Кулигина А. С. Французский язык. 2—4 классы


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основные содержательные линии

      В программе выделяются три содержательные линии: коммуникативные умения; языковые знания и навыки оперирования ими; социокультурные знания и умения. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения французским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.
      Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Французский язык». («Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2—11 классы». Раздел «Французский язык».)

Предметное содержание речи

      Темы представлены в ситуациях.

Моя семья и я
2 класс 3 класс 4 класс
Давайте знакомиться.

Ты любишь играть?

У нас и у них дома.

Женя смотрит телевизор.

Они работают.

Семейный альбом.

Дом семьи Пуарье.
Летом в деревне.

У нас и у них дома.

После школы.

Дома вечером.

Семья.

Приближается семейный праздник.

Повторяется весь учебный материал из курса 2 класса: тема «Моя семья и я».
Занятия детей во время летних каникул.
Повседневная жизнь школьника.

Дома после школы.

Я помогаю маме.

Вечером вся семья дома.

Семья.

Папа, мама и я — спортивная семья.

Утро в семье.

Повторяется весь учебный материал по теме из курсов 2 и 3 классов.
Мои друзья и я
Ты и я — мы друзья, не так ли?

Мы играем вместе с другом / с друзьями.

Эй, одноклассники!

Мы рисуем и разговариваем.
Привет, друзья!

Я задаю вопросы товарищам (Enquête à l’école).

Во время зимних каникул.

Я пишу письмо другу.

Мои друзья и я.

Мы любим зиму (мы играем в снежки и лепим снежную бабу).
Летом у моих друзей и у меня много дел.

Все делаем вместе: учимся, занимаемся спортом, играем.

Знакомимся с новыми друзьями.

Что интересует моих школьных товарищей и меня.
  Повторение всего учебного материала по смежным темам.
Моя школа
Да здравствует школа!

Мы учим французский язык.

Рене пишет записку.

На уроке музыки.

Учимся переходить улицу.

Праздник в школе.
Да здравствует 1 сентября! (Начало учебного года; школьные принадлежности.)

Привет, одноклассники!

На уроке математики, французского языка и т. д.

Готовимся к зимним праздникам.

Украшаем елку.
Учеба, спорт и игры.

В спортивном зале.

Праздник в школе.

Мы поздравляем друзей с Рождеством и Новым годом.

Мой рабочий день и мой свободный день.
Мир вокруг меня
Природа: осень наступила.

Идет дождь.

Поговорим о погоде.

Животные: дикие и домашние.

Странные животные. (Я их боюсь, а ты?)

У каждого времени года свои чудеса.

Быть другом природы.
Летом в деревне. (Повторение тем «Животный и растительный мир».)

На реке летом.

Достопримечательности Москвы.

Путешествия (самолет, пароход, железная дорога).

Бассейн, цирк, кино, театр.
Каникулы в горах.

Музыкальная школа.

Да здравствует лето!
Игры и занятия детей на природе.

Летний пейзаж.

Города России и Франции.

Столицы России и Франции.

Праздничный салют.

Любимый спорт во Франции.

Страны Европы.

Быть другом природы.
Страна изучаемого языка
Названия: Франция. Париж.

Достопримечательности: Эйфелева башня, Лувр
и другие культурные памятники.

Карнавал — любимый праздник детей.

Рождество, Новый год.

Семейные праздники (день рождения, Масленица).

Школа и занятия маленьких французов.

Герои сказок: Золушка, Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик, Кот в сапогах.

Стихотворение «Мой маленький кролик».
Клички домашних животных во Франции и в России.

Школа во Франции. (C’est en France.)

Игры детей.

Что едят во Франции?

Полдник французских ребят.

Что подают детям на обед в кафе?

Дети готовятся праздновать Рождество. (Елка в школе, дети готовят украшения для рождественской елки.)

Праздник королей.
Семейные праздники во Франции (подарки для близких людей, подготовка праздничного стола).

Праздники в школе (французские дети делают плакаты, готовят номера художественной самодеятельности).

Вечер во французской семье.

Карта Франции: города, достопримечательности.

Париж.

Интересы и занятия маленьких французов.

Герои книг для детей.

Исторические и культурные памятники.


Речевая компетенция

Говорение. Диалогическая речь

      Приветствие и прощание. Знакомство. Представление друга / друзей. Просьба, приглашение к действию. Согласие / несогласие, благодарность, желание / нежелание. Пожелание, приглашение, поздравление и реагирование на них положительно / отрицательно, с использованием простых речевых клише. Ведение элементарного диалога в ситуациях повседневного общения, в связи с прочитанным или прослушанным рассказом, произведением детского фольклора.
      

2 класс

3 класс

4 класс

— Salut! Je m’appelle...

— Et toi, tu t’appelles comment?

— Mon ami(e) s’appelle ...
Et ton ami(e)?

