Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс


Четвертая четверть

      Урок 8 (131). Возвратные глаголы (общее представление)
      Цель: дать общее представление о возвратных глаголах и написании мягкого знака (ь) перед суффиксом -ся в неопределенной форме глагола.
      1. Проверка домашнего задания. Работа над произношением [св’итэр] и написанием словарного слова свитер. Выяснение значения этого слова.
      2. Ознакомление с признаками возвратных глаголов (учебник, упр. 189). Чтение сведений о возвратных глаголах. Составление словосочетаний с возвратными и невозвратными глаголами: встречать друга — встречаться с другом, посоветовать товарищу — посоветоваться с товарищем, умывать лицо — люблю умываться перед сном.
      3. Чтение текста (учебник, упр. 190). Орфографическая минутка: объяснение написания слов с пропущенными и изученными орфограммами, запись под диктовку текста. Определение возвратного глагола в неопределенной форме.
      4. Составление (устно) словосочетаний (учебник, упр. 191). Самостоятельная запись словосочетаний. Определение падежа существительных. Выделение окончаний существительных. Разбор по составу глагола хвалиться.
      5. Итог урока: что вы узнали о возвратных глаголах?
      6. Домашнее задание: учебник, упр. 192 (подготовиться к письму изложения); выписать глаголы, подчеркнуть в них изученные орфограммы.

      Урок 9 (132). Изложение повествовательного текста по опорным словам (учебник, упр. 192)
      Цель: развивать умения определять тему, главную мысль текста, составлять план и оценивать правильность подбора заголовков к частям текста, воспроизводить последовательно содержание текста; совершенствовать умение видеть орфограммы и обосновывать правильность их написания.
      1. Определение темы и задач урока. (Слова учителя: «Сегодня будем писать подробное изложение по самостоятельно составленному плану и опорным словам».) Обсуждение последовательности работы над подробным изложением.
      2. Чтение текста (учебник, упр. 192). Определение типа текста, темы и главной мысли.
      3. Чтение каждой части, определение ее темы и главной мысли. Уточнение значения некоторых слов и выражений, употребленных автором в первой части (приволок с речки, привыкли друг к другу), во второй части (полынья, уточка заволновалась, проситься на волю), в третьей части (вынес на волю, пришла разлука, махнул руками сверху вниз, сильно кинул), в четвертой части (твоя весна пришла). Обсуждение составленных планов. (Особо отмечаются предложения, которыми можно озаглавить текст: 1. Учитель и Утя привыкли друг к другу. 2. Уточка заволновалась. 3. Пришла разлука. 4. Живи теперь на воле!)
      4. Лексико-орфографическая и пунктуационная подготовка: 1) объяснение написания безударных гласных в корне глаголов; 2) нахождение наречий, объяснение их написания, проговаривание по слогам наречий сверху, вверх, сильно, чаще, скоро, теперь; 3) нахождение в тексте сложных предложений и предложений с однородными членами.
      5. Чтение текста. Запись изложения по плану при закрытых книгах. (План и опорные глаголы у школьников записаны в тетради.)
      6. Самопроверка.
      7. Домашнее задание: выписать пять наречий, составить предложения с наречиями сверху, снизу.


Спряжение глаголов (4 ч)

      Изучение спряжения глаголов опирается на известные учащимся термины и понятия «настоящее время», «будущее время», «число», «лицо», «местоимение». Сведения о местоимениях используются при первом знакомстве учеников с изменением глагола по лицам. (Местоимения ставятся рядом с глаголом, и лицо глагола определяется сначала по лицу местоимения, затем по личному окончанию глагола и подразумеваемому местоимению.)
      Языковые наблюдения позволяют учащимся сделать вывод: глаголы настоящего и будущего времени имеют форму лица (глагол каждого лица имеет свое личное окончание), изменяются по лицам и числам. Изменение по лицам и числам — это изменение личных окончаний глагола. Вводится термин «спряжение». Глаголы настоящего и будущего времени спрягаются, т. е. изменяют окончания по лицам и числам.
      Проводятся упражнения в спряжении глаголов настоящего и будущего (простого) времени с ударными окончаниями, а также возвратных глаголов. Обращается внимание на то, что окончание у возвратного глагола находится перед -ся (учишься). Школьники учатся выделять личные окончания, соотносить их с лицом и числом глагола (-ешь, -ишь — 2-е л., ед. ч.; -ете, -ите — 2-е л., мн. ч.); знакомятся с тем, что глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам, т. е. не меняют своих окончаний, хотя и могут относиться к разным личным местоимениям (я читал, ты читал, он читал и т. д.); узнают, что лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию или только по личному окончанию глагола, а также по вопросу (читаешь — 2-е л., ед. ч.). У детей формируется навык правописания окончаний глаголов во 2-м лице. (Мягкий знак в окончаниях -ешь, -ишь является лишь показателем грамматической формы глаголов 2-го лица.)

