Махов С.И., Махова И.П. География. Поурочные разработки. 7 класс


Урок 15. Океанические течения

      Цели урока:
      • Раскрыть причины кругового движения поверхностных вод Мирового океана.
      • Дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.
      • Показать взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей.
      Оборудование: учебник, атлас, карта океанов, физическая карта полушарий.
      Основное содержание: океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.
      Практикум. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное).
      Проверка домашнего задания:
      1. Назовите основные принципы выделения климатических поясов.
      2. Покажите различие между основными и переходными поясами.
      3. Дайте описание тропического климатического пояса.
      4. Назовите и покажите на карте все климатические пояса Земли.

      Изучение нового материала:
      В начале урока учитель вводит понятие «течение» и раскрывает влияние течений на природу Земли.
      Горизонтальный перенос огромных масс воды из одного места океана в другое называется течением. Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли (анализ рис. 40 учебника).
      Конкретизация и систематизация знаний о видах течений Мирового океана осуществляются посредством составления схемы или таблицы, где следует отразить их различие по температуре, глубине, времени действия.

Таблица 15

Классификация океанических течений

по температуре

по глубине

по происхождению

по времени

Теплые
Холодные

Поверхностные
Глубинные
Придонные

Ветровые
Приливно-отливные
Плотностные

Постоянные
Сезонные

      Переходя к рассмотрению поверхностных течений, вначале следует повторить схему общей циркуляции атмосферы (рис. 33 учебника). Учащиеся определяют направления пассатов и западных ветров. Далее учащимся предлагается сопоставить карту ветров с картой течений и сделать вывод.
      Главная причина образования течений — ветер, который вызывает горизонтальное движение поверхностных вод океана. Особенно мощные течения образуются под воздействием постоянных ветров.
      Учитель объясняет механизм образования течений на примере Атлантического океана. Схему течений в Тихом и Индийском океанах школьники рассматривают самостоятельно.
      Далее учащиеся дают характеристику течения Западных Ветров по плану, указанному в задании 7 на с. 59 учебника.
      Течение Западных Ветров проходит с запада на восток по южной периферии Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Это самое мощное течение Мирового океана. Ширина его в некоторых местах достигает 1300 км. Скорость на поверхности невелика (до 1 км/ч), с глубиной уменьшается. Образование этого течения обусловлено западными ветрами, которые господствуют в умеренных широтах. По физическим свойствам вод — холодное, по времени действия — постоянное.
      В заключение урока учащиеся наносят на контурную карту течения, названия которых выделены жирным шрифтом в § 15.
      Домашнее задание: 1) изучить § 15; 2) ответить на вопросы 2—4; 3) выполнить задания 1, 5—7.

Урок 16. Реки и озера Земли

      Цели урока:
      • Показать зависимость рек и озер от рельефа и климата.
      • Раскрыть роль рек в жизни людей.
      • Продолжить формирование умения описывать реки и озера.
      Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, слайды.
      Основное содержание: реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
      Практикум. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.
      Проверка домашнего задания:
      1. Объясните основные причины образования течений.
      2. Приведите примеры влияния течений на природу материков.
      3. Какое влияние оказывают течения на климат?

      Изучение нового материала:
      Внутренние воды, или воды суши, — это многочисленные реки, озера, болота, подземные воды, ледники, искусственные водоемы.
      Наиболее широко в хозяйстве используются речные воды. Для оценки той или иной реки в жизни и деятельности человека очень важно знать ее характеристики.
      План характеристики реки
      1. Название реки.
      2. Исток, направление течения, устье.
      3. Характер течения.
      4. Притоки.
      5. Источники питания.
      6. Тип водного режима.
      7. Хозяйственное использование.
      Общая характеристика рек территории (материка, страны) дается в определенной последовательности:
      1. Обеспеченность реками данной территории в сравнении с другими территориями (много или мало, преобладают большие по протяженности реки или небольшие реки); причины такого наличия рек (особенности климата, размеры материка, расстояние между водоразделами и устьем); самые крупные реки территории.
      2. Направление течения большинства рек, причины (связь с наклоном поверхности территории); реки, относящиеся к различным бассейнам Мирового океана.
      3. Характер течения типичных для территории рек; связь характера течения рек с рельефом местности, по которой они протекают.
      4. Главные источники питания (дождевое, снеговое, ледниковое, подземными водами) в разные сезоны года, исходя из особенностей климата; в какое время года и из каких источников реки получают наибольшее количество воды и разливаются.
      5. Наиболее типичная река данной территории (описание на основе карты и типового плана характеристики реки).
      При рассмотрении озер следует отметить, что в них сосредоточены значительные запасы воды. Озера занимают около 1,8% суши, но размещены неравномерно (см. Приложение, с. 246—247 учебника). В распространении озер по земной поверхности наблюдается зональность, объясняемая зависимостью озерности территории от климата. Особенно много озер в тундре и лесной зоне.
      Учащимся следует напомнить, что озера различаются по размерам, особенностям стока, солености воды, происхождению озерных котловин.
      Далее учитель знакомит школьников с планом характеристики озера и предлагает им описать крупнейшие озера мира.
      План характеристики озера
      1. Географическое положение.
      2. Происхождение озерной котловины.
      3. Особенности стока.
      4. Особенности минерального состава воды.
      5. Хозяйственное использование.
      В конце урока учащимся предлагается отметить на контурной карте крупнейшие реки и озера мира.
      Домашнее задание: 1) изучить § 16; 2) ответить на вопросы 2—4; 3) выполнить задания 1 и 7 на контурной карте; 5, 6, 8 — письменно в тетради.

Урок 17. Учимся с «Полярной звездой» (3)

      Цели урока:
      • Формировать умение поиска и отбора информации в Интернете.
      • Формировать умение составлять описание объектов и явлений на основе имеющихся материалов.
      Оборудование: учебник, атлас, интернет-ресурсы.
      Основное содержание: географическая исследовательская практика (поиск информации в Интернете).
      Проверка домашнего задания:
      1. С чем связана неравномерность распределения рек и озер на земном шаре?
      2. Назовите и покажите на карте крупнейшие реки и озера мира.
      3. Дайте описание одной из рек (по выбору).

