РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

      В VII классе продолжается работа над заложенными ранее умениями и в то же время начинается специальная работа над некоторыми новыми разновидностями высказываний.

      С целью закрепления умений, над формированием которых учитель работал в V–VI классах, в учебнике предусмотрены специальные задания, например: озаглавить текст; составить план на указанную тему; определить основную мысль текста; выделить абзацы и т. д. Некоторые тексты упражнений позволят провести (если учитель почувствует в этом необходимость) работу над описанием помещения (упр. 120, 128), предмета, животного, природы (упр. 7, 24, 30, 40, 47, 56, 149, 155, 159, 176, 193, 204, 259, 315, 316, 332, 335, 344, 451, 454 и др.).

      В VII классе усиливается внимание к компонентам речевой ситуации и к речевым жанрам. Так, на основе картины И. И. Бродского «Летний сад осенью» (упр. 44) предлагается написать письмо своему другу; на основе репродукции картины А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» (упр. 307) предлагается зафиксировать первые впечатления репортера, который пришел в эту школу, и т. д. Введение в задание подобных элементов позволяет разнообразить планируемые виды высказываний, методику их подготовки и более обоснованно оценивать созданные работы. (См. также планируемое выступление к циклу передач «Времена года» на основе картины К. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр. 382) и картины И. Попова «Первый снег» (упр. 211).

      В соответствии с требованиями программы по развитию связной речи в VII классе проводится работа над описанием внешности; над сочинением-рассуждением с обратным доказательством; над «вымышленными» («выдуманными») рассказами; над умением составлять сложный план; над умением подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (см., например, упр. 100, 130, 248, 279, 281); над умением собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом его темы и основной мысли; над умением выступать на основе собранных материалов (см., например, упр. 59, 60, 62, 63, 71, 289 и т. д.). К этому умению примыкают упражнения, в которых требуется выступить на лингвистическую тему (см., например, упр. 6, 157, 201, 282, 289, 317, 320, 446). Эта работа — углубление и усложнение начатого в V–VI классах обучения устным и письменным высказываниям. Так, в V классе дети учились описанию отдельных предметов и животных, в VI классе занимались описанием природы и помещения, а в VII они будут описывать внешность людей и их действия.

      В V классе дети писали элементарные рассуждения — ответы на вопросы (типа «Кем бы я хотел стать и почему?»), в VI классе знакомились с рассуждениями дискуссионного характера («Правильно ли поступил в таком-то случае М.?»), а в VII классе основным видом рассуждения будет более сложная его форма — рассуждение с обратным доказательством (доказательством от противного).

      Основным видом сочинения повествовательного характера в V классе был рассказ о каком-либо конкретном случае из жизни автора, в VI классе — рассказ на основе услышанного или увиденного, а в VII — основным видом сочинения-повествования является более сложная его форма — вымышленный (выдуманный) рассказ (на основе сюжетной схемы) (упр. 402).

      И наконец большое внимание в VII классе уделяется публицистическому стилю (см. § 10), его особенностям (см., например, задание по подготовке выступления, тексты о Родине — упр. 423, 439, 461).

      Не случайно в конце учебника предлагаются темы «Удивительное рядом», «Дело мастера боится» (упр. 428), которые можно раскрыть по-разному — как описание, повествование, рассуждение, в жанре письма, публичного выступления и т. д.
        

Описание внешности человека

      К рассматриваемому виду ученических высказываний мы относим описание внешности человека, его лица, фигуры, жестов, манеры, позы, одежды. Основное в таком сочинении — описать нечто особое, яркое, индивидуальное во внешности какого-либо лица. Это особое может быть связано с особенностями манер, походки, выражением глаз и т. п., с особенностями занятий и профессий, с определенным состоянием и особенностями характера личности — со всем тем, что проявляется во внешнем облике человека. Как художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное, с его точки зрения, в человеке, так и ученик не должен описывать всё, а лишь то, что, по его мнению, характерно для данного лица, составляет его индивидуальность, открывает главное в нем.

      Работа над описанием внешности помогает развивать в детях наблюдательность и внимание к окружающим их людям, обогащает речь учащихся «портретной» лексикой, которой они недостаточно владеют. В процессе творческой деятельности ученики осознают, как через описание внешности можно раскрыть внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему. Кроме того, работа над описанием внешности готовит учащихся к сочинениям-характеристикам.

      Источником рассматриваемых ученических сочинений могут быть (как и для других описаний) жизненный опыт, память («Внешность человека, которого я видел однажды...»); специальные наблюдения, в том числе по картине («Мой братишка-первоклассник делает уроки»; «А. С. Пушкин на картинах Тропинина и Кипренского»); прочитанное («Остап и Андрий» из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»); воображение («Мой портрет через 10 лет»).

      Описания могут быть различными по своей сложности в зависимости от того, кто описывается и с какой целью. Одно дело описать внешность малыша или своего сверстника, другое — взрослого человека. Трудно описать внешность человека, находящегося в определенном состоянии — в момент испуга, радости, удивления, в то время, когда он работает, спешит и т. п. Главное, что требуется здесь (и что не всегда удается школьникам) — это показать, как изменяется в этот момент внешность человека. Еще сложнее описывать внешность человека как проявление его сущности, как отражение его внутреннего «я».

      Описание внешности человека, так же как другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным. Деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике. Главное в нем — указать особые приметы описываемого лица (упр. 81). Описание внешности представителя определенной этнической группы, расы, национальности (например, портрет славянина, негра, папуаса в энциклопедии) есть не что иное, как научное описание. Описание внешности литературного героя является примером художественного описания.

      Естественно, что не всеми видами описания могут и должны заниматься учащиеся. Очевидно, о научном описании целесообразно лишь упомянуть. Деловому описанию можно уделить несколько больше внимания, так как в жизни умение указывать приметы какого-либо лица может оказаться полезным. Кроме того, этот вид работы развивает наблюдательность учащихся. Главное же внимание следует уделить разговорно-художественному описанию внешности, поскольку работа над этим видом описания имеет особое значение для обогащения речи учащихся.

      В учебнике VII класса предусмотрен определенный набор упражнений, которые подготавливают учеников к самостоятельному описанию внешности человека.

      1. Анализ текстов-образцов, представляющих собой описание внешности. Накопление «портретной» лексики.
      2. Подробное, выборочное, изложение с дополнительным заданием.
      3. Описание человека, изображенного на картине. Сочинение по картине (по любой, доступной для учеников картине портретного характера).
      4. Описание внешности на основе жизненного опыта и наблюдений (сочинение).
      5. Закрепление умения.
 

Изложение с дополнительным заданием

       Цели урока: 1) повторить изученное о портрете как разновидности текста; 2) подготовить учащихся к изложению с дополнительным заданием.

      1. Сообщение задачи предстоящей работы: написать изложение и ввести в текст описание внешности.

      2. Повторение изученного о портрете, о роли описания внешности в художественном произведении. Всегда ли писатели описывают внешность своих героев? Почему В. А. Осеева не описала в своем рассказе «Просто старушка» внешность действующих лиц? Потому что неважно, какой по внешнему облику старушке мальчик помог идти по скользкой улице. Важно, что это была старушка. Также не имеет значения внешность мальчика и девочки: для того, чтобы в данном случае помочь старушке, не надо быть богатырем, силачом и тем более не существенно — блондин ты или брюнет, а также во что и как одет. Делается вывод: описание внешности героев должно быть оправданным с точки зрения основной мысли повествования, оно должно служить определенной авторской задаче.

