Климанова Л. Ф. Уроки русского языка. 2 класс


МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

Раздел «Мир общения»

Уроки 1—2. Мир общения. Собеседники

      Основные задачи: 1) расширить представление детей о функциях общения, средствах общения; 2) показать значимость речи в общении; 3) познакомить учащихся с другими возможными средствами общения — жестом, мимикой, рисунком; 4) развивать творческие способности учеников при составлении и расшифровке «рисуночного письма»; 5) развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства преимущества звуко-буквенного письма.

      Первый урок. 1) Определение роли общения в жизни людей: Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? А для чего людям нужно общение? (Передать информацию, выразить чувства, попросить о чем-нибудь.) Что помогает людям в общении? Какой может быть речь? Кто такие собеседники? Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка?
      Чтение сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4).
      2) Отработка умения рассказать о себе (по вопросам к упр. 11).
      3) Работа со словами речевого этикета, выяснение норм вежливого поведения (на примере рисунка к упр. 1 из РТ2).
      4) Определение помощников речи. Учитель предлагает подозвать собаку: Ко мне, Myxmap!; указать дорогу пожилому человеку: Надо дойти вон до того дома; попросить прощения у мамы: Прости меня, пожалуйста. Надо обратить внимание, что во всех этих случаях используются жесты и мимика.
      5) Определение видов речи (письменной и устной) и помощников речи (жестов и мимики) на основе рисунка к упр. 2.
      Второй урок. 6) Обращение к истории письма дает возможность показать преимущества звуко-буквенного письма (упр. 3): «Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены. Надо дать детям возможность пофантазировать при «чтении» такого письма, чтобы они убедились, что понять смысл подобного сообщения трудно. Вывод учащихся подтверждается чтением сообщения Самоварова (с. 7).
      7) «Чтение» и самостоятельное составление слов по рисункам (упр. 4) должно убедить учеников в сложности такого способа передачи устной речи.
      8) Игра «Шифровальщик». Предлагается расшифровать письмо Вани, записанное с помощью рисунков, и написать его словами (упр. 7 из РТ). При этом повторяются слова речевого этикета, которые в рисуночном письме никак отражены быть не могут. Затем важно сравнить получившиеся у ребят варианты: А если бы письмо Вани сразу было написано словами? Могли бы мы его тогда понять по-разному? Какой вывод сделаем?
      9) Итог уроков: Для чего людям нужна речь? Какой может быть речь? Какие средства помогают людям в общении?
      10) Домашнее задание. На отдельном листе записать рассказ с помощью рисунков.

Урок 3. Мир общения. Собеседники (продолжение)

      Основные задачи: 1) повторить изученные в 1 классе орфограммы; 2) познакомить учеников с определением орфограммы.

      1) Повторение изученных в 1 классе орфограмм (упр. 5).
      2) Введение понятия орфограммы (сообщение Самоварова, с. 8). Определение орфограммы не требует обязательного заучивания.
      3) Выполнение упр. 6.
      4) Правило написания заглавной буквы в названиях городов и рек повторяется на материале упр. 7 с дополнительным вопросом: Вы рассказали о городе (селе и т. п.), в котором живете. А что вы знаете о своей стране?
      Сначала выслушиваются ответы учеников, затем выполняется упр. 8.
      5) Работа со словами с непроверяемым написанием: Посмотрите слова из упр. 4 в РТ. Что вы можете о них сказать? Можно ли проверить пропущенные буквы? Как узнать их написание? (По словарю.)
      Надо вспомнить, как называется такой словарь, по какому принципу расположены в нем слова.
      6) Итог урока: Что необходимо знать для того, чтобы пользоваться письменной речью?
      7) Домашнее задание. Упр. 5 из РТ.

Урок 4. Мир общения. Собеседники (продолжение)

      Основные задачи: 1) закрепить представление детей о грамотном письме как обязательном условии письменного общения; 2) повторить орфограммы, изученные в 1 классе.

      1) Посмотрите, хорошо ли читать текст с ошибками.
      Анализируется и исправляется неграмотная запись Ктототама (упр. 6 из РТ).
      2) Обобщение повторенных орфограмм в форме комментированного письма (упр. 3 из РТ).
      3) Домашнее задание. Вспомнить и записать пять слов с непроверяемым написанием.

Урок 5. Мир общения. Собеседники (продолжение)

      Основные задачи: 1) формировать навыки устного и письменного общения; 2) закрепить навык написания повторенных орфограмм.