      Урок 10 (133). Спряжение глаголов (общее понятие)
      Цель: ознакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
      1. Проверка домашнего задания. Словарный объяснительный диктант: аккуратно писать, весело смеяться, медленно говорить, встречать сегодня, бросить сверху вниз, прочитать слева направо, подъехать сзади, ярко гореть, интересно рассказать, приветливо сказать. Выполнение задания: подчеркнуть глаголы неопределенной формы, которые отвечают на вопрос что сделать?
      2. Чтение названия и двух главных вопросов темы: что называется спряжением глагола? Какие глаголы спрягаются? Определение задач урока.
      3. Подготовка к осознаванию спряжения глаголов в настоящем и будущем времени (учебник, упр. 193). (Учащиеся составляют предложения, записывают их, определяют, кто совершает действие в каждом предложении. Школьники знакомятся с изменением формы одного и того же глагола в зависимости от его связи с личным местоимением, определяют, что с изменением формы глагола изменяется и окончание этого глагола. Ученики подводятся к выводу, что у глаголов настоящего и будущего времени можно определить форму лица и глагол каждого лица имеет свое личное окончание.)
      4. Наблюдение за спряжением глаголов настоящего и будущего времени (учебник, упр. 194). Возможный вариант работы: ученики устно спрягают глаголы иду, спешу, потом открывают учебник и читают в нем о спряжении этих глаголов. Выполнение заданий учебника. Чтение вывода, что такое спряжение глагола (учебник, с. 94).
      5. Упражнение в спряжении глаголов настоящего и будущего (простого) времени (учебник, упр. 195, 197), а также возвратных глаголов с ударными окончаниями (устно). (Учитель обращает внимание на то, что возвратные глаголы настоящего и будущего времени спрягаются так же, как и невозвратные, только окончание у них находится перед -ся В процессе спряжения ученики соотносят личное окончание глагола с формой лица и числа глагола (-ешь, -ишь — 2 л., ед. ч.; -ет, -ит — 3 л., ед. ч. и т. д.).)
      6. Проведение лингвистического опыта: изменяются ли по лицам глаголы в прошедшем времени (учебник, упр. 196)? (Ученики устанавливают, что по лицам эти глаголы не изменяются, т. е. не меняют своих окончаний, хотя и могут относиться к разным личным местоимениям (я читал, ты читал и т. д.).)
      7. Итог урока: что такое спряжение глагола? Какие глаголы спрягаются?
      8. Домашнее задание: проспрягать глаголы иду, говорю, принесу (см. учебник, упр. 195).
      Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 74, 75.