      3. Чтение текста и его анализ.

Пусть так не будет!

      По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил: 
      — Спортом нужно заниматься. (В. Катаев.)

      Почему текст называется «Пусть так не будет!»? Какое наречие характеризует поведение парней, их позы, одежду? (Например: один из них был в свитере, кепка надвинута на глаза, в зубах папироса; другой с длинными растрепанными волосами, в модном пальто нараспашку и т. д.) Что бы вы хотели сказать описанием их внешнего вида? (Например, что во внешнем облике этих парней так же мало культуры, как и в их поведении; или, наоборот, что внешне эти плохо воспитанные молодые люди выглядят вполне прилично.) В какую часть текста можно внести описание внешности парней? (После предложения «А рядом стояли три паренька».)

      4. Работа учащихся над изложением или сочинением (упр. 80).

      Эта работа, имеющая большое воспитательное значение, может быть продолжена. Естественным ее продолжением является следующее сочинение.
        

Описание внешности
на основе жизненного опыта и наблюдений

Сочинение

      Это сочинение подводит некоторый итог работы над описанием внешности. К моменту проведения урока у учеников должен быть накоплен: а) опыт анализа текстов, представляющих собой описание внешности, наблюдения за тем, что и как — в зависимости от замысла автора — дается в таких описаниях; б) «портретный» словарь.

      Анализ образцов, как и накопление «портретного» словаря, целесообразно начать с первых упражнений, построенных на описании внешности человека. Одновременно с этими текстами полезно привлекать отрывки из произведений художественной литературы и т. п. При этом важно на данном этапе использовать тексты, в которых прямо выражена основная мысль, замысел описания: внешность человека весьма обычна, заурядна, привлекательна, чем-то удивительна, неприятна, характеризует его внутренний мир, душевное состояние и т. п.

      Примерные вопросы для анализа подобных текстов: 1) Какова основная мысль описания, его замысел? Какое оно — деловое или художественное? 2) Что именно описывается во внешности данного конкретного лица? (Таким образом выясняются элементы (компоненты) описания внешности.) 3) Какие детали особенно важны для раскрытия основной мысли описания? 4) Какие речевые средства использованы автором с этой целью?

      Выборка «портретной» лексики и запись ее в тетради по развитию речи на начальном этапе проводится коллективно — ею завершается анализ соответствующего текста. Желательно организовать собирание этой лексики по определенным подтемам, например: лицо (форма, цвет, выражение); глаза, взгляд, взор; брови; улыбка; губы; лоб; нос; волосы; осанка, фигура, рост; походка; руки; одежда; общее впечатление, вид, оценка.

      Примерно такой словарь могут составить ученики только на основе текстов упражнений учебника.

      Лицо. Смуглое, круглое; загорелое; белое как снег; загорелое золотистым загаром; продолговатое; улыбающееся; заросшее щетиной; широкое, большеносое; краснощекое; конопатое; усеянное веснушками.
      Глаза, взгляд, взор. Ясный, умный взор; небольшие, темные глаза; бегающие, карие; длинные ресницы; любящий взгляд; прямой добрый взгляд; светлые, добрые, широко расставленные, прищуренные, голубые глаза; испуганные; бутылочного цвета с рыжеватым отливом; пушистые рыжие ресницы.
      Брови. Нависшие; сморщенные; тонкие, высокие; белесоватые, насупившиеся; вечно нахмуренные.
      Лоб. Белый, как слоновая кость; высокий с двумя буграми.
      Улыбка. Расплылась по морщинкам, необычная, смущенная.
      Нос. Слегка вздернутый; прямой, с легкой горбинкой.
      Волосы. Черноволосые; темно-русые с проседью, густые; русые; белокурые, пепельного цвета; тщательно причесанные; длинные; растрепаны; гладко причесаны; черноголовый; огненно, ярко-рыжие.
      Осанка, фигура, рост. Важная осанка; худощавый, стройный; длинный; высокий, толстый; небольшого роста, изящно сложенная, как выточенная; приземистый; худенький; долговязый.
      Походка. Медлительная; слегка прихрамывающая.
      Руки. Мягкие, белые.
      Одежда. Одевающаяся по моде; в туфлях на босу ногу; пиджак; распахнутый ворот рубашки; измятая фуражка, ботинки не чищены, хлястик оторван...
      Общее впечатление, вид, оценка. Приятное (лицо), ослепительная (красота), довольно красивый; ничего не выражающее лицо; недурна собой; выражение лица было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоумения перед собственной грустью; отталкивающий вид.

      Этот словарь дополняется (в процессе коллективной работы и самостоятельно) на основе изучения программы по литературе и на основе внеклассного чтения. Так, дети вписывают к описанию глаз — карие, задорные, блестевшие лучистым ярким светом, светлый блеск, в черных глазах, дружеский, ласковый, вкрадчивый, умоляющий, сосредоточенный, озабоченный, открытый, чарующий (взгляд) и т. п.; к описанию одежды — элегантный, изящный, щеголеватый, выутюженные брюки; однотонный, умело завязанный галстук; блузка, украшенная вышивкой; к описанию волос — вьющиеся, каштановые локоны, жидкие, прямые, белесая прядь, белобрысый, брюнет, шатен, блондин; к описанию общего вида — расстроенный, удрученный, утомленный, подтянутый, скучающий, оживленный; открытое, презрительное (выражение лица); правильные, приятные, грубоватые черты лица; строгая, оригинальная красота и т. д.; к описанию походки — плывущая неверная (не твердая); беспечная, расслабленная, вихляющаяся, грузная, тяжелая; к описанию осанки, фигуры — сухощавый, рослый, статный, плечистый и т. п. Вводят под тему: голос — взволнованный, встревоженный, сдавленный, просящий, глухой.

      Проводя эту большую словарную работу, учитель должен стремиться к тому, чтобы дети не просто записывали слова и выражения, чем-то привлекшие их внимание, но чтобы вместе с этим они уясняли, уточняли значение слов, осознавали целесообразность, мотивированность каждого из употребленных писателем речевых средств. Глаза пана Тыбурция, «сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно»,— пишет В. Г. Короленко. И это понятно: его герою, сильному и умному человеку, жилось очень тяжело. Плутовские глаза Мишки-Нахаленка (из рассказа М. Шолохова) похожи на «нерастаявшие крупинки речного льда», так как они голубые и высматривают «из узеньких прорезей». Нужно, чтобы учитель не только систематически следил за тем, как ученики пополняют свои словарики, но и требовал объяснений, почему они решили «взять на карандаш» то или иное слово или выражение, чем оно привлекло их внимание и обогатило (см. упр. 81, 82, 94).
        

Урок 1

      Цели урока: 1) систематизировать приобретенные учащимися знания об описании; 2) подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности.

