Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 7 кл. Метод. пособие


II четверть

МИР РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ КАК ДОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ

ТЕМА 4. РУССКАЯ ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА КАК АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ

(уроки 9—11)

      Цикл из трех уроков по теме 4 посвящен русской дворянской усадьбе XVIII—XIX вв. и включает различные виды изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Семиклассники подошли к этой теме подготовленными, обогатив на уроках I четверти свое представление о гармонии природы и архитектуры в пейзаже, о взаимоотношениях человека и пространства жилого помещения, расширив и закрепив знания и умения по перспективному построению городских и сельских пейзажей, а также интерьеров и натюрмортов в интерьере.
      Цель уроков II четверти — обращение к миру русской дворянской усадьбы на новом уровне восприятия отечественной истории как достояния национальной художественной культуры.
      Содержание диалогов об искусстве на каждом уроке связано с восприятием дворянской усадьбы как архитектурного ансамбля и родового гнезда нескольких поколений поместного дворянства, а различные виды деятельности учащихся — с красотой и поэтичностью природы России.
      Задача педагога в процессе диалогов об искусстве — помочь школьникам увидеть красоту усадебного мира России XVIII—XIX вв., своеобразие усадебного быта, тесно связанного с природой, земледелием, родовыми обычаями, и отображение этого мира в произведениях живописи, графики, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, литературы, поэзии, музыки. Не менее важно развивать и зрительное восприятие семиклассниками эстетического облика русской дворянской усадьбы как достояния национальной художественной культуры.
      Материал учебника нацеливает на создание педагогических условий для творческой работы учащихся в разных видах художественной деятельности с целью освоения образного языка искусства и средств художественной выразительности живописи, графики, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства на основе установления его связи с жизнью целых поколений и роли в повседневном быту человека, представителя дворянской культуры.

9. АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДВОРЦОВОЙ УСАДЬБЫ

(урок графики)

      Начало работы по теме. Урок 9 посвящен дворцовым усадьбам, царским резиденциям, расположенным в пригородах Петербурга и Москвы. В ходе диалога об искусстве обращаем внимание учащихся на изображения усадеб в произведениях художников, представленных в учебнике (с. 63—75). Тщательно выполненные акварели и литографии свидетельствуют не только о красоте дворцовых комплексов и регулярных парков, но и о желании их владельцев и современников запечатлеть эту красоту для потомков.
      Напоминаем семиклассникам, что литография — это вид гравюры, особенностью которой является возможность ее тиражирования. Здесь печатной формой служит камень, известняк особой породы, серого, голубоватого или желтоватого цвета. Рисунок, выполненный жирной тушью на тщательно отполированном камне пером или кистью, слегка протравливается раствором гуммиарабика или азотной кислоты, после чего типографская краска пристает только к рисунку, а остальная поверхность камня краску не принимает. Цветная литография печатается с нескольких камней по количеству цвета или наложением одного цвета на другой.
      Мир русской дворцовой усадьбы удивительно притягателен и загадочен для современника. Стоит вступить за ворота старинного парка, увидеть силуэт дворца, отраженный в зеркале пруда, и душу охватывают разнообразные чувства.
      Исследователи спорят, когда появилось понятие «усадьба». Еще в XVII столетии предпочитали говорить «имение». Для Московской Руси загородный дом с угодьями и хозяйственными постройками — явление скорее экономическое, чем культурное. До середины XVIII столетия состоятельные владельцы в отдаленных уголках России редко заботились о садах и цветниках: яблонь, груш, земляники, смородины было достаточно в лесу, а цветов и целебных трав — на лугах. Отводить под них пахотные земли считалось разорительной затеей. Барин, разбивавший парк, создававший каскады прудов и строивший беседки, рисковал прослыть в глазах соседей опасным оригиналом.
      Европейское представление о доме на лоне природы как о маленьком рае пробивало себе дорогу очень медленно. Неудивительно, что тон задавали царские резиденции, постройки которых копировали, чтобы подражать им в самых дальних уголках страны. Личность хозяина определяла облик семейного гнезда: барин становился не только заказчиком, но подчас и архитектором, садоводом, строителем, вкусы которого сказывались на всей жизни усадьбы. Вот почему рассказ о дворянских гнездах России неотделим от рассказа об их владельцах.
      Стоит отметить, что для создания царских и аристократических усадеб в течение всего XVIII в. привлекались лучшие архитекторы, художники, декораторы России и Западной Европы. В дворянских усадьбах были сосредоточены ценные коллекции произведений искусства, большие библиотеки, имелись собственные театральные труппы, содержалось большое количество крепостных мастеров и дворовых людей. Группируясь вокруг Москвы и Петербурга, эти усадьбы носили характер загородных резиденций, летних увеселительных дач и представляли собой универсальные комплексы.
      Целесообразно предложить учащимся подготовить небольшие сообщения или рефераты к следующему уроку о русских дворянских усадьбах XVIII — первой половины XIX в. на основе иллюстраций в учебнике (с. 67). Имеет смысл также пояснить особое внимание авторов учебника к дворцовой усадьбе в Павловске.

      Заметки историка: значение Павловского дворцово-паркового ансамбля в истории искусства. Дворцово-парковый музей-заповедник в городе Павловске — характерный памятник русской архитектуры, искусства паркостроения и декоративно-прикладного искусства периода классицизма. История этого самого молодого из дворцово-парковых ансамблей, зеленым кольцом окружающих Санкт-Петербург, насчитывает более двухсот лет. «Асновано и зачато строить село Павловское в 1777 г. в декабре 12-м числе» — так записано в исторической летописи Павловска. Время его формирования охватывает пять десятилетий. Загородная летняя резиденция строилась по распоряжению Екатерины II, которая выделила из своих охотничьих угодий недалеко от Царского Села 362 десятины земли с окрестными деревнями в подарок своему сыну Павлу (тогда Великому князю) по случаю рождения его первенца, будущего императора Александра I. Бесценной жемчужиной Павловск вошел в мировую сокровищницу искусства. Его историческую и художественную ценность высоко оценили современники — деятели литературы и искусства, многие из которых жили и творили здесь. Павловск называли «приютом муз и граций». В. А. Жуковский, Д. С. Бортнянский, С. Ф. Щедрин, А. Е. Мартынов и немало других поэтов, музыкантов, художников конца XVIII — начала XIX в. воспевали гармонию пейзажей Павловского парка. (Подробнее см.: Низовский А. Ю. Самые знаменитые усадьбы России. — М., 2001; Русские усадьбы / ред. группа О. Евсеева и др. — М., 2008; Этот земной рай (русская усадьба) / И. Яровой // Юный художник. — 2001. — № 9; Крачковская Г. А. Дворцы Санкт-Петербурга. — М., 2000.)

      В диалоге об искусстве уместно привести примеры восприятия современниками архитектурного облика дворянской усадьбы, показать, насколько велика была сила влияния гармонии усадебной архитектуры и окружающей природы на мысли и чувства их обитателей.

