Климанова Л. Ф. Уроки русского языка. 2 класс


Раздел «Предложение. Текст»

Уроки 158—159. Предложение

      Основные задачи: 1) создать наглядно-образное представление детей о предложении как о цепочке связанных между собой слов; 2) показать необходимость смысловой связи слов в предложении; 3) активизировать знания второклассников о типах предложений по цели высказывания и по интонации; 4) показать обусловленность типа предложения по цели высказывания и по интонации коммуникативной задачей; 5) развивать речь школьников при составлении предложений разных типов.

      1) Первый урок посвящается работе над ошибками, допущенными в контрольной работе.
      Второй урок. 2) Создание образного представления о предложении с помощью рисунка (упр. 156) или реальных предметов — отдельных бусинок и готовых бус из таких же бусинок. Сравнение помогает представить, как отдельные слова объединяются в предложение. Затем учащиеся, связывая вместе уже не бусинки, а слова, получают предложение: У дома рос старый дуб. Из слов на с. 123 собирается пословица.
      Вопрос учителя выделяет главное: Что вы можете сказать о словах в предложении? (Они связаны по смыслу.) Этот вывод дети делают самостоятельно, а затем уточняют при чтении «Узелков на память» (с. 123).
      3) Создание проблемной ситуации с помощью юмористического стихотворения (упр. 157): А что получится, если в предложениях слова не будут связаны по смыслу? Давайте прочитаем такой стихотворный отрывок. Как бы вы его озаглавили? (Ералаш.) (Текст устно исправляется и снова читается.)
      Повторение сведений о типах предложений по цели высказывания и по интонации: Подумайте и объясните, почему в конце некоторых предложений текста упр. 165 стоят вопросительный знак, восклицательный знак. Подумайте, для чего, с какой целью произносится предложение Заточите карандаш! (Это побудительное предложение, в нем предлагают или просят что-то сделать.)
      Затем стихотворение списывается. Можно предложить выполнить задание учебника — списать только повествовательные предложения, или (по желанию) вопросительные и восклицательные предложения.
      4) Дальнейшее повторение сведений о типах предложений по цели высказывания и по интонации организуется по рисункам (упр. 181 из РТ). Учащиеся соотносят содержание рисунков с данными ниже предложениями и указывают тип предложения и по цели высказывания, и по интонации. Здесь же надо вспомнить правила речевого этикета при выражении просьбы, вопроса. (Пожалуйста, будьте добры, не знаете ли вы, нельзя ли мне узнать и т. п.)
      5) Повторение правил постановки знаков препинания в конце предложений каждого типа (упр. 182 из РТ).
      6) Наблюдение за зависимостью типа предложения по цели высказывания и по интонации от коммуникативной ситуации (упр. 183 из РТ). После выслушивания составленных учащимися предложений надо выбрать и записать три предложения обязательно разных типов по цели высказывания и по интонации, например: Зачем ты бьешь собаку? Не бей собаку! Нельзя (не надо) бить собак!
      7) Выбор повествовательных и вопросительных предложений из стихотворного текста (упр. 184 из РТ) с последующим заданием устно составить предложения данных типов на любую тему.
      8) Работа над связью слов в предложении при исправлении предложений, составленных Ктототамом (упр. 185 из РТ). Надо определить, почему смысл этих предложений неясен, и записать их с восстановленным порядком слов. Выясняется, получился ли из предложений текст. Повторяется определение текста. Возможное дополнительное задание — озаглавливание текста (Случай в лесу; Встреча с медведями и т. п.).
      9) Итог уроков: Что такое предложение? Какие типы предложений по цели высказывания и по интонации мы знаем? С какой целью употребляется каждый из них?
      10) Домашнее задание. Составить и записать три предложения, разные по цели высказывания.

Урок 160. Предложение (продолжение)

      Основные задачи: 1) дать понятие о главных членах предложения как смысловой основе предложения; 2) научить школьников выделять подлежащее и сказуемое в двусоставных предложениях на основе вопросов; 3) развивать речь детей при составлении устного рассказа о своем любимом занятии.