      1. Проверка домашнего задания. Учитель подчеркивает, что две-три яркие, характерные детали в данном описании важнее, чем подробное описание всего подряд. Об этом очень убедительно говорил в свое время известный художник Н. Н. Жуков: «Как передать свое впечатление от очень толстого человека? Можно просто сказать, что он был непомерно толст. Можно сказать иначе: „Он с трудом передвигался“, или: „С трудом входил в дверь“, или еще: „Был так толст, что напоминал шар“. Можно определить толщину, сказав, что человек был низкого роста, а весил сто тридцать килограммов. Существуют сотни способов определить комплекцию человека. Но вот как убедительно может быть передано ощущение полного тела через деталь: „Он был так толст, что щеки его были видны со спины“. И сразу чувствуешь, как ординарны были предыдущие примеры и как меток глаз художника, ухвативший главное в образе человека, стоящего перед ним».

      2. «Отгадывание» литературных героев. Учитель читает описание внешности известных учащимся литературных героев. Учащиеся должны сказать, кто описан, кем, в каком произведении; что помогло им узнать героя. Для этой работы могут быть использованы самые различные материалы. Делается вывод, что читатель запоминает в описании внешности героя яркое, индивидуальное, особенное, характерное.

      Дети вспоминают, что они уже знают о деловом и художественном описаниях, их особенностях (см. упр. 81).

      3. Анализ образца. В художественном описании,— подчеркнет учитель,— важно «нарисовать» человека, передать свое впечатление от описываемого, свое отношение к нему.

      Анализируется несколько описаний, подобранных детьми. Желательно, чтобы этот анализ давался учащимися в форме связного развернутого ответа. Поэтому полезно вначале дать образец такого высказывания. Например, упр. 78: «В этом отрывке описывается парень лет семнадцати. Ю. Нагибин описывает в герое то, что невозможно было не заметить с первого взгляда: «парень был огненно, немыслимо ярко-рыж» и очень конопат. Именно эти особенности внешнего облика героя и раскрываются дальше в описании. Это прежде всего веснушки «разных видов и мастей», а затем уже глаза бутылочного цвета с рыжеватым отливом и рыжие пушистые ресницы. Именно эти детали позволяют писателю сказать в заключение: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце». В тексте много слов, обозначающих золотисто-рыжеватый цвет: огненно, немыслимо ярко-рыж; по золотистому фону конопушек; глаза с рыжеватым отливом; рыжие ресницы. Аналогично анализируется текст упр. 79.

      4. Анализ сочинения с недочетами. Переработка сочинения.

Девочка у окна

      У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Эта девочка мне незнакома. Ее глаза черные, похожи на каштаны, и большие.
      Брови похожи на крылья летящей птицы.
      Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты.
      Ресницы длинные. Длинные черные волосы заплетены в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую кофту.
      Девочка красива.

Вопросы для анализа

      Сформулировал автор основную мысль? (Да, девочка красива.)
      Что помогает ему эту мысль раскрыть? (Описание больших глаз, похожих на каштаны (очевидно, все же глаза карие, а не черные); бровей, похожих на крылья летящей птицы; описание лица, длинных ресниц, черных волос, заплетенных в косы.)
      Что можно опустить, поскольку не помогает автору решить его задачу?
      (Упоминание об одежде — эта деталь ничего не прибавляет к раскрытию мысли о красоте девочки.)
      Очевидно, главная красота в лице этой девочки —глаза. Как лучше сгруппировать материал, относящийся к описанию глаз? Достаточно ли ярко они описаны? (О глазах, бровях, ресницах надо сказать сразу, а о цвете лица — отдельно, лучше в самом начале сочинения; очевидно, надо больше описать сами глаза, их выражение.)

      После проведенного анализа ученики записывают сочинение в исправленном виде.

      5. Уточнение темы сочинения (упр. 146). Ученики знакомятся с заданием упражнения, обсуждают тему предстоящего сочинения и подсказанные в задании подходы к раскрытию темы.

Внешность моего сверстника.
(Определить, кого именно я буду описывать.)

Что я могу показать, например:
1) Все примечательное во внешности.
2) Как выглядит Х в какое-то определенное время, когда возбужден, отдыхает и т. д.
3) Во внешности Х особенное — это...
4) Внешность Х обыкновенна...
5) Мой товарищ обаятелен (неприятен) и т. д.
6) Задание на дом: упр.  146.

      Собранные учениками материалы обсуждаются в течение 3–4 уроков. Материалы, подготовленные слабыми учениками, желательно проверить.

      Сочинение ученики пишут дома или в классе (по усмотрению учителя).
       

Урок 2

      Составление набросков к устному (или письменному) высказыванию на тему «Один из нас». Задача работы — создать краткое портретное описание одного из присутствующих в классе так, чтобы можно было сразу угадать, о ком идет речь. Можно описать что-то одно, наиболее яркое, характерное: как человек ходит, разговаривает, отвечает урок, пишет, читает и т. д. Составленные учащимися наброски (или устные высказывания) обсуждаются: действительно ли удалось отметить самую «говорящую» деталь, отвечает ли высказывание поставленной задаче. Например: «Один из нас — это довольно высокий, худощавый юноша, главная примечательная черта которого — густые, вьющиеся темно-русые волосы (такие бы волосы любой девушке) и большие черные-пречерные глаза, которые почему-то всегда блестят». По этому описанию ученики сразу назвали «оригинал».

      Разумно сосредоточить внимание учащихся на описании одной и той же детали, например улыбки, походки у разных учеников, или, наоборот, сопоставить описание одного и того же лица разными авторами. Это позволит сделать вывод о значении наблюдательности и об умении передать свои впечатления. Так, например, сравнивается описание улыбки: у одной девочки, когда она улыбается, лицо преображается — расширяются зрачки, рот растягивается до ушей, обнажаются белые зубы; другая улыбается чуть-чуть, но так заразительно, что трудно не улыбнуться в ответ, и т. д.

      В связи с этой работой важно подчеркнуть, что не всегда лицо — зеркало души человека. Не случайно существует изречение: «Внешность обманчива». Рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» (упр. 80) иллюстрирует как раз эту мысль. Чтение и пересказ рассказа будут иметь большое воспитательное значение: дети зачастую только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый значит, по их мнению, ленивый, трус; сильный физически значит смелый, хороший товарищ и др.).

      Задание на дом. Учитель напоминает детям о тех описаниях внешности, которые раньше анализировались в классе, и о портретных словарях. Все эти материалы должны помочь в создании первого варианта сочинения. Он обсуждается в течение 3—4 уроков, или организуется взаимопроверка. Вопросы для анализа сочинения: есть ли в сочинении замысел и удалось ли его реализовать? Что в связи с этим следовало бы опустить, а что — расширить? Достаточно ли стройно сочинение (за счет чего его можно сделать более последовательным)? Что понравилось и что не понравилось в языке сочинения?

       Эти же вопросы находятся в центре внимания учителя, когда он проводит урок анализа проверенных им сочинений.
        

Описание картины В. И. Хабарова
«Портрет Милы» (упр. 77)

      1. Рассматривание репродукции. Важно, что дети смогут сказать самостоятельно, отвечая на вопросы учебника. (Поза необычная, ноги в кресле — очевидно, так удобно читать; под креслом ботинки с коньками. Вероятно, устала, чтение для Милы — отдых. Устроилась читать, чтобы было удобно, уютно и т. д.)

