наша , с углубленным изучением русского языка; талантами, очень ; удивительно ; совсем .

      Возможно иное понимание словосочетания как синтаксической единицы. Например, в учебном комплексе профессора В. В. Бабайцевой к словосочетаниям отнесены сочинительные ряды слов (день и ночь; умный, но резкий). Однако принятое в нашем учебнике понимание словосочетаний позволяет подчеркнуть их номинативную функцию, выявить лексико-грамматические особенности сочетающихся слов и подготовить учащихся к изучению других единиц, например членов предложения.

      2. Словосочетание, как и слово, — единица номинативная, то есть называет предметы (новая , наша ), действия ( на заводе, хорошо), признаки ( талантами, очень ). В отличие от слова, словосочетание называет предметы, действия и признаки более конкретно, расчлененно (предмет и его признак — новая школа, действие и место его осуществления — работает на заводе, признак и область его проявления — богатый талантами).

      Понимание номинативной функции словосочетания важно для ученика: оно помогает осмыслить и выделить в словосочетании главное слово. Например, в словосочетании типа новая школа, где формы главного и зависимого слов совпадают, главное слово выделяется по смыслу, по номинативной функции словосочетания. Главным является слово школа. Ответив на вопрос «Что называет словосочетание новая школа?», мы определим главное слово.

      3. Словосочетание как синтаксическая единица обладает тремя необходимыми признаками:

      1) компоненты словосочетания — только самостоятельные части речи;

      2) один из компонентов зависит от другого;

      3) словосочетание имеет систему форм — парадигму, образованную формами главного слова. Потому в словосочетании выделяется его начальная форма, образованная начальной формой главного слова.

      Не любое сочетание слов имеет эти три признака, следовательно, не любое сочетание можно считать словосочетанием. Так, из сочетаний новый ученик, работает во время каникул, во время каникул, работает и учится, ученик читает только два первых являются словосочетаниями, то есть имеют все три признака. Сочетание во время каникул не имеет первого признака (во время — предлог, то есть служебная часть речи), сочетание работает и учится — второго, сочетание ученик читает — третьего.

      Опираясь на третий признак, мы можем объяснить, почему сочетание подлежащего и сказуемого, то есть грамматическая основа предложения, не признается словосочетанием. Как известно, в сочетании подлежащего со сказуемым грамматически главным словом является подлежащее (в нашем примере — ученик). Если перед нами словосочетание, то главное слово в нем может стоять в любой из своих форм, образуя парадигму словосочетания. Однако изменить падежную форму слова ученик в сочетании ученик читает невозможно. Следовательно, это сочетание не является словосочетанием, как и любое сочетание «подлежащее + сказуемое».

      4. Словосочетание как грамматическая единица имеет грамматическую форму и грамматическое значение. Грамматическая форма словосочетания — это его строение, схема. Схему словосочетания составляют части речи — компоненты словосочетания. Схема словосочетания может быть более или менее конкретной. В первом случае она содержит только название частей речи, например: новая  — ; в школе — ; талантами — ; очень  — . Более конкретная схема включает указание на те формы зависимого слова, которые изменить в данном словосочетании нельзя: работает на заводе — «глаг. + предлог + сущ. в предл. п.»; богатый талантами — «прил. + сущ. в тв. п. без предлога». Существительные в первом и втором словосочетаниях выражают свою зависимость от главного слова формой падежа, которая в парадигме не изменяется. Форма главного слова в схеме не указывается, поскольку главное слово может употребляться в любой из своих форм, образуя систему форм словосочетания (парадигму): новая школа, новой школы, новой школе и т. д. Словосочетание новая школа имеет в парадигме 12 форм (по числу форм существительного школа); словосочетание работает в школе имеет столько форм, сколько их у глагола работает; словосочетание богатый талантами имеет столько форм, сколько их у прилагательного — главного слова; у словосочетания очень кстати нет форм, так как главное слово кстати не изменяется.