      Заметки искусствоведа: подмосковная усадьба Введенское глазами современников. «Вековая березовая аллея ведет к обширному двору, в глубине которого возвышается грандиозный двухэтажный с колоннами дом-дворец эпохи императора Павла I. Дом стоит на высоком берегу Москвы-реки, и с величественной террасы с коринфскими колоннами открывается дивный вид на долину реки. В глубине направо на нагорном берегу виднеется живописно расположенный городок Звенигород. Прямо на высокой горе, среди соснового бора, — древний звенигородский одноглавый собор XII в. Налево из-за густого векового леса высятся главы Савво-Сторожевского монастыря. Когда по субботам вечером, во время тихого заката, вдруг раздавался мерный глубокозвучный гул колокола из Саввинского монастыря, даже дети, сидя на террасе, стихали, проникаясь этой гармонией звука с природой...» (Подробнее см.: Павловск. Дворцово-парковый ансамбль / автор текста и сост. В. А. Беланина. — Л., 1989; Введенское / сост. Г. Лукомский // Памятники Отечества (Мир русской усадьбы). — 1992. — Вып. 25; Венок усадьбам / А. Н. Греч // Памятники Отечества. — 1994. — Вып. 32; Станислав Жуковский. — М., 2003; Окрестности Москвы. — М., 2000.)

      В ходе диалога об искусстве учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике (с. 63—75) и обращают внимание на особенности архитектурного облика усадеб, выявляя путем сравнения, сопоставления элементов декора общее и различное в усадебных постройках.
      Уместны при этом такие вопросы учителя: что входит в усадебный комплекс? Как расположен центральный дом усадьбы? Как оформлен парадный въезд? Какова взаимосвязь архитектурного комплекса с окружающей природой?
      Формируя у учащихся представление о взаимосвязи усадебного комплекса с ландшафтом, рекомендуем им самим определить особенности композиционного, пространственного решения в каждом конкретном случае, способствующие целостному восприятию облика усадьбы. Подчеркивая разнообразие садово-парковой архитектуры, даем возможность семиклассникам представить богатство и великолепие дворянской культуры того времени, ощутить взаимосвязь времен, почувствовать гордость за достижения предыдущих поколений, желание сохранить их и восстановить утраченное.
      Творческое задание для семиклассников связано с выполнением зарисовки архитектурных элементов дворцовых усадеб, других сооружений садово-парковой архитектуры. Обращаем внимание учащихся на конструктивные особенности объектов, их форму, роль в общем облике усадебного комплекса.
      Перед выполнением самостоятельных набросков и зарисовок предложите ребятам прочитать рубрику учебника «Советы мастера» (с. 74), содержащую конкретные рекомендации о выборе объекта изображения и соответствующих художественных материалов для выполнения поставленной задачи.
      Практическая работа по изображению усадебных сооружений имеет большое значение в художественно-эстетическом развитии школьников. Изучая и рисуя архитектурные элементы, учащиеся познают композиционно-художественные закономерности, стилевые особенности, конструктивно-художественную логику построения частей, деталей и целого архитектурного комплекса усадьбы. На уроке 9 происходит накопление художественных и технических способов и приемов изображения. Стоит отметить также, что при выполнении зарисовок очень важно учитывать все стороны учебного рисунка: конструкцию, движение, пропорции, перспективу, светотень, цвет и фактуру изображаемых на листе предметов. Выбрав объект для изображения, стоит определить также и способы изображения (объемно-пространственная линейная зарисовка с применением приемов перспективы или черно-белая графика в плоскостном, силуэтном изображении с передачей особенностей орнамента и конструкции).
      Для творческой работы лучше взять лист бумаги больших размеров, чем обычный альбомный лист в 1/4 листа ватмана. Важным вопросом при рисовании архитектурных элементов является выбор изобразительного материала. Архитектурные рисунки выполняются в различной технике, но основным служит линейный способ изображения. Для этого используются карандаш, перо, кисть, т. е. такие материалы, которые обеспечивают точность в работе, что, например, очень важно в работе архитектора.
      Начавшееся в последние годы общественное движение за сохранение и восстановление русских усадеб может найти отклик на этом уроке. Работа по выполнению зарисовок может быть вполне осознанной и направленной на конкретные архитектурные объекты своей местности, являясь подготовкой к их реконструкции. Уместно будет также домашнее задание на подготовку рассказа или сбор материалов о дворянских усадьбах родного края, о представителях дворянских родов, прославившихся полезными для Отечества делами.

10—11. МИР ПОДМОСКОВНОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ
И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЬЕРА ЕЕ ОСОБНЯКА

(уроки графики и живописи)

      Продолжение и завершение работы. Уроки 10—11 посвящены вопросам изображения интерьера дворянской усадьбы с учетом законов и приемов перспективы. Цель уроков — развитие объемно-пространственного мышления учащихся на основе принципов реалистического изображения внутренних помещений дворянских усадеб, соединения мира вещей с интерьером комнаты, отражающих статус владельца и его увлечения.
      В начале диалога об искусстве семиклассники знакомятся с миром подмосковной дворянской усадьбы. Рассматривая вместе с учащимися фотографии архитектурных усадебных комплексов, возвращаясь к иллюстрациям дворцовых усадеб предыдущего урока, выявляем сходство и различия усадеб близ Петербурга и в Подмосковье. Выясняем, какие из них нравятся больше и почему. Побуждаем учащихся к развернутому ответу и обоснованности своего мнения.
      Отмечаем, что усадьбы крупного дворянства в провинции, а также средние и мелкие усадьбы, как правило, располагались вдали от обеих столиц, концентрируясь вокруг губернских и уездных городов.

      Заметки историка: провинциальные дворянские усадьбы. Еще во времена Петра I владельцы усадеб, как правило, находились на государственной службе. После отставки многие дворяне навсегда переезжали в усадьбы. С 1762 г., когда дворяне были освобождены от обязательной военной службы, большинство из них стали переселяться из Москвы, Петербурга и других городов в свои усадьбы, в которых сложился особый, усадебный быт.
      Материальные возможности владельцев таких усадеб не позволяли обращаться при строительстве к лучшим специалистам, поэтому в формировании художественного облика этой группы усадеб заметную роль играли крепостные мастера.
      В провинциальных усадьбах получили широкое распространение постройки классического типа. К концу XVIII в. облик всех усадеб приобрел некоторые общие черты. Как правило, фасад многих домов украшали четыре колонны с капителями и фронтонным треугольником над ними. Вошло в обыкновение надстраивать мезонин над одноэтажным домом, украшать фасад балконом или портиком, делать большие окна с верхней полуциркульной дугой. Главным достоинством всех усадеб без исключения было живописное расположение их среди окружающего ландшафта. (Подробнее см.: Дедюхина В. С. Культура дворянской усадьбы / Очерки русской культуры XVIII в. / под ред. академика Б. А. Рыбакова. — М., 1990. — Ч. 4; Коломенское: Об архитектурном ансамбле загородной царской резиденции Коломенское / В. Суздалев // Наше наследие. — 1997. — № 43. — С. 13—21; Подмосковная Атлантида: Об архитектурном ансамбле загородной царской резиденции Коломенское / сост. С. Баранова // Наше наследие. — 1997. — № 43. — С. 22—29; Низовский А. Ю. Подмосковные усадьбы / Самые знаменитые усадьбы России / А. Ю. Низовский. — М., 2001; Подмосковье. — М., 2000.)