      Урок 11 (134). Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола
      Цель: развивать умения спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу.
      1. Воспроизведение знаний о спряжении глагола: что такое спряжение глагола? Какие глаголы спрягаются? Проверка домашнего задания. Называние лица, вопроса к глаголу и формы спрягаемого глагола в этом же лице и числе (1-е л. (я) что делаю? говорю; 2-е л. (ты) что делаешь? говоришь и т. д.).
      2. Определение задачи урока: как определить лицо и число глагола? Заслушивание ответов, а потом чтение определения в учебнике (с. 96). Работа с предложениями в определении. (Первое предложение: форму лица глагола помнишь подсказывает местоимение ты, глагол 2-го лица отвечает на вопрос что делаешь?, имеет окончание -ишь. Второе предложение: глагол люблю имеет окончание , отвечает на вопрос что делаю? На такой вопрос отвечают глаголы 1-го лица единственного числа. Можно определить лицо и по местоимению, которое здесь подразумевается (я люблю...).)
      3. Упражнение в определении лица и числа глаголов настоящего и будущего времени по личному окончанию и вопросу, по местоимению и личному окончанию (учебник, упр. 198). Выяснение значения слов метеорит (физическое тело, представляющее собой каменно-металлическую массу, падающую на Землю из межпланетного пространства), зенит (воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя), сеялка (сельскохозяйственная машина для посева семян). Письменное задание по вариантам. (Это задание может быть выполнено устно, дополнено записью отдельных глаголов и их разбором: берегите, лечат, уберем, подметем, летит, лежишь, растает, жду.) Работа над написанием слов сеять, сеялка (в слове сеять -я- — суффикс, а в слове сеялка суффикс -лк-). Обобщение: как определили лицо и число глагола?
      4. Упражнение в соотнесении вопроса и глагола, отвечающего на этот вопрос (учебник, упр. 199), с последующим определением времени, лица и числа глагола: 1) Чтение вопросов. Обсуждение: можно ли по вопросу определить время, лицо и число глагола? Как это сделать? 2) Чтение глаголов. Обсуждение: как определить время, лицо и число этих глаголов? (По окончаниям, вопросам.) 3) Коллективная или самостоятельная работа по соотнесению вопросов и глаголов, выделению окончаний глаголов.
      5. Обсуждение: все ли глаголы имеют форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени? (Можно предложить ученикам песенку (Шумелку), которую сочинил Винни Пух, направляясь к Кристоферу Робину: «Хорошо быть медведем, ура! Хорошо быть медведем, ура! Побежу… (Нет, победю!). Победю я и жару, и мороз, лишь бы медом был вымазан нос! Победю…  (Нет, побежду!) Побежду я любую беду, лишь бы были все лапки в меду!» Ученики обсуждают, правильно ли Винни Пух употребил глаголы в 1-м лице будущего времени в единственном числе.) Устное выполнение заданий (учебник, упр. 200).
      6. Итог урока: как определить лицо и число глагола?
      7. Домашнее задание: учебник, упр. 202 (списать текст).
      Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 76—78.

      Урок 12 (135). Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа
      Цель: ознакомить с особенностью окончаний глаголов 2-го лица, формировать умение писать мягкий знак (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
      1. Воспроизведение знаний о спряжении глаголов и личных окончаниях глаголов. Ответ на вопрос: как определить лицо глагола в настоящем (будущем) времени? Выборочный диктант: 1) Я работаю в артели у корней лохматой ели. По буграм тащу бревно — больше плотника оно. (Муравей.) 2) Теремок ползет. На себе его везет хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка.) 3) Два ремня висят на мне, есть карманы на спине. Коль в поход идешь со мной, я повисну за спиной. (Рюкзак.) Выполнение заданий. (Ученики слушают загадку, отгадывают ее, находят в ней глагол, определяют (устно) время, лицо и число, комментированно записывают глагол, выделяя окончание.)
      2. Определение темы урока. Ознакомление с особенностью окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа (учебник, упр. 201). Определение роли мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа. (Мягкий знак указывает на то, что данный глагол стоит во 2-м лице единственного числа.)
      3. Проверка домашнего задания (учебник, упр. 202). Выполнение устных заданий. (Ученики сопоставляют произношение и написание окончаний: произносим твердый согласный [ш] в окончаниях, обозначаем его буквой ш, а после этой буквы пишем мягкий знак.)
      4. Упражнение в образовании от неопределенной формы глагола глаголов настоящего времени 2-го лица единственного числа (учебник, упр. 203), в написании текста с пропущенными орфограммами с предварительным обоснованием правописания этих орфограмм (учебник, упр. 205). Обобщение: 1) в чем особенность написания личного окончания глагола во 2-м лице единственного числа? 2) в глаголах какого времени может быть окончание -ешь или -ишь?
      5. Упражнение в определении роли мягкого знака в словах (учебник, упр. 204). Выразительное чтение, разыгрывание сценки в лицах. Определение роли мягкого знака. (Показатель женского рода, 3-го склонения имен существительных, оканчивающихся на шипящий, и показатель 2-го лица глагола.)
      6. Итог урока: что надо знать о написании личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа?
      7. Домашнее задание: учебник, упр. 206 (подготовиться к письму по памяти); подобрать из книги для чтения две пословицы или загадки, в которых есть глаголы во 2-м лице единственного числа.