— Tu as quel âge?

— Tu vas où?

— Que fais-tu?

— Ça va?

— Ça va pas mal/bien, très bien. Et toi?

— Bonjour!

— Au revoir.

— Merci, Bobi.

— Tu habites où?

— J’habite à ... Et toi?

— Ah! quel plaisir de vous voir.

— As-tu peur de ...?

— J’ai peur/je n’ai pas peur.

— Veux-tu jouer à cache-cache?

— Non, je ne veux pas.

C’est super!

S’il te plaît. S’il vous plaît.

— Marie, viens jouer à cache-cache.

— Je viens.

— Je suis content(e).

— Allô, allô. C’est moi, Denise.

— Comment ça va?

— Merci, ça va bien. Et toi?

— Je joue à la poupée.

— Veux-tu jouer avec moi?

— Oh, je veux bien!

— Tu viens jouer?

— Non, je ne veux pas ...

— Veux-tu aider Denis?

— Je veux bien.

— Je veux une dînette pour ma poupée. Et toi?

— Moi, je veux une auto.

— Tu peux décorer ta classe?

— Oui, et toi?

— Je voudrais une cerise, s’il vous/te plaît.

— Tu crois?

— Quelle heure est-il?

— Il est une heure et demie.

— On va faire du vélo?

— Oui/non...

— Je n’ai pas de vélo.

Non! Oh zut!..

Stop! Arrête.

Oh, je ne sais pas.

Bof, c’est trop!

D’accord! A tout de suite!

Qu’il est beau!

Bon anniversaire!

Bon Noël!

Bonne année!

Je t’embrasse. Gisèle.

— Tiens, bonjour... tu es là?

— Oui, je suis là.

— Comment vas-tu?

— Très bien, et toi?

— Excuse-moi. Je suis en retard.

— Ça ne fait rien.

— A mon avis, la pomme est bonne. Tu es d’accord?

— Tu viens d’où?

— Je reviens de ...

— Viens jouer chez moi!

— Avec plaisir!

— Je voudrais des fleurs.

— Oui, mais quelles fleurs voulez-vous?

— Avez-vous des jouets?

— Mais oui, bien sûr.

— Est-ce que je peux venir?

— Oui, je t’attends.

— Tu aimes quoi?

— J’aime le miel.

— Tu fais quel sport?

— Je fais de la gymnastique.

— Combien êtes-vous dans la famille?

— Nous sommes six...

— Ta ville est grande?

— Oui, elle est très grande, c’est la capitale.

— Chouette, j’adore les villes du nord.

— Ta maman ne fait pas de sport?

— Si, elle fait du sport.

— Ils habitent à quelle adresse?

— 3, rue de la Gare.

— S’il vous plaît, où est l’arrêt d’autobus?

— Vous prenez la lre rue à droite.

A bientôt.

C’est bien dommage.



Говорение. Монологическая речь

      Описание предмета, картинки, иллюстрации к тексту/сказке, личной фотографии, собственного рисунка на заданную тему. Краткий рассказ в пределах тематики учебников «Le français c’est super!». Воспроизведение наизусть стихов, песен и других произведений детского фольклора.
      

2 класс

3 класс

4 класс

Je vois un chat.
Il s’appelle Hercule.

Hercule est grand.

Hercule est noir.

Je m’appelle ...

J’ai ... ans.

Je vais à l’école.

J’aime maman.

Je joue à la poupée/ à la balle/ à cache-cache.

J’habite à Moscou/ à Toula...

J’aime Moscou/Toula...

C’est Lucie.

Lucie est petite.

C’est Nicolas.

Il n’est pas petit.

C’est Chantal.

Chantal habite à Paris.

Chantal va au Louvre.

Je m’appelle...

J’habite à Moscou.

Je vais à la galerie Trétiakov.

C’est l’automne.

Il fait froid/ beau/mauvais.

Le soleil brille.

Il pleut.

Il ne pleut pas.

Les feuilles sont jaunes et rouges.

A l’école, j’écoute le maître, je lis et j’écris, je dessine, je calcule.

Je chante et je danse.

A la leçon de français je parle français, je lis, j’écris.

J’aime la gymnastique.

Je n’aime pas ...

C’est un chien.

Il est grand/méchant.

J’ai peur du chien/ Je n’ai pas peur de ...

C’est une photo.

C’est moi. Je m’appelle ... J’ai ... ans.

Ma famille est grande/petite.

Ma mère s’appelle ...

Elle est belle.

J’aime maman.

J’ai une poupée (balle, ballon ...).

Je n’ai pas de poupée.

J’aime les vacances d’été.

Il fait beau/chaud.
Il fait du soleil/le soleil brille.

Je vais à la rivière.

Je nage, je bronze à la plage. Je joue au football/au ballon...

Je décris mon animal préféré. Il (elle) s’appelle...