      По морфологической принадлежности главного слова и по типу парадигмы словосочетания делятся на шесть типов: субстантивные (главное слово — имя существительное), глагольные (главное слово — глагол), адъективные (главное слово — имя прилагательное), наречные (главное слово — наречие), количественные (главное слово — имя числительное), местоименные (главное слово — местоимение). В учебнике эти типы объединены в три: именные, глагольные и наречные. Начальная форма всех словосочетаний создается начальной формой главного слова:

      5. Части речи в составе словосочетания соединяются между собой посредством трех видов связи: согласования, управления и примыкания. Вид связи предопределен особенностями зависимого слова, его принадлежностью к определенной части речи. Поэтому, определяя виды связи слов в словосочетании, целесообразнее опираться на грамматические свойства зависимого слова. Согласование — это связь, с помощью которой имя прилагательное (и все другие слова со свойствами этой части речи) обнаруживает свою зависимость в составе словосочетания: большой , большая , большое , мой , второй , строящийся . Управление — это связь, с помощью которой имя существительное (и другие слова со свойствами этой части речи) обнаруживает свою зависимость в составе словосочетания: на заводе, в школе, с фабрики. Примыкание — это связь, с помощью которой наречие, деепричастие и неопределенная форма глагола обнаруживают свою зависимость в составе словосочетания: очень , сегодня, давно, помочь, молча.

      Таким образом, схема словосочетания отражает грамматические свойства главного слова — его способность иметь систему форм (парадигму) и грамматические свойства слова зависимого — его способность своими формами выражать зависимость от другого слова. В схеме отражается тип словосочетания и вид связи слов.

      6. Грамматическое значение словосочетания — это отношения между его компонентами. Отношения опираются прежде всего на категориальные значения частей речи. Части речи, как известно, обозначают предмет в широком смысле (имя существительное), действие (глагол), признак (прилагательное, наречие). В соответствии с этим в словосочетании выражается три вида значений: определительное, обстоятельственное и дополнительное (объектное). Определительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак: новая , Катина , мой , из фарфора, высшей категории. Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — признак: на заводе, по вечерам, много, поздно, объясниться, от мороза, всюду. Дополнительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, по отношению к которому осуществляется действие или проявляется признак:   книгу, хлеб, с соседом, стихи, о будущем, награды, к женщинам, к берегу, от берега.

      Как известно, единого определения объектных отношений не существует, поэтому в учебнике термин «объектное значение» не употребляется. Вместо него введен термин «дополнительное значение». Таким образом, в словосочетании ученик должен уметь выделять определительное, обстоятельственное и дополнительное значения. При этом терминологически мы сближаем значения словосочетаний со значениями второстепенных членов предложения (определение, обстоятельство, дополнение).

      Если грамматическое значение словосочетания совпадает со значениями частей речи, составляющих это словосочетание, то мы имеем морфологизованный способ выражения грамматического значения. Например, в словосочетании значение всегда только определительное, поскольку существительное называет предмет, а прилагательное как часть речи — признак предмета; в сочетании , значение всегда только обстоятельственное, так как наречие как часть речи называет признак действия или другого признака.

      В сочетании определить грамматическое значение сложнее, потому что имеет место неморфологизованный способ выражения отношений, поскольку существительное как часть речи обозначает предмет, а не признак. В учебнике в словосочетаниях отношения квалифицируются как определительные, при которых один предмет осознается как признак другого.