      Изучение нового материала:
      Интернет располагает большими возможностями для подготовки к уроку в силу следующих особенностей курса географии:
      1. Потребность в постоянном обновлении и актуализации используемых материалов, статистики, графиков.
      2. Ориентация на наглядное представление изучаемого материала.
      3. Использование на уроке интернет-проекта.
      Главная задача урока — познакомить учащихся с тем, как нужно организовывать и планировать свои действия и свое время при проведении исследования, как оценивать разные источники информации, выделять главное, делать выводы.
      Заглянем на самый популярный в России поисковый сервер Яндекс и поищем информацию о Мертвом море. Учащиеся следуют инструкции, данной в § 17.
      Рекомендуется искать географическую информацию методом от общего к частному, т. е. поиск по ключевым словам, вводимым на поисковых сетевых машинах Рамблер, Апорт, Яндекс. Эти поисковые машины в течение нескольких секунд производят сканирующий поиск по своей базе. Все ресурсы можно условно разделить на следующие категории:
      а) базы данных;
      б) публикации средств массовой информации на географические темы, картографический материал, электронные библиотеки, словари и справочники;
      в) графическая информация с изображением географических явлений и природных объектов;
      г) географические тесты.
      Необходимо отметить, что при отборе материала к уроку нужно помнить, что не вся информация, предоставленная в Интернете, является достоверной. Поэтому учитель должен развивать у учеников критическое мышление, научить анализировать информацию, выделять главное, адекватно оценивать достоверность по косвенным признакам.
      Основную информацию по географии можно найти на сайтах:
      Живая природа — http://www.sci.aha.ru/biodiv/npd/index.htm
      Заповедники и национальные парки — оперативная и справочная информация — http://www.biodat.ru/db/oopt/grp/index.htm
      Совет Безопасности ООН — http://www.un.org/russian/sc/index.html
      Национальный Центр Опеки Наследия — http://www.ntrust.ru
      Бюро ЮНЕСКО в Москве — http://www.unesco.ru/rus/index.php
      Домашнее задание: 1) изучить § 17; 2) на основе материалов Интернета составить описание любого озера или реки.

Урок 18. Растительный и животный мир Земли

      Цели урока:
      • Показать разнообразие растительного и животного мира на планете.
      • Сформировать понятие о географической зональности.
      • Выявить связь растений и животных с природными условиями.
      • Подчеркнуть значение биоразнообразия на Земле и необходимости его сохранения.
      Оборудование: учебник, атлас, карта растительного и животного мира, слайды.
      Основное содержание: растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.
      Проверка домашнего задания:
      Заслушать описания различных объектов, подготовленных на основе материалов Интернета.

      Изучение нового материала:
      При изучении этой темы выявляются закономерности и особенности распространения растительного покрова и животного мира планеты. Работа ведется путем анализа карт и текста § 18.
      Отмечая роль растений и животных в природе и жизни человека, необходимо показать воздействие деятельности человека на эти компоненты.
      Учитель сообщает следующие факты. Вымирание живых форм — часть естественного хода эволюции. Виды исчезают с тех пор, как на Земле появилась жизнь. Считается, что вымерло примерно 90% всех когда-либо существовавших живых форм. В некоторые периоды земной истории темпы вымирания увеличивались. Это могло быть вызвано, например, изменениями климата. Ускорение данного процесса в наше время связано в первую очередь с вмешательством человека в природу. При этом желательно заслушать сообщения учащихся об отрицательном воздействии человека на растительный и животный мир, о мерах по охране и восстановлению растительного покрова и животного мира.
      Для актуализации знаний можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:
      1. В народе говорят: «Срубили дерево в горах — потеряли плодородную землю в долине». Как вы объясните, почему бытует такое утверждение?
      2. Какие последствия будет иметь нарушение экологического равновесия в условиях нерационального сведения леса? Перечислите компоненты природы, которые при этом наиболее пострадают.
      3. Объясните и докажите существующие взаимосвязи и взаимодействия между растительным и животным миром.
      4. Чем различаются особоохраняемые природные территории — заповедники, национальные парки, заказники? Назовите известные вам национальные парки мира.
      5. Что такое Красная книга? Какие виды растений и животных вашей местности занесены в эту книгу?
      Обсуждая важность сохранения лесных ресурсов, учитель может предложить учащимся задание определить, сколько деревьев (м³ древесины или какую площадь леса в гектарах) можно сохранить, если семья (в среднем из четырех человек) в городе (поселке, области, стране) сэкономит в месяц по одной ученической тетради.
      При этом надо опираться на следующие данные:
      — одна тетрадь весит 40 г;
      — из одного взрослого дерева вырабатывают 60 кг бумаги;
      — для производства 1 т бумаги и картона требуется 4,5 м3 древесины, что составляет 16—17 взрослых деревьев;
      — на одном гектаре леса произрастает в среднем около 500 взрослых деревьев;
      — при использовании 1 млн т макулатуры можно спасти лесополосу шириной 100 км от Москвы до Санкт-Петербурга.
      Исходя из этой информации, учитель может сформулировать и предложить учащимся решить и другие задачи.
      Домашнее задание: 1) изучить § 18; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.
      Задания на выбор: 1) В 1960 г. в городе Сиэтле (США) состоялся Всемирный лесной конгресс. Лесоводы 96 стран, которые собрались здесь, решили заложить парк Дружбы народов, где представитель каждой делегации должен был посадить «национальное дерево своей родины». Используя дополнительную литературу, приведите примеры соответствия страны и национального дерева, продолжив заполнение таблицы.

Таблица 16

Страна

Национальное дерево

Канада

Клен

 

 

 

 

 

 

 

 

      2) Подготовить сообщение об одном из национальных парков мира.

Урок 19. Почвы

      Цели урока:
      • Выявить причины, определяющие разнообразие почв на Земле.
      • Сформировать знания о зональных типах почв.
      • Формировать умение анализировать схему «Почвы природных зон Земли».
      • Продолжить формирование умения анализировать тематические карты.
      • Сформировать убеждение в необходимости охраны и восстановления почв.
      Оборудование: учебник, схема «Почвы природных зон Земли», атлас.
      Основное содержание: почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
      Проверка домашнего задания:
      1. Как связаны животные и растения с природными условиями?
      2. Каковы основные причины различия флоры и фауны на материках?
      3. Почему важно сохранять биоразнообразие Земли?
      4. Какие виды человеческой деятельности приводят к сокращению биоразнообразия?

      Изучение нового материала:
      В начале урока необходимо обеспечить положительную мотивацию темы, показав значение почвы в природе и жизни человека.
      При выявлении закономерностей распространения главных типов почв Земли, а также связей между природными условиями, свойствами почв и характером их использования человеком полученные знания можно систематизировать в таблице.