      1) Представление о главных членах предложения создается путем аналогии с семьей: Помните, что мы сравнили предложение с бусами? Но все ли бусинки одинаковы в таких бусах? Самоваров утверждает, что предложение можно сравнить еще и с семьей. Давайте попробуем в этом разобраться. Кто главный в вашей семье?
      Можно обратиться к рисунку и вопросам из упр. 158: В предложении, как и в семье, тоже есть главные члены. А какие члены предложения являются главными и почему? Как они называются?
      Чтение сообщения Самоварова (с. 124).
      2) Составление предложений из слов и выделение в них главных членов предложения (упр. 159) на основе вопросов. Учитель обращает внимание детей, что записанные предложения состоят только из главных членов — подлежащего и сказуемого, поэтому их найти было нетрудно.
      3) Нахождение подлежащего и сказуемого в распространенных предложениях при исправлении ошибок, допущенных Аней и Ваней (упр. 187 из РТ). Надо подчеркнуть слова кораблик, плыл, мальчик, спешили. Выяснить, почему задание у Ани и Вани труднее. (Потому что в предложениях из рассказа «Кораблик» есть и другие члены предложения, не только подлежащее и сказуемое.)
      4) Отработка умения находить главные члены предложения при работе в паре (упр. 160). Особое внимание надо обратить на вопросы после текста, которые могут служить алгоритмом поиска главных членов предложения.
      5) Устное составление учащимися небольших рассказов о своем любимом занятии (можно конкретизировать — весной, в выходные дни, летом, вечером и т. п.). Лучшее предложение из рассказов (обязательно двусоставное, с подлежащим и сказуемым) записывается на доске и в тетрадях с подчеркиванием главных членов.
      6) Итог урока. Игра «Светофор». Учитель читает вопросы, называет варианты ответов к каждому из них. Дети поднимают красную карточку, если ответ неверен, и зеленую при верном ответе: Из каких членов предложения может состоять предложение? 1. Из главных и неглавных членов предложения. 2. Из существительных и глаголов. Что выражают главные члены предложения? 1. Добавочный смысл предложения. 2. Основной смысл предложения. На какой вопрос отвечает подлежащее? 1. Кому? 2. Чему? 3. Какой? 4. Кто? 5. Что? 6. Что делает? На какой вопрос отвечает сказуемое? 1. Кто? 2. Что? 3. Что делает?
      7) Домашнее задание. Составить три предложения при ответе на вопрос: Как ты готовишь домашнее задание?; подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Уроки 161—163. Предложение (продолжение)

      Основные задачи: 1) создать представление о сочетании главных членов предложения как грамматической основе предложения; 2) показать роль главных и второстепенных членов предложения в выражении его смысла; 3) тренировать детей в нахождении главных членов предложения; 4) научить ставить вопросы от одного члена предложения к другому; 5) развивать речь учащихся при распространении предложений второстепенными членами, при составлении устного рассказа на тему «Мое любимое занятие».
      Это важно! На этих уроках важно заложить основу представления о синтаксических единицах как единицах языка, показать, что разные по своему содержанию предложения могут быть построены по одной синтаксической схеме. Понятие «второстепенные члены предложения» во 2 классе не вводится, дети говорят о словах, которые не являются главными членами и уточняют смысл предложения. Тем не менее для дальнейшего изучения грамматических форм слов, для развития речи важно научить школьников распространять предложения, видеть связь слов в предложении, определять эту связь по вопросам от одного слова к другому.