      1) Орфографическая минутка. На доске и в тетрадях записываются предложения с комментированием орфограмм: Журавли кружились над деревней Чудовкой. Они хотели лететь в далекие теплые страны.
      2) Составление устного рассказа о лете: Когда люди долго не видятся, они хотят рассказать о том, что они делали, что интересного у них произошло. А у вас есть желание рассказать друг другу о том, как вы провели лето? (Заслушиваются три-четыре рассказа.)
      3) Работа со словами приветствия (на материале к упр. 2 из РТ): Ребята, то, что написал Ваня, — это письмо или просто рассказ? А с чего надо начинать письмо? (С приветствия, обращения.) А вы можете назвать эти слова?
      Выбор слов-приветствий в зависимости от адресата (упр. 2 из РТ).
      4) Составление коллективного письма Самоварову (записывается на доске и в тетрадях с комментированием орфограмм). Вспомогательные вопросы учителя: С чего надо начать письмо? Какое обращение лучше выбрать? Что мы напишем о своей школе? А о своем классе? Что мы скажем о себе и о своих товарищах-одноклассниках? Что мы напишем Самоварову о нашем учебнике? Как мы закончим письмо?
      5) Домашнее задание. Написать свое письмо Самоварову.

Урок 6. Слово, предложение и текст в речевом общении

      Основные задачи: 1) показать лексическое богатство русского языка; 2) активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со словами разных тематических групп.

      1) Создание проблемной ситуации. На столе разложены разные предметы: несколько карандашей, яблоко, чашка, телефон и т. п. Ученикам предлагается попросить какой-либо из предметов, объяснить, зачем он им нужен, без помощи слов (например, с использованием жестов): Посмотрите, как нам трудно объясняться без слов. А теперь выполните то же задание с помощью слов. (Дайте мне, пожалуйста, яблоко, я хочу его попробовать. Дайте мне, пожалуйста, телефон, я хочу позвонить маме и т. п.) Вывод: чем больше слов мы знаем, тем легче нам назвать все, что мы видим, о чем думаем, чего мы хотим.
      2) Игра «Кто больше?» (упр. 8 из РТ).
      3) Подбор обобщающего слова к предметам, изображенным на рисунках (упр. 9 из РТ), дополнение тематических групп новыми словами — названиями растений и животных (упр. 10 из РТ).
      4) Распределение слов по грамматическим группам: слова — названия предметов, слова — названия действий и слова — названия признаков (упр. 11, 12 и 13 из РТ). При этом расширяется кругозор ребят: знакомство с профессиями (упр. 11 из РТ), с повадками животных (упр. 12 из РТ), с характеристиками различных предметов по форме, размеру, цвету, вкусу (упр. 13 из РТ).
      5) Самостоятельное описание предмета без опоры на слова для выбора (упр. 14 из РТ).
      6) Итог урока: Нужно ли человеку знать как можно больше слов? Для чего?
      Чтение сообщения Самоварова (с. 10).
      7) Домашнее задание. Записать из словаря пять слов на тему «Школа».

Урок 7. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

      Основные задачи: 1) активизировать лексический запас школьников при работе со словами тематической группы «Школа»; 2) повторить понятие «слова с непроверяемым написанием»; 3) закрепить навык написания таких слов.