      2. Составление диалога. Один из возможных диалогов:
      — Привет, Мила!
      — А? Что?
      — Ты так зачиталась. Я тебя такой никогда не видела.
      — Какой такой?
      — Тихой, сосредоточенной. Ты даже не слышала, как я вошла.
      — Да, понимаешь, книга интересная. Жюль Верн «Таинственный остров».
      — Ладно. О книге потом расскажешь. А чьи это коньки?
      — Мамины. Но мне на них удобно. Хорошо получается.
      — И кто бы мог подумать, что наша Мила любит коньки и любит читать. А что больше?
      — Пожалуй, читать люблю больше.
      — Да, это видно. Уютно устроилась. Ноги в кресле, а книжка на коленках, как на подставке. Ну, я ухожу. Не буду тебе мешать. Приходила просто так, поболтать.
        

Подпись к фотографии
(упр. 129)

      Это новый для учеников вид работы, неизменно вызывающий интерес. Во многом он объясняется тем, что каждый пишет самостоятельно и о своем.

      Помощь содержится в вопросах учебника. Учитель подчеркнет, что читатель должен представить, кто изображенный на фотографии человек, как он выглядит, чем именно он нравится автору.
        

Выборочное изложение
(упр. 130)

      Цели урока: 1) закрепить умение собирать (отбирать) материал к высказыванию по книжному источнику; 2) подготовить учащихся к изложению.

      1. Сообщение цели урока. Выборка материала к изложениям по темам «Отец», «Сын».

      Ученики знакомятся с текстом предстоящего изложения и самостоятельно делают выборку материала (желательно распределить задания по рядам). Возникают такие записи:

      Отец.

      Мужчина — высокий, сутуловатый
      Приглушенный бас
      Большая черствая рука
      Тощий вещевой мешок
      Защитные летние штаны
      Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью
      Большие темные руки
      Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
      Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
      Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
      Новые солдатские ботинки
      Плотные шерстяные носки изъедены молью

      Мальчик.

      Лет пяти-шести
      Глаза светлые, как небушко
      Розовая холодная ручонка
      Белесые бровки
      Мальчик одет просто, но добротно
      Длиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой
      Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки

      2. Систематизация материала. Вопросы учителя: что в записанных материалах следует сгруппировать? В какой последовательности лучше использовать данный материал?

      К изложению «Отец» надо сгруппировать материал, относящийся к описанию рук и описанию одежды (делаются необходимые отметки). К изложению «Мальчик» следует сгруппировать то, что относится к описанию глаз (бровей). Обсуждается последовательность использования материала.

      Записывается схема описания: к изложению «Отец»: 1) рост, фигура; 2) руки; 3) глаза; 4) голос; 5) одежда; к изложению «Сын»: 1) возраст; 2) глаза; 3) руки; 4) одежда.

       3. Определение основной мысли изложения. Запись возможного начала.

      М. А. Шолохов в самом начале своей повести «Судьба человека» знакомит нас с двумя основными героями. Один из них, судя по деталям портрета,— бывший фронтовик, много переживший за свою жизнь человек (вспомним глаза его с «неизбывной смертной тоской»); другой — трогательно доверчивый мальчик, о котором кто-то по-матерински заботится.

      Возможное начало изложения (на выбор):

      1) Один из героев повести М. А. Шолохова «Судьба человека» — высокий сутуловатый мужчина...
      2) На первой странице повести «Судьба человека» мы знакомимся с двумя ее основными героями. Один — это... и т. д.

      4. Работа учащихся над изложением «Вы с ним знакомы».

      Упр. 145 требует наблюдений и собирания материала по данной схеме.

      Упр. 146 является продолжением начатого собирания материала о внешности товарища, который автору хорошо знаком. Это задание можно рассматривать как проверочное по теме «Описание внешности».
        

Описание действий

      К данному виду ученических высказываний мы относим описания действий, которые производят люди, когда они выполняют какую-либо работу, занимаются каким-то делом, спортом.

      Работая над портретом, ученики уже в какой-то мере занимались описанием действий, говоря о позе и манерах человека, о том, как он ходит, сидит, стоит. Но эти элементы описаний подчинялись задаче обрисовки портрета какого-либо лица. При описании действий главным объектом внимания становятся действия человека, которые он производит, выполняя какое-либо дело. Конечно, и в этом случае совсем не исключается возможность через описание того, как человек работает или что-то делает, охарактеризовать самого человека. Но в этих описаниях возможны другие задачи, другие замыслы.

      Работа над описанием действий развивает у детей наблюдательность, внимание к окружающему, умение видеть особенные, характерные черты того или иного действия или процесса, обогащает речь. Кроме того, знакомство с трудовыми действиями опытных, умелых мастеров способствует воспитанию чувства уважения к труду.

      Как и другие виды описаний, описание действий может быть деловым (научным) и художественным. В деловом описании главное — полное и исчерпывающее описание всех элементов процесса. Задача делового описания заключается в том, чтобы читатель получил точное представление о характере и особенностях процесса и на основании данного описания сам смог выполнить работу. Поэтому деловые описания во многих случаях носят характер советов или инструкций (см., например, упр. 374). Художественное описание действий преследует иные цели. Задача художественного описания — «нарисовать» картину, воздействовать на чувства читателя, создать у него определенное настроение. В художественном описании действий автор останавливается только на тех деталях, которые служат реализации его замысла.

      Описания действий различны по своей сложности. Меньше затрудняет учеников описание знакомых автору действий; значительно сложнее описания действий и процессов, требующих проведения специальных наблюдений.

      Учебник проводит учеников через определенную систему упражнений:

      1. Анализ текстов, представляющих описание действий. Накопление словаря на тему «Игра, занятие, спорт».
      2. Описание поз, действий (людей), изображенных на картине. Рассказ по картине С. А. Григорьева «Вратарь».
      3. Роль описания действий в повествовании. Изложение.
      4. Описание действий по наблюдениям. Сочинение.
      5. Закрепление умения.
        

Описание действий (людей), изображенных на картине

      Рассказ по картине С. А. Григорьева «Вратарь» (упр. 187).

      Этому уроку предшествует работа по накоплению словаря на тему «Футбол», начало которой может быть связано с выполнением упр. 166, 180, 185, 186 (в разделе «Деепричастия»).

      В тетрадях по развитию речи ученики записывают (начиная с упр. 166) материал к будущему сочинению (упр. 187), о котором учитель также сразу предупредит учеников.

      В процессе изучения «Деепричастий» и «Наречий» у учащихся возникает такой, например, словарь:

Позы играющих и их действия

      Отставив ногу назад, слегка согнувшись, разыграв комбинацию, живо реагируя, прикрыв ворота, внезапно притормаживая, меняя направление, резко рванувшись с места, подхватив мяч, получив пас на выход, забив гол, завладев мячом; атаковать ворота, начиная длинный разбег и др.

 

Синонимы

      Броситься
      кинуться
      метнуться
      устремиться
      ***
      Быстрый
      торопливый
      стремительный
      проворный
      ***
      Внимательно
      сосредоточенно

      Цели урока: 1) повторить практическим путем то, что ученики знают об описании; 2) закрепить умение учащихся пользоваться деепричастиями и наречиями в своей речи; 3) подготовить учащихся к рассказу по картине (упр. 187).