      Первый урок. 1) Создание представления о предложении как единице языка по аналогии со словом: Слова все разные, но мы уже знаем, что они могут иметь одинаковую модель: лексическое значение, буквенный и звуковой состав. Давайте понаблюдаем, а не имеют ли и разные по смыслу предложения что-то общее.
      Для сравнения предлагаются предложения из упр. 162. Выясняется, что по смыслу все они разные, но состоят из одних и тех же членов предложения (построены по одной и той же синтаксической схеме): Как вы думаете, а можно ли составить еще предложения по этой же схеме? Попробуйте!
      Придуманные детьми предложения записываются, подлежащее и сказуемое в каждом предложении подчеркиваются. Вторая часть задания — распространение предложений — выполняется чуть позже.
      2) Сравнение двух предложений с одинаковыми главными членами предложения (упр. 161): Как вы думаете, основное значение этих предложений одинаковое или разное? (Одинаковое.) Почему? О чем говорится в обоих предложениях? (О весне.) Что о ней говорится? (Что она пришла.) Значит, разные по составу предложения выражают одинаковый основной смысл, если у них одинаковые подлежащее и сказуемое. А чем различаются предложения? (Предложения, в которых кроме главных членов есть еще и другие, более полно выражают мысль.)
      Вывод детей уточняется при чтении сообщения Самоварова (с. 134), диалога Ани и Вани (с. 126).
      3) Распространение предложений второстепенными членами предложения. Сначала предложения распространяются по вопросам при работе в паре (упр. 188 из РТ), затем получившиеся варианты заслушиваются и сопоставляются.
      Второй урок. 4) Игра «Кто лучше?». Предлагается распространить предложения без вспомогательных вопросов (повторное обращение к упр. 162). Дополненные предложения сначала заслушиваются в нескольких вариантах, затем выбираются лучшие, записываются на доске с подчеркиванием главных членов предложения.
      5) Закрепление умения находить основу предложения (упр. 163). Найти главные члены предложения дети смогут не во всех предложениях (только во втором и третьем). Ученики могут попробовать найти главные члены в первом предложении. Дети найдут подлежащее (лось) и убедятся, что в предложении нет слова, отвечающего на вопрос что делает? Учитель может отметить, что сказуемое в этом предложении есть (житель), но оно совсем другое, такое сказуемое они научатся выделять потом. Списывание текста со вставкой букв может быть комментированным или самостоятельным.
      Третий урок. 6) Мы говорили, что предложение похоже на бусы. Чем связаны отдельные бусинки в бусах? А чем связаны слова в предложении? (Смыслом.) Что может помочь нам определить связь слов в предложении? (Вопросы.) Давайте попробуем связать слова в упр. 164 такими ниточками-вопросами.
      Правильность ответов детей уточняется при чтении сообщения Самоварова (с. 128).
      7) Графическая схема из упр. 166 помогает понять и зрительно представить связь слов в предложении на основе вопросов. Предложение надо прочитать, потом выписать из него парами слова, связанные вопросом: жил (кто?) человек; жил (где?) на улице; человек (какой?) рассеянный; на улице (какой?) Бассейной.
      8) Чтобы показать необходимость связи слов в предложении по вопросам и по смыслу, учитель создает проблемную ситуацию: А надо ли связывать слова в предложении по вопросам? Может быть, и без этого смысл предложения будет понятен? Посмотрите, хорошо ли справился с предложением Винни-Пух. (Читается предложение Винни-Пуха из упр. 166, затем устно исправляются его ошибки.) Мы убедились, что слова в предложении должны быть связаны по вопросам. А как еще? Почему предложение Винни-Пуха Мед ест медвежонка такое странное? (Слова не связаны по смыслу.)
      9) Выработка умения ставить в предложении вопросы от слова к слову (упр. 165). Дополнительные вопросы для беседы по тексту: А у кого из вас есть младшие братья или сестры? Как вы к ним относитесь? В чем проявляется ваша любовь и внимание? Лучшее предложение можно записать, выписать из него парами слова, связанные вопросами.
      10) Резервное задание — написать рассказ из трех предложений «Что делает моя семья вечером». Подчеркнуть главные члены предложения.
      11) Итог уроков. Игра «Строгий контролер». Один из учащихся назначается контролером, он называет ученика, который будет отвечать на вопрос учителя, и оценивает правильность его ответа. Работа контролера также должна быть оценена.
      Вопросы для игры: Как связаны слова в предложении? (По смыслу и по вопросам.) Как мы определяем эту связь слов в предложении? (По вопросам.) Какие члены предложения выражают его главную мысль? (Подлежащее и сказуемое.) А для чего нужны другие члены предложения? (Другие члены предложения позволяют уточнить смысл высказывания.)
      12) Домашнее задание. Упр. 186 из РТ.