      Однако грамматические значения частей речи в высшей степени абстрактны, поэтому грамматическое значение словосочетаний может устанавливаться с учетом других значений слов-компонентов словосочетания. Например, словосочетания, построенные по схеме : 1)  учителя, 2)  квартиры, 3)  леса, 4)  ветра, 5)  урожая,— обозначают предмет + предмет (1, 2), признак (тишина) + предмет (3), действие (шум, уборка) + предмет (4, 5). Значение в примерах 1—4 — определительное, в 5-м — объектное (дополнительное), так как главное слово называет действие (уборка), а зависимое — предмет, по отношению к которому осуществляется действие (урожай). В примерах 1—5 главные и зависимые слова принадлежат к одной части речи и имеют одно грамматическое значение — обозначают предмет, будучи существительными. Но по значениям основы, то есть по категориально-семантическому значению, эти существительные распределяются по трем группам: 1) называющие собственно предмет (книга, дверь, лес), 2) называющие признак (тишина — ср. тихий), 3) называющие действие (шум, уборка). Основываясь на этих значениях, мы и устанавливаем грамматическое значение в словосочетаниях (определительное и дополнительное (объектное).

      Грамматическое значение словосочетания базируется и на более конкретных значениях зависимого слова, в частности на значениях падежных форм. Среди предложно-падежных форм существительных и среди наречий выделяются так называемые свободные словоформы. Они имеют определенное значение до контекста и сохраняют его во всех случаях употребления (здесь, всегда, в доме, около дороги, над головой, вечером, сегодня, летом и др.). В школьном учебнике используются словоформы с пространственным и временны́м значением: в городе, за городом, около города, под землей, над полем, к дому, от дома; здесь, где-то, там, везде, туда и под.; на рассвете, до обеда, после уроков, перед вечером, вчера, завтра, зимой, всегда, иногда и под. Подобные словоформы выражают значение места или времени (строили в городе, за городом, около города; строительство в городе, за городом, около города). Например, в словосочетаниях в деревне, в деревне, в деревне зависимая словоформа обозначает место. Это значение словоформы в деревне участвует в выражении обстоятельственного значения только в первом и втором примерах, где главное слово имеет значение действия (жить, жизнь), а зависимое — обозначает его признак. В последнем примере главное слово называет предмет, а не признак, и потому грамматическое значение словосочетания только определительное (предмет и его признак).

      Таким образом, в словосочетаниях может выражаться одно или несколько грамматических значений. Первое наблюдается в словосочетаниях с морфологизованным способом выражения отношений, второе — с неморфологизованным. Раздел «Словосочетание» в школьном учебнике содержит в основном материал первой группы, но представлена и вторая. Так, в упр. 77 горный  — первая группа (, где прилагательное как часть речи зависит всегда от существительного и называет признак предмета); гор — вторая группа (, где зависимое существительное называет предмет, становящийся признаком другого); при море — вторая группа (значение признака предмета создается словоформой со значением места). Словосочетания воздух гор и парк при море имеют одну абстрактную схему . Эта схема достаточна для выражения значения признака предмета. В случаях конкретизации схемы может проявиться второе грамматическое значение словосочетания. Например, разбирая словосочетание по невнимательности, можно опираться на схему и в соответствии со схемой определить грамматическое значение словосочетания как признак предмета (). Если же принять во внимание, что главное слово имеет один корень с глаголом (ошибиться) и может обозначать действие, то грамматическое значение словосочетания обстоятельственное (зависимая словоформа обозначает причину), то есть словосочетание по невнимательности имеет 2 грамматических значения: определительное и обстоятельственное. Естественно, что при изучении грамматических значений словосочетания в 8 классе основной материал должен содержать морфологизованный способ выражения этих значений. Грамматическое значение словосочетания ученик устанавливает по вопросам.

      7. Словосочетания, как и слова, могут образовывать ряды синонимов и омонимов.

      Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза; посмотреть с восхищением — посмотреть восхищенно; пение птиц — птичье пение; темнота ночи — ночная темнота — темная ночь; говорить тихим голосом — говорить тихо; город сегодня — сегодняшний город. Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.

      Словосочетания омонимичны, если одна и та же грамматическая форма выражает разные грамматические значения, например: письмо — час; с другом — с увлечением. Эти словосочетания попарно построены по одной схеме (« + сущ. в вин. п. без предлога», « + предлог + сущ. в тв. п.»), но их грамматические значения различны (писать письмо — действие и предмет — дополнительное; писать час — действие и время — обстоятельственное; говорить с другом — дополнительное, говорить с увлечением — обстоятельственное).

