ЗАЧЕМ МЫ СПИМ НОЧЬЮ?

Задачи урока: помочь детям понять значение сна в жизни человека, совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну, показать, что спят не только люди, но и животные, познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.

Оборудование. У учителя — видеозаписи спящих животных, принесенные детьми, книга «Зеленые страницы», видеофрагмент о жизни ночных животных, звукозапись песни «Спят усталые игрушки…». У учащихся — цветные фишки.

Предварительная работа. Учитель просит детей понаблюдать, как спят их домашние питомцы (собака, кошка, хомячок, попугайчик и др.); если есть возможность, снять это с помощью взрослых на видео и принести записи в школу за один-два дня до урока. Учитель заранее просматривает записи и отбирает короткие фрагменты для показа.

Ход урока

      В начале урока учитель спрашивает детей, хорошо ли они спали ночью.

      Учитель (указывая на спящего Муравья Вопросика): «А вот Муравьишка спал плохо. И знаете, почему? Всю ночь его мучил вопрос: „Зачем мы спим ночью?“ Давайте подумаем, как ответить Муравьишке, и все ему скажем, когда он проснется».

      Дети высказываются, после чего читают слова Мудрой Черепахи в учебнике (с. 108, вверху).

      Учитель предлагает рассмотреть рисунок под этими словами, спрашивает: «Что случилось с мальчиком? Почему он заснул на уроке? О чем он мечтает во сне?»

      После этого дети читают текст под рисунком.

      Для выработки правил подготовки ко сну выполняются задания в нижней части страницы. Сначала дети работают самостоятельно: анализируют рисунки и фишками разного цвета обозначают, что нужно делать перед сном (зеленые фишки — почистить зубы, проветрить помещение); что можно делать (желтая фишка — почитать книгу); чего нельзя (красные фишки — много есть, играть в шумные, подвижные игры, смотреть страшные фильмы). После этого дети рассказывают о своих выводах, а затем могут (при работе по варианту А) закрасить кружки возле рисунков в соответствующие цвета. Далее учитель беседует с детьми по вопросу и заданию под рисунками: «Как ты готовишься ко сну вечером? Подумай, все ли ты делаешь правильно».

      Закрепить правила подготовки ко сну можно с помощью подвижной игры «Верно или нет?». Если высказывание учителя верно, дети складывают руки как во сне, если нет, хлопают в ладоши и стучат ногами. Эта игра выполнит роль одной из физкультминуток.

Перед сном нужно:
— почистить зубы и умыться;
— попрыгать и побегать;
— проветрить комнату;
— посмотреть страшный фильм.

      После этого учитель читает детям текст в рабочей тетради (с. 44), спрашивает, что им снится, предлагает дома выполнить задания из этой тетради.

      Переходя к следующему этапу урока, учитель читает фрагмент стихотворения С. Капутикян «Все спят»:

Жучка тявкнула во сне,
Хвостиком вильнула.
Котик, серенький коток
Спит у ножки стула…

      Учитель просит детей по своим наблюдениям рассказать о том, как спят их домашние питомцы (собака, кошка, хомячок, попугайчик и др.). Если дети подготовили видеозаписи, демонстрируются отобранные фрагменты.

      Затем проводится беседа о животных, которые ночью не спят. При этом используется рисунок на с. 109 учебника. Пусть дети назовут изображенных животных. Могут возникнуть затруднения при распознавании светлячка. Самец этого удивительного жука изображен в полете, а сам- ка — на травинке (она бескрыла и похожа на червячка). Можно предложить детям загадки о ночных животных, например:

Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло.
      (Сова)

      Пусть дети скажут, что им известно об этих животных. Учитель сообщает дополнительные сведения. Например, можно прочитать фрагмент рассказа из книги «Зеленые страницы» о летучих мышах (с. 205—206, со слов «Когда над землей сгущаются сумерки…» до слов «Они охотятся, хватая на лету ночных бабочек, жуков и прочих насекомых»); затем учитель напоминает детям об эхе и пересказывает содержание следующего абзаца — о том, как летучая мышь использует эхолокатор. По возможности следует продемонстрировать видеофрагмент о жизни ночных животных. Если дети бывали в подземной галерее Московского зоопарка (с. 28 учебника), учитель просит вспомнить, каких ночных животных они там видели.

      Далее проводится работа по рисункам в нижней части с. 109 учебника. Учитель подчеркивает, как трудна, но в то же время необходима для всех нас работа людей, изображенных на рисунках.

      В конце урока Муравей Вопросик просыпается и дети объясняют ему, зачем мы спим ночью.

      Закончить урок можно пением одного-двух куплетов колыбельной «Спят усталые игрушки…» (сл. З. Петровой, муз. А. Островского) с использованием звукозаписи.

Физкультминутки. Может быть использовано стихотворение В. Берестова «Ночная считалка»:

Раз-два-три-четыре-пять!
Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон,
Кто уснул, увидит
Сон.

Рекомендации для занятий в семье

      1. Поговорите с ребенком о его снах. Помогите выполнить задание в рабочей тетради (с. 44).

      2. Расспросите ребенка о том, что нужно, что можно и чего нельзя делать перед сном. Следите за тем, чтобы ваш ребенок правильно готовился ко сну.