Урок 164. Текст

      Основные задачи: 1) активизировать известные детям сведения о тексте; 2) развивать логическое мышление учащихся при восстановлении последовательности предложений в тексте; 3) развивать речь детей при составлении предложений и текста.

      1) Игра «Доскажи предложение»: Несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, это — ... (предложение). Несколько предложений, связанных по смыслу, это — ... (текст). В случае затруднения в ответе можно прочитать сообщение Самоварова (с. 138) и «Узелки на память» (с. 130).
      2) Составление предложений из слов и текста — из составленных предложений (упр. 167). Озаглавливание полученного текста. При выборе заглавия важно уточнить, что каждый из вариантов будет указывать на тему (Наш петушок. Красный гребешок) или на основную мысль (Зачем петуху гребешок).
      3) Работа над последовательностью предложений в тексте: Мы с вами уже знаем, что слова в предложении должны быть связаны друг с другом по смыслу, должны стоять в определенном порядке. Как вы думаете, а предложения в тексте должны быть связаны между собой? Это важно или нет, в каком порядке стоят предложения в тексте?
      Определение верной последовательности предложений в тексте (упр. 168). Полученный текст озаглавливается и списывается с комментированием орфограмм.
      4) Повторение правил оформления предложений в тексте (упр. 189 из РТ).
      5) Итог урока. Игра «Кто точнее?». Один учащийся отвечает на вопросы учителя, другие следят за его ответом и по просьбе учителя дополняют: Что такое текст? Как связаны предложения в тексте? Как надо верно оформлять предложения в тексте?
      6) Домашнее задание. Упр. 190 из РТ.

Урок 165. Текст (продолжение)

      Основные задачи: 1) активизировать знания детей о трех типах текстов: описании, повествовании, рассуждении; 2) показать обусловленность выбора типа текста целью высказывания; 3) развивать речь учащихся при составлении текста (рассказа по рисункам, по заданным ситуациям).
      Это важно! Второклассникам предлагается определять тип текста по вопросу. Вопрос к тексту гораздо труднее поставить, чем вопрос к отдельному слову. Для определения вопроса к тексту в целом дети должны понять, для чего создается текст: чтобы рассказать о каких-то событиях (Что произошло?), чтобы описать что-либо или кого-либо (Какой он (она, оно, они)?), чтобы объяснить причину явления (Почему так происходит? Для чего, зачем это сделано?).

      1) Активизация знаний учащихся о трех типах текстов: Как вы думаете, для чего создаются тексты? Если у вас дома красивая кошка, вы захотите ее... (описать). Если вы съездили на интересную экскурсию, вы захотите друзьям о ней... (рассказать). Если родители не хотят покупать вам велосипед, вы будете им... (доказывать, что велосипед вам очень нужен). Какие же три типа текстов существуют?
      Ответы детей уточняются при чтении «Узелков на память» (с. 132).
      2) Определение типа текста происходит при анализе отрывков об одном предмете — одуванчике (упр. 169). Ответы учащихся должны быть устно аргументированы.
      3) Составление собственных текстов разных типов в соответствии с заранее определенной целью. Ситуация 1. Около дома цветет яблоня. Какой текст можно составить о яблоне, чтобы рассказать, какая она? Ситуация 2. Как посадить яблоню? В каком тексте об этом можно рассказать? Ситуация 3. Почему за яблоней надо ухаживать? Какой получится текст?
      4) Составление устных рассказов по рисункам (упр. 170) и определение типа каждого составленного текста. Рисунки подобраны таким образом, чтобы можно было составить тексты всех трех типов: рис. 1 (дети едут на велосипедах) — повествование; рис. 2 (красивый современный велосипед) — описание; рис. 3 (мальчик падает с велосипеда) — рассуждение. В тетрадь каждый из учеников записывает свой вариант текста с заглавием и указанием (в конце текста в скобках) типа текста.
      5) Итог урока: Какие типы текстов вы знаете? Для чего создается текст-описание? текст-повествование? текст-рассуждение? Как вы думаете, то, о чем мы говорили сегодня (типы текстов), пригодится вам только на уроке? Для чего еще пригодится?
      6) Домашнее задание. Составить рассказ о своем друге или подруге из трех-четырех предложений; определить тип текста.