      8. В учебнике среди словосочетаний выделяются неделимые словосочетания. Понятно, что они противопоставлены делимым, хотя последние специально не определяются.

      Делимым является словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически главное слово. Зависимые слова в делимых словосочетаниях конкретизируют значение главных, называя, например, признак предмета (зеленое , раннее , из библиотеки), признак действия ( поздно, за городом, по невнимательности), предмет, по отношению к которому проявляется признак ( к детям, для меня, от дома).

      Каждый компонент такого словосочетания обладает своим значением, поэтому участвует в выражении грамматического значения словосочетания, а в составе предложения является отдельным его членом. Например, в предложении Я дарю тебе ветку с родимых полей... (В. Боков) выделяется четыре словосочетания, все они делимые: 1) грамматически главное слово является главным и по смыслу ( тебе, ветку — главное слово — глагол, словосочетание называет действие; с полей, с родимых  — главное слово — существительное, словосочетание называет предмет); 2) оба компонента имеют свои значения и участвуют в выражении грамматического значения словосочетания (дарю что? ветку, дарю кому? тебе — дополнительное; ветку какую? с полей, с полей каких? родимых — определительное значение); 3) каждый компонент словосочетания — отдельный член предложения.

      Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически зависимое слово. Сравнивая словосочетания книгу и ответ, замечаем, что первое называет действие и предмет, второе этого значения не имеет (дать ответ — ответить). Значение действия во втором примере названо грамматически зависимым словом, которое, таким образом, является главным по смыслу. Следовательно, словосочетание дать ответ — неделимое. Ср. такие же примеры: в школу — в ярость, в дом — в пляс, деньги — память.

      Грамматическое значение в неделимых словосочетаниях не устанавливается, в составе предложения они являются одним членом предложения. Например, в предложении Моим окном стал сад осенний... (Т. Кузовлева) три словосочетания: сад осенний, моим окном, окном стал. Последнее словосочетание — неделимое: 1) главным по смыслу выступает в нем грамматически зависимое слово окном; 2) грамматическое значение в словосочетании не устанавливается; 3) словосочетание в составе предложения является одним его членом — составным именным сказуемым.

      Умение вычленять неделимые словосочетания помогает ученику в дальнейшем определять члены предложения, выраженные такими словосочетаниями (составные сказуемые, неоднословные подлежащие, дополнения, определения и обстоятельства): Я это задание . Пастушья сумка — лечебная трава. купили куртки .

      Условия возникновения неделимых сочетаний различны, и пока не установлены единые основания их классификации и единое определение. В учебнике приводятся разные группы неделимых словосочетаний, например при выражении членов предложения. Среди неделимых сочетаний можно выделить следующие группы.

      1) Фразеологические: а) тришкин кафтан, бабье лето, тертый калач; б) глагольно-именные обороты, эквивалентные слову: ответ (ответить), вопрос (спросить), глаза (потупиться), значение (значить), в пляс (заплясать).

      2) Сочетания синтаксически служебных слов с инфинитивом: уехать, учиться, вернуться, видеть, решиться. Эти сочетания изучаются в школе как способ выражения составного глагольного сказуемого. Грамматически главным словом в приведенных сочетаниях является вспомогательный глагол или краткое прилагательное, о чем свидетельствует парадигма (, , уехать), по смыслу же главным выступает инфинитив, который является грамматически зависимым словом, следовательно, перед нами неделимое словосочетание:

      К синтаксически служебным словам, выступающим в роли главного компонента неделимых словосочетаний, относятся фазисные глаголы (начать, продолжать, кончить, перестать), глаголы-связки (казаться, считаться, являться, делаться, становиться, оказаться, стать), слова с модальным значением (мочь, хотеть, намереваться, собираться; нужно, надо, можно, должно; намерен, обязан, готов). Слова с модальным значением принадлежат к разным частям речи, объединяются в одну группу общностью значения: они обозначают возможность-невозможность, необходимость, долженствование, намерение, т. е. выражают модальное отношение, а словосочетания с этими словами изучаются как способ выражения составного сказуемого.