      Напомним школьникам, что русские дворянские усадьбы, которые создавались и перестраивались на протяжении почти двух столетий, являются родовым гнездом многих поколений дворянских семей.

      Заметки искусствоведа: дворянские имения — уникальные центры культуры. Собранные в усадьбах художественные и научные коллекции, библиотеки характеризуют духовный мир их владельцев и создателей, дают представление о своеобразии сложившейся здесь бытовой атмосферы, характерной для разных слоев дворянства. Усадебная культура многообразна, она вмещает в себя и культуру аристократических кругов, и культуру передовой дворянской и крепостной интеллигенции, а также элементы народной культуры.
      Это хорошо видно на примере сохранившихся усадеб-музеев Останкино, Архангельское, Полотняный Завод, Абрамцево, Михайловское, Поленово, Ясная Поляна и других. Они дают нам знания об укладе усадебной жизни, тесно связанном с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян. Мир русской дворянской усадьбы описан в романах И. С. Тургенева, в произведениях А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, В. В. Набокова. Этот мир ярко представлен в фильмах Никиты Михалкова.
      Можно сказать, что поэтический образ русской усадьбы, который запечатлен в нашей памяти благодаря художественным полотнам более позднего времени (вторая половина XIX — начало XX в.) Б. Э. Борисова-Мусатова, С. Ю. Жуковского, связан с усадьбами последней трети XVIII — начала XIX в., с их романтическими пейзажами, парковыми беседками, классическими портиками господских домов. (Подробнее см.: В Архангельском сады, чертоги... / сост. Н. Колесникова // Юный художник. — 2002. — № 9; Станислав Жуковский. — М., 2003; Усадьбы старые таинственной Руси / Д. Швидковский // Наше наследие. — 1994. — № 29. — С. 4—19; Графиня Панина — последняя владелица Марфина / Г. И. Васильчиков // Наше наследие. — 1994. — № 29. — С. 76—85.)

      В ходе диалога об искусстве обсуждаем интерьеры усадьбы, которые отражали вкусы владельцев усадьбы, формируя их духовные и эстетические запросы. Отметим, что без усадебной России у нас было бы намного меньше музеев, коллекции которых во многом составлены из галерей усадебных. Уделяя внимание обстановке интерьеров, назначению мебели, особое внимание обращаем на культурный досуг обитателей усадеб, отразившийся в интерьере (библиотеки, картинные галереи, коллекции декоративно-прикладного искусства).
      Описания усадебного дома в литературных произведениях помогут семиклассникам ярче представить облик дворянской усадьбы:

      «Свет последней зари падал сквозь сетку плюща, затянувшего стеклянную дверь на террасе с белыми вазами. Шесть белых колонн с резными листьями вверху поддерживали хоры, на которых когда-то блестели трубы музыкантов. Колонны возносились радостно и целомудренно, золоченые легонькие стулья чинно стояли под стенами. Темные гроздья кенкетов* глядели со стен, и, точно вчера потушенные, были в них обгоревшие белые свечи». (Михаил Булгаков. «Ханский огонь». 1924. Кенкеты — общее название ламп, в которых горелка находится ниже резервуара, содержащего масло.)

                   * * *
Люблю цветные стекла окон
И сумрак от столетних лип,

Звенящей люстры серый кокон
И половиц прогнивших скрип.


Люблю неясный винный запах
Из шифоньерок и от книг
В стеклянных невысоких шкапах,
Где рядом Сю и Патерник.

Люблю их синие странички,
Их четкий шрифт, простой набор,
И серебро икон в божничке,
И в горке матовый фарфор,

И вас, и вас, дагерротипы,
Черты давно поблекших лиц,
И сумрак от столетней липы,

И скрип прогнивших половиц.
                              И. Бунин, 1906

                  * * *
В комнате стулья с обивкой сафьянной,
Образ с лампадой в углу,
Книги на полках, камин, фортепьяно,
Мягкий ковер на полу...
В комнате этой и зиму, и лето
Сколько цветов на окне...
Как мне знакомо и мило все это,
Как это дорого мне!

                  Павловск, 13 сент. 1886
                                                      К. Р.

      В ходе диалога об искусстве побуждаем учащихся с помощью вопросов, данных в учебнике (с. 87), дополнительно возникших на уроке или заранее сформулированных вами, к повторному, более пристальному рассматриванию интерьеров на помещенных в учебнике репродукциях с картин художников (с. 79—89) и более внимательному анализу убранства интерьеров, их оформления, к сравниванию архитектурного декора и мебели. Эта самостоятельная аналитическая деятельность позволит им лучше подготовиться к творческой работе.

      Заметки искусствоведа: уют и система ценностей в интерьере усадебного дома. Внешнему облику усадебного дома вполне соответствовал и его интерьер, планировка которого включала парадную и жилую половины.
      Жизнь в усадьбе тоже делилась на парадную и повседневную. Интеллектуальным и хозяйственным центром жизни усадьбы был мужской кабинет, который обставляли почти всегда очень скромно. Практически всю его обстановку составляли строгая дубовая мебель с очень неброской обивкой да скромные настольные часы. Письменные столы не жаловали, отдавая предпочтение секретерам, конторкам, бюро.
      Именно здесь, в кабинете хозяина усадьбы, отчитывались управляющие, писались письма и распоряжения, подсчитывался оброк, принимались попросту соседи, обсуждались проекты усадебных архитекторов. Поскольку мужской кабинет был предназначен для работы, основную роль в его интерьере играли книги, часть из которых была необходима для успешного ведения хозяйства. В этих же кабинетах любопытные естествоиспытатели проводили пневматические, электрические, биологические опыты. Отсюда вели астрономические наблюдения. Поэтому иногда кабинет был буквально уставлен телескопами, земными и небесными глобусами, солнечными часами и астролябиями. (Подробнее см.: Душа и дом: Русская усадьба как выражение софийской культуры / сост. С. Долгополова, Э. Лаевская // Наше наследие. — 1994. — № 29—30. — С. 146—157; Запечатленные Пенаты / сост. М. Гуренок // Наше наследие. — 1994. — № 29—30. — С. 168—179.)

      Заметки писателя: занятия дворян. «Князь работал за станком и, оглянувшись, продолжал свое дело. Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок с разложенными инструментами — все высказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность». (Л. Н. Толстой. «Война и мир». — Любое издание.)