Таблица 17

Условия образования, свойства и использование
главных типов почв Земли

Тип почвы

Природная зона

Основные условия образования почвы

Количество гумуса

Естественное плодородие

Хозяйственное использование почв и меры по улучшению их плодородия

 

 

 

 

 

 

      Перед заполнением таблицы необходимо ознакомить учащихся с почвенной картой мира в атласе. Затем работу можно организовать по группам. Каждая группа учащихся получает задание составить таблицу характеристики одного из типов почв.
      В ходе этой работы учащимся предстоит выполнить следующие учебные действия:
      1. Проследить по картам смену типов почв с севера на юг.
      2. Определить, какой природной зоне соответствует определенный тип почвы.
      3. Установить, в каких условиях происходит почвообразование данного типа почвы.
      4. Выявить связи между условиями образования типов почв и их свойствами.
      5. Выделить свойства почв, имеющие значение для их использования в хозяйственной деятельности.
      6. Выявить взаимосвязи в системе «почва — человек»: что дает почва человеку, как человек использует природные условия и свойства данного типа почвы? Установить обратную связь в этой системе, ответив на вопрос: «Какие мероприятия проводятся по улучшению природных свойств и поддержанию плодородия рассматриваемых почв?»
      В процессе работы над таблицей 17 учащиеся используют в качестве источников знаний различные карты (почвенную, климатическую, природных зон), текст § 19 и рисунок 51 учебника.
      Далее рассматривается вопрос об изменении почв в процессе хозяйственной деятельности. Воздействие человека на почву вызывает ухудшение ее качества и плодородия. К особо опасным последствиям воздействия человека на почву следует отнести эрозию почвы, загрязнение химическими веществами, неправильные методы земледелия (распашка легко эродируемых почв, неправильная распашка склонов, внедрение монокультур), засоление, заболачивание, а также прямое уничтожение и занятие почв под постройки и т. д.
      Возможности для дальнейшего увеличения площади пахотных земель в мире почти полностью исчерпаны. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье необходимо рациональное использование почвенных ресурсов и повышение плодородия почв. Важная роль в этом принадлежит мелиорации земель.
      При рассмотрении проблемы мелиорации земель можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:
      1. Уменьшится ли зависимость человека от плодородия почв с развитием НТП?
      2. Почему орошение может привести к вторичному засолению?
      3. Считаете ли вы необходимым проводить регулярное орошение черноземов для повышения урожайности?
      4. Какое значение в орошении почв имеет рельеф?
      Понятия «эрозия почв», «мелиорация» можно рассмотреть после анализа содержания опорных схем. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на самом важном в изучаемом материале, наглядно вскрыть сложные взаимосвязи в цепочке «почва — человек — почва».

Таблица 18

Виды эрозии

Ветровая

Водная

Антропогенная

Пыльные бури

Повседневная ветровая эрозия

Овражная эрозия

Смыв почв

Усиление естественной эрозии

 

 

 

 

 

Таблица 19

Виды мелиорации

Орошение

Осушение

Известкование

Севооборот

Лесонасаждения

Внесение удобрений

Механизированная обработка почвы

 

 

 

 

 

 

 

      Домашнее задание: 1) изучить § 19; 2) ответить на вопросы после параграфа.


Тема 3. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
И РЕГИОНЫ

Урок 20. Природные зоны Земли

      Цели урока:
      • Расширить знания о природных комплексах.
      • Сформировать понятия «природная зона», «природная зональность».
      • Формировать умения работать с картами, схемами.
      Оборудование: учебник, атлас, карта природных зон, климатическая карта, физическая карта мира.
      Основное содержание: природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.
      Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.
      Проверка домашнего задания:
      1. Что такое почва?
      2. Каковы причины, определяющие разнообразие почв на Земле?
      3. Перечислите зональные типы почв.
      4. Почему необходима охрана и восстановление почв?

      Изучение нового материала:
      Расположение природных комплексов на Земле носит ярко выраженную зональную структуру, связанную с изменением тепловых условий на разных широтах. В зависимости от количества солнечного тепла природные комплексы закономерно сменяют друг друга. Это изменение называется географической зональностью. Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки — географические пояса. Они различаются между собой температурными условиями, особенностями циркуляции атмосферы, почвами, растительностью, животным миром. По существу географические пояса совпадают с климатическими поясами, имеют те же названия. Внутри поясов выделяют подчиненные им природные комплексы — природные зоны. Закономерное размещение природных зон в зависимости от широты называется широтной зональностью.
      При изучении этой темы школьники знакомятся с особенностями каждой природной зоны, с проблемами охраны и рационального использования ее ресурсов.
      Уровень предшествующей подготовки школьников по данной теме позволяет организовать самостоятельную работу.
      На основе анализа карты учащиеся определяют природные зоны мира и устанавливают особенности их размещения, выясняют состав природной зоны и ее взаимосвязь с другими природными компонентами. Школьники выясняют, на каких материках и в связи с какими причинами природные зоны сменяют друг друга не только в направлении с севера на юг, но и с запада на восток.
      Целесообразно напомнить учащимся план характеристики природной зоны, в которой обязательно нужно учесть влияние человека на современное состояние природной зоны и дать прогноз ее изменений под влиянием антропогенных и естественных факторов.
      Далее дается характеристика природных зон. Учитывая большой объем содержания, лучше всего провести групповую работу. Каждой группе ставится задача: охарактеризовать природную зону и оценить ее природные ресурсы, создать образ, раскрыв красоту и неповторимость ландшафта, показать условия жизни человека в ней, осветить современные экологические проблемы. Потом группы делятся добытыми знаниями с другими учениками.
      Для систематизации знаний по природным зонам можно заполнить таблицу 20.

Таблица 20

Природная зона

Географическое положение

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Виды хозяйственной деятельности

Прогноз изменений зоны

 

 

 

 

 

 

 

 

      Домашнее задание: 1) изучить § 20; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.

Урок 21. Океаны (1)

      Цели урока:
      • Сформировать знания об особенностях природы Тихого и Северного Ледовитого океанов.
      • Формировать умения анализировать и сопоставлять карты.
      Оборудование: атлас, учебник, физическая карта полушарий, карта океанов, слайды, видеофрагменты.
      Основное содержание: океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение человеком. Экологические проблемы океанов. Использование и охрана Мирового океана.
      Практикум. Описание океана по плану.
      Проверка домашнего задания:
      1.  Что такое природная зона?
      2. Покажите на карте природные зоны мира.
      3. Назовите особенности размещения природных зон на Земле.
      4. Дайте характеристику природной зоны (по выбору).

