ЗАЧЕМ ЛЕТАЮТ В КОСМОС?

Задачи урока: систематизировать и расширить элементарные представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека; продолжать обучение работе в группах (бригадах).

Планируемые достижения учащихся: запомнить, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоить, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований; научиться различать естественный и искусственные спутники Земли.

Оборудование. У учителя — карточки с заданиями для работы бригад. У учащихся — карточка с изображением земного шара и вырезанная из бумаги маленькая фигурка корабля «Восток» для моделирования первого космического полета; у заранее подготовленного ученика карточка с отрывком из воспоминаний Ю. Гагарина; ножницы, клей для работы с Приложением тетради.

Ход урока

      Учитель просит детей вспомнить, о чем они узнали на прошлом уроке. (Зачем нужны самолеты.) После этого предлагает загадку:

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это?
      (Космонавт)

      Учитель: «Что за профессия — космонавт? (Ответы детей.) Зачем люди летают в космос?»

      Звучат свободные ответы детей, после чего учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке мы постараемся побольше узнать об этом.

      Учитель: «Но сначала скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым космонавтом».

      Дети отвечают, после чего работают с учебником (с. 118): читают первое предложение, рассматривают портрет Ю. Гагарина, затем рассматривают изображение корабля «Восток» и читают подпись к нему.

      Учитель: «Сейчас космонавты довольно часто летают в космос, мы к этому уже привыкли. Но когда в космос полетел первый космонавт, люди всего мира испытали изумление и восторг.

Такого чуда не было вовек —
В холодный Космос
Мчится человек!
Имя Гагарин,
Юрий Гагарин
В память людей
Вошло навсегда.
Подвиг его легендарен!
Мир смельчаку благодарен,
Родина им горда!
      О. Высотская

      Больше часа, а именно 108 мин, длился первый полет человека в космосе. За это время корабль облетел весь земной шар и опустился в точно заданном районе».

      Дети на столах моделируют полет, обводя фигурку корабля «Восток» вокруг изображения Земли на карточке.

      Учитель: «Корабль приземлился на вспаханное поле. И тут произошел интересный эпизод, о котором Юрий Гагарин потом рассказывал».

      Учитель предоставляет слово заранее подготовленному ученику, который читает по карточке отрывок из воспоминаний Ю. Гагарина: «Ступив на твердую землю, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, тем шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид, наверное, их пугал. Ничего подобного они еще не видели…»

      Учитель: «Что удивило и напугало женщину и девочку? Что такое скафандр?»

      Далее выполняется задание в рабочей тетради (с. 48) — дети вырезают из Приложения детали скафандра и одевают мальчика.

      На следующем этапе урока учащиеся знакомятся с космической станцией и работой космонавтов на ней. Это можно сделать следующим образом. Учитель просит детей еще раз рассмотреть в учебнике корабль Юрия Гагарина и сравнить его с современной космической станцией (с. 118—119). Важно подчеркнуть: корабль «Восток» всего лишь один раз облетел вокруг Земли, а современная космическая станция находится в космосе много лет; это настоящий космический дом, в котором космонавты живут по многу месяцев. Дети читают текст в учебнике (с. 119). Затем проводится работа по бригадам, которые получают на карточках два варианта заданий.

      1-й вариант

      На рисунке космическая станция изображена с большими и широкими «крыльями». Что это за «крылья»? Для чего они нужны?

      Найдите ответы в тексте и подготовьте сообщение классу.

      «Крылья» космической станции — это солнечные батареи. Они «ловят» солнечные лучи и превращают их в электрический ток. А ток освещает, обогревает станцию и питает все научные приборы.

      2-й вариант

      Какие научные исследования проводят космонавты на космической станции?

      Прочитайте об этом в тексте и подготовьте сообщение классу.

      Космонавты в иллюминатор наблюдают Солнце и звезды, фотографируют Землю. Им приходится плавить и сваривать металл, испытывать прочность различных материалов. Космонавты выращивают на станции различные растения, чтобы узнать, как они чувствуют себя в космосе.

      После выполнения заданий представители каждой бригады выступают с сообщениями. Остальные дети уточняют и дополняют ответы. После этого делается вывод о том, зачем же люди летают в космос (чтобы проводить научные исследования).

      Дополнительно учитель может сообщить, что на рисунке в учебнике показана российская станция «Мир», которая работала в космосе больше 15 лет. Сейчас в космосе работает Международная космическая станция, на которой вместе трудятся космонавты разных стран — российские, американские, французские и др.

      На заключительном этапе урока дети знакомятся с искусственными спутниками Земли, узнают об их назначении.

      Учитель: «Вы уже знаете, что у нашей планеты есть естественный спутник. Как он называется? (Луна.) Но человек смог создать и запустить в космос искусственные спутники Земли. Найдите на рисунке в учебнике первый искусственный спутник, рассмотрите его. Этот спутник создали и запустили в нашей стране. Когда это произошло, радиостанции всего мира прервали свои передачи, чтобы сообщить самую главную новость. Русское слово „спутник“ вошло во все языки мира. Сейчас в космосе постоянно находится много искусственных спутников. Зачем же они нужны?»

      Дети самостоятельно ищут ответ на этот вопрос, рассматривая рисунок в учебнике (с. 118—119, внизу). Затем желающие рассказывают по рисунку о назначении спутников. Остальные следят за ответом, проводя пальчиком по цветным стрелкам.

      При подведении итогов урока учитель спрашивает: «Зачем космонавты летают в космос? Зачем в космос запускают спутники?»

Физкультминутки. Учитель говорит: «Для того чтобы стать космонавтом, надо не только много знать, но и быть сильным, выносливым. А для этого нужно делать зарядку».

Малыши, малыши —
Дружные ребятки.
Малыши, малыши
Вышли на зарядку.
       Вот так, вот так
       Вышли на зарядку.
Раз-два
-три, раз-два-три,
Ноги поднимайте.
Раз-два
-три, раз-два-три,
Веселей шагайте.
       Вот так, вот так.
       Ноги поднимайте.
Раз-два
-три, раз-два-три,
Потянитесь дружно.
Раз-два-три, раз-два-три,
Закаляться нужно.
       Вот так, вот так
       Потянитесь дружно.
Раз-два-три, раз-два-три,
Сели и привстали,
Раз-два-три, раз-два-три,
Ноги крепче стали.
       Вот так, вот так
       Сели и привстали.
             Л. Миронова