Il (elle) est grand(e), blanc/ blanche.

Il (elle) aime...

Je décris l’arbre que j’aime.

Je regarde l’image et je parle.

Je fais un récit (d’après cette image) «Une soirée chez nous».

Je dessine ma chambre et je la décris.

Je dis ce qu’on accroche sur l’arbre de Noël/ce qu’on achète au magasin de jouets.

Je regarde les images et je dis ce que Philippe a appris à faire à l’école.

Je lis et je parle.

Je dis ce que j’aime faire et ce que je n’aime pas faire.

Je dis ce qu’on a acheté au marché/ au supermarché, à l’épicerie ...

Je fais un récit «J’achète des fruits et des légumes au marché».

Je fais un récit «Que font-ils?» (с опорой на иллюстрации).

Je parle de mon ami(e).

Je fais un portrait.

Je décris ces filles/ces garçons.

Je récite le texte «Les amis».

Je regarde et je dis à qui parle le loup Garou-garou, le lapin Serpolet et Pif.

Je parle de
Richard et de
Bernard (герои прочитанного рассказа).

Je fais un récit «Mes vacances d’été».

J’écoute, puis je lis le texte et je le raconte à mes copains.

J’écoute, je lis, je commente les dessins. (Je dis ce que je vois.)

Je lis, puis je dis ce qu’il fait le matin (даны вербальные опоры и иллюстрации).

Je regarde les dessins et je dresse la liste des choses à faire.

Je dis ce que j’ai appris à faire à l’école.

Je lis et je parle «Ils aiment le sport» (даны вербальные опоры).

Je lis et je raconte le texte aux copains «Dans la cour de l’école».

J’écoute, je lis et je raconte «Chez nous, en France».

Je parle d’un repas de fête. Je choisis le titre et j’explique pourquoi je l’ai choisi.

Je parle de la fête de Noël à l’école.

Je parle de mes bonnes résolutions.

Je lis et je décris cette affiche.

Je décris l’image «Dans la salle de séjour» (после ознакомления с новыми словами и после ответов на вопросы).

Je lis et je dis ce que j’ai appris sur la fête des Rois.

Je regarde les images et je parle de cette famille française.

Je lis, j’observe l’image et je parle de Paris.

Je me prépare à être guide.

Je lis et je dis où se trouvent ces monuments à Moscou ou à Saint-Pétersbourg.

Je fais un récit «Après les classes».

J’observe les images et je dis pourquoi ils ne font plus de sport (вербальные опоры).

Je parle d’un bon sportif (вербальные опоры).

Je décris l’image «Les sports dans les montagnes».

Je fais un récit «La bête que j’adore».



Аудирование

      Понимание речи учителя: Bonjour, les enfants. Levez-vous / asseyez-vous. Ouvrez / fermez vos livres. Ecoutez, lisez, répondez aux questions. Viens / venez au tableau, etc.
      Понимание речи собеседников в процессе диалогического общения на уроке (диалог-расспрос).
      Полное понимание небольших простых сообщений.
      Понимание основного содержания сообщений, сказок, рассказов, юмористических историй на основе языковой догадки и средств изобразительной наглядности (рисунки, карты). Время звучания текстов для аудирования до 1 мин.

Формирование умений и навыков аудирования

2 класс

3 класс

4 класс

Тексты распределены по разделам в соответствии с главной задачей каждого курса.

Вводный курс (Cours d’introduction)

Основной этап обучения (Cours principal)

Заключительный этап обучения (Etape de conclusion)

Основная задача вводного этапа — формирование произносительных навыков.

Перед учащимися ставятся задачи:

Я слушаю и повторяю (J’écoute et je répète), Я хорошо произношу (Je prononce bien), Я учу считалку (J’apprends la comptine), Я нахожу разницу в произношении похожих звуков (Je trouve les différences).

Но и на этом этапе задания имеют функциональную направленность: обучить ребят правильно задавать вопросы (Qui est-ce? Qui parle? Qu’est-ce que c’est?) и отвечать на них; обучить их говорить о погоде, рассказывать о том, какую погоду они любят, и т. д.

Считалочки, небольшие стихи помогут заложить основы для последующего ознакомления с языковыми знаниями и навыками. Например:

— Tu vas où, Nicole?
— Je vais à l’école.
— Et toi, François?
— Je vais au bois.
— Et ton frère Martin?
— Il va dans le jardin.

Тексты из раздела «Основной этап обучения» направлены на формирование умения воспринимать на слух построенный на выученном материале текст от 4—5 предложений с пониманием основного содержания. В разделе продолжается работа над развитием фонетических навыков с заданием «Слушайте и повторяйте» (Ecoutez et répétez).