      Изучение нового материала:
      Урок следует начать с выявления роли океана в жизни Земли и человека. Слово «океан» в переводе с греческого языка означает «великая река, обтекающая Землю». Мировой океан — непрерывная оболочка Земли, окружающая материки и острова. Он занимает ¾  поверхности нашей планеты и образован четырьмя океанами (показать на карте). Как и материк, океан представляет собой единый природный комплекс. Вместе с тем природа океанов очень разнообразна. Разнообразие зависит не только от географического положения океана, но и от климатических условий, а также от рельефа дна и характера течений.
      При рассмотрении первого океана учащихся необходимо ознакомить с планом его изучения, представленным в рубрике «Шаг за шагом» на с. 82 учебника. Вначале, используя карту полушарий и карту океанов, определяется географическое положение и характер береговой линии океана. При изучении первого океана эта работа отражается на контурной карте, которая выполняется под руководством учителя. При изучении остальных океанов эта работа может выполняться учащимися самостоятельно.
      Сведения из истории исследования океанов освещаются учителем или школьниками, которые готовят сообщения в качестве опережающих заданий.
      Изучение рельефа дна океанов опирается на сведения об основных формах рельефа Земли и литосферных плитах, а также на умение читать и сопоставлять физическую карту и карту строения земной коры.
      Краткие сведения о климате океанов рассматриваются с привлечением знаний, полученных ранее. Особое внимание обращается на взаимодействие океана и суши.
      При характеристике водных масс устанавливается зависимость их свойств от климата и близости или удаленности суши. По картам атласа учащиеся определяют температуру поверхностных вод и соленость вод океанов.
      Информацию о природных ресурсах и видах хозяйственной деятельности учащиеся получают из объяснения учителя или текста § 21—22 учебника и карт атласа.
      При изучении Тихого океана желательно подчеркнуть, что Тихий океан — уникальный географический объект по размерам и масштабам происходящих в нем процессов.
      Следует отметить своеобразные особенности Тихого океана — длинные одиночные волны-цунами, порождаемые подводными извержениями и землетрясениями, которые в отличие от ветровых волн захватывают всю толщу воды. Другое природное явление, производящее значительные разрушения и приводящее к гибели людей, — тихоокеанские тайфуны. При знакомстве с климатом Тихого океана необходимо остановиться на роли муссонов. В ходе беседы ученики отвечают на вопросы:
      1. Почему северная часть Тихого океана теплее южной?
      2. Климат каких частей Тихого океана наиболее благоприятен для жизни людей?
      3. На климат каких прилегающих к нему материков Тихий океан оказывает наибольшее влияние и почему?
      Знакомясь с Северным Ледовитым океаном, учащиеся отмечают, что название океана точно передает как особенности его географического положения, так и особенности его природы.
      Важнейшей особенностью океана являются льды, покрывающие зимой до 90% его поверхности. Толщина очень прочных льдов достигает 3—5 м. Интересным свойством морского льда является его способность постепенно становиться пресным. Льды центральной части находятся в постоянном движении. Сталкиваясь и напирая, льды образуют нагромождения — торосы, в то же время даже в самые сильные морозы в океане сохраняются незамерзающие пространства открытой воды — полыньи.
      Далее следует рассказ учителя об основных этапах освоения Северного морского пути.
      Завершается урок тем, что учащимся предлагается назвать основные особенности природы Тихого и Северного Ледовитого океанов, тем самым систематизируя полученные на уроке знания.
      Домашнее задание: 1) изучить § 21; 2) ответить на вопросы 3—5; 3) выполнить задания 1, 2, 6, 8.

Урок 22. Океаны (2)

      Цели урока:
      • Сформировать знания об особенностях природы Индийского и Атлантического океанов.
      • Сформировать знания об источниках загрязнения Мирового океана.
      • Формировать умения использовать тематические карты как источник информации.
      Оборудование: учебник, атлас, карта океанов, физическая карта мира, климатическая карта, карта строения земной коры, слайды, видеофрагменты.
      Основное содержание: океаны Земли — Атлантический, Индийский. Особенности природы океанов. Освоение человеком. Экологические проблемы океанов. Использование и охрана Мирового океана.
      Практикум. Сравнение океанов (по выбору).
      Проверка домашнего задания:
      1. Какие особенности природы Северного Ледовитого океана определяются его географическим положением?
      2. Почему температуры вод в Центральной Арктике выше, чем в Антарктиде?
      3. Как вы объясните наличие в Тихом океане самых больших глубин?
      4. Почему цунами как природное явление характерно для Тихого океана?

      Изучение нового материала:
      Поскольку все океаны изучаются по типовому плану, то при описании Атлантического и Индийского океанов следует воспользоваться методическими рекомендациями предыдущего урока. Важно выявить главные особенности природы океанов.
      При знакомстве с Индийским океаном особое внимание обращается на взаимодействие его с сушей и на роль муссонов. Индийский океан омывает огромную территорию — Евразию. Зимой поверхность материка выхолаживается, воздух холодный, поэтому над сушей устанавливается высокое давление. Над океаном, который накопил тепло летом и долго его отдает атмосфере, формируется низкое давление. Поэтому зимой возникает устойчивый ветер — северо-восточный муссон, летом происходит наоборот.
      Характеризуя Атлантический океан, следует отметить, что из всех океанов он занимает наиболее важное место в жизни человечества. Сложилось это исторически. Большая вытянутость океана с севера на юг определила многие его природные особенности. Атлантический океан протягивается почти через все климатические пояса Земли (кроме арктического), поэтому климаты его очень разнообразны.
      В отличие от других океанов в Атлантике образуются течения, бóльшая часть которых направлена не по широте, а почти вдоль меридианов. Течения в Атлантике активнее, чем в других океанах; они переносят воду, тепло и холод из одних широт в другие. Течения влияют и на ледовые условия. Особенность океана — многочисленные айсберги и плавучий морской лед.
      Животный мир Атлантики не имеет такого богатого видового разнообразия, как Тихий и Индийский океаны, но численность рыб и других животных в нем более значительна.
      Изучение Индийского и Атлантического океанов возможно путем сравнения по каждому пункту типового плана.
      В заключение урока учащиеся делают сообщения об использовании и охране Мирового океана.
      Домашнее задание: 1) изучить § 22; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.

Урок 23. Материки

      Цели урока:
      • Установить сходство и различие материков.
      • Ознакомить с планом описания материка и страны.
      • Формировать умения получать информацию из различных источников знаний (карты, рисунки учебника).
      Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, карта строения земной коры.
      Основное содержание: материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.
      Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.
      Проверка домашнего задания:
      1. Объясните, какие муссонные ветры и почему образуются над северной акваторией Индийского океана.
      2. Течение Куросио называют аналогом Гольфстрима. Объясните, на каких признаках сходства основывается это утверждение.
      3. Почему Северную Атлантику называют «кухней погоды» Европы?

      Изучение нового материала:
      Урок начинается с выявления различий между материками и частями света и показом их на карте. На земном шаре шесть материков, или континентов: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
      Материки — это огромные, с разнообразной природой участки суши, отделенные друг от друга океанами и морями.
      С давних пор существует деление земного шара на части света. В древности людям было известно три части света — Европа, Азия, Африка, или Старый Свет. Открытую в конце XV в. Северную и Южную Америку стали называть Новым Светом и считать одной частью света, хотя оба материка сильно различаются по природным условиям. Позднее стали известны Австралия и Антарктида. Таким образом, в основе выделения частей света лежат исторические причины. Частей света также шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида.
      Каждый материк представляет собой своеобразный природный комплекс. Они различаются своими размерами, взаимным расположением, высотой поверхности. Неодинаковы и численность населения материков, условия жизни на каждом из них.
      При изучении каждого материка важно выявить, каковы различия в их природе, какими причинами они вызваны, как изменяется природа в настоящее время под влиянием хозяйственной деятельности.
      На основе карт и рисунков учебника учащиеся устанавливают сходство и различие материков.
      Учитель отмечает, что для изучения всех материков выбрана единая последовательность, с которой учащиеся знакомятся с помощью текста на с. 87 и содержания на с. 254—255 учебника.
      Далее учащиеся знакомятся с планом описания материка и страны в рубрике «Шаг за шагом» на с. 88—89 учебника и под руководством учителя описывают материк и страну (по выбору).
      Домашнее задание: 1) изучить § 23; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.