      1. Проверка домашнего задания. Так как картина С. А. Григорьева доступна по своему содержанию для семиклассников, которые уже владеют некоторыми знаниями и умениями искусствоведческого характера, желательно предложить часть задания упр. 187 на дом, а именно: составить и записать материал к описанию картины, руководствуясь рекомендациями, данными в упражнении. Если работа будет организована так (а это важно для развития самостоятельности учащихся), то проверке выполненного учениками задания следует уделить серьезное внимание. Вначале один-два ученика прочтут свои записи, сделанные дома. Затем учитель уделит внимание анализу того, что менее всего удалось детям, а также того, что имеет особое значение для раскрытия замысла художника. Учитель подчеркнет, что пейзаж в этой картине (теплый осенний день, виднеющиеся вдали дома, стройки, пустырь),— фон, на котором изображены дети. Этот пейзаж, написанный «легко и свободно», подчинен главному — рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол*.

      Внимание учащихся обращается на футбольное поле и спортсменов. В данном случае необходимо отметить умение художника немногими деталями сказать о многом. Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они «соорудили», возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов. Главный герой — долговязый, белобрысый вратарь одет «под» настоящего спортсмена. Он спустил чулки, надел свитер и кожаные перчатки, перевязал колено. В такой же неспортивной форме в лыжном костюме малыш, стоящий за воротами,— ему очень хочется приобщиться к игре, в которую его еще не принимают. Где же происходит игра? Какой момент игры в футбол изобразил художник? — это вопросы, обсуждаемые в классе. Любопытно, что художник не изобразил на своем полотне самого футбольного состязания, но мы понимаем, что там, куда смотрит вратарь и все зрители, сейчас острое положение: может быть, секунда, другая — и мяч полетит в сторону ворот.

      И наконец вопрос, касающийся зрителей, болельщиков. Все они смотрят в одну сторону — вправо, но реагируют на происходящее по-разному: и взгляды, и позы их различны. Сильнее всего захвачен игрой мальчик в темно-зеленом костюме. Девочки спокойнее наблюдают за футбольной схваткой, но тоже очень внимательно, не отрывая глаз от игры (особенно первая, в пальто с капюшоном).

      Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), также всецело захвачен футбольной схваткой: смотрит, вытянув голову, забыв о книге и т. д.

      В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек и т. п. Если в этом есть необходимость, учитель записывает подобные слова на доске.

      В результате ученики вносят дополнения и изменения в свои заготовки (пользуясь также своими словариками).

      2. Составление плана описания картины. Вначале ученики называют основные подтемы рассказа, например: 1) место и время действия; 2) спортсмены; 3) зрители; 4) художник и его картина. Учитель подчеркивает условность названной ими последовательности описания и возможность иного построения рассказа, например может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце — время, место действия и т. д. После этого учитель предлагает превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным. Обсуждается каждая формулировка. Например, место и время действия: как сказать более точно, стараясь отразить замысел художника? («На пустыре в теплый осенний день» или «На окраине города в начале осени».)

      В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:

      1) За домом в погожий осенний день.
      2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
      3) Зрители «болеют» по-разному.
      4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

      Аналогичная работа может быть проведена по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа». К этому сочинению тематически примыкает репортаж на спортивные темы, с которым учитель может познакомить учащихся при наличии времени. Главное в спортивном репортаже — описание действий. Но чтобы воссоздать картину происходящего на спортивной арене, чтобы читатель (или слушатель) мог по репортажу наглядно представить себе, как протекали действия, стать как бы их очевидцем, автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, говорить (писать) так, чтобы каждый читатель «увидел» действия, описываемые в репортаже.

      Работу над репортажем можно начать с упражнения, текст которого можно изложить в форме репортажа. Эта работа подготовит детей к самостоятельным репортажам с места событий — на темы школьной (в том числе и спортивной) жизни.
        

Описание действий по наблюдениям

Сочинение

      Подготовка начинается со сбора учащимися материала к описанию работы, которую выполняет кто-либо из взрослых. С этого момента организуются поиски текстов с описанием трудовых процессов, анализ этих текстов, подбор пословиц и поговорок на тему «Работа, труд, мастерство» и составление словаря к будущему сочинению-описанию.

      При этом большое внимание уделяется оценочной лексике (в том числе оценочным наречиям), с помощью которой можно охарактеризовать действие. В связи с изучением наречий в тетрадях учащихся возникают такие, например, записи:

Хорошо

      делать складно, ладно, споро
      аккуратно, опрятно, умело
      прочно, крепко (пришить)
      наточить остро-преостро
      выполнить точь-в-точь
      приняться ретиво, усердно,
      старательно вытереть,
      чистить быстро, осторожно
      и т. д.

Плохо

      делать нескладно,
      неладно, неспоро
      неаккуратно, неопрятно,
      неумело,
      непрочно, некрепко (пришить)
      выполнить кое-как, небрежно,
      неточно
      приняться лениво чистить,
      медленно и т. д.

      Слова с трудным написанием: инструменты, отверстие, стружки, стамеска, конвейер, агрегат, самосвал, бетономешалка и др.

      Цели урока: 1) повторить известное об особенностях делового и художественного описания; 2) закрепить умение пользоваться деепричастиями и наречиями при описании действий; 3) подготовить учащихся к самостоятельному сочинению.

I  вариант

      1. Анализ текста. Выборочный диктант. Ставится задача выписать глагольные словосочетания . Вначале учитель читает полностью весь текст — ученики определяют его тему («Как мальчик вместе с отцом моет самосвал у колодца») и основную мысль («Заниматься этим делом — удовольствие»). Затем ученики подбирают и записывают заголовок («Вот это жизнь!», «Удовольствие!» и др.).

      А какое удовольствие ждет Сеню потом, когда после обеда выйдут они во двор, куда заводит на время обеда Тарас Андреевич свой самосвал, и Сене будет позволено вместе с отцом мыть машину у колодца! Как он будет, становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота, вертеть его, вытаскивая из прохладного колодезного сруба тяжелое ведро, и обегать с ним машину, лезть под огромный самосвал в тень, пахнущую маслом, бензином и резиной. Какое неизъяснимое наслаждение тереть, мыть и скоблить, выкручивать веретье, надраивать до блеска металл и с головой влезать в капот мотора, изнутри которого идет еще теплый бензинный дух, и слышать от отца негромкие приказания: «А ну, дай сюда конец! Подержи тут. А теперь вон ту гаечку подверни... Еще!.. Хорошо!..» И ходить до бровей измазюканным, и держать в руках тяжелый разводной ключ. Вот это жизнь!**.

      Следует предупредить детей, что в предложении «Как он будет...» деепричастные обороты относятся к глаголу будет вертеть (форма будущего сложного времени). Вначале анализируются глагольные словосочетания с деепричастиями: с их помощью рисуется, как мальчик набирает из колодца ведро с водой (становясь на цыпочки и повисая всем телом на ручке ворота; вытаскивая из прохладного колодезного сруба тяжелое ведро). Наречия уточняют действия: идет изнутри, подержи тут.

      Заканчивая анализ текста, учитель подчеркнет, что Л. Кассилю удалось передать удовольствие мальчика от работы. Мальчику приятно: колодезный сруб прохладный; он не идет, а бежит с тяжелым ведром, лезет под огромный самосвал; ему приятно ощущать запах масла, бензина, резины; он наслаждается, когда трет, моет, скоблит машину и выкручивает тряпки, когда слышит указания отца. В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия героя, это тоже помогает представить картину; используются слова и предложения, выражающие чувства (см., например, выражения в начале и в конце текста: какое удовольствие, неизъяснимое наслаждение).