Тексты для контроля понимания основного содержания не содержат новых лексических единиц. Они разные по объему в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. В тексте «L’automne est là» учащиеся должны найти фрукты и овощи. В задании к тексту «Il pleut» нужно ответить на вопрос: «Que font-ils (les héros)?»

Некоторые тексты имеют зрительную опору в учебнике и в рабочей тетради в виде серии рисунков. После вторичного прослушивания учащиеся должны обозначить номер каждого рисунка. В раздел включены учебные материалы на запоминание букв алфавита, цифр до 20, времени, а также рифмовки, считалки, песня «Savez-vous planter les choux?».

Все вышеуказанные, а также другие тексты с заданиями прослушать и повторить, а затем после вторичного прослушивания выполнить коммуникативное задание, формируют у детей умение сосредоточиться на информации, поддерживать внимание во время прослушивания, распознавать информацию, связывать ее со своим опытом (все тексты соотнесены с изучаемым материалом), выполнять элементарные коммуникативные задачи после второго прослушивания: «Ecoutez et dites le numéro de l’image», «Ecoutez une seconde fois et parlez», «Ecoutez d’abord, racontez ensuite», «Ecoutez et complétez».

В разделе содержатся также тексты с заданием, которое учащиеся должны выполнить во время прослушивания. Например «Album de famille». В инструкции перед прослушиванием учитель познакомит детей с названием рассказа «Les Pommier et les Poirier» и поставит задачу запомнить некоторые имена действующих лиц. После вторичного прослушивания проводится коррекция первичных предположений. Затем учащиеся выполняют следующее задание: «J’écoute et je complète». После вторичного прослушивания отдельных текстов учащимся могут быть предложены задания коммуникативного характера (формирование речевых навыков). Ecoutez et jouez la scène. Ecoutez d’abord, racontez ensuite. Ecoutez et complétez (устно).

Тексты для аудирования представлены:

А
— тексты для аудирования с заданиями к ним из учебника (они помечены буквой M — manuel) и рабочей тетради (С — cahier);

Б
— тексты для контроля навыков и умений аудирования с заданиями из книги для учителя;

В
— дополнительные материалы для развития навыков и умений понимать на слух доступный аутентичный текст.

A
Эти тексты имеют зрительную опору в учебнике в виде рисунков и кратких подписей под ними. Их основная цель — осуществление другой деятельности на основе услышанного рассказа (текста, сообщения). После прослушивания учащиеся отвечают на вопросы, проставляют номера под картинками, дополняют предложения, о чем-то догадываются и т. д.).

Эти тексты значительно увеличены в объеме по сравнению с текстами для 2 класса и содержат знакомую лексику, а также новые слова или слова, которые предлагались второклассникам для рецептивного восприятия.

Б
Эти тексты увеличены в объеме и содержат от 10 предложений.

Предъявление их проводится в таком темпе, который соответствует как возрастным, так и образовательным возможностям учеников, т. е. сформированности умений аудирования. Все тексты соотнесены с изучаемой темой. Текст 1 относится к теме «A la campagne». Текст 3 к теме «Salut, les copains» и т. д.

Задания к этим упражнениям помещены после текста. Перед прослушиванием необходим этап мотивации к аудированию, так как учащийся должен сознательно поддерживать внимание.

Инструкция четко формулируется учителем, задание, которое учащиеся должны выполнить, хорошо усвоено ими. Первое прослушивание важно для понимания общего ситуационного контекста: кто персонажи, какова основная тема текста, место действия и т. д.

В качестве заданий после второго прослушивания учащимся предлагается:

— предложить свой план пересказа услышанного;
— дополнить предложения;
— ответить на вопросы по содержанию текста;
— объяснить, что происходит;
— рассказать историю;
а также
— придумать окончание истории (затем дослушать окончание текста и сравнить со своим);
— разыграть сценку в соответствии с содержанием диалога или рассказа
и т. д.

В
В отличие от учебных текстов для аудирования, поданных в контексте с изучаемой темой в разделе В, истории, рассказы этого раздела взяты из французских книг для детей. Они доступны по содержанию, интересны для детей этого возраста и предлагают задания творческого характера:
— я слушаю и рисую;
— я объясняю название текста;
— я нахожу самую важную фразу;
— я слушаю и догадываюсь, сколько было всего животных.

В рубрике «Je fais tout seul» учебника также помещены тексты для самостоятельного чтения учащимися (самоконтроль за формированием умения понять задание к тексту, адекватно выполнить его).

В рабочей тетради помещены тексты для аудирования с заданиями:
— я наблюдаю и слушаю;
— я слушаю еще раз и ставлю номера под рисунками;
— я слушаю и рисую;
— я слушаю и учу стихотворение;
— я слушаю, затем отвечаю на вопросы и т. д.

Аудиоматериалы для третьего года обучения французскому языку сгруппированы в разделы А, Б, В.

А
В этом разделе помещены тексты, задания к которым даны в учебнике и в рабочей тетради. Они также помечены буквами M и С.