      1) Создание проблемной ситуации: Ктототам составил список вещей, которые ему надо купить в магазине. Мне кажется, что этот список составлен неверно. А вы как думаете? (На доске: 1. Обувь  тапочки, сапоги, рубашка. 2. Одежда  куртка, брюки, чемодан. 3. Посуда  чашка, тарелка, шкаф. Дети находят лишние слова.)
      2) Работа со словами тематической группы «Школа» (упр. 9). Запись в словарик слов учебник, тетрадь.
      3) Повторение понятия «слова с непроверяемым написанием»: Как можно проверить безударные гласные в словах слова, доска, звонок? А в словах завтрак, учебник, тетрадь? Написание каких слов нельзя проверить? Какой словарь нам поможет?
      Ответы детей уточняются при чтении сообщения Совенка (с. 11). По возможности учитель должен продемонстрировать несколько орфографических словарей разного объема: А в нашем учебнике есть такой словарь? Как в нем расположены слова?
      4) Работа со словами с непроверяемым написанием из песенки И. Токмаковой (упр. 10).
      В словарик записываются слова капуста, морковь, горох.
      5) Продолжение работы со словами с непроверяемым написанием. Можно провести «рисуночный» диктант. Учитель показывает картинки с изображением предмета, а ученики записывают слова (морковь, капуста, карандаш, пенал, человек, собака, корова, ворона).
      Учитель может предложить детям отгадать загадки и записать отгадки: 1. Расходится детина — удержу нет, уляжется спать — не видать, не слыхать. (Ветер.) 2. Стоит дерево кудряво, оно мир освещает, крик унимает, больных исцеляет, чистоту соблюдает. (Береза. Раньше из древесины березы делали лучины, из ее веток — розги и веники, березовые почки использовали как лекарство.) 3. В маленьком горшочке уха сладка. (Орех.) 4. Кабы я встала, я бы небо достала, кабы руки да ноги — вора б поймала, а глаза бы да уши — так все рассказала. (Дорога.) 5. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.) 6. Косой бес поскакал в лес. (Заяц.) 7. Сидит Марфутка в семидесяти семи шубках. (Капуста.) 8. Ни окошек, ни дверей — полна стайка лебедей. (Огурец.) 9. Сидит девица в темнице, коса на улице. (Морковь.) 10. На дворе стоит сена копна, спереди — вилы, сзади—метла. (Корова.) 11. Не зверь, не птица, петь не поет, а кто идет — хозяину знать дает. (Собака.)
      6) Итог урока: Вспомните, что такое слова с непроверяемым написанием. Где можно узнать, как они пишутся?
      7) Домашнее задание. Записать из словаря пять слов — названий растений и животных.

Урок 8. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

      Основные задачи: 1) показать различия в функциях слова и предложения; 2) закрепить умения верно оформлять предложения на письме; 3) развивать речь детей при объяснении смысла пословиц; 4) развивать логическое мышление учащихся при определении границ предложения в тексте.
      Это важнo! Слово служит названием предмета, признака, действия, количества, состояния и т. д. Предложение же выражает законченную мысль, даже если состоит из одного слова (Домой! Зима!). Во 2 классе для анализа целесообразнее предлагать предложения двусоставные с простым глагольным сказуемым. Другие типы предложений (односоставные, неполные) приводятся для развития речи учеников, их практического ознакомления с разными синтаксическими конструкциями.

      1) Выяснение различий между словом и предложением. Учитель указывает на вид за окном (деревья, птицы, транспорт и т. п.) или предлагает рассмотреть какую-либо сюжетную картинку: Что вы видите? Назовите. Что вы употребили для названия увиденных предметов? (Слова.) Теперь скажите, что делают люди, животные и т. п. (Составляются предложения типа Книга лежит на столе. Птица сидит на дереве.) Что вы составили? Как вы думаете, когда была выражена законченная мысль: при выборе слов или при составлении предложений?
      Для уточнения выводов детей читаются «Узелки на память» (с. 13).
      2) Отработка умения разграничивать слова и предложения (упр. 11).
      3) Работа над связью слов в предложении (упр. 12).
      4) Анализ предложений, в которых мысль до конца не выражена (упр. 13): Понятны ли такие предложения? Как их исправить? Как оформить на письме?
      5) Надо показать значение правильного оформления границ предложения. На доске два предложения Казнить нельзя помиловать: Где поставить точку между ними? Всего одна неправильно поставленная точка может решить судьбу героя сказки.
      Аналогичное задание в упр. 16 из РТ.
      6) Выполнение упр. 14 или в форме комментированного письма, или работы в паре.
      7) Домашнее задание. Упр. 15 из РТ.

Урок 9. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

      Основные задачи: 1) познакомить учащихся с повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями, показать цель их использования в речи; 2) развивать речь детей при составлении предложений к заданной ситуации; 3) работать над произносительной культурой учащихся при интонировании предложений разного типа.
      Это важно! Основным критерием при разграничении повествовательных, побудительных и вопросительных предложений должна быть именно цель, с которой они создаются, а не знак препинания в конце предложения. Знакомство с восклицательными и невосклицательными предложениями предусмотрено на следующем уроке.