      2. Предупреждение недочетов. Нужно обратить внимание на то, что при описании действий важно хорошо знать те конкретные действия, из которых слагается определенное дело, рабочий процесс; нужно знать, что за чем следует, какова последовательность отдельных действий, надо знать наименование материалов, инструментов (если пишешь о том, чем сам не занимаешься).

      3. Задание на дом: упр. 240. Часть задания: выбрать объект описания (конкретизировать тему сочинения) и определить его основную мысль; собрать необходимый материал по вопросам упражнения. На выполнение этого задания дается 3–5 дней.

      Примечание. Вместо темы сочинения, рекомендуемой в упр. 240, можно предложить — в зависимости от особенностей, склонностей и интересов данного классного коллектива — другие темы, например: «Мое любимое занятие», «Брат (товарищ, знакомый и т. д.) за каким-нибудь занятием» и т. д.
        

II  вариант

      К данному уроку учащиеся приносят тексты (с описанием трудовых процессов), найденные самостоятельно и в указанных учителем произведениях. Так, например, они могут найти деловые описания в кулинарных книгах, справочниках по моделированию, шитью и т. д. В тех художественных произведениях, которые читали (или читают) семиклассники, они находят описание того, как герои готовят уху, разводят костер (Ю. Коринец. «Там вдали за рекой»); убирают снег и ремонтируют квартиру (В. Железников. «Мальчик с красками»); делают игрушки (А. Томилин. «Сказка о Веселом мастере на все руки»); как вытаскивают застрявшую машину (В. Солоухин. «Моченые яблоки»); собирают грибы и ягоды (В. Солоухин. «Третья охота»), косят (В. Шукшин. «Земляки»).

      1. Анализ текстов, представляющих собой описание трудовых процессов.

      Примерные вопросы для анализа:

      Какой именно трудовой процесс описывает автор?
      Какова последовательность описываемых действий?
      Какое это описание — деловое или художественное? Какова его задача?
      Какие речевые средства помогают автору решить ее?

      Характеризует ли данное описание человека, производящего действие? Если характеризует, то как?

      Что полезно было бы взять из этого описания в наш словарь?

      В процессе этого анализа семиклассники вспоминают, как строятся деловое и художественное описания, в чем их особенности.

      2. Уточнение темы предстоящего сочинения (упр. 240). Учащиеся читают задание к упр. 240. Обсуждается, формулируется и записывается общая тема (как кто-то что-то делает), ее возможная конкретизация, возможные подходы к ее раскрытию. Возникает, например, такая запись:

Тема

Как кто-то что-то делает.
(Художественное описание)

 

Возможные подходы к ее раскрытию

      Ловко, споро, умело (мастерит, убирает...)
      Увлеченно, с удовольствием (лепит, рисует...)
      По обязанности, нехотя (ремонтирует, готовит...)
      Старательно, осторожно (учится что-то делать и т. д.)

      Учитель подчеркнет, что учащиеся должны прежде всего, как это ясно из задания упражнения, определить, какой именно трудовой процесс они будут описывать. Это поможет определить свой замысел, подход к раскрытию темы.

      3. Обсуждение словарных записей к предстоящему сочинению. Ученики читают и комментируют имеющиеся у них записи.

      Образец комментария: Прищурив глаза, словно прицеливался, стукнул по планке (В. Лидин). Это один из моментов описания работы плотника. Я сам много раз видел, как плотники прищуривают глаза, когда хотят ударить точно, не промахнуться. Глагол прицеливался именно это и «показывает».

      Ученики самостоятельно вносят дополнения в свои записи, исходя из возможной темы их будущего сочинения.

      4. Анализ сочинений с недочетами (см. об этом этапе работы в первом варианте урока).

      5. Резервный диктант (словарный) по теме предстоящего сочинения. Возможный текст: отрывок из приведенного выше описания Л. Кассиля.

      6. Задание на дом (на 3–5 дней): упр. 240. Определить тему и собрать материал, который учитель просматривает, если почувствует в этом необходимость. Сочинение ученики пишут в классе или дома — по усмотрению учителя.
        

Рассуждение

      В VII классе продолжается обучение рассуждению на дискуссионные темы.

      В рассуждениях, которые писали дети в V и VI классах, они пользовались так называемыми прямыми доказательствами, т. е. такими доводами, которые непосредственно обосновывали справедливость выдвинутого тезиса: «Моряком быть хорошо, потому что...»; «Я считаю, что Миша поступил правильно, так как...» и пр.

      Рассуждения на дискуссионные темы дают возможность познакомить учащихся с новым для них способом доказательства — «обратным» доказательством, доказательством от противного. С подобным способом доказательства учащиеся встречаются в курсе геометрии. В этом случае для доказательства приводится положение, противоположное доказываемому. Это положение развивается для того, чтобы стала очевидной его абсурдность. А если оно несостоятельно, абсурдно, значит, истинно другое утверждение, которое и доказывает автор.

      Умения, приобретенные учащимися в процессе работы над сочинениями-рассуждениями на дискуссионные темы, имеют большое значение для их дальнейшей самостоятельной деятельности. Практическое участие в производстве материальных ценностей и в общественной жизни невозможно без умения вести спор, доказывать справедливость своих суждений или убедительно и тактично опровергать противоположные суждения. Воспитание этих умений и является целью обучения рассуждению на дискуссионные темы.

      Учебник дает возможность провести следующую работу над сочинениями-рассуждениями:

      1. Закрепление приобретенных ранее умений. Анализ текстов, представляющих собой рассуждения.
      2. Знакомство с «обратным» доказательством в сочинении-рассуждении на дискуссионную тему.
        

Знакомство с «обратным» доказательством
в рассуждении на дискуссионную тему

      Цели урока: 1) повторить практическим путем то, что ученики знают об особенностях сочинений-рассуждений; 2) познакомить учащихся с приемом доказательства от противного; 3) подготовить учащихся к самостоятельной работе (к сочинению — упр. 343 или к сжатому изложению с дополнительным заданием).

      1. Проверка домашнего задания. Повторение. Запись в форме свободного диктанта (упр. 21, с. 11).

      Этот отрывок-рассуждение, в котором ученики выделяют тезис («Издаваемые нами звуки — это звуки речи»), доказательства и вывод («Значит, для человеческой речи важны...»).

      2. Сообщение целей урока. Знакомство с «обратным» доказательством. Учитель предлагает найти в учебнике геометрии теорему-рассуждение на научную тему. Строится это рассуждение как любое другое; в нем есть тезис, то, что утверждается, сама теорема; доказательства и вывод. Рассмотрим последние две части: какими словами начинается доказательство? («Допустим противное».) А именно? («Прямые а и б не параллельны».) Как развивается дальше это предположение, допущение? («Это значит, что...») Это развертывание доказательств приводит к абсурду: делается ясным, что «допущение невозможно» (по аксиоме параллельных). Отсюда вывод: «Значит, допущение неверно, и потому а || б». Вывод введен словом значит.

      При доказательстве этой теоремы был использован не прямой, а обратный способ доказательства, иногда его называют доказательством от противного. Найдем еще такого же типа доказательство. Какими словами оно вводится? Какие языковые средства используются при переходе к выводу? «Предположим противоположное тому, что требуется доказать, т. е. что...», «что противоречит условию...», «следовательно, предложение о... неверно». «Значит, более...» Такого типа доказательства используются и в рассуждениях на жизненные темы. При этом, в отличие от геометрических доказательств, нередко ставится задача не только доказать правильность какого-либо суждения, но и воздействовать на чувства своих читателей (слушателей). Поэтому используются иные языковые средства.

