Верещагина И. Н. Английский язык. Книга для учителя. 2 класс


УВАЖАЕМЫЕ УЧИТЕЛЯ!

      Приступая к работе с учебно-методическим комплектом (УМК) для II класса, необходимо самым внимательным образом изучить предисловие и рекомендации, данные в этой книге.
      Предисловие содержит описание теоретических положений, лежащих в основе учебно-методического комплекта, а также общие рекомендации по развитию различных видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма), что поможет вам лучше понять систему, по которой строится обучение детей семилетнего возраста.
      Учащихся и их родителей необходимо познакомить с компонентами, входящими в УМК, с учебником (особенно с его структурой, обратив особое внимание на раздел «Проверь себя»), звуковым пособием, тетрадью для самостоятельной работы, раздаточным материалом; объяснить особенности работы в период устного вводного курса. При этом следует подчеркнуть важность регулярных, ежедневных занятий дома (в школе у детей всего два урока английского языка в неделю), особенно со звуковым пособием и рабочей тетрадью.
      Работа со звуковым пособием и некоторые другие виды деятельности требуют неоднократного выполнения в зависимости от способностей и особенностей учащихся.
      Требовательность и строгость учителя должны сочетаться с добрым, доверительным отношением к детям. Постарайтесь сделать каждый урок для малышей интересным, эмоционально насыщенным, результативным. Постарайтесь проявить артистизм и, главное, как можно больше заинтересованности в успехах ваших учащихся.
      Вне всякого сомнения, добрыми должны быть и ваши отношения с родителями учащихся, что поможет поддерживать постоянный с ними контакт и осуществлять регулярный двухсторонний контроль за деятельностью учащихся.
      Мы полагаем, что методические рекомендации, данные по четвертям, учебным ситуациям и отдельным урокам, не будут сковывать вашу творческую инициативу, а помогут вам в организации учебного процесса.
      Желаем вам больших успехов!

Авторы

ПРЕДИСЛОВИЕ

      В настоящее время в школах с углубленным изучением иностранного языка обучение английскому языку начинается со второго класса четырехлетней начальной школы, то есть с семилетнего возраста. Обучение учащихся английскому языку в этом типе школ преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, общеобразовательной и развивающей целей. Реализация практической цели должна обеспечивать достижение трех остальных: воспитательной, общеобразовательной и развивающей, и тем самым иностранный язык внесет свой вклад в формирование всесторонне развитой личности, что является основной задачей средней школы на современном этапе становления нашего общества.
      В процессе обучения учащийся должен овладеть английским языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах. Устная форма включает понимание звучащей речи на слух — аудирование и выражение своих мыслей на английском языке — говорение. Письменная форма предполагает понимание печатного текста — чтение и использование графической системы для выражения мыслей — письмо. Аудирование, говорение, чтение и письмо — это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся, чтобы осуществлять общение в устной и письменной формах.
      Во втором классе должны быть заложены прочные основы всех видов речевой деятельности. К концу первого года обучения в области аудирования учащиеся должны понимать речь на слух в естественном темпе (приблизительно 120 слов в минуту), указания учителя, связанные с ведением урока, а также небольшие тексты, рассказываемые учителем или данные в звукозаписи. В области диалогической речи учащиеся должны уметь задавать вопросы разных типов и отвечать на них с опорой на наглядность и в связи с задаваемой ситуацией в пределах программного языкового материала (не менее трех реплик от каждого собеседника); в области монологической речи учащиеся должны высказываться с опорой на наглядность и в связи с задаваемой ситуацией. Объем высказывания — не менее четырех фраз.
      В области чтения учащиеся должны знать буквы алфавита, практически освоить звуко-буквенные соответствия, уметь читать вслух с полным пониманием фразы и короткие тексты, построенные на усвоенном в устной речи программном языковом материале; в области письма учащиеся должны приобрести навыки написания букв, слов и фраз и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях.
      Авторы полагают, что, работая по данному учебно-методическому комплекту, при двух часах в неделю можно выполнить вышеназванные цели.
      Учебно-методический комплект по английскому языку для второго класса четырехлетней начальной школы состоит из: 1) учебника — книги для учащихся, 2) звукового пособия, 3) раздаточного материала, 4) рабочей тетради, 5) книги для учителя, 6) озвученных диафильмов.
      Учебник предназначен для обучения учащихся устной речи, чтению и элементам письма.
      Рабочая тетрадь поможет учащимся овладеть графикой и орфографией. Она включает ряд упражнений, способствующих усвоению лексического и грамматического материала.
      Рабочая тетрадь поможет учителю осуществлять дифференцированный подход (учащимся с разными способностями можно предлагать выполнять разное количество упражнений).
      Звуковое пособие используется для постановки произношения, отработки лексического и грамматического материала, для обучения аудированию, а также обучения чтению диалогов из раздела «Учим наизусть». Оно используется и в классе, и, главным образом, дома при выполнении домашних заданий.
      Раздаточный материал необходим как учителю, так и учащимся. Учителю он помогает организовать ознакомление с новым языковым материалом и тренировать учащихся в использовании его в речи. Учащимся он нужен и в классе, и дома при выполнении различных упражнений.
      Озвученные диафильмы используются для развития умений в аудировании и говорении (как в монологической, так и в диалогической формах) на завершающих уроках по учебным ситуациям, а также во внеклассной работе.
      Книга для учителя — важнейший компонент учебно-методического комплекта. В ней отражена вся система обучения английскому языку во втором классе. Она состоит из предисловия, планирования учебного материала, краткого описания особенностей работы по четвертям с поурочными разработками и приложения. Приложение включает: тексты «Звукового пособия», «Примерный список команд для физической зарядки», «Считалочки», «Примерный список выражений классного обихода», перечень «Раздаточного материала».
      Таким образом, все 6 компонентов комплекта должны быть обязательно использованы в процессе обучения английскому языку во втором классе.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАБОТЕ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКТОМ

      При работе по данному УМК учителю следует иметь в виду исходные теоретические положения, на которых построен комплект и которые определяют стратегию и тактику обучения английскому языку во втором классе практически в каждой точке учебного процесса.
      Обучение английскому языку во втором классе должно иметь коммуникативную направленность. Это означает, что английскому языку обучают как средству общения в двух формах: устной и письменной, и тем самым вносится вклад в формирование всесторонне развитой личности, способной использовать английский язык как средство общения, средство установления контактов с людьми, говорящими на этом языке.
      Коммуникативная направленность определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по английскому языку, ставит перед необходимостью соответствующей организации обучения, использования различных организационных форм для осуществления общения, включая разнообразные игры, требует соблюдения условий, благоприятствующих общению.
      Обучение английскому языку начинается с устной формы общения. Учащиеся семилетнего возраста легко воспринимают услышанное. Они без труда усваивают устно не только отдельные слова, но и целые речевые цепи, в то время как чтение (еще не очень установившееся у всех второклассников и на родном языке) на английском языке дается детям этого возраста труднее.
      Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяет приблизить процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает достаточно высокую мотивацию к изучению английского языка. Устное начало позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности.
      Включение учащихся в овладение только аудированием и говорением дает возможность быстрее накапливать языковой материал и вырабатывает умения осуществлять речевые действия с ним, что создает условия для общения, а это вызывает интерес у детей.
      Исходя из коммуникативной направленности обучения нужно помнить следующее1.
      — Организуя ознакомление со словом, словосочетанием, грамматическим явлением, необходимо подобрать ситуацию, которая показала бы детям функцию, назначение этой единицы в общении так, чтобы они видели с первых моментов работы использование этой единицы в общении.
      Если же единица языка подается вне ситуации и акцент делается на форму и значение, а не показывается употребление, то нарушается коммуникативная направленность обучения.
      — Так как усвоение материала требует его многократного повторения, то при каждом повторении следует вносить что-то новое в подбираемые ситуации. Все тренировочные упражнения по возможности нужно делать коммуникативными. Для этого необходимо придумывать задания к ним, исходя из реальных условий обучения в конкретной подгруппе.
      — Коммуникация есть активное взаимодействие говорящего и слушающего. Поэтому в ходе овладения материалом необходимо обеспечить активное участие каждого ученика.
      — Организуя общение учащихся на уроке, следует создавать благоприятные условия, психологически благоприятную атмосферу, располагающую детей к слушанию и пониманию, чтению и письму. Нельзя показывать свое раздражение неумением учеников выполнить то или иное задание. Нужно вселять в них уверенность в том, что они уже что-то могут понять, сказать, прочитать на языке. Следует больше подчеркивать их успехи, чем неудачи. При организации общения важно учитывать взаимоотношения детей и их индивидуальные возможности и особенности.
      — При чтении учащимися текстов главное внимание следует обращать на понимание читаемого.
      Работа по УМК осуществляется с учетом принципа дифференциации и интеграции обучения английскому языку.
      В настоящее время наукой установлено, что для каждого вида речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма) характерен свой «набор» действий и, следовательно, при обучении каждому виду речевой деятельности нужен свой путь, свои специфические упражнения. Так, например, научить учащегося понимать иностранную речь на слух можно только в том случае, если учащиеся упражняются, во-первых, в слушании речи учителя: они слышат, что он говорит, и видят, как он говорит; во-вторых, в прослушивании и просмотре озвученных диафильмов: они видят, кто говорит, и слушают, что он говорит; в-третьих, в прослушивании звуковых заданий, где они только слышат, что говорят. В то же время, чтобы понимать иноязычную речь, у учащихся должны быть сформированы произносительные, лексические и грамматические навыки, без которых понимание немыслимо.
      В первой четверти второго класса обучение начинается с устных форм, с устного вводного курса, а чтение и письмо отодвигаются на более позднее время — на вторую четверть. И в этом проявляется принцип дифференцированного подхода к обучению английскому языку.
      В учебнике в каждом уроке есть разделы: «Учимся разговаривать», «Учимся читать», «Учим наизусть», «Учимся писать», и это тоже проявление принципа дифференциации.
      При обучении английскому языку во втором классе осуществляется и интеграция, которая проявляется прежде всего в том, что усвоение различных аспектов языка: его фонетики, грамматики, лексики — происходит не отдельно, а взаимосвязанно, интегрированно.
      Далее интеграция может иметь место и в том случае, когда учащиеся слушают и говорят, читают и пишут. Специальные исследования подтверждают мысль о взаимосвязи и взаимовлиянии аудирования и говорения, аудирования и чтения, говорения и чтения, чтения и письма.
      Исходя из принципа дифференциации и интеграции, следует иметь в виду, что:
      — для обучения аудированию с первых уроков нужно приучать детей воспринимать учителя как «носителя» языка и вести урок на английском языке, используя русский лишь эпизодически, при крайней необходимости. Такое восприятие возможно в том случае, если учитель тщательно отбирает материал, а его речь эмоциональна, артистична. Следует обязательно использовать звукозапись. С первых уроков важно научить детей ежедневно работать дома со звуковыми заданиями, привить им вкус к работе с этим пособием, показать на конкретных примерах, чего можно добиться систематической работой со звукозаписью. Если не будет рационально использован этот компонент УМК, то невозможно заложить прочные основы аудирования во втором классе;
      — обучая связному высказыванию (монологу), важно следить за тем, чтобы речь учащихся была логична, правильна в языковом отношении, разноструктурна и соотнесена с ситуацией общения;
      — при работе над диалогом нужно научить детей начинать разговор и выходить из него, использовать разговорные клише (из раздела учебника «Учим наизусть»);
      — при обучении чтению следует дифференцировать приемы работы над чтением вслух и чтением про себя. В разделе «Учимся читать» есть упражнения, содержащие изолированные слова, словосочетания и предложения, которые следует использовать только для обучения чтению вслух. Нужно разнообразить приемы работы с этими упражнениями, использовать чтение-соревнование на быстроту и правильность или, например, парное обращенное чтение, позволяющее увеличить активное время учащихся в овладении чтением. При работе с текстами монологического и диалогического характера важно дать детям возможность сначала прочитать их про себя, не забывая выполнять предтекстовые задания или проверять понимание читаемого иным путем, и только после этого приступать к чтению текста вслух. Важно обучать выразительному, эмоциональному чтению, научить детей читать диалогические тексты по ролям, используя элементы драматизации;
      — учитывая тесную связь (интеграцию) в обучении чтению и письму, основывающуюся на одной графической системе, во втором классе мы рекомендуем учить детей полупечатному шрифту. Это облегчит детям процесс овладения чтением. Старое традиционное использование письменного шрифта затрудняет овладение чтением и письмом и нарушает принцип интеграции.
      В процессе преподавания английского языка во втором классе невозможно не учитывать родной язык учащихся. Родной язык учащихся принимается во внимание при отборе содержания обучения, его организации и в самом учебном процессе: при формировании произносительных, лексических, грамматических, орфографических, графических навыков.
      Так, например, нельзя не учитывать артикуляции и интонации родного языка при обучении произношению на английском языке. Показ общего и различного в произнесении звуков, звукосочетаний помогает учащимся в овладении произношением на новом для них языке. Учет возможностей переноса и интерференции скажется на количестве и качестве упражнений.
      Это же имеет место и при обучении графике и орфографии, где опора на русский язык будет ускорять процесс овладения английским алфавитом, содержащим много общего в написании букв, а в орфографии — слов, написание которых совпадает с написанием в родном языке (типа sport).
      Родной язык также играет большую роль при обучении лексике: в овладении значением, словообразованием, многозначностью, сочетанием слов и т. д.
      Родной язык учитывается и при обучении грамматике. Это проявляется в установлении общего и разного. В первом случае используется перенос, во втором — принимаются меры по снятию интерференции, что скажется на количестве и характере предлагаемых учащимся упражнений.
      Учет родного языка проявляется также в формировании умений. Например, при обучении экспрессивной речи (диалогу, монологу) важно опираться на уже сформированные умения на родном языке: описать явление, рассказать о чем-либо, рассуждать, доказывать и т. д.
      Из вышесказанного следует:
      — в процессе обучения английскому языку во втором классе важно показывать учащимся, как можно использовать имеющиеся у них в родном языке знания, навыки и умения при усвоении иностранного;
      — при обучении английскому языку во втором классе нужно формировать и совершенствовать общие учебные умения, например умение работать с книгой, звукозаписью и т. д.;
      — при работе над звуками английского языка следует подходить к ним дифференцированно. Можно экономить время при обучении тем звукам, которые близки к соответствующим звукам родного языка, а качество их произношения не повлияет на процесс коммуникации, например: [k], [g] и др.;
      — при обучении письму не следует тратить время на написание букв, которые сходны с буквами родного языка (например: О о, А а, В b и др.), что позволит уделить больше внимания овладению буквами, отсутствующими в родном языке (например: S s, F f, W w, V v, Z z и др.);
      — работая над лексической и грамматической сторонами высказывания, нужно устанавливать, если это будет облегчать учащимся усвоение материала, связи с родным языком: по функции, форме, значению и употреблению.
      Следующий принцип, который следует иметь в виду работающему по УМК во втором классе, — это принцип воспитывающего обучения. Английский язык обладает большим воспитывающим, образовательным и развивающим потенциалом и поэтому может внести свой вклад в развитие личности учащихся. Так, начиная со второго класса английский язык способствует трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию, а также развитию общих учебных умений, так как требует большой систематической самостоятельной работы со стороны учащихся. Поэтому:
      — в доступной для учащегося форме, используя каждую возможность, следует воспитывать у детей любовь к Родине, к природе и красоте, любовь и внимание к родным и близким, уважение к старшим, воспитывать чувство интернационализма, чувство справедливости и добра, любовь к труду;
      — с первых уроков английского языка нужно учить учащихся общению — нормам поведения, учить их слушать собеседника, прививать культуру речевого поведения;
      — формировать у детей культуру интеллектуального труда, учить их работать с разными компонентами УМК.
      Немаловажную роль в процессе обучения английскому языку во втором классе играют принципы сознательности и активности.
      Принцип сознательности понимается здесь как осмысление на всех четырех уровнях усваиваемого материала:
      — на уровне ознакомления с новым материалом;
      — на уровне применения нового материала в знакомых условиях;
      — на уровне применения материала в новых, но аналогичных с прежними условиях;
      — на уровне творческой или самостоятельной ориентации в возникающей ситуации.
      Для того чтобы осуществить это, нужно:
      — обеспечивать осмысление усваиваемого материала всеми возможными средствами, включая и родной язык. Однако следует помнить, что выбор этих средств должен соотноситься с общей коммуникативной ориентацией процесса обучения, а поэтому следует избегать многословных объяснений и перевода там, где в них нет необходимости;
      — с первых уроков английского языка учить детей учиться, то есть не делать за них того, что они уже могут сделать сами, обеспечивать их приемами самостоятельной работы с языком;
      — в каждой точке учебного процесса показывать детям их продвижение (прогресс) в овладении языком.
      Достижение сознательности в обучении неразрывно связано с активностью учащихся. В обучении английскому языку принцип активности особенно важен, ибо прав тот, кто сказал, что «обучить иностранному языку невозможно, ему можно только научиться».
      У подавляющего большинства учащихся на начальном этапе присутствует высокая мотивация, интерес к английскому языку. Интерес учащегося зависит от его успехов в овладении языком. Если он видит свои успехи в слушании, говорении, чтении и письме, он с интересом занимается предметом.
      Однако продвигаться в языке он может только в том случае, если он активно участвует во всех предлагаемых учителем видах деятельности.
      В изучении английского языка следует различать интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, которые в совокупности могут обеспечить благоприятные условия для овладения языком.
      Учитель должен:
      — строить процесс обучения английскому языку так, чтобы изначально существующая у всех детей мотивация сохранялась и развивалась дальше;
      — использовать различные режимы работы для увеличения активного времени каждого учащегося;
      — учитывая «реактивность» и подвижность детей, вести урок в нормальном, не замедленном темпе;
      — учитывая возрастные особенности учащихся второго класса, чаще применять игровые моменты, соревнования, по возможности музыку и цвет.
      Учителю важно постоянно проявлять заинтересованность в том, что происходит на уроке.
      Принцип наглядности всегда был очень важным в обучении иностранному языку, особенно детей младшего возраста. Исходя из этого учителю необходимо:
      — привлекать слуховую наглядность, то есть использовать аудитивные компоненты УМК. Если учитель не использует звукозапись во втором классе, он не развивает должным образом фонематический слух, не формирует умение понимать иноязычную речь на слух и тем самым обрекает последующие этапы обучения на неудачу;
      — обучать детей самостоятельно пользоваться звукозаписью дома или во второй половине дня в кабинете английского языка;
      — шире использовать зрительную наглядность, не ограничиваясь тем, что включено в УМК, а подбирать самим интересные, яркие предметы, куклы, картинки;
      — использовать мимику, жесты, словом, весь набор «артистизма», а также научить и детей самих мастерить пальчиковые куклы, маски и т. д.