Уроки 166—168. Текст (продолжение)

      Записка. Письмо. Приглашение
      
      Основные задачи: 1) закрепить умение определять тип текста; 2) познакомить детей с особенностями построения записки, письма, приглашения; 3) выработать умение составлять тексты данных жанров; 4) активизировать навыки использования слов речевого этикета.
      Это важно! Записка, письмо, приглашение имеют определенную структуру, включают в себя обязательные элементы: обращение к адресату, основной текст, подпись. Приглашение, кроме того, должно отличаться особой точностью в указании места, времени и названия события, на которое приглашают кого-либо.

      Первый урок. 1) Прогнозирование типа текста по заглавию к нему и устное составление текстов: Как вы думаете, а по заглавию текста мы можем заранее определить его тип? Какого типа тексты (описание, повествование, рассуждение) могут иметь такие заглавия: Моя любимая книга. Как я выбирал книгу в магазине. Почему я люблю волшебные сказки. Составьте устно небольшие рассказы по этим заглавиям. Определите тип каждого текста.
      Несколько рассказов заслушиваются, а затем дети записывают свой небольшой (не больше трех-четырех предложений) рассказ по одному из заглавий.
      2) Письменное выполнение упр. 171 с определением типа данного текста.
      3) Знакомство с жанром записки начинается с чтения сообщения Самоварова (с. 134) и образца записки (с. 135). Дети должны установить следующее: Записка пишется, когда надо кого-то о чем-то попросить, кому-то что-то сообщить. Записка обычно бывает короткой, в ней указывается только самое важное. Записка начинается с указания адресата, а заканчивается подписью автора записки.
      4) Работа над обязательными элементами записки предполагает расширение и уточнение словарного запаса школьников.
      А. Обращение. Надо привести примеры обращений (дорогой, милый, любимый, уважаемый, дорогая, милая, любимая, уважаемая), разграничив сферу их употребления: Какие слова можно употребить при обращении к другу? подруге? родителям? бабушке и дедушке? учителю? директору школы?
      Б. Подпись в конце записки: или просто указание имени (Саша, Лена, Светлана Ивановна), или указание родственных отношений (Твой сын, твоя внучка и т. п.). Перед подписью могут быть употреблены слова речевого этикета: Целую. Заранее благодарен (благодарна). С уважением.
      5) Составление и запись на доске схемы, отражающей структуру записки:
      1. Обращение: Милый, родной, дорогой, уважаемый, милая, родная, дорогая, уважаемая ______! 2. Основное содержание. 3. Слова речевого этикета: Целую. Заранее благодарен (благодарна). С уважением. 4. Подпись. Твой сын Саша. Мама. Бабушка.
      Учитель должен обратить внимание на внешний вид записки: на какой бумаге она должна быть написана, каким почерком (хороший, разборчивый почерк — первое правило вежливости, проявление уважения к человеку).
      6) Самостоятельное составление записки (письменно), адресованной или кому-то из друзей, или родителям, или учителю. Задание выполняется или в тетрадях, или на специальных листах, розданных учителем.
      Второй урок. 7) Работа с жанром письма начинается с чтения сообщения Самоварова (с. 135): Какие элементы включает в себя письмо? Чем письмо похоже на записку? (Есть обращение, подпись.)
      В отличие от записки письмо обязательно содержит слова приветствия, прощания, содержательная часть в письме более объемна (рассказ о своих делах, вопросы о жизни адресата).
      8) Работа над элементами письма. Школьники вспоминают слова приветствия (здравствуй, здравствуйте, добрый день, приветствую Вас, тебя, привет) и прощания (до свидания, до скорой встречи, пока, с приветом, счастливо оставаться) и записывают их в тетрадь. Устно проводится стилистическая дифференциация этих слов, указывается возможная сфера их использования (в письме другу, родителям, учителю, малознакомому взрослому человеку).
      9) Анализ элементов письма (упр. 173) и определение его недостатков (отсутствие приветствия, вопросов о жизни бабушки, о ее здоровье, неверное употребление заглавной буквы в слове Бабуля). Устно вносятся необходимые коррективы. Проводится работа с орфограммами в словах внучка, Леночка, друзьями; подбираются проверочные слова к словам хочу, ходить, помогу, грибы, моими.
      10) Самостоятельное составление письма (упр. 174).
      Третий урок. 11) Приглашение: Когда и зачем пишутся приглашения?
      Чтение образца приглашения (упр. 175). Выясняется, какие общие элементы есть в приглашении, записке и письме (обращение, подпись), чем отличается содержание приглашения от содержания письма и записки (обязательное указание точного времени, названия события, места его проведения).
      12) Анализ некорректно составленного приглашения (записано на доске): Сашка! Приглашаю тебя на новоселье. Приходи! Твой друг Колька. Ученики находят недостатки: пренебрежительное обращение (Сашка), грубоватая подпись (Колька), отсутствие указания времени, даты, адреса, где будет новоселье.
      13) Самостоятельное составление приглашения с записью его в тетради, или на красивом листе, или на открытке.
      14) Домашнее задание. Устно подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 139.