Б
В разделе Б содержатся дополнительные тексты для развития умения аудирования и для проведения контроля.

В
В этом разделе помещены фонетические упражнения для коррекции фонетических навыков (в основном для индивидуальной работы с учащимися, желающими улучшить свое произношение).

А
Открывают раздел небольшие тексты в контексте с темой и отдельными задачами, которые решаются в рамках данного блока (unité). Детям предлагается однократное прослушивание с заданиями:
— ответить на вопрос;
— сказать по-французски;
— пронумеровать рисунки;
— найти действующих лиц.

Для более сложных текстов рекомендуется вторичное прослушивание для выполнения таких коммуникативных заданий, как:
— прослушайте и расскажите;
— прослушайте и ответьте, что правильно, а что нет;
— прослушайте и выполните те спортивные упражнения, которые выполняют родители Жюльена;
— прослушайте и ответьте на вопрос.

Б
Для развития умения аудирования и для проведения контроля даны тексты: «La visite au zoo», «En automne», «Au marché», «Pendant la récréation», «Maman est contente» («Ma mère est contente»), «La mère de Rémi est allée en ville», «L’anniversaire de grand-mère», «Le trimestre va finir» и др. Заголовки текстов показывают, что языковой материал изучен. На этом этапе обучения аудированию контролируется сформированность умений: понимать на слух основное содержание небольших текстов, построенных на знакомом языковом материале, правильно вести себя во время прослушивания. В качестве задач детям предлагается:
— ответить на один-три вопроса
— нарисовать фрукты и овощи, о которых говорилось в тексте;
— что-то объяснить;
— что-то вспомнить;
— придумать окончание рассказа (в одно—три предложения);
— из двух фраз выбрать ту, которая соответствует содержанию.

При проведении контроля инструкция и задание даются на родном языке.

Для самоконтроля за сформированностью умения работать с текстом учащиеся выполняют задания к рассказам и текстам из раздела «Je fais tout seul!».

В этом разделе помещены тексты для прослушивания с заданиями:
— я слушаю, затем читаю рассказ, историю;
— я слушаю и отвечаю на вопросы;
— я слушаю и выбираю название к рассказу;
— я слушаю и рассказываю товарищам;
— я слушаю и готовлюсь правильно читать диалог.



Чтение

      Техника чтения вслух, соотнесение графического образа слова со звуковым; соблюдение ударения в словах, фразах, соблюдение интонации. Чтение диалогов и текстов после прослушивания в аудиозаписи. Для более подготовленных самостоятельное прочтение нетрудных текстов из раздела «Chut, je lis».
      Полное понимание при чтении про себя текстов, построенных на изученном материале, а также текстов с незнакомыми словами (2—3 слова), о значении которых можно догадаться («Je lis et je devine»).
      Полное понимание при чтении про себя текстов, больших по объему по сравнению с текстами для 3 класса, построенных на изученном материале. Полное понимание при чтении про себя несложных аутентичных текстов из французских книг и журналов для детей, а также фрагментов из детского фольклора («Les Cassard» — 3 микротекста, «Anouk est gentille avec ses ours», «Mon ami Bufolet» и др.), a также текстов из раздела «Si tu veux en savoir davantage», которые предлагаются для самостоятельного чтения с использованием словаря.
      Нахождение необходимой или интересующей информации в несложном тексте. Тексты для чтения включают около 100 слов, не считая артиклей.

Формирование умений и навыков чтения
      

2 класс

3 класс

4 класс

Обучение технике чтения начинается во время занятий Вводного курса. Учащиеся сравнивают сначала гласные русского и французского алфавита. Затем обучаются правильно произносить эти буквы, поют их на мотив любой знакомой детской песенки (например, «Чижик-пыжик»), находят эти гласные в прописях. Остальные буквы вводятся постепенно с опорой на рисунки, изображающие ананас (а), банан (b), вишню (с) и т. д.

Для лучшего запоминания проводится игра «Какие русские и французские буквы дружат» (А, О, К и т. д.). Учащиеся учатся петь все буквы французского алфавита от А до Z. Следующий этап в обучении технике чтения — прочтение слов, в которых все буквы произносятся (Boa, Bobi, ananas, papa), затем слов с непроизносимой буквой в конце слова (banane, salut и т. д.). Умение соотносить графический образ слова со звуковым формируется в играх, с опорой на рисунок и подпись под ним.

Работа по анализу буквосочетаний проводится в рубрике «Je vois... J’entends». Дети прослушивают запись слов на кассете, делают самостоятельно вывод о том, что они слышат и что видят, читая слова, содержащие те или иные буквосочетания.

Правила чтения даны на родном языке в рубрике «Retiens bien!». Обучение технике чтения текста на французском языке строится на основе имитации сначала небольших фраз, затем небольших по объему текстов (в рубрике «Je lis et j’écris», которая помещена после рубрики «J’écoute et je parle»).