      Заметки искусствоведа: убранство дворянского особняка. Парадным лицом усадьбы служила гостиная и зала. Потолок залы непременно украшался пышным плафоном, а пол — паркетными вставками с особым рисунком. В оформлении стен часто использовались ионические и коринфские колонны, отгораживавшие от общей залы небольшие лоджии. Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели. Подчеркивали торжественность многочисленные светильники и зеркала, ставшие непременным атрибутом парадной залы.
      Украшали гостиную и многочисленные мраморные бюсты (римские подлинники), и современная французская или итальянская скульптура. Центром залы почти всегда оказывался большой парадный портрет ныне царствующей особы в золоченой раме, расположенный по главной оси гостиной.
      По описанию современников, внутреннее убранство провинциальных барских домов отличалось определенным единообразием. Так, зала, большая комната с многочисленными окнами и дверью, выходившей в сад, была обставлена плетеными стульями и складными столами для игр. Гостиная украшалась хрустальной люстрой, вдоль стен с зеркалами чинно расставлялись кресла, небольшие диваны с приподнятым изголовьем — канапе.
      В 30-е гг. XIX в. весьма популярными стали картины на сюжет «В комнатах». Художникам заказывали «портреты» комнат так же охотно, как и портреты их обитателей. (Подробнее см.: Мастера русской живописи. — М., 2007; Леонтьева Г. К. Карл Брюллов / Г. К. Леонтьева. — Л., 1983; Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Л., 1971. — Т. 1, 2; Бартенев И. А. Русский интерьер XVIII—XIX вв. / И. А. Бартенев, В. И. Батажкова. — М., 2000; Илья Глазунов. Русский интерьер / Альбом. — М., 1998; Интерьер. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб., 2002; Интерьер в русском искусстве. — Каталог. — М., 2002; Б. Э. Борисов-Мусатов // Искусство. — 2006. — № 2; Федор Рокотов // Искусство. — 2007. — № 9.)

      Отмечаем, что для нас эти интерьеры любопытны прежде всего с исторической точки зрения, как рассказы о буднях из жизни дворянской интеллигенции. Они помогают нам поближе познакомиться с интереснейшими подробностями русского дворянского быта, уловить его особенности. Это важно также и для понимания одухотворенной атмосферы усадебного мира.
      Рубрика учебника «Творческое задание» (с. 87) предлагает семиклассникам выполнить рисунки композиции интерьера. Важно помочь учащимся выбрать интерьер для изображения. Напомним, что внутренний строй любого интерьера (освещение, декор, цветовое решение, с одной стороны, и внутреннее убранство — мебель, ее форма и размеры, расстановка и т. д. — с другой) определяется жизнедеятельностью человека. В интерьере, гармонично созданном и отличающемся бытовым комфортом, все элементы внутреннего пространства соподчиняются и отвечают функциональным потребностям человека, его духовным и эстетическим запросам.
      Обратите внимание учащихся на стилевое решение интерьера, на средства, передающие его функциональное назначение и незримое присутствие хозяев (оставленная раскрытая книга на столе, пяльцы с вышивкой, семейные альбомы, раскрытый рояль с нотами и т. д.).
      Основную часть урока 10 отводим на построение интерьера по описанию или по воображению. Рекомендуя учащимся следовать рубрике учебника «Советы мастера» (с. 88) при выполнении работы, обратите их внимание на композицию интерьера, выделение в нем центра (камин, картинная галерея, зеркало и т. д.). Для характеристики интерьера важны также выбор линии горизонта и точка зрения рисующего. Желательно, чтобы рисунок выполнялся в правильной методической последовательности, тщательно, тонкими линиями. Этому поможет анализ архитектурных зарисовок, выполненных художниками.
      На уроке 11 учащиеся выполняют интерьер в цвете. Напомним, что для выразительности композиции интерьера большое значение имеет освещение помещения и гармония цветового решения. Поэтому можно предложить семиклассникам предварительно сделать упражнение с выкрасками, соответствующими контрастному и нюансному колориту в произведениях художников.

 

ТЕМА 5. ОДЕЖДА И БЫТ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(уроки 12—16)

      Цикл уроков 12—16 посвящен особенностям культуры и быта дворянского сословия. Знакомство с костюмами и прическами, характерными для русского дворянства XVIII—XIX столетий, позволит семиклассникам не только более полно представить облик представителей этого сословия, но и отразить свои впечатления о них в своих творческих композициях.

12. СВЕТСКИЙ КОСТЮМ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XVIII—XIX СТОЛЕТИЙ

(урок графики)

      Начало работы по теме. В ходе диалога об искусстве на уроке 12 учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся русских портретистов XVIII—XIX вв. Перед семиклассниками предстают полные обаяния и внутренней красоты образы представителей различных сословий России.

      Заметки искусствоведа: отражение в парадном портрете общественного и семейного положения человека посредством костюма. XVIII столетие выдвинуло плеяду блестящих художников, создавших обширную портретную галерею своих современников. Безупречно профессиональное мастерство художника И. Н. Никитина (1688—1741). Петр I очень гордился его успехами и однажды, когда Никитин был за границей, писал своей жене в Берлин: «...попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать... дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры...»
      Эстетический идеал человека и костюм второй половины XVIII в. отражены в портретной живописи замечательных русских художников Ф. С. Рокотова (1732—1808), Д. Г. Левицкого (1735—1822), В. Л. Боровиковского (1757—1825), И. П. Аргунова (1729—1802), Н. И. Аргунова (1771 — умер после 1829).
      Портретное искусство XVIII столетия склонно было несколько приукрашивать образ человека, что отвечало господствовавшим в то время эстетическим представлениям. На некоторых портретах того времени лежит печать известной идеализации и нарочитой парадности. Показать модель «в лучшем свете» — вот что требовалось от художника, который в силу своей крайней зависимости от заказчика вынужден был в какой-то мере приукрашивать облик портретируемых лиц. И все же в творчестве всех крупных русских мастеров сквозит отчетливое стремление преодолеть эту условность, что порой многим из них блестяще удавалось.
      Мастера парадного портрета окружали своих персонажей атрибутами, свидетельствовавшими об их звании и общественном положении, помогавшими раскрыть образ модели. На известном портрете В. Л. Боровиковского князь Б. А. Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно-ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли «бриллиантовым князем». Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным. (Подробнее см.: Седова Т. С. В. Л. Боровиковский. Альбом / Т. С. Седова. — М., 1989.)

      Различные исторические эпохи представляют собой особые периоды в истории культуры со своими традициями, событиями, образом жизни людей. Веяния времени, идеи и мечты людей находят яркое отражение не только в политике государства или в общественных процессах, но и в повседневной жизни человека. Знакомство с историей светского костюма позволяет совершить путешествие в историческое прошлое дворянской России.

      Заметки модельера: влияние эстетических вкусов и идеалов русского общества на светский дворянский костюм. Большую роль играют в XVIII в. государственные указы об одежде дворян, четко регламентировавшие не только форму костюма, но и характер его отделки, цвет, ткань, украшения. Так, в 1782 г. Екатерина II издала три указа. Первый из них — «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору». В нем рекомендовалось соблюдать «более простоту и умеренность в образе одежды» и запрещалось отделывать платье золотым и серебряным шитьем или кружевом шире двух вершков (9 см) и носить головные уборы выше двух вершков. Во втором указе рекомендовалось дворянам (мужчинам и женщинам) являться в столицу и ко двору в платьях тех цветов, которые присвоены их губернии. Например, мундир дворянина Петербургской губернии представлен светло-синим кафтаном с черными бархатными отворотами, воротником и обшлагами; Московской губернии — красным кафтаном с темно-серой отделкой и т. д. В этой же цветовой гамме должны были решаться наряды их жен и дочерей. Третий указ — «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» — разрешал носить в особо торжественных случаях одежду из золотой и серебряной парчи, в менее торжественных — из шелка и сукна. Все ткани должны были быть русского производства. (Подробнее см.: Дедюхина В. С. Культура дворянской усадьбы // Очерки русской культуры XVIII в. / под ред. академика Б. А. Рыбакова. — М., 1990. — Ч. 4; Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половине XX в. / Р. М. Кирсанова. — М., 1995; Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII—XIX вв. / Р. М. Кирсанова. — М., 2002; Плаксина Э. Б. История костюма. Стили и направления / Э. Б. Плаксина. — М., 2003; Костюм в России. XV — начало XX в. Из собраний Государственного исторического музея / под ред. Е. Р. Беспаловой. — М., 2000.)