Урок 24. Как мир делится на части и как объединяется

      Цели урока:
      • Сформировать представление о географических регионах планеты.
      • Познакомить учащихся с деятельностью различных международных организаций.
      • Формировать умение работать с различными тематическими картами.
      Оборудование: учебник, атлас, интернет-ресурсы, тематические карты.
      Основное содержание: как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и воображаемые границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.
      Проверка домашнего задания:
      1. Покажите на карте материки и части света.
      2. В чем сходство и различие материков?
      3. Дайте описание материка по плану.
      4. Дайте описание страны по плану.

      Изучение нового материала:
      Учитель начинает урок с вопроса: «Как делят Землю и мир?» Учащимся уже знакомо деление Земли на части по природным признакам. Признаки, связанные с широтной зональностью, делят планету на географические пояса и природные зоны. По азональным признакам выделяют материки, океаны, горы и равнины. Используя специальные тематические карты, учащиеся показывают географические пояса, природные зоны, материки, крупные формы рельефа.
      По другим признакам Землю делят на части как мир людей. Это — территориальное деление. По этим признакам выделяют географические регионы — части суши разного размера, обладающие общей территорией и каким-нибудь общим признаком. Среди географических регионов выделяют части света, страны. По политической карте мира учащиеся знакомятся с составом двух регионов: Латинская Америка и Англо-Саксонская Америка.
      Далее рассматривается вопрос: «Какие бывают границы?» Ученики самостоятельно изучают текст § 24 на с. 91 учебника и схематично изображают границы территорий.
      На следующем этапе урока учащиеся знакомятся с различными объединениями стран. Используя литературные и электронные источники информации, школьники изучают структуру ООН, выясняют, какие основные цели преследуют такие организации, как Совет Безопасности (Совбез), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), ЮНЕСКО и др. Официальный сайт ООН — www.un.org
      Используя информацию официального сайта Совета Безопасности или литературных источников, предложите учащимся ответить на следующие вопросы:
      1. Какова роль Совета Безопасности в структуре ООН?
      2. Кто является постоянными членами Совбеза?
      3. Как избираются другие члены Совбеза?
      4. Какие последние решения Совбеза были приняты?
      Официальный сайт Совета Безопасности ООН — http://www.un.org/russian/sc/index.html
      Далее учащимся предлагается нанести на контурную карту главные интеграционные группировки стран мира: Европейский союз, НАФТА, АСЕАН, СНГ.
      В заключение урока учащиеся знакомятся с историей возникновения названий частей света (с. 93 учебника).
      Используя информацию сайтов http://www.ntrust.ru и http://www.unesco.ru/rus/index.php, подготовьте презентацию об объектах Всемирного культурного наследия одной из стран.
      Домашнее задание: 1) изучить § 24; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.


Тема 4. МАТЕРИКИ И СТРАНЫ

Урок 25. Африка: образ материка

      Цели урока:
      • Сформировать образ материка на основе представлений об особенностях природы Африки.
      • Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.
      • Выявить особенности рельефа материка.
      • Сформировать общее представление об особенностях климата Африки.
      • Рассмотреть влияние климата и рельефа на внутренние воды Африки.
      • Продолжить формировать умение работать с несколькими картами и типовым планом.
      Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта Африки, учебные картины.
      Основное содержание: Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.
      Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года).
      Проверка домашнего задания:
      1. Какие признаки лежат в основе деления Земли на части?
      2. Покажите на карте материки и части света. В чем их отличие?
      3. Какими бывают географические границы?
      4. Назовите известные вам объединения стран.

      Изучение нового материала:
      В начале урока можно предложить учащимся мысленно представить себе Африку, ее бесконечные пространства, разнообразные ландшафты. Наверняка у детей Африка ассоциируется с огромными пустынями, бескрайними саваннами со слонами, жирафами, влажными лесами, полными экзотических птиц, змей. Действительно, Африка разнообразна: для ее природы характерна выраженная контрастность, которая проявляется в соседстве районов, страдающих или от недостатка влаги, или от ее излишков (засушливые зоны занимают около 60% площади континента, остальное — переувлажненные земли).
      Затем необходимо напомнить учащимся план изучения материка. Изучение любого материка начинается с характеристики географического положения. Пользуясь планом на с. 88 учебника и физической картой мира, учащиеся под руководством учителя дают характеристику географического положения Африки. При этом школьники должны определить географические координаты крайних точек и вычислить протяженность Африки в градусах и километрах по 20° в. д., результаты вычислений записать в тетради.
      При характеристике рельефа Африки учитель организует работу с картами и профилем на рисунке 67 учебника. На основе анализа физической карты материка учащиеся выясняют, какие формы рельефа есть в Африке, какие из них преобладают. Пользуясь шкалой высот и рисунком 67, школьники определяют высоту равнин в разных частях материка и делают вывод о преобладании в Африке плоскогорий разных высот. Далее они сопоставляют физическую карту с картой строения земной коры и объясняют причины преобладания равнин. После этого выясняют, какие горы есть в Африке, каковы их высоты и возраст. Анализируя карту, школьники объясняют расположение складчатых гор на севере материка, вулканических и глыбовых — на востоке.
      Учитель обращает внимание учащихся на то, что в Африке проходит Великий Африканский разлом (рис. 68 учебника). В районе его сосредоточены все действующие вулканы Африки.
      Поскольку речь шла о роли внутренних процессов в формировании рельефа, перед классом необходимо поставить вопрос: какую роль в развитии рельефа Африки играют внешние процессы? Ответ на этот вопрос ученики могут найти на с. 98 учебника.
      Далее школьники устанавливают, какие и где залегают полезные ископаемые, и объясняют закономерности их размещения.
      При изучении климата учитель организует беседу для выявления знаний, необходимых при характеристике климата любого материка.
      1. Как влияют на климат местности географическая широта, близость морей и океанов, господствующие ветры, рельеф?
      2. Какие существуют на Земле тепловые пояса?
      3. Какие показатели характеризуют климат?
      Затем организуется работа учащихся с климатической картой, картой климатических поясов и рисунком 70. Учащиеся выполняют ряд самостоятельных работ.
      1. Пользуясь картами, установите распределение температур в Африке в связи с изменениями: а) географической широты; б) рельефа; в) океанических течений.
      2. Объясните зависимость осадков от поясов атмосферного давления, рельефа, от океанических течений и господствующих ветров, от протяжения материка с запада на восток.
      3. На основе сопоставления карт климатической и климатических поясов дайте характеристику климата отдельных территорий Африки, заполнив таблицу 21.