Обучение аудированию

      Аудирование — понимание воспринимаемой на слух речи, составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.
      Говорение и аудирование — две взаимосвязанные стороны устной речи. Фазы слушания и говорения в общении перемежаются. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное.
      Аудирование связано и с чтением и с письмом.
      Таким образом, аудирование играет важную роль в изучении английского языка учащимися второго класса.
      Оно является и целью, и мощным средством обучения. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование во втором классе идет усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры. И в то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом.
      В процессе обучения аудированию во втором классе учитель должен обратить внимание учащихся на то, как важно с первых уроков внимательно, сосредоточенно вслушиваться в то, как говорят учитель и учащиеся, и постараться соотнести это с конкретной ситуацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами и понять услышанное. Необходимо прививать учащимся культуру слушания. Они с первых уроков должны понять, что умение слушать — залог успеха в изучении английского языка.
      В процессе овладения аудированием на английском языке учащиеся встречаются с рядом трудностей лингвистического плана: фонетическими, лексическими, грамматическими. Во втором классе особую трудность представляет, например, различение на слух звуков: [æ — е], [е — K], [i: — K] и т. д.
      Зная это, учитель использует упражнения, снимающие эти трудности. Он учит детей различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу, например [е] и [æ], [s] и [T], слышать долготу и краткость, количественные и качественные характеристики звуков, ритм, ударение, мелодию и их смысло-различительную функцию.
      Первым и самым необходимым условием формирования понимания учащимися английской речи является ведение учителем урока на английском языке. Отсюда предъявляются большие требования к речевому поведению учителя. Главные из них:
      — нормативность (правильность) речи,
      — ее узуальность (именно так скажет носитель языка в данной ситуации),
      — отбор и повторяемость языковых средств,
      — адекватность возможностям учащихся ее понять,
      — эмоциональность и артистизм.
      Аудирование используется как средство ознакомления учащихся с новым языковым или речевым материалом. Организовать ознакомление с новым материалом означает показать учащимся значение, форму и употребление его. Так, при ознакомлении детей с новой лексикой для усвоения формы необходимо ее неоднократное восприятие учащимися; для понимания значения можно использовать беспереводный способ раскрытия значения или, при необходимости, перевод; для иллюстрации употребления нового слова необходимы ситуации.
      Ознакомление начинается с восприятия целого, то есть высказывания — речевой единицы, соотнесенной с ситуацией. Таким образом, оно идет от целого к частному, от высказывания — к отдельному слову, а от него к звуку (если он новый).
      Что же требуется от учителя, когда он использует аудирование как средство обучения новому слову?
      — Отобрать ситуации, раскрывающие коммуникативную функцию (что можно передать с помощью этого слова).
      — Выбрать структуру (структуры) для презентации слова, чтобы интегрированно дать лексическую, произносительную и грамматическую стороны высказывания.
      — Продумать, можно ли использовать родной язык в плане переноса и как (не учить тому, что детям уже известно).
      — Обеспечить осмысление значения слова (беспереводно или переводом) и контроль (то есть проверить конкретными действиями, поняли дети или нет: покажи, возьми, сделай; адекватной реакцией (yes, no) или эквивалентами родного языка).
      Выбор способа семантизации (раскрытия значения) зависит от ряда факторов. Среди них лингвистический (природа самого слова), психологический и педагогический. Если слово имеет конкретное значение и его можно продемонстрировать, например a dog, a cat, a ball, red, big, little, то целесообразно раскрывать значение слова, используя наглядность, и не прибегать к переводу. В случае абстрактного значения слова, типа think, лучше использовать перевод. Интернациональные слова типа doctor, sport, football, engineer следует давать на догадку, обеспечивая им наглядный контекст.
      Если слово вводится беспереводным способом, то и контроль понимания следует проводить, не прибегая к родному языку. Только в таком случае будет формироваться догадка, столь необходимая не только при слушании, но и при чтении.
      На выбор способа семантизации влияет и психологический фактор, например общее развитие учащихся группы. Чем выше развитие, тем больше возможностей для использования беспереводных приемов семантизации. Влияет также и уровень обученности, то есть владение общими приемами учения. Чем выше уровень обученности, тем больше возможностей для беспереводной семантизации.
      И наконец, педагогический фактор: наполняемость группы, время, которым располагает учитель для ознакомления учащихся с новой лексикой, квалификация учителя. Чем многочисленнее группа, тем чаще учитель вынужден прибегать к семантизации через перевод как наиболее экономному по времени способу, оставляя больше времени на упражнения в использовании слова. Чем квалифицированнее учитель, тем большим арсеналом приемов он владеет, тем реже он обращается к переводу.
      Помимо ознакомления аудирование используется и при организации тренировки учащихся в усвоении материала. Тренировочные упражнения по формированию аудирования можно объединить в пять групп:
      Группа 1. Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей, например:
      — Фонетических. «Прослушай слова. Подними руку в том случае, если услышишь звук [æ]» (учитель называет слова с разными гласными).
      — Грамматических. «Прослушай слова. Подними руку, если услышишь существительное во множественном числе».
      — Лексических. «Прослушай слова. Подними руку, если услышишь слова, обозначающие цвет».
      Группа 2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти, например: «Прослушай слова и постарайся их запомнить. Затем воспроизведи эти слова».
      Группа 3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся, например: «Прослушай и скажи, как зовут сестру Майка: “I’ve got a sister. Her name is Ann. Mike hasn’t got a sister. He has got a brother”».
      Группа 4. Упражнения, направленные на развитие воображения, например: «Прослушай и передай одним словом “The place where we play sports games”».
      Группа 5. Упражнения, направленные на развитие логического мышления, например: «Прослушай предложения. Скажи, правильно ли (логически ли) они расположены. “It’s red. I’ve got a ball.” Или: “Her name is Mary. I’ve got a sister.”».
      Помимо того что аудирование используется как средство обучения, оно является и целью обучения. Во втором классе это прослушивание связного текста в исполнении учителя или в звукозаписи. Последовательность работы с текстом:
      — снятие трудностей (если есть новые слова, надо ознакомить с ними учащихся),
      — установка на первое прослушивание,
      — первое прослушивание,
      — проверка понимания, исходя из установки на первое прослушивание,
      — установка на второе прослушивание,
      — второе прослушивание,
      — проверка понимания, исходя из второй установки.
      Далее можно использовать текст для организации обучения говорению.