      В ходе диалога об искусстве обратим внимание школьников на то, что русский костюм XVIII в. развивался в соответствии с требованиями общей европейской моды. Мода распространялась в основном с помощью готовых образцов, выписывавшихся наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона или заказывавшихся в иностранных мастерских. Регулярных модных журналов в то время еще не было, но информация о модных новинках костюма появлялась в таких популярных журналах для чтения, как «Трудолюбивая пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний».
      Побуждая учащихся всматриваться в детали костюмов первой половины XIX в. на портретах или в журнальных новинках, представленных в учебнике (с. 90—101), не только знакомим их с историей и культурой быта дворянской эпохи, но и способствуем развитию эмоционально-образного восприятия исторического материала и обучаем навыкам поисковой работы, а также воспитываем эстетический вкус учеников.
      Можно предложить ученикам прочитать отрывки из произведений А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Дубровский», «Барышня-крестьянка» и т. д. и составить «Толковый словарь вещей». Тогда известные страницы оживут, а литературные герои послужат моделями. Такая форма урока позволит создать особую атмосферу погружения в литературно-историческую эпоху, будет способствовать формированию познавательного интереса.

      Заметки литературоведа: костюм пушкинской эпохи. Гениальность поэта состоит не только в том, что им написаны бессмертные произведения, но и в том, что в них незримо присутствует особый дух эпохи. Герои Пушкина настолько живы, образны, красочны, что они передают те чувства, мысли, которыми жили и сам автор, и русское общество начала XIX в. Роман в стихах «Евгений Онегин» был назван «зеркалом русской жизни», в полной мере это можно отнести ко всему творчеству поэта. Нравы света, обычаи, особенности разговора, правила этикета и воспитания, мода эпохи ярко представлены в стихах и прозе Пушкина.
      Обращаясь к творчеству А. С. Пушкина или Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского или А. П. Чехова, мы подчас не видим многое из того, что было важно для писателя и понято его современниками без малейшего усилия. Да и сегодня внимательный читатель, знакомый с историей России начала XIX в., может по-новому взглянуть на известные произведения, открыть для себя живую картину русской жизни.
      Мода начала XIX в. отражает все веяния времени. Едва дошли до России сведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди, носившие шляпы боливар, тем самым выражая свои политические симпатии. Онегин, желая предстать перед светской публикой Петербурга одетым по последней моде, надевает такую шляпу:

                  Надев широкий боливар,
                  Онегин едет на бульвар.


      (Боливар — шляпа-цилиндр с большими полями, популярная в Европе в начале 20-х гг. XIX столетия и получившая свое название по имени лидера освободительного движения в Латинской Америке — Симона Боливара (1783—1830).)
      Мода начала XIX в. находилась под влиянием идей Великой французской революции, и русский костюм дворян формировался в соответствии с общеевропейской модой. Когда со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм, дворяне примерили фрак, сюртук, жилет:

                  Я мог бы пред ученым светом
                  Здесь описать его наряд;
                  Конечно б это было смело,

                  Описывать мое же дело:
                  Но панталоны, фрак, жилет,
                  Всех этих слов на русском нет...

      Когда в России получили известность романы В. Скотта, вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Желая показать литературные пристрастия Татьяны Лариной, Пушкин облачает ее в новомодный берет: «Кто там в малиновом берете...»
      Длинные брюки, которые носили в XVIII в. только представители третьего сословия, становятся основой мужского костюма, исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, все большую популярность приобретает английский костюм. Пушкин пишет об Онегине:

                  Острижен по последней моде,
                  Как dandy лондонский одет...


      Мода сиюминутна, но в ней находит отражение то, что волнует людей, она зеркало, в котором отражаются любые события эпохи. (Подробнее см.: Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм — вещь и образ в русской литературе XIX в. / Р. М. Кирсанова. — М., 1989; Блейз А. История в костюмах от фараона до денди / А. Блейз. — М., 2001; История костюма, составленная Наталией Будур. — М., 2002.)

      До начала выполнения творческой работы порекомендуйте учащимся еще раз внимательно рассмотреть костюмы представителей дворянского сословия. Предложите проанализировать прически на портретах и найти прическу с буклями, греческим узлом, с украшениями. Обратите внимание учащихся на прически мужчин. Предложите им выявить детали костюмов и причесок, которые встречаются в наши дни и имеют современный вид. Спросите семиклассников, где можно увидеть еще, кроме произведений изобразительного искусства, дворянские костюмы. Кто готовит костюмы для спектаклей в театре, для киносъемок и для постановок на телевидении?
      Вопросы в учебнике (с. 102) помогут учащимся обобщить полученные знания о своеобразии светского костюма дворян, об их прическах, о внешнем облике и подготовиться к выполнению творческой работы.
      В рубрике учебника «Творческое задание» учащимся предлагается выполнить зарисовки по представлению или по описанию элементов женского или мужского дворянского костюма и причесок, характерных для русского дворянства XVIII—XIX столетий.
      Следует обратить внимание на пропорции деталей костюмов, соответствующие пропорциям фигуры взрослых или детей. При зарисовках причесок порекомендуйте семиклассникам вспомнить о пропорциях лица человека. Для выполнения зарисовок используются графические материалы: цветные карандаши, мелки, фломастеры.
      Для домашнего задания учащимся предлагаются на выбор разнообразные формы работы: подготовка сообщений о дворянском костюме, работа с литературными текстами — описаниями костюмов дворян, участие в инсценировке, оформление кабинета, подготовка иллюстраций с элементами костюма и т. д.
      Желательно сочетать индивидуальные и коллективные формы заданий, что будет способствовать налаживанию межличностных отношений в классе, а также позволит расширить внеклассную работу с учащимися. Эта работа будет неполной без привлечения знаний по другим предметам художественно-эстетического цикла и без взаимодействия с учителями литературы, музыки, истории, мировой художественной культуры и технологии.

13—14. СКУЛЬПТУРА В АРХИТЕКТУРНОМ АНСАМБЛЕ И ИНТЕРЬЕРЕ

(уроки графики и скульптуры)

      Продолжение работы по теме. Главная цель этих уроков — продолжить знакомство учащихся с миром дворянской усадьбы, выделив в ней тему скульптуры как вида изобразительного искусства и средства украшения архитектурного ансамбля дворянской усадьбы и ее интерьеров. В ходе диалога об искусстве предлагаем учащимся назвать, какие объемные изображения относятся к скульптуре. Скульптура — это монументы на площадях городов, статуи в садах и парках, барельефы на фасадах зданий, портреты исторических деятелей и наших современников в залах музеев, изображения на медалях и т. д.
      Рассматривая вместе с учащимися произведения скульптуры в учебнике (с. 103—111), отметим разнообразие скульптуры по материалам, форме, размерам, содержанию, манере исполнения.
      Проводя с семиклассниками диалог об искусстве, предложите им заглянуть в историю западноевропейской и русской скульптуры, сравнить работы различных мастеров, оценить их  вклад в художественное наследие человечества.