Таблица 21

Климатический пояс

Воздушные массы и ветры

Средние температуры зимы и лета

Осадки и их распределение по сезонам

 

 

 

 

      О влиянии климата на внутренние воды и природные зоны рассказывает учитель.
      В заключение урока учащиеся обозначают на контурной карте географические объекты, выделенные жирным шрифтом в § 25, и крупнейшие месторождения полезных ископаемых (выполнение задания может быть продолжено дома).
      Домашнее задание: 1) изучить § 25; 2) ответить на вопросы 2, 3; 3) выполнить задания 1 на контурной карте; 4—11.

Урок 26. Африка в мире

      Цели урока:
      • Продолжить формирование образа материка на основе показа особенностей жизни населения, культуры и традиций.
      • Познакомить с историей исследования Африки.
      • Формировать умение описывать население материка.
      Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Африки, политическая карта Африки, портреты исследователей.
      Основное содержание: Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.
      Проверка домашнего задания:
      1. Каковы особенности географического положения Африки?
      2. Каковы особенности поверхности Африки?
      3. Покажите на карте крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Чем объяснить такое их расположение?
      4. Как географическое положение Африки влияет на распределение температур?
      5. Каковы причины неравномерного распределения осадков на материке?

      Изучение нового материала:
      Как известно, именно Африка была родиной современного человека. Африканская цивилизация очень отличается от других цивилизаций. Основу ее составляет гармоничное сосуществование с природой.
      При изучении истории освоения Африки прежде всего учитель выясняет, что знают школьники о древних государствах Северной Африки, о богатствах материка. Вместе с тем он отмечает, что Африка, хотя и находится недалеко от Европы, на протяжении веков была недоступна для европейцев. Во внутренние области с севера путь преграждала пустыня Сахара, а с запада и востока — труднодоступные берега. Европейцам лишь к концу XV в. удалось узнать очертания материка.
      Для открытия морского пути из Европы в Индию была снаряжена португальская экспедиция во главе с Васко да Гама. Европейцы обогнули Африку с юга и впервые подошли к ее восточным берегам.
      После характеристики португальских открытий учитель отмечает, что последующие путешествия и экспедиции в Африку носили колонизаторский характер. С научной целью исследовали материк лишь немногие путешественники. Из всех исследователей Африки наибольшая известность принадлежит англичанину Д. Ливингстону.
      Учитель рассказывает об исследованиях Д. Ливингстона и о русских исследователях Африки В. В. Юнкере и Н. И. Вавилове. Затем учитель предлагает учащимся проследить по карте маршрут путешествий Д. Ливингстона: восточная часть Калахари, озеро Нгами, бассейн реки Замбези, водопад Виктория. Далее он прошел вдоль озера Ньяса, западного берега озера Танганьика, открыл реку Луалаба, озеро Бангвеулу.
      На следующем этапе урока изучается география колонизации Африки. Учащиеся изучают карту на рисунке 73 учебника, приводят примеры колоний различных европейских государств и заполняют таблицу 22.

Таблица 22

Регион

Бывшие колонии

Великобритании

Франции

Португалии

Испании

Италии

Бельгии

Западная Африка

 

 

 

 

 

 

Центральная Африка

 

 

 

 

 

 

Восточная Африка

 

 

 

 

 

 

Южная Африка

 

 

 

 

 

 

      Далее изучается население Африки. Учащиеся, используя карту «Народы и плотность населения мира» в атласе, определяют:
      — какими расами представлено население Африки;
      — какие народы заселяют Северную, Центральную и Южную Африку;
      — каковы особенности размещения населения на материке; крупнейшие города.
      В результате анализа карты школьники должны прийти к следующим выводам:
      1) население Африки принадлежит к трем расам;
      2) этнический состав очень пестрый;
      3) в Северной Африке преобладают арабы, к югу от Сахары проживают многочисленные представители негроидной расы;
      4) бóльшая часть населения проживает в сельской местности.
      Затем учащимся предлагается заполнить таблицу.

Таблица 23

Регион

Расы и народы

Северная Африка

Европеоидная: берберы, арабы

Южная Африка

Негроидная: бушмены, готтентоты

Экваториальная Африка

Негроидная: пигмеи

Эфиопское нагорье

Народ контактной группы европеоидов и негроидов: эфиопы

Мадагаскар

Монголоидная: малагасийцы

      С хозяйственной деятельностью населения учащиеся знакомятся самостоятельно, изучая текст § 26 на с. 104 учебника и рисунок 76.
      Домашнее задание: 1) изучить § 26; 2) ответить на вопросы 2—5; 3) выполнить задания 1, 6—9; 10 по выбору учащихся.

Урок 27. Африка: путешествие (1)

      Цели урока:
      • Сформировать знания об особенностях природы Северной Африки.
      • Формировать умения работы с «параграфами-путешествиями».
      • Отработать умения описания региона и страны, а также отбора необходимой информации.
      Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Африки, видеофрагменты природы и хозяйственной деятельности региона.
      Основное содержание: путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.
      Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.
      Практикум. Работа с картами путешествий.
      Проверка домашнего задания:
      1. Расскажите об истории исследования Африки.
      2. Каковы причины неравномерного размещения населения Африки?
      3. В чем причины хозяйственной и культурной отсталости народов Африки?
      4. Назовите виды хозяйственной деятельности африканцев.

      Изучение нового материала:
      В начале урока учитель сообщает, что при изучении материков мы будем совершать воображаемые путешествия по каждому из них. Совершая путешествия, необходимо использовать две карты, на которых проложен маршрут. На первой карте показаны природные зоны и основные представители их растительного и животного мира. На второй карте показаны страны и занятия населения.
      Затем в рубрике «Шаг за шагом» учащиеся знакомятся с правилами путешествия по материку (с. 106 учебника).
      Путешествие по Африке начинается с комментированного чтения текста § 27 на с. 107. По ходу путешествия учитель приводит дополнительные сведения о географических объектах, встречающихся по пути.
      Окрестности Бискры (Алжир) — один из крупнейших районов по выращиванию фиников. Это традиционное занятие жителей Сахары. Финики — «хлеб пустыни». Финиковые пальмы широко используются местным населением. Ствол пальмы служит отличным строительным материалом (очень ценен в пустыне). Финиковыми дровами (щепой) согреваются ночью. Из листьев плетут корзины, из черенков — легкую мебель. А плоды — финики — используют в самом различном виде, даже их дробленые косточки.
      Путешествие проходит по самой молодой горной системе Африки — Атласским горам, протянувшимся на 2000 км в пределах Марокко, Алжира и Туниса (дается их характеристика).
      План характеристики гор по карте
      1. Название.
      2. Местоположение.
      3. Протяженность в градусах и километрах.
      4. Преобладающие высоты.
      5. Высшая точка.
      6. Происхождение и строение.
      Во время путешествия по Сахаре следует отметить проблемы опустынивания и голода. В засушливых зонах катастрофически развивается опустынивание, т. е. постепенное превращение в пустыню. Наступление пустынь происходит под воздействием природных и антропогенных факторов. Основная причина — уничтожение лесов и кустарников в результате расширения пахотных земель и использования дров в качестве бытового топлива. Именно деревья и кустарники задерживали наступающие пески. Скудную травяную растительность в переходной зоне между пустынями и лесами уничтожает домашний скот. Еще одна проблема — перевыпас скота, т. е. содержание гораздо большего поголовья, чем может естественным образом прокормить данная территория.
      В заключение урока, в целях систематизации знаний, полученных в ходе путешествия, учащиеся заполняют таблицу 24. Заполнение таблицы завершается на следующем уроке, после знакомства с остальными природными зонами Африки.