Обучение говорению

      Обучение говорению как процессу продуктивному, то есть требующему от учащихся построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу. Это связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших затрат времени и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.
      Говорение может выступать в форме монологического (связного) высказывания и диалогического — беседы (хотя такое разграничение несколько искусственно). Во втором классе говорение можно рассматривать и как цель, и как средство обучения.
      Говорение как средство обучения широко используется при формировании произносительных, грамматических и лексических навыков. Оно используется при тренировке, поскольку ознакомление с формой, значением, употреблением, с той коммуникативной нагрузкой, которую несет материал, подлежащий усвоению, происходит через аудирование.
      Как только учащийся в первый раз воспроизводит материал (будь то звук, слово, словосочетание, предложение), начинается тренировка.
      Формирование говорения осуществляется в ходе выполнения упражнений. Говорению как цели обучения должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом. Иными словами, учащимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказываний.
      Формированию говорения служат две группы упражнений: тренировочные и творческие. Выполнение первой группы упражнений связано с использованием говорения в качестве средства обучения. Вторая группа упражнений обеспечивает учащимся возможность творческого использования сформированных навыков при решении коммуникативных задач.
      Итак, рассмотрим говорение как средство формирования произносительных, грамматических и лексических навыков.
      Начнем рассмотрение произносительной стороны высказывания. Так как обучение английскому языку во втором классе ведется на структурах, то формирование произносительных навыков осуществляется на этих единицах. Последовательность работы над фонетической стороной высказывания определяется структурами и их лексическим наполнением, а не теми трудностями, с которыми учащиеся встречаются в овладении говорением на английском языке.
      Например, первая структура “My name is...” содержит английские звуки [m, n, z, aK, eK, K], ударные и неударные элементы, интонационный рисунок. Несмотря на обилие звуков, эта фраза не представляется трудной для учащихся. Они легко ее имитируют, так как большинство звуков могут произноситься, как в русском языке [m, z, aK], то есть здесь срабатывает перенос. Три звука требуют коррекции [n, K, eK], то есть указания на то различие, которое имеется в их произношении в английском и русском языках. Так, например, английское [n] отличается от русского альвеолярностью.
      Учащиеся проговаривают изолированный звук, затем слова с этим звуком и, наконец, целое предложение. Работа ведется как хором, так и индивидуально. Интонацией дети овладевают путем имитации. Учитель им может помочь дирижированием.
      Таким образом, работа над произношением должна строиться исходя из особенностей английских звуков с учетом русского языка. Все английские звуки условно можно разделить на три группы. Первая группа — звуки, идентичные в английском и русском языках, например [m, b, s, z, k, g]. Они не требуют специального обучения. Учащиеся овладевают ими путем переноса. Вторая группа — звуки, отличающиеся от аналогичных в русском языке. Они требуют коррекции, например [t, d, n, l, е, S]. Учащимся следует показать, чем они отличаются и как их нужно произносить. Третья группа звуков требует от учителя самого пристального внимания. При работе над звуками этой группы, такими, как [w, h, ð, T, r, О, æ, ou, э], необходимо объяснить артикуляцию и добиться хорошего осознанного произнесения их учащимися как изолированно, так и в словах, словосочетаниях, предложениях.
      Большую помощь при работе над звуками играет показ. Так, например, обучая звуку [æ], можно использовать собственные ладони, как бы открывая их. Межзубные звуки хорошо показать на кукле, которую легко сделать из бумаги (нарисовать мордашку, прорезать щель для рта и просунуть «язык»).
      На протяжении всего курса обучения английскому языку во втором классе учителю следует самым внимательным образом следить за произношением учащихся, обеспечивать каждому ученику достаточно большую тренировку. В случае необходимости можно давать учащимся индивидуальные задания с последующей их проверкой, для чего используется звуковое пособие. В процессе тренировки звуков учитель должен использовать как индивидуальное, так и хоровое проговаривание. Во время произнесения хором учитель должен самым внимательным образом вслушиваться в то, как произносят звуки отдельные учащиеся, слышать каждого из них и сразу после хора работать индивидуально с теми, кто в этом нуждается. При проведении тренировки важно следить за тем, чтобы каждый ученик принимал в ней самое активное участие.
      Помимо работы над новым фонетическим материалом, на каждом уроке следует проводить специальную фонетическую зарядку, материалом для которой могут быть уже проработанные звуки, слова, словосочетания, предложения и даже целые рифмовки, стишки и т. д.
      При работе над произносительной стороной речи нужно учить детей слушать и слышать, а также точно имитировать услышанное. Задача учителя состоит в том, чтобы с первых уроков формировать у учащихся фонематический слух, самоконтроль и самокоррекцию.
      Говорение является важным средством формирования грамматического навыка. После того как учащиеся ознакомились с грамматическим явлением в структуре и поняли, какую коммуникативную задачу можно решить с его помощью, они приступают к тренировке.
      Объем и характер тренировки зависит от сложности грамматического материала. При организации тренировки следует учитывать возможность переноса и интерференции, то есть подходить дифференцированно в зависимости от трудности, которую данный грамматический материал представляет для учащихся.
      Тренировка начинается с простейшей операции — репродукции, то есть имитативного воспроизведения образца, которое возможно только после того, как ученик осознал его значение и все новые звуки в нем уже отработаны. Учащиеся воспроизводят образец хором и индивидуально. Чем слабее группа, тем больше требуется имитативной работы.
      Далее следует подстановка, когда образец наполняется другими известными учащимся лексическими единицами. Продолжительность подстановки зависит от сложности структуры и количества известных учащимся слов. При ее организации хорошо использовать наглядность: игрушки, предметы, картинки, транспаранты для кодоскопа.
      При проведении подстановочных упражнений легко использовать кубик и другие игры. Все подстановочные и по возможности имитационные упражнения должны иметь коммуникативную ориентацию и выполняться в быстром темпе.
      Далее можно использовать упражнения на расширение заданного образца, если у второклассников есть для этого необходимый лексический материал.
      Очень важной для формирования говорения операцией является трансформация. Упражнения на трансформацию формируют грамматические навыки. Трансформация требует большой интеллектуальной активности учащихся, так как при ее выполнении происходит перестройка заданного образца, а для этого надо не только знать, что нужно переделать в образце, но и уметь это делать быстро.
      И наконец, для формирования грамматического навыка очень важна операция комбинирования. (Подробнее см. «Методику обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе», указанную на с. 7.)
      Говорение является также и средством формирования лексического навыка.
      Ознакомление с лексикой осуществляется через аудирование. Тренировка учащихся в усвоении слова, его формы (звуковой) и употребления проводится через говорение, через операции репродукции, подстановки, расширения и комбинирования.
      Тренировка начинается с воспроизведения слова за учителем (диктором), значение которого уже известно учащимся. Если слово содержит новые звуки, их нужно заранее отработать с учащимися. Дети произносят слово хором и индивидуально. Важно, чтобы каждый ученик умел правильно произносить новое слово не только изолированно, но и в словосочетаниях и предложениях. При этом следует уделять достаточное внимание логическому ударению.
      Количество тренировочных упражнений и их характер зависят от трудности слова, от состава учащихся, их общего и языкового развития, а также условий, в которых протекает обучение.
      У каждого слова есть форма (звуковая и графическая), значение и употребление. Есть слова легкие по форме, но трудные по употреблению и наоборот. Учителю важно представлять себе, какие трудности у учащихся может вызвать то или иное слово, и соответственно строить работу учащихся над этим словом.
      После репродуктивного упражнения важно обратить внимание на сочетаемость данного слова с уже известными учащимся словами, а далее переходить к подстановке и расширению.
      Формирование лексического навыка происходит также в ходе выполнения заданий на комбинирование.
      Говорение во втором классе является не только средством, но и целью обучения. При обучении говорению как цели внимание обращается на умение вести беседу, что-то сообщить, описать, рассказать, используя изученный материал. Уже во втором классе учащихся следует учить как диалогической, так и монологической форме речи.
      Обучение диалогической речи начинается с обучения реагированию на реплику собеседника. Разнообразие реагирования зависит от языковых средств, которыми располагают учащиеся, а также от индивидуальных особенностей учащихся. Однако важно с первых шагов показать возможные диалогические единства. (Вопрос — ответ, вопрос — вопрос, утверждение — вопрос, утверждение — утверждение.)
      Для того чтобы обучение диалогической форме речи носило не формальный характер, а было коммуникативно направлено, учителю следует использовать различные игры, примеры которых будут даны в рекомендациях ниже.
      В процессе обучения реагированию начинается обучение и стимулированию: от простого к развернутому.
      Единицей обучения диалогу может быть и краткий диалог-образец (см. раздел учебника «Учим наизусть»). Работа с диалогом-образцом проходит следующие этапы:
      — восприятие и понимание,
      — выучивание диалога наизусть,
      — воспроизведение простое и с модификацией,
      — использование в новых ситуациях.
      Во втором классе монологическая речь представлена описанием, сообщением, рассказом о прослушанном, прочитанном. Однако обучение монологу идет без строгого разграничения по типам высказывания, так как здесь происходит усиленное накопление языкового материала.
      В зависимости от творчества и самостоятельности можно говорить о репродуктивном, репродуктивно-продуктивном и продуктивном уровне сформированности монологической речи. Во втором классе можно говорить о двух первых уровнях сформированности монолога и лишь частично о третьем уровне.
      Говорение, особенно монолог, представляет для учащихся серьезные трудности. Они связаны с выбором того, что сказать и как сказать. Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор как по содержанию, так и по форме изложения. (Об опорах см. подробнее вышеуказанную «Методику обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе».)