Рисунки и подписи к ним помогают заложить основы чтению как речевой деятельности. На рисунке изображен папа перед телевизором. Подпись: papa. Ученик читает слово и отвечает на вопрос учителя: «Que fait papa?»

Формирование умения читать сочетается с коррекцией произношения на протяжении всего курса 2 класса.

Умение читать рассматривается не только как цель обучения, но и как основа для речевых умений и письма. Во 2 классе даются тексты с заданиями:

— Je regarde et je lis.
— Je lis et je raconte.
— Je lis d’abord et je complète ensuite.
— Je lis et je réponds.
— Je lis et je devine qui parle (опора на иллюстрации).

Все тексты доступны для понимания детей, новые слова даны с переводом в рубрике «Retiens bien!».

В рубриках «Je sais (lire)» и «Chut, je lis» даны тексты для самостоятельного чтения в классе и дома. Умение читать текст про себя и понимать его содержание контролируется учителем.

В 3 классе развиваются умения учащихся читать текст вслух. Эта деятельность учащихся дополняется упражнениями на тренировку в чтении особо трудных буквосочетаний, рубрика «Je prononce bien [...]». Языковой материал для усвоения помещен в рубрике «Retiens bien!» По сравнению с текстами для 2 класса в 3 классе тексты увеличены по объему, содержат знакомую учащимся из курса 2 класса лексику и незначительное число новых слов, о значении многих из них дети могут легко догадаться (новые слова для репродуктивного усвоения выделены жирным шрифтом).

Одни задания к текстам имеют целью развитие стратегий понимания текста, а другие учат ученика увидеть организацию текста. Понимание содержания контролируется с помощью таких заданий, как:

— Je lis et je dis en russe.
— Je lis et je réponds.
— Je lis et je devine.
— Je regarde l’image, je lis et je fais un récit.
— Je regarde l’image, je lis et je réponds aux questions.
— Je lis le texte et je fais des scènes.
— a) Je lis le récit.
b) Je choisis le titre.
a) Je lis la lettre de ...
b) Je dis à mes copains pourquoi Gisèle a aimé ses vacances d’hiver.

При задании написать письмо, открытку, записку маме, другу и т. д. по аналогии учащиеся анализируют организацию аутентичного послания.

В разделе «Je fais tout seul» также содержатся небольшие тексты для чтения. Они предназначены для самоконтроля и имеют аналогичные задания:

— Je lis et je devine.
— Je relis le texte et je complète les phrases avec les mots du récit.
— Je lis et j’écris les mots en deux colonnes.
— Je lis et je réponds.
— Je relis le récit «...» et je complète les phrases.
— Je lis et je choisis le titre du récit.
— Je relis le texte «...» et j’écris les mots qui manquent dans les phrases.
— Je lis et j’apprends la poésie.
— Je lis et je devine quel est le magasin.
— Je lis la carte de Paul, puis j’écris une carte à mes parents.

Для развития умения правильно и выразительно читать текст (в соответствии с нормами французского языка) к аутентичным текстам дается задание прослушать, затем прочитать текст вслух. Незнакомый языковой материал помещен в рубрике «Pour comprendre le texte». После прочтения и контроля понимания учащиеся решают различные коммуникативные задачи:

— отвечают на вопросы по содержанию;
— дают свою оценку поступку героя;
— самостоятельно читают текст про себя (Je fais tout seul) и передают его содержание товарищам;
— читают начало текста в классе, а его продолжение самостоятельно дома (с использованием словаря) (рубрика «Si tu veux en savoir davantage...»).

С текстом для чтения про себя даны задания:

— Я нахожу ответы на вопросы в тексте.
— Я читаю и исправляю список дел Николь.
— Я читаю текст, делю его на части и пишу заголовок к каждой из этих частей.
— Я рассматриваю картинки, читаю текст и отвечаю на вопросы.
— Я выбираю заголовок и объясняю свой выбор.
— Я читаю и дописываю фразы письма Коли.
— Я читаю и описываю плакат. Учитель контролирует сформированность умений выпускников начальной школы:
— полное понимание при чтении про себя текста, построенного на изученном материале;
— понимание несложных аутентичных текстов с использованием словаря;
— нахождение необходимой или интересующей информации в несложном тексте.

В рабочей тетради помещены небольшие тексты для чтения с заданиями:
— Je lis et je traduis.
— Je lis et j’apprends ...
— Je lis et j’écris les phrases en trois colonnes.
— Je lis et j’explique le titre du récit.
— Je lis et je complète.
— Je lis et je devine qui est Calvin.
— Je lis toutes les formules et je choisis la carte qui me plaît.
— Je lis et je réponds à la question.
— Je lis et je dis quel costume je veux.
— Je lis et j’écris la fin du récit.