      3) Количественно-именные словосочетания: стола (т. е. столы), людей (т. е. люди), книг, присутствующих. Среди количественно-именных словосочетаний выделяются метафорические: улыбок, вкуса, слез и под. Во всех количественно-именных сочетаниях грамматически зависимое слово является главным по смыслу.

      4) Тавтологические сочетания: крепким сном ( крепко; крепким сном в данном случае — неделимое словосочетание), грустной улыбкой ( грустно), веселой жизнью, широким шагом. Зависимое прилагательное в неделимых словосочетаниях крепким сном, грустной улыбкой и под. — главное по смыслу слово.

      5) Местоименные словосочетания. Местоимения в роли главного слова образуют неделимые словосочетания, грамматическое значение в них не устанавливается. Например, словосочетания: с вами, с сыном, из вас, из учеников, из присутствующих, необычное, странное, в берете. См. в предложениях: Нас с вами заметили. Соберемся у кого-нибудь из нас. Произошло нечто неожиданное. Вошел некто в белом.

      6) Все составные наименования: Черное море, Дальний Восток, Северная Корея, «Комсомольская правда», «Дом с мезонином», «Ваши шесть соток» и др.

      Неделимость словосочетания может обнаруживаться:

      а) в двухсловном словосочетании, например: ответ, дыма, уехать, стола, с вами;

      б) в трехсловном сочетании, например: крепким сном, грустной улыбкой, в раннем возрасте, некоторое время, с голубыми глазами, высокого роста, большого размера, темного цвета, с крашеными полами, с мягким сиденьем;

      в) в составе предложения, например: Вы человек удивительный, Отец с матерью ушли в театр.

      Подобные словосочетания устанавливаются опытным путем, при анализе предложения и словосочетания.

      9. По количеству компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.

      Простым называется словосочетание из двух компонентов: золотая , у дома,  в поезде,  в магазин, по краям, по-юношески , по-мальчишески и др. К простым можно отнести и трехсловные словосочетания, в которых зависимый компонент — неделимое словосочетание любого типа: какая? с длинными волосами, что? море цветов, что? несколько книг, какой? двухметровой высоты, как? хитрыми глазами.

      Сложным называется словосочетание из трех и более компонентов, например: у нашего дома, в поезде на юг, в магазин за книгой (3 компонента); по-юношески стройный пожилой (4 компонента); по-мальчишески звонко нам что-то (5 компонентов).

      Сложные словосочетания образуются четырьмя основными способами: 1) распространением слова словосочетанием: трава у нашего дома; 2) распространением слова двумя зависимыми словами: ехать в поезде на юг, зайти в магазин за книгой; 3) распространением словосочетания словом: наш старый дом, 4) распространением словосочетания другим словосочетанием: по-юношески стройный пожилой человек, по-мальчишески звонко крикнул нам.

      Эти четыре способа — возможные пути образования сложных словосочетаний. В конкретном словосочетании можно увидеть не один возможный способ его образования. Например, словосочетание золотая восьмидесятого года может быть образовано четвертым способом (золотая осень + восьмидесятого года) или третьим (золотая + осень восьмидесятого года).

      В процессе изучения и повторения словосочетаний ученик 8 класса должен хорошо представлять себе строение словосочетаний, знать основные грамматические значения и уметь выделять словосочетание в составе предложения.

      Основными упражнениями на строение словосочетания являются упр. 60—62, позволяющие закрепить навыки выделения главного и зависимого слов. В случае затруднений при выделении главного слова следует использовать парадигму словосочетания, то есть изменять форму главного слова. Можно опираться и на номинативную функцию словосочетания. Упр. 72 и 74 содержат задания по орфографии (правописание о — е после шипящих в разных частях слова, и — е в окончаниях существительных в родительном, дательном и предложном падежах).