Обучение чтению

      Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Во втором классе закладываются основы этого важного вида речевой деятельности. На первом году обучения учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звуко-буквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале.
      Овладение чтением на английском языке всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка.
      Исходя из особенностей чтения на английском языке, предварительная устная отработка учебного материала помогает снимать часть трудностей, которые испытывают учащиеся при чтении.
      Обучение чтению во втором классе начинается со II четверти. Единицей обучения является слово. В первой четверти идет накопление материала, на котором учащиеся будут учиться читать. Они знакомятся со всеми согласными буквами английского алфавита. Учащиеся должны их узнавать, называть и знать, какой звук (звуки) они передают. Начиная с первого урока второй четверти учащиеся постепенно знакомятся с гласными буквами и учатся читать сначала отдельные слова, организованные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком. Причем все эти слова уже устно известны учащимся.
      В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово следует пользоваться карточками (flash cards) с написанными на них словами либо использовать транспаранты для графопроектора. И в том и в другом случае возможно сокращение времени на экспозицию. Можно использовать соревнование учащихся на скорость и правильность прочтения материала, как дополнительного, так и того, который помещен в учебнике. Большую помощь в обучении чтению слов может оказать разрезная азбука. Все это поможет разнообразить приемы, способствующие овладению графемно-фонемными соответствиями.
      Контроль чтения слов следует осуществлять вслух в быстром темпе. При этом можно рекомендовать для прочтения незнакомые слова на известное учащимся правило чтения.
      Правильное прочтение незнакомых слов будет свидетельствовать о сознательности сформированных графемно-фонемных соответствий.
      Для обучения чтению слов, не поддающихся правилам чтения, в учебнике используются: прочтение нового слова по аналогии с опорой на уже известное(ые), частичная транскрипция, выделение соответствующих букв, полная транскрипция.
      Во всех случаях желательно, чтобы первыми читали дети.
      Далее учащиеся приступают к чтению словосочетаний и предложений.
      Чтение предложений разного типа: утвердительных, отрицательных, вопросительных, повелительных, способствует формированию техники чтения, а также позволяет «пропустить» через зрительный канал все то, что давалось детям устно. Таким образом осуществляется вторичная «прогонка» всего языкового материала, знакомого до чтения, что положительно сказывается на его усвоении.
      При обучении чтению предложений сначала ученик должен внимательно всмотреться в предложение, как бы прочитать его про себя и постараться понять, о чем в нем говорится, и только потом (желательно самому) воспроизвести его — прочитать вслух. Затем он слушает образцовое чтение учителя (в диалогах из раздела «Учим наизусть» — диктора) и повторяет его. Уже при обучении чтению предложений учитель должен обращать внимание детей на интонацию, с которой они читаются.
      Затем учащиеся приступают к чтению целых текстов, сначала очень коротких в 3—4 предложения, затем постепенно увеличивающихся в объеме.
      Каждый текст сопровождается предтекстовым заданием, успешное выполнение которого после прочтения текста будет свидетельствовать о понимании учащимися прочитанного.
      Сначала учащиеся просматривают текст, а затем читают вслух. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Соотношение чтения вслух и про себя во втором классе решается в пользу первого, но и чтение про себя должно занять свое место в первый же год обучения английскому языку.
      Чтение вслух способствует совершенствованию произносительных навыков учащихся; оно используется как средство овладения лексикой и грамматикой английского языка. Однако роль чтения как средства обучения не ограничивается только этим. Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении. Читая тексты, учащиеся овладевают композиционными особенностями построения описания, повествования, рассказа, видят, как начинается текст и как он заканчивается. Они овладевают логикой построения высказывания.
      Во втором классе текст является опорой для развития устной речи, особенно на первом репродуктивном уровне, а также на втором — репродуктивно-продуктивном.
      Чтение способствует развитию как монологической, так и диалогической речи, а также становлению аудирования и письма.
      Незначительный запас языкового материала, которым владеют учащиеся второго класса, не всегда позволяет авторам создать интересные, познавательные тексты. Они в большинстве своем представляют набор логически связанных предложений. Но обойтись без таких текстов во втором классе практически невозможно. Поэтому учителю следует помнить, что если текст читается в классе и дома, то при работе в классе его необходимо снабдить специально продуманным коммуникативным заданием, которое учащиеся выполняют при работе с этим текстом. Задание же, приведенное в учебнике, лучше оставить для работы дома.
      Контроль чтения про себя можно осуществлять с помощью послетекстовых заданий, например: ответить на вопросы, найти в тексте и прочитать вслух 2—3 предложения, в которых дается описание чего-либо, выбрать из текста предложения, в которых говорится о ... и т. д.
      Итак, обучение чтению во втором классе строится на сознательной основе овладения учащимися его процессуальной стороной, которая, в свою очередь, обеспечит содержательно-смысловую его сторону.