      1) Наблюдение за предложениями, разными по цели высказывания (упр. 15). При чтении реплик Ани и Вани дети должны определить, зачем они произнесены, обратить внимание на знаки препинания в конце предложений. Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 15).
      2) Самостоятельное составление предложений разного типа по опорным словам с непроверяемым написанием (упр. 16). Важно, чтобы учащиеся прочитали составленные предложения с правильной интонацией, поставили в конце каждого предложения нужный знак препинания.
      3) Знакомство с терминами «повествовательное предложение», «побудительное предложение» и «вопросительное предложение» (сообщение Самоварова, с. 17). Предложения дети должны прочитать с нужной интонацией.
      Закрепить термины помогает диалог Ани и Вани (с. 18).
      4) Составление предложений разного типа к заданной коммуникативной ситуации (упр. 17). Важно обратить внимание на знаки препинания в конце предложений!
      5) Восстановление «рассыпавшихся» предложений, определение типа каждого из полученных предложений (упр. 18).
      6) Итог урока: С какими тремя типами предложений по цели высказывания мы познакомились? В чем их основное различие?
      7) Домашнее задание. Составить и записать три предложения, разные по цели высказывания.

Урок 10. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

      Основные задачи: 1) познакомить детей с разными по интонации предложениями; 2) ввести термины «восклицательное предложение», «невосклицательное предложение»; 3) добиться осознанной постановки знаков препинания в конце предложения; 4) работать над верным интонированием восклицательных предложений.

      1) Проверка домашнего задания может быть проведена в форме игры «Я отвечу за тебя»: один ученик читает свое предложение, а другой называет его тип по цели высказывания.
      2) Проблемные вопросы: Какие знаки могут стоять в конце предложения? Как вы думаете, в конце какого предложения принято ставить восклицательный знак? Давайте обратимся к сообщению профессора Самоварова (с. 18—19).
      Учитель обязательно должен прочитать предложения и показать, как по-разному может быть произнесено одно и то же предложение с восклицательной интонацией и без нее.
      3) Определение типа предложений по цели высказывания и по интонации в стихотворении А. Плещеева (упр. 19) с последующей записью стихотворного отрывка по памяти.
      4) Для закрепления знаний читаются «Узелки на память» (с. 19), выполняется упр. 20.
      5) Резервное задание — упр. 21.
      6) Итог урока: О каких типах предложений по интонации мы узнали сегодня? Могут ли в конце предложения стоять сразу и вопросительный, и восклицательный знаки? Как вы определите тип такого предложения?
      7) Домашнее задание. Упр. 17 из РТ.

Уроки 11—12. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

      Основные задачи: 1) показать смысловую связь предложений в тексте; 2) развивать речь и логическое мышление учащихся при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения; 3) проверить уровень усвоения слов из словаря.

      Первый урок. 1) Игра «Доскажи!»: Давайте вспомним, как устроен язык. Из звуков или букв образуются ... (слова), из слов образуется ... (предложение). А что может получиться из нескольких предложений? (Текст.) А можно ли считать, что любые несколько предложений образуют текст?
      2) Определение основных свойств текста. Анализируя разные группы предложений (упр. 22), дети выясняют, что только вторая группа является текстом. Устно можно определить тип предложений по цели высказывания и по интонации.
      3) На вопрос учителя: «А какое свойство текста мы еще не назвали?» — ученики или отвечают самостоятельно (Текст можно озаглавить.), или ищут ответ в сообщении Самоварова (с. 21).
      Дети могут высказать свои предположения, как можно озаглавить текст, что должно отражать заглавие текста. Выводы учащихся уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 21).
      4) Выбор заглавия к тексту басни Л. Толстого (упр. 23) помогает уточнить понятия «тема текста», «основная мысль текста». Можно предложить детям устно описать ситуацию, к которой тоже подошла бы пословица Друг познается в беде.
      Второй урок. 5) Работа над логической последовательностью предложений в тексте (упр. 24).
      6) Деление текста на предложения при работе в паре (упр. 25).
      7) Анализ поэтических текстов А. Толстого и А. Плещеева (упр. 26). Рисунок к упражнению помогает ярче представить созданные поэтами образы: Понравился ли вам рисунок? Как вы думаете, художник верно изобразил то, о чем говорится в произведении? А какой рисунок сделали бы вы?
      8) Словарный диктант по изученным во 2 классе словам с непроверяемым написанием.
      9) Домашнее задание. Упр. 18 из РТ; по желанию — списывание стихотворения из упр. 26 с красочным оформлением.