      Заметки искусствоведа: из истории русской скульптуры. Истоки русской скульптуры относятся к древнейшим временам. Всевозможные культовые фигурки, идолы, выполненные из камня, глины и металла, резная деревянная утварь и причудливая резьба, украшавшая жилища, бытовали еще среди древнеславянских племен. Народная резьба, орнаментальные рельефы Киевской Руси, выполненные в камне, получили затем особое развитие во Владимиро-Суздальской Руси. К этому времени наряду с плоским рельефом появляется рельеф выпуклый, часто переходящий в горельеф.
      В конце XIV—XV в., когда Москва становится центром русских земель, наблюдается общий подъем русской культуры, искусство горельефа, а затем и барельефа получает дальнейшее развитие. Великолепное творческое мастерство резчиков, высокое развитие сложного рельефа позволили русским скульпторам решать сложные задачи, поставленные в XVII в., который в общей истории русской культуры является переломным. Вместе с другими видами изобразительного искусства скульптура приобретает светский характер.
      Сооружение новых зданий, разбивка садов и парков дали мощный толчок развитию декоративной скульптуры. Появляется круглая скульптура, новым содержанием наполняется рельеф, расцветает искусство скульптурного портрета. Развитию портретного искусства способствовало утвердившееся в это время новое представление о человеке как о созидателе и творце.
      Бурное развитие русской скульптуры в первой половине XVIII в. обусловило ее расцвет во второй половине этого столетия. В 1757 г. была основана в Петербурге Академия художеств, которая подготовила плеяду блестящих мастеров. Среди ее выпускников были такие замечательные скульпторы, как Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос.
      Изображая, как правило, человека, раскрывая его многогранную духовную жизнь, скульптура как бы вписывается в окружающую среду, посредством постановки фигуры, позы, жеста, связывая изображение с пейзажем и тем самым передавая отношение человека к нему. Ярким примером этого может служить памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса. Жестом правой руки К. Минин не только призывает князя Д. Пожарского на ратный подвиг, но и одновременно указывает на Кремль, олицетворяющий Русь, Отечество. Таким образом, скульптор включает Кремль в решение основной — патриотической — темы своего произведения.
      Наличие в садах мраморной скульптуры, о чем упоминали руководства по садоустройству, «определялось как характером сельского дома, так и чином, состоянием и богатством его хозяина». Садовая скульптура в аллеях регулярного сада располагалась в определенном порядке, с учетом ее сюжета, тематики, мифологической или аллегорической символики. Чаще всего это были многочисленные изображения Аполлона, Геркулеса, Меркурия, аллегории времен года и четырех времен суток. Позднее пейзажные парки пополнились мраморной скульптурой историко-мемориального содержания. (Подробнее см.: Русская скульптура. — М., 1979; С веком наравне. В 3 т. — М., 1966—1970.)

      Приглашая учащихся к диалогу об искусстве, помогите им понять, что, обращаясь к идеальным формам искусства Древней Греции и Рима, художники XVIII — первой половины XIX в. вкладывали в них современное им общественное содержание. Русский классицизм питали передовые идеи дворянства, отстаивавшего общенациональные интересы, пропагандировавшего сочувственное отношение к крепостному крестьянству, провозглашавшего гражданский долг выше личных интересов, высоко ставившего чувство патриотизма.
      Скульптура подмосковных дворянских усадеб на редкость многообразна. Здесь и мастерски исполненные копии широко известных античных памятников, и декоративные садовые фигуры, в которых заметно влияние барочных традиций, и строгие по композиции, часто обобщенно трактованные скульптуры эпохи классицизма.

      Заметки скульптора: процесс создания скульптуры. Созданию скульптуры любого вида и назначения предшествует большая творческая работа. Свои первые мысли по созданию будущего произведения скульптор фиксирует в рисунке. В поисках наиболее удачного решения своего замысла он создает целый ряд рисунков, различных по композиции и по трактовке главного образа, затем отбирает наиболее удавшиеся и приступает к выполнению эскиза в мягком материале — глине, воске или пластилине. В эскизе первоначальный замысел художника воплощается в объемную форму.
      Эскиз служит основой для разработки модели, которая может быть выполнена сразу в намеченном размере. Если же создается памятник, то сначала выполняется маленькая модель, примерно в 1/10 проектной величины, затем исполняется модель в половину величины и, наконец, в заданную величину. Причем каждая модель видоизменяется под творческой рукой скульптора и никогда не увеличивается механически. Готовая модель переводится в твердый материал — гипс, бронзу, гранит и т. д. Материал в создании художественного скульптурного произведения играет особую роль; дело не только в технике обработки того или иного материала, но и в особенностях самого художественного образа.
      Наиболее долговечным и чаще всего употребляемым материалом, особенно при сооружении памятников, является бронза. Благодаря вязкости и тягучести бронзы из нее можно отлить фигуры в любом движении, в любом повороте, создать сложные групповые композиции. Кроме того, бронза способна удержать большие тяжести на сравнительно тонком и высоком основании, например всадника на вздыбленном коне на двух точках опоры (задние ноги коня). Такое композиционное решение невозможно исполнить в мраморе, граните или дереве. А мрамор благодаря белизне, чистоте, разнообразию оттенков и плотной массе придает скульптурам особое благородство и красоту. Вместе с тем из-за своей хрупкости он требует больше точек опоры, ограничивает движение человеческой фигуры. (Подробнее см.: Бродский И. Жизнь в веках. Занимательное искусствознание. — М., 1983.)
      Заметки историка: рассказы современников о воздействии искусства скульптуры. Осенью 1836 г. А. С. Пушкин часто посещал мастерские художников и скульпторов, выставки, устраиваемые в Академии художеств. Поэт шел по залам, радостно оглядывая работы молодых. И вдруг увидел, как в скульптуре ожила старинная русская игра. Навстречу ему как бы шагнул юноша, играющий в бабки. Пушкин остановился и улыбнулся. «Слава Богу, — воскликнул он, — наконец и скульптура в России появилась народная!» Алексей Николаевич Оленин, президент Петербургской академии художеств и давний друг Пушкина, представил ему автора — молодого скульптора Николая Пименова. Поэт все всматривался в статую, потом достал записную книжку и, быстро написав в ней карандашом, вырвал лист с написанным стихотворением и отдал его смущенному скульптору. Пименов, волнуясь, прочел:

                  Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено
                  Бодро оперся, другой поднял меткую кость.
                  Вот уж прицелился... прочь! Раздайся, народ любопытный,
                  Враз расступись, не мешай русской удалой игре.