Обучение письму

      На первом году обучения учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных устно и используемых в письменных упражнениях.
      Сам же процесс овладения графикой и орфографией английского языка оказывает положительное воспитательное воздействие на школьников, на развитие памяти, волевых качеств и др.
      Графика английского языка существует в двух вариантах: печатном и рукописном. Сравнение этих вариантов показывает, что рукописный шрифт содержит много несоответствий с буквами печатного шрифта. Расхождение в печатном и рукописном шрифтах, а также сложности начертания букв письменного шрифта в определенной степени создают трудности при обучении письму младших школьников. Использование двух систем письма, которые не поддерживают друг друга из-за несоответствия между буквами разных шрифтов, отрицательно сказывается на овладении как письмом, так и чтением. Поэтому во втором классе предлагается полупечатный шрифт (print scrip), который облегчает детям овладение графикой, что в свою очередь благоприятно сказывается и на овладении чтением.
      Сопоставительный анализ системы печатных знаков русского языка и print scrip английского языка показывает, что все буквы последнего можно разделить на три группы: 1) сходные с русским; 2) частично совпадающие по написанию; 3) буквы, начертание которых незнакомо русским учащимся.
      При обучении графике внимание учащихся должно быть привлечено, главным образом, к буквам третьей и частично второй групп. Таким образом, важно использовать дифференцированный подход к овладению графикой.
      При овладении орфографией учащиеся должны уметь опираться на правила, если слова пишутся по правилам (которые даются учащимся при обучении чтению).
      По мере накопления слов можно рекомендовать объединение английских слов по общности написания. Учащихся следует научить пользоваться знанием написания слов в родном языке при написании английских слов типа sport, doctor и др. Им нужно показать прием побуквенного прочтения слов и другие приемы запоминания.
      При обучении письму, помимо классной доски, следует использовать карточки, кодоскоп, рабочую тетрадь.
      Обучение графике включает в себя: зрительное восприятие буквы, фиксацию учителем внимания учащихся на особенностях начертания буквы, написание буквы учащимися под руководством учителя в классе, тренировку в написании буквы самостоятельно дома. Не следует забывать, что учащиеся учатся писать только новые для них буквы, каких нет в русском алфавите.
      При обучении орфографии широко используется списывание. Нужно научить детей не срисовывать букву за буквой, а внимательно посмотреть на слово, постараться запомнить его и написать по памяти. То же самое можно сказать и о списывании словосочетаний и предложений. При обучении написанию слов следует помогать учащимся устанавливать ассоциативные связи по сходству, по различию и т. д. Полезно проводить с учащимися зрительные диктанты, способствующие формированию орфографических навыков. Учащихся также надо учить писать то, что они могут сказать на английском языке. И наконец, письмо можно использовать как средство контроля.
      Все вышеперечисленные теоретические положения должны, по нашему мнению, помочь учителю в организации обучения английскому языку детей во втором классе.
      Обучение английскому языку — это процесс творческий, в первую очередь зависящий от личности учителя, его личностных качеств, его методической грамотности, языковой подготовки, эмоциональности, артистизма. Поэтому мы не будем навязывать учителю построение каждого урока, организацию ознакомления учащихся с новым языковым материалом, а ограничимся лишь некоторыми методическими рекомендациями, которые, как нам кажется, могут ему помочь.
      Прежде чем приступить к работе по учебнику, учитель организует ознакомление учащихся с новым языковым материалом (фонетическим, лексическим, грамматическим). Новый материал дан в разделе «Планирование». Далее учитель организует тренировку учащихся в употреблении этого материала, используя данные в учебнике, в книге для учителя, а также самостоятельно подобранные упражнения в таком количестве, которое нужно учащимся его подгруппы. Причем количество упражнений для учащихся разных подгрупп может быть не одинаковым в зависимости от их состава.