      Упр. 64 и 73 учат правильно выбирать форму зависимого слова. Ошибки в выборе форм чаще встречаются в случаях, когда однокорневые части речи имеют разное управление (искал истину; поиск истины).

      При изучении связей слов в словосочетании целесообразнее опираться на особенности слова как части речи. Этот материал представлен в упр. 67, 68, 69; упр. 70 является обобщающим. Упр. 71, 73 содержат однокорневые части речи, допускающие разные виды связи (смотрел с испугом — испуганно). Они более трудны для ученика, поэтому целесообразно одно из них разобрать в классе.

      Наиболее трудной для ученика представляется тема «Грамматическое значение словосочетаний», поскольку эти значения создаются разными значениями компонентов словосочетания (значениями частей речи, категориально-семантическими значениями, значениями предложно-падежных форм существительных). Ученик устанавливает грамматическое значение словосочетаний по вопросам. Так как значение словосочетания может создаваться разными значениями его компонентов, то при неморфологизованном способе выражения значения к зависимому слову можно задавать два вопроса и определять в нем два значения. Например, думы о прошлом (думы какие?, думы о чем?) — два значения: определительное (« + предлог + сущ. в тв. п.») и дополнительное; поездка в горы (поездка какая?, поездка куда?) — два значения: определительное и обстоятельственное.

      Учителю нужно иметь в виду, что не возникает затруднений в определении грамматического значения словосочетания при морфологизованном способе его выражения, когда в определении части речи содержится и ее сочетаемость (прилагательное называет признак предмета, наречие — признак действия, другого признака, реже — предмета). При неморфологизованном способе выражения грамматического значения используется синонимия словосочетаний (самоцветы с Урала — уральские самоцветы, учусь танцевать — учусь танцам). Этот материал представлен в упр. 77 (бассейн для плавания, костюм для тренировки, парк при море, гостиница при вокзале — грамматическое значение определительное (предмет и его признак). Ученик доказывает это, используя синонимичные словосочетания с прилагательным. Следует при этом учесть, что главное слово называет предмет и обстоятельственные отношения в подобных словосочетаниях невозможны. Ср. словосочетания типа поездка на Урал, отдых в Крыму, где, кроме определительного, выражено и обстоятельственное значение. В сочетаниях верность традициям, преданность делу наряду с дополнительным значением (признак и предмет его приложения) выражено и определительное (« + сущ.»).

      В упр. 78 ученик должен выделить словосочетания в тексте. Это важно для понимания смысловых связей внутри предложения и ставит перед учеником задачу — отличать словосочетания от других сочетаний словоформ (от грамматической основы, однородных членов, обособленных групп и др.). Делать это следует, опираясь на определение словосочетания и на его парадигму (систему форм).

      В результате повторения словосочетаний и изучения их строения и грамматического значения учащиеся должны научиться делать синтаксический анализ словосочетаний. Анализ словосочетаний производится в следующем порядке: 1) определяем, сколько словосочетаний в данном предложении, выписываем их; 2) устанавливаем главное слово; 3) устанавливаем зависимое слово, задавая к нему вопрос от главного; 4) составляем схему; 5) определяем вид связи слов; 6) определяем грамматическое значение. Можно предложить ученику записать синонимичное словосочетание, если оно есть.

ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

      Мальчик с восторгом говорил о своей школе.

Устный разбор

      В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.

      1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема « + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.

      2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема « + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).

      3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоим.-прил. + », связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).

Письменный разбор

 


      Заканчивая изучение словосочетаний, рекомендуется в качестве контроля провести проверочную работу, в которой ученик выделяет словосочетания из предложения и производит их анализ. Целесообразнее эту работу выполнять дома, так как в программе на изучение словосочетаний отводится мало времени.