Письмо и письменная речь

2 класс

      Владение французской графикой.
      Списывание текста из раздела «Je lis et j’écris».
      Дописывание предложений («Je complète», «J’écris bien!»).
      Написание слов по памяти (игрушки, фрукты, овощи).
      Дописывание анкеты «Je remplis ma fiche» (5 слов) на темы «C’est moi», «C’est ma famille».

3 класс

      Выписывание слов из текста.
      Написание ответа на вопрос с «Est-ce que ...?».
      Дописывание предложений с помощью знакомой лексики («Je lis/j’écoute et je complète»), с помощью имен французских детей; анкеты (7 слов).
      Замена слов в предложении другими (список слов предлагается).
      Написание записки маме или другу по образцу (от 3 до 5 предложений).

4 класс

      Дописывание предложений, вопросов с помощью слов из прочитанного/прослушанного текста или слов, помещенных перед упражнением или после него.
      Ответы на элементарные вопросы к тексту, к иллюстрациям.
      Дописывание письма («Je lis la lettre de Nicolas et je la complète»).
      Написание поздравительной открытки, письма по образцу.
      Работа в группе: «Avec mes amis j’écris un récit ... », «Tu écris ce que tu aimes faire. Tes copains te posent des questions ».
      Описание праздника с опорой на вопросы.
      Проектная деятельность: написать статью для стенной газеты: «Мои друзья./Моя собачка./Мои игрушки».

Социокультурная компетенция

      Название страны изучаемого языка, ее столица и крупные города.
      Исторические и культурные памятники.
      Праздники.
      Образцы детского фольклора.
      

2 класс

3 класс

4 класс

Песни:

«Savez-vous planter les choux?»
«Tombe, tombe, tombe la pluie!»
«Mon chat fait
«Miaou»
«Meunier, tu dors?»
«Rossignol joli»

Стихи:
«Mon frère Anatole»
«Les arbres sont rouges et jaunes»
«Mon petit lapin»
«Un, deux, trois»
«J’ai un petit poisson»

Игры:
игра в прятки, в мяч, в куклы, в кегли. Отгадай слово.

Песня:

«Maman, les p’tits bateaux...»

Стихотворения, считалки
«Il est minuit»
«Pour l’anniversaire de mon copain»
«Noël, joyeux Noël»
«Bonjour, Lundi»
«Chaud n’est pas froid»
«La Mère»
«A la leçon de français»
«Un peu de pluie»
«J’ai cueilli trois fleurs»

Занятия и игры.

Рыбалка; на пляже; в лес за грибами и ягодами.

Игры во время перемены на школьном дворе, игры в слова (Jouons en français).

Отгадай, что это за памятник / De Paris à Strasbourg

Стихотворения:

«Dans la rue des quatre vents»
«La marelle»
«Lulu lit dix livres»
«Dans le jardin»
«Noël. Des ramasseuses de neige»
«C’est pour maman»

Занятия и игры.
Мы играем в прятки.

Занятия французских детей во время летних каникул.

Маленькие французы готовятся к карнавалу.

Игры с конструктором.

Игра в гидов.



Языковая компетенция

      Графика и орфография:
      • написание заглавных и строчных букв французского алфавита орфографическими знаками;
      • написание букв с диакритическими знаками:
      a) accent aigu [´] été;
      b) accent grave [  1] mère, frère;
      c) accent circonflexe [ˆ] tête, fête;
      d) знак cédille [ç] leçon;
      e) apostrophe [’] l’eau, l’école;
      f) tréma [¨] naïf;
      • написание буквосочетаний, произносимых как носовые гласные:
      an, am, en, em, in, im, ain, aim, ein, on, om, un, um, oin, oyen, ien;
      • правописание букв, обозначающих разные звуки:
      с — [k] [s] campagne, cinéma;
      t — [s] [t] organisation, théâtre;
      g — [Z] [g] girafe, garçon;
      x — [ks] [gz] excursion, exercice;
      s — [z] [s] rose, sel;
      • знание основных словосочетаний и звуко-буквенных соответствий;
      • знание основных правил орфографии;
      • написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь учащихся для устного и письменного общения;
      • написание заимствованных слов;
      • употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения.

Произносительная сторона речи

      Произнесение и различение на слух всех звуков французского языка.
      Соблюдение словесного ударения, ударения во фразе.
      Отсутствие оглушения согласных в конце слова.
      Отсутствие редукции: долгота и краткость, открытость и закрытость гласных.
      Отсутствие палатализации согласных.
      Соединение звуков на стыке слов (enchaînement, liaison).
      Отсутствие ударения на служебных словах.
      Использование интонации для оформления различных коммуникативных типов предложений.