Внеклассная работа

      Начиная со II класса внеклассная работа является обязательным компонентом деятельности каждого учителя английского языка. Внеклассная работа позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому языку, углублять и расширять их знания, совершенствовать навыки и умения. Она помогает учителю увидеть наиболее способных детей, проявляющих интерес к данному предмету, а учащимся — показать свои склонности, способности к тому или иному виду деятельности. Внеклассная работа способствует реализации практической, воспитательной, развивающей и образовательной целей. Только при условии органического сочетания урочной и внеклассной работы иностранный язык может внести свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности, а именно это является главной задачей современной школы, современного образования.
      Внеклассная работа на первом году изучения английского языка обладает рядом особенностей, среди которых важной, на наш взгляд, является некое «рассогласование» в желании детей участвовать в этом виде деятельности и их языковых возможностях, которые во II классе еще очень малы.
      Наблюдения показывают, что практически все второклассники горят желанием участвовать во внеклассной работе: им хочется говорить, петь, читать на английском языке, играть, декламировать и т. д.
      Из первой особенности вытекает и вторая — тесная взаимосвязь урочной и внеурочной работы. При этом внеурочная деятельность распадается как бы на две составляющие: внеурочная учебная работа и собственно внеклассная.
      К внеурочной учебной работе относится выполнение учащимися домашних заданий в школе при участии или под контролем учителя (например, выполнение звуковых заданий в кабинете после урока или в группах продленного дня). Такая работа позволяет ребенку экономно и рационально выполнять домашнее задание и таким образом лучше овладевать учебным материалом. Здесь создаются условия для учета индивидуальных возможностей учащихся, их способностей, что помогает вовремя заметить отстающих, оказать им необходимую помощь и выявить тех детей, которых можно сделать своими помощниками как в работе по кабинету, так и в собственно внеклассной работе.
      Внеурочная учебная работа является очень важным связующим звеном между урочной и собственно внеклассной работой. Именно она на начальном этапе дает возможность осуществлять последнюю.
      Рассмотрим более подробно внеклассную работу, подготавливаемую на уроках и во внеурочное время при выполнении заданий. Нет необходимости говорить о том, что от учителя требуется находчивость, изобретательность и творчество, для того чтобы каждую крупицу новых знаний использовать во внеклассной работе. Появление в учебном процессе первых стихотворений-рифмовок и песенок уже позволяет учителю использовать их во внеурочное время. Так, например, можно провести конкурс на лучшее исполнение песенки внутри группы и между группами (а их в школе обычно не менее шести в одной параллели), конкурс на лучшее чтение рифмовок (фонетический конкурс). Далее можно организовать конкурсы на выразительное чтение текста и чтение про себя на скорость и количество понятой информации; на рассказ по незнакомой картинке, где оценивается полнота высказывания для данной точки учебного процесса, логичность построения, языковая правильность высказывания и т. п.
      Чтобы заинтересовать детей английским языком на начальном этапе, внеклассная работа должна охватывать как можно больше учащихся, т. е. носить массовый характер. Это поможет и выявить тех учащихся, которые составят актив по внеклассной работе на среднем и старшем этапах.
      Рассмотрим формы внеклассной работы, их конкретное наполнение и методику проведения во втором классе.
      Известны три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. Все эти формы возможны и во втором классе.
      Индивидуальная форма включает: разучивание учеником стихотворения, которое, как правило, не входит в учебный материал данного года обучения; подготовку и исполнение песенки на английском языке с музыкальным сопровождением (сольное исполнение); разучивание роли из небольшой инсценировки; подготовку ученика к ведению программы утренника.
      Групповая форма предусматривает работу учащихся в таких кружках, как кружок пения, игровой кружок, драматический кружок, кружок кукольного театра, кружок «Учимся говорить по-английски» и др.
      Массовая форма предусматривает проведение разнообразных конкурсов, как-то: на лучшее прочтение стихотворения, лучшее исполнение песни группой, лучшее выразительное чтение, лучшее описание картинки и другие, а также проведение утренников.
      Успешное осуществление внеклассной работы зависит от того, насколько правильно сумеет ее спланировать учитель на целый год и на каждую четверть. При планировании он исходит из особенностей своей группы: ее успехов в языке; наличия талантов; наличия в его распоряжении материала; возможностей получения помощи от учащихся старших классов и актива родителей (например, по оформлению утренника).
      Учитель планирует все три формы работы, с тем чтобы индивидуальная и групповая работа могли вылиться в массовую.
      При планировании внеклассной работы прежде всего формулируются цель и задачи мероприятия, указывается материал, намечаются участники, а также дни и часы репетиций и проведения самого мероприятия. Свой план учитель должен согласовать с планами по другим предметам в классе, а также с планом общешкольной внеклассной работы. Календарный план по внеклассной работе, красочно оформленный, вывешивается в кабинете английского языка.
      Рассмотрим пример: учителя вторых классов планируют провести утренник на английском языке, посвященный дню мамы, на который будут приглашены не только учителя, но и мамы, бабушки и старшие сестры. Это первое массовое мероприятие на английском языке, поэтому его нужно особенно тщательно подготовить и сделать все возможное, чтобы он вошел в жизнь как большой, теплый, запоминающийся праздник. Главная цель такого праздника — доставить своим родным и близким радость, продемонстрировать успехи в овладении английским языком, показать учащимся, что они уже могут делать на английском языке. Подготовка к этому массовому мероприятию занимает более полугода. Регулярная систематическая работа сплачивает детский коллектив, сближает учителя с детьми и в общем-то не занимает много времени, но позволяет хорошо и тщательно подготовиться к празднику.
      Программа утренника не должна занимать много времени: не более 45 минут. Она должна быть разнообразной. Утренник в целом, зал, сцена, каждый номер должны быть ярко оформлены, с тем чтобы способствовать эстетическому воспитанию детей. Необходимо также музыкальное сопровождение.
      Программа такого утренника может, например, включать:
      — монтаж алфавита (ABC), когда дети (каждый с красочно написанной буквой в руках или на груди) говорят, например: “A is for apple. В is for bee”, etc. Затем они под аккомпанемент поют хором песенку “ABC”;
      — 3—4 стихотворения;
      — 1—2 песенки в сольном исполнении;
      — 2—3 песенки в хоровом исполнении;
      — маленькую сценку, пьеску;
      — финал: все участники хором поздравляют собравшихся женщин с праздником: “Best wishes for Mother’s Day!”
      Хорошая подготовка к проведению массового мероприятия обеспечивается регулярным проведением конкурсов в течение года, которые позволяют подключить фактически всех детей. Так, например, проводится конкурс на лучшее прочтение рифмовок, стихов. Начать можно с тех стихов, над которыми ведется работа в классе. Завершив работу над рифмовкой, стихотворением в классе, учитель объявляет конкурс на его лучшее прочтение, который проводится во внеурочное время сначала в группе, а затем лучшие идут на конкурс между группами и между классами. Таким образом, конкурс проводится как бы в три тура и в результате выявляются три победителя, занявшие первое, второе и третье места. Как и всякий конкурс, он проводится с соблюдением определенных правил: выбирается жюри из состава учителей и учащихся во главе с завучем по английскому языку; присуждаются премии (лучше всего книжки, слайды, диафильмы, значки и т. д.), даются грамоты, вывешиваются имена победителей. Результаты конкурса можно оглашать по школьному радио.
      На следующий конкурс выносятся стихи, рифмовки, не входящие в обязательные, но нужные для праздничной программы. Учитель подбирает соответствующий материал и дает желающим. Затем он или учащиеся старших классов помогают детям в подготовке к конкурсу. Проводится конкурс по схеме, описанной выше. Таким образом выявляются лучшие, которые и будут выступать в программе утренника.
      Аналогично проводятся конкурсы на сольное пение.
      Скажем несколько слов о групповой форме внеклассной работы — кружках. Начнем с организации хорового кружка. В отборе участников хора может оказать помощь учитель музыки. В хор входят учащиеся одного класса или школьных классов. В репертуар хора могут входить песни, как изучаемые на уроках, так и новые. Работа с новой песней начинается с разучивания текста, который учитель может записать на ферромагнитную ленту и/или раздать в печатном виде. Репетиции хора должны проводиться регулярно.
      Большой интерес у второклассников вызывает драматический кружок. Запись в кружок начинается в начале года. Материалом служат пьески, сказки из учебника, которые учитель подбирает в соответствии с темой предстоящего утренника. В этом ему может помочь журнал «Иностранные языки в школе», раздел «Приложение» в учебнике.
      Важно, чтобы репетиции проводились регулярно. Заранее надо позаботиться о декорациях и костюмах. Перед спектаклем необходимо провести несколько репетиций в том помещении, где будет проходить утренник, для того чтобы дети ориентировались и умели двигаться на сцене.
      Для того чтобы спектакли не срывались, нужно иметь два состава играющих и с каждым из них проводить репетиции. На утреннике выступают лучшие участники, а чтобы не обидеть второй состав, можно организовать его выступление на классном мероприятии.
      Учителю следует заранее отобрать ведущего и его дублера и исходя из программы составить текст выступлений. Ведущий должен четко, громко и выразительно говорить, уметь держаться перед аудиторией (публично выступать).
      В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ведение внеклассной работы помогает сохранять и развивать мотивацию изучения английского языка, реализовать в комплексе поставленные цели и задачи обучения. А потому она должна органически входить в деятельность учителя английского языка начиная со II класса.

ПЛАНИРОВАНИЕ

четверть (18 уроков)

№ пп 

Понимание

Говорение

Буквы

Транскрипция

Стихи, песни

Звуки

Слова

Структуры

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

What is your name?

[m, aK, n, eK, K, z]

1. my
2. name
3. is

My name is...

 

 

Песенка “What is your name?” ¤ 1.
II куплет ¤ 3.

2

What is his/her name?

[h, @:]

4. his
5. her

His (her) name is...

M m,
N n

[m],
[n]

Песенка
His name is Vova,
His name is Vova,
His name is Vova
That’s his name.
Her name is Vera,
Her name is Vera,
Her name is Vera
That’s her name.

3

 

[w, O, t, j, O:]

6. what
7. your

What is your (his, her, my) name?

S s

[s],
[z]

Песенка “What is your name?” I куплет ¤ 6.

4

Where are you from?

[f, r, æ, @, e, k, g, b, ou, v, ju:, s]

8. I
9. am
10. from
11. America
12. Great Britain
13. Russia
14. Africa

I’m from...

 

 

 

5

Where is he/she from?

[S, i:]

15. he
16. she
17. Hi
18. bye

Не/She, is from...

L l,
F f

[l],
[f]

Зарядка “One, two, three” ¤ 12.

6

 

[E@],
[p, K]

19. where
20. you
21. are
22. please

Where are you from? (Where is he/she from?)