Урок 13. Слово, предложение и текст в речевом общении (продолжение)

      Основные задачи: 1) дать представление о разных типах текстов, показать, что выбор типа текста обусловлен целью автора; 2) научить детей определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов: 3) развивать речь учащихся при составлении устного рассказа; 4) развивать логическое мышление детей при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по рисунку.

      1) Знакомство с типами текстов начинается с чтения вопроса Ани (с. 26). Варианты ответов на вопрос: «Для чего создаются тексты?» — выслушиваются, а затем уточняются при чтении сообщения Самоварова (с. 26).
      2) Полученные сведения о типах текстов конкретизируются при выполнении упр. 27 и упр. 21 из РТ.
      3) Составление детьми устных рассказов о своих домашних животных. Тексты могут получиться разные: и описание, и повествование, и рассуждение. Достичь такого разнообразия учитель может с помощью наводящих вопросов: Как котенок (щенок и т. д.) оказался у вас дома? Почему вам нравится ваш котенок (щенок и т. д.)? Как выглядит ваш котенок (щенок и т. д.)?
      4) Составление текстов разных типов по рисункам (упр. 28). Рисунки подобраны таким образом, чтобы составить описание, повествование, рассуждение.
      5) Прогнозирование типа текста по его заглавию (упр. 29) и составление текста по любому из заглавий с последующей его записью.
      6) Итог урока: С какими типами текстов мы познакомились? Для чего используется каждый из них?
      7) Домашнее задание. Составить текст-описание своей школы из трех-четырех предложений.

Уроки 14—15. Главный помощник в общении — родной язык

      Основные задачи: 1) показать необходимость владения языком для успешного общения; 2) создать наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит); 3) показать преимущества лексически богатой речи; 4) обосновать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; 5) повторить алфавит.

      Первый урок. 1) Работа с упр. 30, 31 и чтение сообщения Самоварова (с. 29) должны привести учащихся к выводу: чтобы использовать язык при общении, надо его хорошо знать.
      2) Работа с рисунком (упр. 33) позволяет создать наглядно-образное представление о структуре языка: звуках и буквах, из которых складываются слова, предложениях, которые образуются из слов, и Царевне-Речи, которая приводит в движение все эти единицы.
      3) Закрепление представления о составе языка (с. 31): Как вы думаете, что надо хорошо знать, чтобы выучить язык?
      Второй урок. 4) Функции языка определяются при чтении пословиц (упр. 32): А какой должна быть речь, чтобы она могла выполнить все эти функции: возможность выражать мысли; получать информацию; вызывать у людей добрые чувства?
      Ответ дети находят, сопоставляя примеры нечеткой, невыразительной речи (упр. 34) и речи мастеров слова (упр. 35).
      Пример речи, бедной по своему словарному составу, предлагается для анализа после вопроса: А всегда ли мы с вами говорим красиво и выразительно? Прочитайте текст из упр. 34.
      5) Чтение стихотворения А. Шибаева (упр. 35) дает возможность дополнить предложение о русском языке: Мой родной русский язык красив и могуч.
      6) Повторение алфавита: Для чего нам надо знать буквы?
      Предлагается по памяти назвать буквы алфавита. Знание алфавита закрепляется в игре — назвать животных, птиц или растения на каждую букву алфавита (упр. 20 из РТ).
      7) Итог уроков: О каких богатствах языка мы с вами узнаем?
      Записывается с дополнением последнее предложение из упр. 33: Богатства языка — это... .
      8) Домашнее задание. Упр. 19 из РТ.

Урок 16. Контрольная работа по разделу «Мир общения»

      1) Работа по заданиям из раздела «Проверь себя» (с. 35). При письменном выполнении заданий сам вопрос не переписывается, ставится только его номер.
      2) Письменно по вариантам выполняется задание разделить текст на предложения, вставить пропущенные буквы, выбрать нужную букву из скобок, записать текст в исправленном виде. Текст или пишется на доске, или печатается на карточках и раздается каждому ребенку.

      Вариант 1. Т_гренка звали (В)(в)аськой его поймали з_мой на б_регу оз_ра р_дители т_гренка погибли охотник прине_ его д_мой т_гренок всем понравился.
      Вариант 2. Т_гренок стал совсем д_машним он был послушнее к_тенка дети не б_ялись (В)(в)аську т_гренок часто убгал в са_ там он залезал на дер_во.


      1 Так обозначается упражнение из учебника.
      2 Так обозначается упражнение из рабочей тетради.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>

Следующий раздел>>