Таблица 24

Природные зоны Африки

Природная зона

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Хозяйственная деятельность

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

 

 

 

 

 

Полупустыни и пустыни

 

 

 

 

 

Саванны и редколесья

 

 

 

 

 

Переменно-влажные леса

 

 

 

 

 

Влажные экваториальные леса

 

 

 

 

 

      Домашнее задание: 1) изучить § 27; 2) ответить на вопросы задания 1; 3) выполнить задания 2 и 3.

Урок 28. Африка: путешествие (2)

      Цели урока:
      • Сформировать знания об особенностях природы Центральной, Восточной и Южной Африки.
      • Закрепить общеучебные умения: сравнивать, описывать, анализировать.
      • Развивать умение работать с «параграфами-путешествиями».
      Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Африки, видеофрагменты природы и хозяйственной деятельности регионов.
      Основное содержание: маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.
      Практикум. Работа с картами путешествий.
      Проверка домашнего задания:
      1. Назовите природные зоны, через которые проходило наше путешествие на прошлом уроке.
      2. Как вы понимаете высказывание о происхождении тропических пустынь: «Скотовод-кочевник не столько сын, сколько отец пустыни»?
      3. Южнее города Триполи, столицы Ливии, находится самое жаркое место. Там зафиксирована температура +58 °С. Почему в этом месте такая высокая температура?

      Изучение нового материала:
      Продолжая путешествие по Африке, учащиеся анализируют текст § 28 и карты путешествий.
      Пролетая над рекой Конго, школьники дают ее характеристику по плану.
      Продвигаясь по маршруту путешествия, продолжаем заполнение таблицы «Природные зоны Африки». Учитель сообщает дополнительные сведения о географических объектах, встречающихся по пути.
      По окончании путешествия учащимся предлагается выполнить задание: поставьте в нижнюю строку таблицы номера вопросов, которые отражают особенности соответствующей реки или озера.

Таблица 25

Нил

Конго

Замбези

Танганьика

Виктория

 

 

 

 

 

      1. На каком озере бывают частые штормы?
      2. Какое озеро самое глубокое в Африке?
      3. Какая река дважды пересекает экватор?
      4. На какой реке находится водопад Виктория?
      5. Какая из африканских рек самая полноводная?
      6. Какая из африканских рек самая длинная?
      7. Какая река берет начало на Восточно-Африканском плоскогорье и протекает через озеро Виктория?
      8. Какая река на протяжении тысячелетий была загадкой для жителей Африки?
      9. На какой реке много порогов и водопадов?
      10. Какое озеро самое длинное из пресноводных озер Африки?
      11. Какое озеро самое большое по площади в Африке?
      12. На какой реке сооружена Асуанская плотина?
      13. Какая река принадлежит бассейну Индийского океана?
      14. Какое озеро расположено в разломе земной коры?
      В заключение урока учитель предлагает заполнить «Таблицу рекордов Гиннесса» для Африки.

Таблица 26

Самый молодой горный массив в регионе

Атлас

Самая низкая точка

Впадина Ассаль (–173 м)

Самая высокая точка Африки

Вулкан Килиманджаро (5895 м)

Самая протяженная река

Нил с Кагерой (6671 км)

Самая полноводная река

Конго

Крупнейший остров

Мадагаскар (590 тыс. км²)

Крупнейший полуостров

Сомали (около 750 тыс. км²)

Самое большое озеро

Виктория (68 тыс. км²)

Глубочайшее озеро

Танганьика (1435 м)

Самый большой по численности населения город

Каир

Домашнее задание: 1) изучить § 28; 2) выполнить задания 1—3.

Урок 29. Египет

      Цели урока:
      • Сформировать знания о древнейшей цивилизации мира.
      • Выявить роль государства Египет в современном мире.
      • Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Египта.
      • Выявить духовные ценности и культурно-исторические центры страны.
      • Формировать умение описывать страну по различным источникам информации.
      Оборудование: учебник, атлас, интернет-ресурсы, видеофрагменты.
      Основное содержание: Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
      Практикум. Описание Египта по типовому плану.
      Проверка домашнего задания:
      1. Назовите природные зоны, через которые проходило наше путешествие на прошлом уроке.
      2. Дайте характеристику влажных экваториальных лесов.
      3. Опишите реку Нигер.
      4. Как образовалось озеро Виктория?

      Изучение нового материала:
      При изучении отдельных стран используются различные географические карты, по которым выясняются особенности географического положения и природы изучаемых государств, а также план описания страны на с. 89 учебника.
      Знакомство с новой страной начинается с ее визитной карточки. В ней указываются главные особенности страны, характер ее вклада в мировую культуру.
      Народы Африки внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Одно из самых древних государств, которое находится на северо-востоке Африки, — Египет. В глубокой древности Египет был колыбелью одной из первых в истории человечества цивилизаций — древнеегипетской. Название перешло к грекам от финикян, которые называли страну от египетского Хи-ку-пта — «Храм бога Пта» (покровителя страны), а греки исказили его в «Египтос».
      Тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные гробницы влекут в эту страну миллионы туристов. Египтяне глубоко религиозный народ. Девять десятых населения — мусульмане, остальные — христиане. Египтяне очень гордятся своей страной и часто повторяют: «Мы ее дети».
      Происхождение египтян, занятия и их образ жизни учащиеся изучают самостоятельно по тексту § 29.
      Нил — одна из самых длинных рек в мире. Тысячи лет жизнь на ее берегах подчинялась режиму паводков, длившихся с июля по октябрь. Наводнения делали ее почву плодородной, вынося на берег ил. Река была главной «трассой», соединявшей север и юг. Создание плотины и огромного искусственного озера Насер нарушило природный баланс. Площадь обрабатываемых земель увеличилась, но фауна стала беднее, воды дельты — более солеными, климат — влажным. Далее учащиеся дают описание реки Нил по плану.
      Каир — один из самых крупных и, к сожалению, самых загрязненных городов мира. Здесь живет более 15 млн человек. В некоторых кварталах плотность населения достигает более 100 тыс. человек на 1 км2.
      Изучение памятников Всемирного культурного наследия Египта осуществляется путем их презентации учащимися. При подготовке презентаций учащиеся используют сайт: Фонд сохранения Всемирного наследия — htt://www.nasledie.org.ru/object.html
      Основные сведения о природе, населении и его хозяйственной деятельности целесообразно нанести на контурную карту. Заполненная карта может служить учащимся как план-конспект, который они могут использовать для повторения материала и при ответах.
      Домашнее задание: 1) изучить § 29; 2) ответить на вопросы 1—5; 3) выполнить задания 6—9; 4) подготовить компьютерную презентацию Египта.