В b, D d,
P p

[b],
[d],
[p]

Зарядка “One, two, three” со словом “please” ¤ 14.

7

How are you? How is he/she?

[au]
[T]
[Оk]

23. how
24. fine
25. thanks
26. hello

How are you?
I’m fine, thanks. (Не/She is fine.)

С с,
Т t

[k],
[t]

Зарядка “Stand up” ¤ 17.
Стихотворение “Hello, Pam!” ¤ 18.

8

Повторение

9

Резервный урок

10

 

 

 

 

 

 

 

 

I have got a ... and you?

[ð, ц]
[α:]

27. mother
28. father
29. have got

I have (I’ve) got a...

V v,
G g

[v],
[g],
[dZ]

 

11

Have you got а ...?

 

30. grandmother
31. grandfather
32. yes
33. no
34. not

Yes, I have.
No, I haven’t/No, I have not (I haven’t) got a...

H h,
J j

[h]

Песенка “How is your mother?”, I куплет ¤ 20

12

Have you got a ... or a ...?

 

35. sister
36. brother
37. and
38. or

I haven’t got a sister or a brother.
And you?

 

 

Песенка “How is your mother?”, II куплет ¤ 23

13

 

[d]

39. aunt
40. uncle
41. friend

Have you got a ...?

K k,
Q q

 

 

14

 

 

42. they
43. we
44. daughter
45. son

 

 

 

Песенка-зарядка “Clap your hands” ¤ 27

15

Has she/he got a ...?

 

46. but

Yes, he /she has
Не/she has got a ...
No, he/she hasn’t.
Не/she hasn’t got a...

R r,
W w

[r],
[w]

 

16

 

 

47. love
48. family

Has he/she got a ...?
(How) I love

X x,
Z z

 

Стихотворение “My family” ¤ 32

17

Повторение

18

Резервный урок

II четверть (16 уроков)

№ пп 

Понимание

Говорение

Чтение

Стихи, песни

Звуки

Слова

Структуры

19 Is he/she a ...?
Are you a ...?
[tS] 49. doctor
50. pupil
51. teacher
He/She is a...
(Yes, he/she is.)
He/She is not (isn’t) a...
(No, he/she isn’t.)
I am a ...
(Yes, I am.)
I’m not a ...
(No, I am not.)
A a [eK], [æ] Песня „I am a pupil”, I куплет ¤ 40
20   [dZ] 52. worker
53. engineer
54. driver
Is he/she a ...?
Are you a ...?
I i [aK], [K]
Y у [aK], [K], [j]
II куплет ¤ 42
21 Who is he/she?
What is he/she?
  55. who
56. like
Who is he/she?
What is he/she?
  Стихотворение “What is he?” ¤ 44
22 What do you want to be?
Do you want to be a...?
  57. want I want to be a...
I don’t want to be a...
E e [i:], [e], sh [S]  
23     58. pilot
59. cosmonaut
Do you want to be a ...?
What do you want to be?
О о [ou], [O] Песенка-зарядка “Clap” ¤ 50.
24 Повторение
25 Резервный урок
26     60. toy
61. ball
62. doll
63. it
  er [@:], [@],
th [T], [ð]
o [ц]
Стихотворение “Toys” ¤ 53.
27     64. cat
65. kitten
66. dog
67. puppy
  U u [ju], [ц] Песенка “ABC” ¤ 55.
28 Count from... to... Count the... How many... have you got?   68. one
69. two
70. three
71. four
72. five
73. many
Мн. ч. им. сущ. wh [w] Песня “What have you got?” ¤ 57.
29     74. six
75. seven
76. eight
77. nine
78. ten
How many...
have you got?
(... has he/she got?)
[O:],
[α:],
[О]
 
30     79. let’s
80. play
81. with
82. jump
83. run
Let’s play ea [i:] Стихотворение “I like to play” ¤ 61.
31 Does he like to play ...?
What does he like to do?
What does he like to play with?
  84. too Не/She likes to...
He/ She doesn’t like to...
Yes, he/she does.
No, he/she doesn’t.
   
32     85. hide-and-seek
86. tag
87. leap-frog
88. hopscotch
Does he like to ...?   Стихотворение “We like to play” ¤ 64.
33 Повторение
34 Резервный урок

III четверть (20 уроков)

№ пп 

Понимание

Говорение

Учим наизусть

Стихи, песни

Слова

Структуры

35 What colour is the...? 89. red
90. green
91. bird
It’s red. (It’s a red ball.)
The ball is red.
Диалог ¤ 73.
(Oh, I’d love to... very much; then; О. К.)
Стихотворение “It’s fun” ¤ 72.
36 What colour are...? 92. yellow
93. blue
94. duck
They are red.
The balls are red.
   
37   95. white
96. black
97. grey
98. brown
Is it...?
Yes, it is.
No, it isn’t.
Are... red?
Yes, they are.
No, they aren’t.
  Зарядка “Stand up!” ¤ 76.
38   99. this
100. that
101. these
102 those
What colour is the... (this, that)?
What colour are the (these, those) ...?
  Песня “I see green”, I куплет ¤ 78.
39   103. bear
104. elephant
105. monkey
  Стихотворение “Names” ¤ 81. Песня “I see green”, II куплет ¤ 80
40  

106. big
107. little
108. nice
109 funny

     
41   110. give (me)
111. take
Повелит. накл.
Give me a (the) ...
Take a (the) ...
Диалог ¤ 85.
(Here it is. Here they are. Not at all.)
Зарядка ¤ 84.
42 Повторение
43 Резервный урок
44 Where is (are) the...? 112. table
113. on
114. under
115. put
The doll(s) is (are) on the...
Is (are) the doll(s) on the...?
   
45   116. near
117. chair
118. box
119. in (into)
120. bag
Where is (are) ...?   Стихотворение “Where is my ball?” ¤ 90.
46   121. giraffe
122 crocodile
123. tiger
  Диалог ¤ 92.
(Mom, I’m sorry. I don’t know.)
 
47   124 hare
125. fox
    Песня “I’ve got many toys”, I куплет ¤ 94.
48 Can you see ...? 126. can
127. see
I can see...
I can’t see...
Диалог ¤ 96.
How old are you (is he/she)?
 
49   128. horse
129. cow
Can you ...?   Песня “I’ve got many toys”, II куплет ¤ 98.
50 Повторение
51—54 Резервные уроки

IV четверть (13 уроков)

№ пп 

Понимание

Говорение

Учим наизусть

Стихи, песни

Слова

Структуры

55

What games can you...?
do you like to ...?
do you want to...?
130. basketball
131. football
132. volleyball
  Диалог ¤ 105. (I’d love to, with us.) Стихотворение “We can play” ¤ 104.
56
What can you do well? 133. boy
134. girl
135. swim
136. (very) well
  Диалог ¤ 108.
(go to the swimming pool, with great pleasure)
 
57
Who do you go to the... with? 137. (sport) game
138. (table) tennis
139. hockey
140. badminton
What games do you like to play? (Do you want to..., can you...?) Диалог ¤ 111.
(Is Jane in? Come in.)
Зарядка ¤ 110.
58
  141. go (to)
142. our
143. school
144. sports ground
145. stadium
I go to the ... to ... .   Зарядка ¤ 113.
59
  146. snowball
147. sledge
148. their
  Диалог ¤ 115.
(Не/She is ill. What a pity!)
 
60
  149. skate
150. ski
151. skip
  Диалог ¤ 118.
(I think ...)
Стихотворение “Little Ann” ¤ 117.
61
Повторение
62
Резервный урок
63
          Песенка “I don’t want” ¤ 119—122 с движением на мотив «Кукарачи»
64—67
Сказки

1 Здесь и далее подробнее см.: Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. — 2-е изд., перераб. — М., 1998.

<Содержание>
Следующий раздел>>