Лексическая сторона речи

      Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах указанной выше тематики в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания (avoir chaud, froid, faim, soif, peur, mal à la tête ...), оценочная лексика (aimer, détester, plaire), реплики-клише как элементы речевого этикета (s’il te/vous plaît, Je suis/ne suis pas d’accord, Je voudrais ... faire qch).
      Начальное представление о способах словообразования: суффикс числительных -ième (Je suis en troisième, quatrième), суффикс наречий -ment (Lis tout doucement, Ecouter attentivement), суффиксы существительных -eur, -euse (nageur, nageuse, patineur, patineuse), -trice (actrice, institutrice), префикс re/ré (refaire, réorganiser), интернациональные слова (cosmonaute).

Грамматическая сторона речи

      Основные типы простого предложения
      Je m’appelle Maxime. C’est un souvenir de Gisèle. C’est un chat. C’est une chatte. Je vois un chat noir. Anatole va à l’école. Je vais à l’école de musique. Marie appelle Anatole. J’ai une flûte. Je n’ai pas de violon. Cécile a le costume de fée. Le jouet de Madou est doux. Léon et papa vont au concert. Dans mon jardin il y a des roses, du jasmine et du romarin. J’ai peur du loup. Je n’ai pas peur de lapin.
      Основные типы сложносочиненного и сложноподчиненного предложения
      A l’école, j’écoute le maître, je lis et j’écris.
      C’est un émeu, il est grand et beau.
      Je veux bien /jouer avec vous/ mais je ne peux pas.
      J’ai un robot qui marche.
      C’est Nicolas qui se déguise en Pierrot.
      Порядок слов в предложении
      Le matin Olivier vient.
      Sur sa tête Martine a une couronne.
      Elle a aussi une baguette magique.
      Предложения с простым глагольным сказуемым
      Je vais à l’école. Tu danses très bien. Ils dessinent.
      Предложения с составным именным сказуемым
      La fleur est belle. Le chien est grand.
      Je sais danser (compter, lire). Je sais dire.
      Утвердительные предложения
      Cécile et Marc ont des costumes. J’ai un masque. Paul est fort.
      Отрицательные предложения
      Je n’ai pas de violon. Pierre n’est pas grand. Non, ce n’est pas un camion.
      Вопросительные предложения
      Qui est-ce? Qu’est-ce que c’est? Tu habites où? Où habites-tu? Tu t’appelles comment? Comment t’appelles-tu? Qui lit un journal? Avec qui Fanfan va au toboggan? Quel temps fait-il? Où va Solange? A quoi jouez-vous? Avec qui vas-tu au théâtre? Tu aimes lire?
      Безличные предложения в настоящем времени
      Il pleut. Il neige. Il fait beau/mauvais.
      Простые и распространенные предложения
      Je vois un canard. Je vois un grand canard gris. Je vais à l’école. Le matin, je vais à l’école avec ma sœur.
      Глаголы I, II, III группы (dessiner, finir, voir).
      Модальные глаголы: pouvoir (Je peux lire), devoir (Je dois écrire), vouloir (Je veux chanter/jouer à cache-cache, dessiner une girafe.
      Времена глагола (présent, passé composé, futur immédiat, futur simple).
      Повелительное наклонение (Dessine une rose! Ecoutez bien! Marchons!).
      Имя существительное, мужской и женский род (un garçon, une fille, le concombre, la pomme de terre).
      Артикль. Определенный и неопределенный артикли (La rose est une fleur. Le fauteuil est un meuble. Je vois une maison. La maison est belle).
      Частичный артикль (Pour acheter du pain, de la viande, de l’eau minérale, je vais ...).
      Имя прилагательное, мужской и женский род (Je dessine un beau paysage. Au marché maman achète une grande citrouille orange).
      Степени сравнения прилагательных (Le coq est grand. Le chat est plus grand que le coq, le chat est aussi grand que le coq. Le chien est le plus grand. La souris est moins grande que le chat. A mon avis, la poire est plus bonne que la pomme. Et la banane est le meilleur des fruits).
      Притяжательные прилагательные (C’est mon calendrier. C’est son album. Ce sont leurs images).
      Числительные: количественные от 1 до 100; порядковые (Le chiot gris est le premier. La chatte grise est la première).
      Местоимения: личные (Je te vois. Il me voit. Je ne le vois plus: il se cache); вопросительные (Qui regarde la télé?).
      Предлоги места и направления (Je vais à l’école. Il vient de France. Ta maison est à côté de ma maison. Je suis dans la cuisine, chez Michel. Il habite en France. Le chien est près de la niche/devant la niche/derrière la niche/sur la niche).
      Самостоятельная работа с упражнениями из раздела «Je fais tout seul» подготовит учащегося к выполнению проверочных и контрольных измерений, которые проводятся учителем в течение учебного года.

Таблица проверочных и контрольных измерений по иностранному языку. 2—4 классы (см. здесь).

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>