      Другое четверостишие поэт посвятил скульптуре Александра Логановского «Мальчик, играющий в свайку». Теперь в Русском музее обе статуи неразлучны как братья-близнецы — их воспел Пушкин. Той же осенью поэт приехал в мастерскую скульптора Бориса Ивановича Орловского и увидел здесь модели статуй М. И. Кутузова и Б. Барклая-де-Толли: статуи великих полководцев предназначались для установки перед Казанским собором в Петербурге. Эти модели сейчас хранятся в Русском музее. Радость, рожденная встречей поэта с искусством, получила выражение в следующих строках:

                  Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
                        Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе;
                  Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс-громовержец
,
                        Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир,
                  Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.

                        Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль.
                  Весело мне...


      Гипс, камень, бронза оживали в воображении поэта и волновали его пластикой движения, стремительностью линий. «Всякий талант неизъясним, — писал Пушкин, — каким образом ваятель в куске мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными, однообразными стопами?..» Эти слова приоткрывают завесу над размышлениями поэта под воздействием искусства. (Подробнее см.: Попова Т. Ф. Беседы о русской скульптуре / Т. Ф. Попова. — М., 1964; Летний сад: здания, статуи, люди / С. Андреев // Юный художник. — 2004. — № 6; Скульптура Летнего сада / И. Лисаевич, И. Бетхер-Остренко // Скульптура Ленинграда. — М.; Л., 1963; Крюковских А. П. Скульптура Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк. — Л., 2004.)

      Обсуждая с учащимися эстетические и художественные достоинства скульптурных изображений, предложите им описать свое впечатление от них, рассказать, что им известно о событиях, связанных с конкретными историческими лицами, чьи портреты представлены в учебнике (с. 103—109), насколько понятен замысел ваятеля. Отметьте, что многие мифологические сюжеты, которые сегодня воспринимаются как отвлеченные, в прошлом, у современников XIX в., ассоциировались с конкретными историческими событиями. С этими аллегориями и мифологическими сюжетами можно было в то время познакомиться благодаря переведенному на русский язык античному произведению — «Метаморфозы» Овидия и изданию времен Петра I «Символика и эмблематика». Обобщая ответы семиклассников, напомните, что скульптура была непременным украшением дворянских усадеб XVIII—XIX столетий, владельцы которых, заказывая и приобретая скульптурные изображения, хорошо представляли их назначение и роль в архитектурном, ландшафтном и культурном пространстве своего поместья.
      В рубрике учебника «Творческое задание» даются рекомендации учащимся по пластической деятельности, связанной с созданием фигур персонажей дворянской усадьбы. Выбрав для изображения запомнившийся образ из литературного или театрального произведения, семиклассники делают эскизы мужских или женских фигур в светских костюмах XVIII — начала XIX в. в движении. Это подготовительный материал для работы на следующем уроке, поэтому главным здесь является определение пропорции и особенностей светской одежды. Работа выполняется графическими материалами, легкими, тонкими линиями. На следующем уроке на основе набросков и подготовительного материала фигуры выполняются в объеме. Лепить можно из пластилина, этот материал хорошо знаком школьникам, а можно сделать фигурки в оригинальной технике лепки из мокрой бумаги в соответствии с технологическими картами в учебнике (с. 111).

15—16. СВЕТСКИЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ УВЕСЕЛЕНИЯ В ДВОРЯНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ И АТРИБУТЫ ПРАЗДНИКА, ДОМАШНИЙ ТЕАТР, ВЕРТЕП)

(уроки графики и скульптуры)

      Продолжение и завершение работы по теме. Уроки 15—16 заключают цикл занятий об усадебном мире дворянского сословия и подводят учащихся к самостоятельному выводу о взаимосвязи архитектурного комплекса дворянского поместья, облика его обитателей с укладом их жизни, знакомя семиклассников с традиционными праздниками и развлечениями в усадьбе.
      Приглашая учеников к диалогу об искусстве, напомним им, что дворянская усадьба на протяжении столетий воплощала мировоззрение русского человека. Здесь часто проходило детство младших членов семьи, нередко оканчивался жизненный путь старших. Усадьба — это своеобразный микрокосм жизни. Самобытной и сложной была судьба русской усадьбы после реформы 1861 г. Уникальная, пронизанная атмосферой духовности и неиссякаемого домашнего творчества, культура помещичьей России постепенно уходила в прошлое. Однако этот неизбежный процесс сопровождался своеобразной канонизацией усадьбы как символа родной старины. Отметим, что ностальгия по идеализированной гармонии жизненного уклада усадьбы пронизывает произведения многих поэтов, писателей, художников конца XIX — начала XX в.

      Заметки историка: культура русского дворянства — часть русской национальной культуры. Богатого дворянства в России было немного, основная масса русского дворянства была средним и даже бедным. Значительная часть дворян не владела ни землей, ни крепостными. Дворянами были учителя гимназий, архитекторы, художники, врачи и инженеры, писатели и поэты. Исследователь русского дворянства прошлого столетия Г. А. Евреинов писал о совпадении понятий «интеллигент» и «дворянин». Он подчеркивал, что понятия дворянина, военнослужащего, чиновника, землевладельца и образованного человека почти совпадают, поэтому почти все дворянское сословие состояло из просвещенных людей России. Дворянство сотни лет являлось служилым сословием, и именно из его представителей прежде всего комплектовались ряды военачальников, ученых, государственных и политических деятелей, людей культуры.
      Огромная часть выдающихся людей России XVIII—XIX вв. принадлежала к дворянству. Из знатных дворянских родов вышли Е. А. Баратынский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, А. И. Герцен, А. И. Одоевский, Н. П. Огарев, А. Н. Радищев, А. К. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев. Из средних и бедных дворян вышли Н. В. Гоголь, Д. В. Григорович, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский.
      Неповторимая атмосфера усадьбы сформировала мироощущение не одного поколения дворян. Любовь к природе, прививаемая с самого детства, вырастала до любви к Отечеству. В усадьбах прошли детские годы Лермонтова, Оболенского, Бестужева-Рюмина и др. Они созревали как личности в условиях усадебного быта и впоследствии всю жизнь были связаны с ним.
      Усадебный быт дворян был многообразен. Усадебная среда давала простор для развития индивидуальных интересов и способностей их владельцев. В своих имениях они пытались компенсировать недостаток впечатлений и светских удовольствий домашним творчеством, поэтому столь сильна была связь с усадебным бытом таких камерных жанров искусства, как вышивание, бисерное шитье, плетение кружев, рисование акварелью и пером в семейных альбомах, вырезывание силуэтов, музицирование, пение, любительские спектакли. (Подробнее см.: Подмосковье. — М., 2000.)
      Отметим, что дворянские усадьбы являлись не только прекрасными архитектурными ансамблями, но и центрами ремесла, народного творчества, центрами культуры в той местности, где располагались. Диалог об искусстве на уроках 15—16 — это разговор не только о прошлом, но и о настоящем, о преемственности культуры, о сохранении ее и развитии.