      Проведенная работа позволяет возобновить в памяти учащихся сведения об особенностях сочинений-рассуждений и уже знакомую детям схему композиции сочинения-рассуждения, в которую вносятся необходимые коррективы.

 

      3. Упражнения в использовании приема доказательства от противного.

      Учитель записывает на доске одну-две темы, например: «Что важнее в учебе — трудолюбие или способности?», «Верно ли, что главное для спортсмена — это вежливость?». Ученики должны дать устно или письменно ответ на поставленный в теме вопрос. Так, на вопрос первой темы ученики могут дать такие ответы: 1) важнее трудолюбие; 2) важнее способности; 3) одинаково важно и то и другое. Учитель установит, как его ученики собираются ответить на дискуссионный вопрос, затем предложит каждому обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательство. Какими словами может оно начинаться? Допустим, что... Предположим противное... Если бы... Представим, что... и т. д. (Желательно записать эти выражения на доске.)

      Два-три доказательства (различных по содержанию) обсуждаются. Например:

      1. Я считаю, что важнее в учебе — трудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее — способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный, и правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, трудолюбие важнее.
      2. Мое мнение: важнее всего в учебе — способности.
      Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые ученики учились бы на «4» и «5». И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше «3» не получаю. (В данном случае предположение введено с помощью союза если.)

      Обсуждая подобные доказательства, учитель обращает внимание на их развернутость, убедительность, логичность, речевое оформление. Приведенные выше доказательства, построенные на анализе своего школьного опыта, убедительны, хотя второе из них больше доказывает выдвинутый тезис, что в учебе важны и трудолюбие, и способности.

      В целях подготовки к сочинению о спортсменах, а также для тренировки учащихся в умении строить доказательства (в том числе и обратные) можно использовать упражнения на редактирование. Так, разбирая недостатки сочинения, учитель предложит привести пример, соответствующий тезису («грубиянов в команду не берем») и иллюстрирующий грубое поведение игроков во время игры в ручной мяч (именно грубость, а не разболтанность), а затем пусть ученики воспользуются обратным доказательством: предположим (допустим) противное, что команда состояла бы сплошь из грубиянов (или что в команде завелся хотя бы один грубиян и т. п.).

      4. Работа учащихся над сочинением (упр. 343).

      Ученики знакомятся с текстом упражнения и с темой рассуждения «Правильно ли, что чтение — роскошь?». Затем учитель предлагает подумать над тем, как можно начать это сочинение? (С прямого ответа на вопрос; с мнения одного из героев романа И. А. Гончарова — именно оно приведено в тексте упражнения; с «выдуманного» диалога о пользе чтения между ребятами и т. д.)

      Во всех случаях, подчеркнет учитель, важно: 1) определить основную мысль (тезис) своего рассуждения; 2) подобрать убедительные доказательства и определить последовательность их использования; 3) подумать о том, нужен ли вывод, и сформулировать его (если он нужен). Главное — уметь привести веские доказательства в пользу своего мнения, при этом они могут быть различными по существу и по форме (не только обратные — от противного). «Что же это могут быть за доказательства?» — спросит учитель. (Примеры из своей жизни и жизни других людей; примеры из книг; высказывания авторитетных людей по затронутому вопросу; пословицы; различные рассуждения.) Сочинение должно быть написано так, чтобы читатель почувствовал заинтересованность автора, проникся его убежденностью.

      Вместо этого сочинения учитель может предложить другое, более актуальное по тематике для данного конкретного коллектива, например: «Может ли жадный человек быть хорошим товарищем?», «Можно ли человека, не умеющего грамотно говорить и писать, считать образованным?», «Живой как жизнь (о русском языке)» (упр. 6), «Большой красивый человек — как я его себе представляю» (упр. 358), «Прозвища опасны или не опасны?» (упр217).

      На основе этих сочинений может быть выпущена стенная газета, если учитель предложит актуальную для класса тему и ученикам полезно будет узнать мнение друг друга. Назначенная учителем редколлегия отберет самые интересные сочинения или отрывки из них, заменит невыразительные заголовки яркими, броскими и подведет итоги (от редакции), если в этом будет необходимость. Таким образом, работа над рассуждениями дискуссионного характера может научить школьников быстро, оперативно выпускать бюллетени, стенгазеты, откликаться на темы, злободневные для классного коллектива.
        

Сжатое изложение с дополнительным заданием

      1. Сообщение задачи предстоящего изложения: изложить сжато исходный текст, высказать свою точку зрения по поставленному вопросу, мотивировать ее.

      2. Чтение текста и его анализ.

      Для изложения может быть использован следующий отрывок «Мечта и дело» (по Ю. Яковлеву).

Есть два рода мечтателей

      Одни мечтают о больших делах, о славных подвигах, о смелых открытиях. Мечтают, но рассуждают так: «Мы пока еще малы, не можем штурмовать льды и открывать новые законы природы. Подождем. А вот когда подрастем, тогда откроем, построим, победим».
      У других — мечты не менее дерзкие. Но рассуждают они иначе: «Зачем ждать, пока подрастем? Разве и сейчас не найдется для нас настоящих дел? Не хотим сидеть сложа руки!» Эти мечтатели с малых лет готовят себя к большим делам.

      Учитель читает текст, затем выясняется: что общего есть у описанных Ю. Яковлевым двух типов мечтателей (и те и другие мечтают о больших делах). Следовательно, об этом можно сказать сразу, обобщенно (ведь нужно сжато изложить текст). Чем различаются их рассуждения? Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Как следует перейти от изложения текста к своему рассуждению на тему «Кто прав?» (Например: «Так говорит (пишет) Ю. Яковлев о юных мечтателях. Я считаю (убежден, уверен), что...») Можно ли использовать «обратное» доказательство? (Да. Например, предположим, что правы первые мечтатели: они действительно малы и еще не могут сделать ничего замечательного. И вот настанет время...)

      Говоря о возможности использовать доказательство от противного, учитель подчеркнет желательность (но необязательность) применения этого способа доказательства. Важен не способ аргументации, а ее убедительность. «Хорошо будет,— скажет учитель,— если в заключение вы сумеете сделать из этого рассуждения какие-то выводы для себя».

      3. Работа учащихся над изложением (в классе или дома).
        

«Вымышленные» рассказы

      В соответствии с программой семиклассники специально работают над так называемыми «вымышленными», выдуманными рассказами, которые имеют особое значение для развития творческих способностей учащихся. В этих рассказах выдумка занимает значительно большее место, чем в рассказах о каком-либо конкретном случае из жизни автора, а также в рассказах на основе услышанного. Конечно, «вымышленные» рассказы также строятся на событиях реальной действительности, но автор здесь, опираясь на свой личный опыт, «домысливает» то, что могло бы случиться при определенных обстоятельствах. Поэтому важно предлагать для создания вымышленных рассказов — особенно на первых порах — такие сюжеты (в широком смысле этого слова), где герои (например, дети) действовали бы в знакомых, понятных, близких для семиклассников обстоятельствах.

      «Вымышленные» рассказы различны по своей сложности. Наиболее простыми можно считать рассказы по сюжетной картине (рисункам), по началу и по сюжетной схеме, так как в них подсказывается, в каком направлении следует развернуть рассказ. Эти виды «вымышленных» рассказов и включены в учебник VII класса.