Урок 169. Проверочная работа по разделу «Предложение. Текст»

      Основные задачи: 1) проверить уровень усвоения детьми знаний по изученным в разделе темам; 2) определить уровень сформированности умения второклассников составлять предложения и тексты; 3) способствовать развитию речи и мышления детей при озаглавливании текста, определении типа текста.

      1) Ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 139).
      2) Дополнительное задание: записать под диктовку или списать с доски текст, озаглавить его; подчеркнуть подлежащее и сказуемое в каждом предложении; указать тип текста. При списывании текста с доски вставить, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрыть скобки.


      Наступает лето. Занятия в школе к_н_чаются. М_и друз_я едут (во)время к_никул или на море, или в д_ревню, или в новые б_льшие и кр_сивые г_рода. Много интересного мы увидим летом! (30 слов)

      Надо указать знаки препинания (запятые) в третьем предложении.

Урок 170. Текст (продолжение)

      Основные задачи: 1) создать положительное отношение к изученному на уроках материалу, вызвать интерес к нему, показать его важность в повседневной жизни; 2) формировать у детей мотивацию к общению; 3) показать образцы лирического общения человека с природой; 4) дать домашнее задание на лето.
      Это важно! Задача учителя — разбудить творческую фантазию детей, вызвать желание общаться, чтобы полученные на уроках знания стали средством творческого освоения мира. Задание на лето дети должны принять с радостью, захотеть написать рассказы, письма, диалоги. Если такой реакции учитель не сможет добиться, то нагружать учеников на летнее время скучной и неинтересной для них работой не имеет смысла.

      1) Проблемный вопрос: Записка, письмо, приглашение — это форма письменного общения людей. Но только ли друг с другом могут общаться люди?
      Ответ — в упр. 176, 177 из раздела «Словесное творчество».
      2) Беседа по стихотворению И. Токмаковой (упр. 177): Чья беседа передана автором стихотворения? Какие слова указывают на то, что ветер и осинки предстают как живые существа? (Они здороваются друг с другом, беседуют, осинки называют ветер вихрастым.) Каким предстает перед нами ветер? (Он не ленивый: встал рано, до зари, спешит в город разнести приветы.)
      Далее дети отвечают на вопрос к упражнению. Стихотворение лучше прочитать по ролям.
      3) Работа со стихотворением из упр. 178. После чтения стихотворения дети «допридумывают» его содержание: Что могли бы сказать друг другу кузнечики, цветы, деревья?
      Можно предложить ученикам устно составить еще несколько подобных сказок.
      4) Домашнее задание на лето. Попробовать свои силы в составлении рассказов, сказок или стихотворений, в которых разные предметы (деревья, цветы, животные, вещи и т. п.) общаются друг с другом.
      Сочинения дети могут записать на отдельных листах, красиво их оформив и дополнив рисунками. В начале 3 класса из сочинений учеников можно будет составить одну книгу-сборник.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>