      Заметки театроведа: дворянские имения — уникальные центры культуры. Особым развлечением в усадьбах был крепостной театр. Репертуар усадебных театров составлялся из специально написанных пьес. В усадебном спектакле объединялось несколько жанров: балет, опера, драма, да и само театральное представление сливалось с общим праздником. В программу праздников крупных дворянских усадеб входили театральные представления домашних трупп. Театры Шереметева, Орлова, Воронцова, Разумовского, Голицына отличались высоким уровнем технического устройства, репертуара, исполнительского мастерства актеров. Самая большая труппа была у Шереметева, который организовал свой театр в 1778 г.; тогда его труппа насчитывала 115 человек.
      В тверском имении дворян Толстых — Новые Ельцы — существовали «театр, музыка духовная и роговая, певчие». Музыкантами, певчими были крепостные крестьяне, для обучения которых музыкальной культуре много делали владельцы усадьбы. Новые Ельцы — место, где возник первый театр в районе Верхней Волги. В городе Осташкове театр появился после того, как горожане, побывав в крепостном театре в усадьбе Новые Ельцы, так пленились чудом театра, что весной 1805 г. в пустом сарае на Приозерной улице Осташкова устроили свой первый спектакль, копию того, что видели в имении Толстых. Так начинался осташковский театр, один из типичных провинциальных театров, вклад которых в отечественную культуру исключительно велик. (Подробнее см.: Где вы, любезные предки? / Т. Барсегян // Памятники Отечества. — 1992. — Вып. 25; Шуцкая Г. Слава русской старине // Юный художник. — 1995. — № 11—12; Тарханова С. Старинные фейерверки в России // Юный художник. — 2004. — № 8.)

      Рассматривая вместе с учащимися картины усадебной жизни в учебнике (с. 112—116, 119), обратим их внимание на желание авторов показать зрелищность развлечений, их разнообразие и притягательность. Предлагаем ученикам самостоятельно выделить средства художественной выразительности, использованные художниками в композиции произведений. Нацеливая семиклассников на творческую работу по изображению рождественского бала или театрального представления, рекомендуем вспомнить другие увеселения дворянского общества, которые известны им по произведениям классической литературы.
      Приведем, например, описание Святок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

      «...гусары, барыни, ведьмы, паяцы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц Диммлер с барыней открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате...
      После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик и устроили общие игры».

      Заметки культуролога: традиции организации праздников в дворянских усадьбах. Праздники посвящались определенным семейным событиям, датам и проводились по специальным программам, продолжаясь 2—3 дня, а иногда и недели. К семейным праздникам приглашали родню и близких знакомых. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п.
      Но особенно большое значение придавалось званым вечерам и балам, которые выполняли еще одну важную функцию: они позволяли налаживать и поддерживать не только связи между разными кругами общества, но самое главное — связи между разными поколениями. Это было очень существенно, так как обыкновенно женщины выходили замуж рано, а мужчины женились относительно поздно. В богатых домах для приемов служили парадные апартаменты; обычно они располагались анфиладой, центральную часть которой занимал бальный зал, а по сторонам располагались гостиные, буфетные, столовые. В домах победнее для приема использовались жилые помещения, несмотря на некоторые неудобства хозяев.
      К балу готовились очень тщательно, важное место в этой подготовке занимал и внешний вид, в частности прическа. Для того чтобы понять сущность бала, надо иметь в виду, что танцы были в нем лишь организующим стержнем. Каждый танец влек за собой соответствующие для него темы разговоров. При этом разговор, беседа составляли не меньшую часть танца, чем движение и музыка. Непроизвольные шутки, нежные признания и решительные объяснения распределялись по рангу следующих друг за другом танцев. Менуэт, мазурка, полонез, котильон, вальс — каждый танец имел свои интонации и темп, задавал определенный стиль не только движений, но и общения.
      Однако не все гости, пришедшие на бал, могли наслаждаться танцами. По правилам хорошего тона протанцевать весь бал могли только молодые люди обоих полов. Для женщины бальный век безвозвратно заканчивался с того момента, как она вывозила на бал свою старшую дочь, или, если старшими были сыновья, с того времени, как они женились. Таким образом, годам к тридцати двум, а то и к тридцати дама уже превращалась в матрону, которой неприлично было порхать в вальсах наравне с молодежью.
      Бал обладал стройной композицией как праздничное целое, подчиненное строгим законам. Степень этого подчинения была различной: между многотысячными балами в Зимнем дворце, приуроченными к особо торжественным датам, и небольшими балами в домах провинциальных дворян с танцами под крепостной оркестр или даже под скрипку, на которой играл учитель-немец. И все же, несмотря на то что бал предполагал строгую внутреннюю организацию, ограничивая свободу внутри него, он продолжал оставаться любимым развлечением дворянства на протяжении многих поколений. (Подробнее см.: Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. — М., 1989; Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Конец XVIII — начало XX в. / А. Ф. Некрылова. — Л., 1984; Ефимова Е. С. Взаимоотношения «земного» и «потустороннего» в современной устной словесности кукольников / Живая кукла // Живая старина. — 2006. — № 1; От Рождества до Крещения // Праздник. — 2006. — № 1; Греф А. Вертепное действо / Рождество // Искусство. — 2007. — № 23.)

* * *
...А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество:
Ребенок ли, взрослый — все празднику рады,
И в каждой семье торжество.
Где дети — там елка, богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах!

                                                                        И. Бунин

* * *
Вот дом старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман,
В нем залы гулкие украшены
Изображением пейзан.


Мне суждено одну тоску нести,
Где дед раскладывал пасьянс
И где влюблялись тетки в юности
И танцевали контраданс.

И сердце мучится бездомное,
Что им владеет лишь одна
Такая скучная и темная
Незолотая старина...

                                                Н. Гумилев

      Подводя итоги беседе, предложите школьникам выделить наиболее яркие, запоминающиеся коллективные увеселения в дворянских усадьбах, о которых участники потом вспоминали всю жизнь. Помогите им обнаружить подобные существующие или возрождающиеся традиции в современной жизни.
      Давая семиклассникам установку на творческую работу, предложите подумать, каким образом они могут изобразить красоту и необычность рождественского праздника в дворянской усадьбе, выразив свои впечатления от услышанного или прочитанного и применив полученные знания и умения. Можно рекомендовать школьникам, объединившись в малые группы, выбрать один из трех видов деятельности:
      1. Создание коллективной композиции в силуэтной технике на тему «Бал в дворянской усадьбе» с выполнением фигур участников бала по представлению и описанию.
      Художественная организация композиции интерьера для проведения бала и размещения фигур участников потребует предварительных набросков. При выполнении фрагмента фризовой коллективной композиции следует учесть соразмерность элементов изображения, единство материала, цветового решения и техники изображения (учебник, с. 113, 114).
      2. Выполнение коллективной композиции на тему рождественского праздника в объемно-пластической форме — из пластилина.
      Художественное сотрудничество учащихся здесь тоже начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается ее составлением из частей: фигур, одежды, мебели и т. д.
      3. Создание театра «Вертеп», об особенностях изготовления которого подробно рассказано в учебнике (с. 119—120), позволит не только воспроизвести один из самых интересных и традиционных рождественских подарков, но и участвовать в представлении этого кукольного театра для младших школьников.
      В подготовке материалов к созданию коллективных композиций на тему «Мир дворянской усадьбы» потребуется взаимодействие с другими учителями — литературы, музыки, истории, технологии, помощь которых не только повысит содержательное и художественное качество итоговых работ школьников, но и усилит их значимость в жизни школы.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>