Урок 30. Учимся с «Полярной звездой» (4)

      Цели урока:
      • Оценить современное экологическое состояние природы Танзании.
      • Разработать проект «Создание национального парка в Танзании».
      • Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников.
      • Формировать умения обмениваться информацией, поддерживать разговор, излагать свою точку зрения и обосновывать ее.
      Оборудование: учебник, атлас, различные тематические карты, интернет-ресурсы.
      Основное содержание: географическая исследовательская практика (разработка проекта «Создание национального парка в Танзании»).
      Проверка домашнего задания:
      1. Охарактеризуйте географическое положение Египта.
      2. Расскажите о видах хозяйственной деятельности населения.
      3. Дайте характеристику реки Нил.

      Изучение нового материала:
      Основная цель использования метода проектов при обучении географии — самостоятельное постижение учащимися учебных географических проблем, имеющих для них жизненный смысл.
      Организуя проектную деятельность, необходимо создать условия, при которых учащиеся: а) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников информации; б) учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями при решении проблемных заданий; в) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; г) развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение и т. д.); д) развивают творческое мышление.
      В начале урока учащиеся знакомятся по тексту § 30 с этапами выполнения проекта «Создание национального парка в Танзании».
      На первом этапе работы над проектом предусматривается деление класса на группы, работающие по нескольким направлениям: историки, географы, биологи, экологи. Учащиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод.
      Группа «Историки» раскрывает в своем докладе историю создания особоохраняемых территорий в мире и в Танзании.
      Группа «Географы» рассказывает о физико-географических особенностях Танзании.
      Группа «Биологи» раскрывает особенности животного и растительного мира страны.
      Группа «Экологи» делает сообщение об экологическом состоянии территории, предлагает необходимые меры для сохранения исследуемых объектов.
      После докладов групп учитель предлагает учащимся индивидуально разработать проект «Создание национального парка в Танзании».
      На этапе разработки проектного задания учитель мотивирует действия учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает за их работой. Работа по направлениям проекта включает следующую деятельность:
      1. Сбор информации.
      2. Аналитическая работа над собранным материалом.
      3. Консультации учителя.
      4. Корректировка.
      5. Дальнейший поиск информации.
      6. Обсуждение, обобщение полученной информации.
      7. Оформление материалов исследования.
      Защита проекта — последний этап проектной деятельности, проходит на уроке после двух недель подготовки по плану, представленному на с. 121 учебника.
      После подведения итогов, на заключительном этапе урока, можно провести рефлексию в форме анкетирования: что было интересно, что я узнал нового и т. д.

Урок 31. Австралия: образ материка

      Цели урока:
      • Сформировать образ Австралии на основе представлений об особенностях природы материка.
      • Сформировать знания об особенностях географического положения Австралии.
      • Выявить взаимосвязь компонентов природы материка.
      • Сформировать знания о составе и об особенностях размещения населения.
      • Совершенствовать умение сравнивать карты различного содержания.
      Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, карта строения земной коры.
      Основное содержание: Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.
      Практикум. Определение по карте географического положения Австралии.
      Проверка домашнего задания:
      Защита проектов «Создание национального парка в Танзании».

      Изучение нового материала:
      Урок следует начать с характеристики географического положения по плану. Здесь необходимо обратить внимание учащихся на основные причинно-следственные связи: Австралия пересекается Южным тропиком посередине и почти вся лежит в тропических широтах Южного полушария; следовательно, это очень сухой материк Земли; сильно удаленная от других материков и от главных торговых путей, она была открыта значительно позже других материков.
      Знакомство с историей открытия Австралии может пройти в форме кратких, заранее подготовленных сообщений учащихся.
      Рельеф Австралии следует изучать путем сравнения с рельефом Африки. Учитель задает вопросы по карте строения земной коры и физической карте Австралии:
      1. Определите, какая платформа находится в основании материка.
      2. Какие формы рельефа характерны для этой части материка?
      3. Какие части материка менее древние и какой рельеф им соответствует?
      4. Частью какого древнего материка является Австралия?
      5. Какие полезные ископаемые характерны для Австралии и как они размещены?
      В результате сравнения рельефа Африки и Австралии учащиеся должны отметить черты сходства: в рельефе обоих материков большую территорию занимают равнины; в основе их залегает древний кристаллический фундамент; в прошлом фундаменты материков входили в состав Гондваны; во многих местах материков подходят близко к поверхности древние кристаллические породы.
      Климат Австралии рекомендуется изучать в сравнении с климатом Африки путем рассмотрения климатообразующих факторов. При установлении влияния на климат географической широты отмечается, что положение Австралии в тех же широтах, что и Южной Африки, обусловило сходство в климатических условиях этих территорий. По рисунку 92 учебника и карте «Климатические пояса и области мира» учащиеся устанавливают, что Австралия и Южная Африка лежат в трех климатических поясах: субэкваториальном, тропическом и субтропическом. Благодаря этому климат там жаркий. Используя климатические диаграммы на рисунках 103 и 105 (с. 133 учебника), учащиеся определяют тип климата городов Перт и Сидней.
      Далее рассматривается влияние на климат других факторов: рельефа, океанов с их течениями, воздушных масс и постоянных ветров. Результаты исследования подтверждают одинаковое влияние их на климат Австралии и Южной Африки. Однако климат Австралии значительно суше климата Южной Африки — это объясняется большей протяженностью Австралии с запада на восток.
      Для объяснения режима осадков и температур анализируются рисунки 93 и 94 учебника и климатические диаграммы в атласе.
      Характеризуя внутренние воды Австралии, учащиеся работают с физической и климатической картами. Перед школьниками учитель ставит вопросы и предлагает им задания: найдите на карте реки Австралии. Какое у них питание? Каков их режим?
      С населением и его хозяйственной деятельностью учащиеся знакомятся самостоятельно по тексту § 31 и карте на с. 132 учебника. Итогом работы будет заполнение таблицы.

Таблица 27

Сравнительная характеристика трех зон освоения Австралии

 

Юго-Западная Австралия

Северная Австралия

Юго-Восточная Австралия

Положение на карте

 

 

 

Природные условия

 

 

 

Природные ресурсы

 

 

 

Средняя плотность населения

 

 

 

Хозяйственная деятельность

 

 

 

      В конце урока учитель предлагает учащимся доказать утверждения. Австралия — это:
      — самый маленький континент;
      — самый сухой континент;
      — самый малонаселенный материк;
      — самый удаленный материк;
      — самый удивительный материк.
      Домашнее задание: 1) изучить § 31; 2) ответить на вопросы 2—4; 3) выполнить задания 1, 7 на контурной карте; 5, 6, 8, 9.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>