      1. Рассказ на основе изображенного. Сочинение по картине.
      2. Рассказ по началу и по рисунку.
      3. Рассказ по сюжетной схеме.
        

Рассказ по сюжетной схеме

      Сюжетная схема подсказывает линию развития действия, но это все же лишь схема, а не рассказ. Чтобы получился живой рассказ, нужно «нарисовать» героев и место действия, ввести подробности, которые позволили бы читателю ярче представить происшедшее. Что именно следует развернуть и как, нужно решить, уяснив прежде всего основную мысль рассказа. Необходимо показать детям процесс переделки (развития, развертывания) предложенного сюжета в рассказ. Этому посвящается специальный урок.

      Цели урока: 1) повторить сведения о построении (композиции) рассказа; 2) подготовить учащихся к самостоятельной работе над рассказом аналогичного типа (упр. 402).

      1. Повторение изученного: объяснить в записанном под диктовку тексте знаки препинания (при диалоге) и правописание частиц.

      — Не трогай птицу, она же живая,— сказал Витя.
      — А мне как-то все равно,— ехидно ответил Петька.
      Витя постоял несколько минут молча, а потом предложил:
      — Давай меняться.
      — А на что?
      — Ты мне дашь снегиря, а я тебе ножик.
      — Вот это другое дело.

      2. Сообщение основной цели урока.

      Беседа по вопросам:
      Какие рассказы мы с вами писали?
      Какие из них вам запомнились? Чем?
      Что вы знаете о построении рассказа?

      3. Чтение и анализ текста сюжетной схемы рассказа (текст заблаговременно записывается на доске), например:

Чтоб людям было веселее

      Стоял посреди нашей улицы колодец. Как-то пришла ко мне Люся и предложила посадить у колодца цветы, чтобы людям веселее было. Я сомневалась: силы потратим, а цветы не вырастут. Но Люся убедила меня.
      И мы принялись за работу. Через неделю появились всходы. Каждый день мы поливали их. К лету цветы выросли и расцвели.
      Люди приходили к колодцу за водой и любовались цветами.

      Беседа по вопросам:

      — Можно ли прочитанный текст назвать рассказом?
      — Нет, это только сообщение о фактах, канва, костяк, схема рассказа. Чтобы получился рассказ, надо «нарисовать» людей, их поступки — читатель должен «увидеть» все то, о чем написано.
      — Понятна ли основная мысль рассказа?
      — Да. Она подчеркнута в названии «Чтоб людям было веселее». Две девочки потрудились для того, чтобы людям их села было радостнее, приятнее ходить по улице.
      — Что можно ввести в рассказ, чтобы более ярко довести до читателя основную мысль?
      — Можно немного описать улицу и колодец, к которому то и дело идут за водой люди.
      — Обязательно надо писать, как сажали цветы. В схеме сказано только «принялись за работу». И еще надо описать всходы и цветы, когда они выросли и расцвели.
      — Правильно. Это последнее описание будет особенно важно для того, чтобы мы, читатели, убедились, что людям стало веселее.
      — Какая часть текста может быть передана в форме диалога?
      — 1) Разговор девочек: одна предлагает посадить цветы, другая сомневается, но первой все же удается убедить подругу. Введение этого диалога не только оживит рассказ, но и позволит более ярко охарактеризовать одну из девочек — Люсю, ее активность, умение убеждать и действовать; 2) возможный разговор людей у колодца, которые «любовались цветами». Этот диалог может показать, чем любовались люди, глядя на цветы, что они думают о героях этой истории (например, об их стремлении сделать хорошее дело и желании приносить людям радость).

      4. Создание письменного варианта рассказа. В целях экономии времени учитель предлагает для переработки отдельным группам учащихся (например, по рядам) разные части рассказа (одну из трех). Затем выполненные работы обсуждаются, выделяются лучшие — с точки зрения раскрытия основной мысли рассказа, его речевого оформления, «живописности».

      5. Задание на дом: упр. 402.

      Анализ текста упражнения: как можно озаглавить рассказ? («Благородный поступок», «Доброе дело» и др.) Какие части этой сюжетной схемы следует развернуть, чтобы ярче «нарисовать» описанный случай? (Надо описать ножик, чтобы показать, что Вите не просто было отказаться от него. Желательно описать снегиря, замученного Петькой, можно ввести диалог (разговор мальчиков об обмене), который позволит охарактеризовать героев.)

      Для самостоятельной работы можно предложить также одну из сюжетных схем, данных в упр. 203, 232.

      К уроку анализа.

      При анализе проведенных учителем работ полезно прочитать 1–2 рассказа и те отрывки из сочинений, в которых особенно удачно произошло «развертывание» схемы в рассказ, например:

В сюжетной схеме В сочинениях учеников

      Папа подарил Вите ножик. Чего только...

      1. Это была чудесная вещица с рукояткой светло-зеленого цвета, похожей на малахит. Три лезвия сверкали. Отец наточил их на камне, и ножик стал еще красивее!
      2. Витя давно хотел иметь такой нож. На перламутровой ручке была вырезана тройка лошадей. В острых зеркальных лезвиях отражались лучи солнца. (Эти описания заставляют нас «увидеть» ножик и поверить в то, что он замечательный.)

      Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик!

      1. Витя дорожил подарком отца. Чего только не предлагали ребята в обмен на ножик: и фонари, и альбомы, и даже живого котенка!
      2. — Витька, давай меняться,— предложил Костя, соседский мальчишка.
      — Не хочу,— отказался Витька.
      — У меня знаешь что есть?
      — Что?
      — Индийские марки. Целых 10 штук.
      — Не нужны мне твои марки,— сказал Витя.
      — Тогда возьми мою коллекцию бабочек.
      — Отстань. Мне ножик нужен, а не бабочки. Понимаешь?
      (Введенные в эту часть подробности убеждают, что Витя очень дорожил ножиком.)

      В школе Витя увидел в руках Петьки Рогача снегиря.

      1. Бедный снегирь был взъерошен. Он задыхался, клювик его был беспомощно открыт.
      2. Птица, раскрыв клюв, тяжело дышала.
      На ножке были видны следы от нитки. Глаза снегиря смотрели тоскливо и устало.
      (Эти описания помогают понять, почему Витя решил выручить птицу немедленно.)

      Витя отдал Петьке ножик, и мена состоялась.

      Тут Витя не выдержал и подошел к Пете:
      — Зачем ты мучишь птицу? Отпусти ее сейчас же,— строго сказал Витя.
      — А тебе какое дело? Не твоя птица и не лезь,— дерзко ответил Петька.
      — Не хочешь отпускать, давай меняться.
      — На что? Такого хорошего снегиря на ерунду не выменяю. И т. п.
      (Этот диалог характеризует мальчиков — доброту одного и жадность другого.)

      Такой анализ позволит показать, что введение подробностей в рассказ тогда оправдано, когда оно помогает глубже, полнее, ярче раскрыть основную мысль рассказа.

      Дома ученики совершенствуют написанное в соответствии с замечаниями, которые учитель сделает при проверке.


* См.: Афанасьев В. А. Сергей Алексеевич Григорьев.— М., 1967.— С. 45–47.
** Кассиль Л. Чаша гладиатора // Собр. соч.— Т. 4.— М., 1988.— С. 329.