      Урок 13 (136). Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами
      Цель: развивать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа, в именах существительных женского рода после шипящих, совершенствовать умение писать частицу не с глаголами.
      1. Воспроизведение знаний об особенностях написания личных окончаний глагола 2-го лица. Проверка домашнего задания. (Ученики читают пословицы, выделяют окончания в глаголах.)
      2. Работа с текстом (учебник, упр. 206). Выполнение устных заданий. Выделение изученных орфограмм. (Учитель обращает внимание на то, что во всех глаголах имеется окончание -ешь.) Письмо по памяти текста. Самопроверка.
      3. Орфографическая минутка (учебник, упр. 207): на конце каких слов при обозначении буквой выделенного звука нужно писать мягкий знак? (Запись может осуществляться самостоятельно или под диктовку.)
      4. Чтение пословиц (учебник, упр. 208). Самостоятельное выполнение заданий учащимися и проверка выполненной работы учителем.
      5. Работа с текстом (учебник, упр. 209). Ответы на вопросы к тексту, определение в предложениях текста глаголов настоящего времени и определение их лица и числа. Нахождение той части текста, в которой говорится о вешней воде.
      6. Итог урока: какие орфограммы мы повторили на уроке? Что надо знать об их написании?
      7. Домашнее задание: учебник, упр. 209 (продолжение работы).


I и II спряжения глаголов (4 ч)

      При изучении данной темы следует показать, что по личным окончаниям глаголы распределяются на две группы: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. Ученики наблюдают за системой личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени каждого спряжения, постепенно запоминают их, устанавливают соотношения между личными окончаниями каждого спряжения: 1) в глаголах I спряжения в 3-м лице множественного числа — окончания -ут, -ют, а в окончаниях других глагольных лиц этого спряжения имеется гласная е; 2) в глаголах II спряжения в 3-м лице множественного числа — окончания -ат, -ят, в окончаниях других глагольных лиц этого спряжения имеется гласная .

      Проводятся упражнения в определении времени, спряжения, лица и числа глаголов по личным окончаниям (чита-ет  — наст. вр., I спр., 3-е л., ед. ч.), в изменении формы лица глагола. (При этом обращается внимание на правильную постановку вопроса к личным формам глагола: что делает? спеш-ит  — что делаешь? спеш-ишь.)
      В упражнениях учебника, в основном для анализа, предлагаются глаголы с ударными личными окончаниями. Наблюдая за написанием личных окончаний глаголов, учащиеся подводятся к выводу, что ударные окончания проверке не подлежат, личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся: летят, говорит, шумишь, молчим, жужжат, звоните.

      Урок 14 (137). I и II спряжение глаголов
      Цель: ознакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения, формировать умение различать личные окончания глаголов I и II спряжения и по личным окончаниям определять спряжение глаголов.
      1. Проверка домашнего задания: заслушивание составленных текстов по демонстрационной картине и их оценка.
      2. Наблюдение за спряжением глаголов в настоящем времени (учебник, упр. 210) и личными окончаниями глаголов каждого спряжения. (Учитель обращает внимание на то, что у глаголов I спряжения в 3-м лице множественного числа окончания -ут, -ют, а в окончаниях других глагольных лиц имеется гласная е, в глаголах II спряжения в 3-м лице множественного числа — окончания -ат, -ят, а в окончаниях других глагольных лиц этого спряжения — гласная и.)
      3. Чтение стихотворных строк (учебник, упр. 211), ответы на вопросы. Обсуждение: почему у глаголов настоящего времени в 3-м лице единственного числа (идет, проходит, ходит) разные окончания? (Они относятся к разным спряжениям.) Запись под диктовку первых двух строк. Разбор глагола проходит по составу.
      4. Наблюдение за спряжением глаголов в будущем времени и сопоставление личных окончаний глаголов I и II спряжения в будущем времени (учебник, упр. 212) с личными окончаниями глаголов I и II спряжения в настоящем времени.
      5. Запись пословицы под диктовку: Поспешишь — людей насмешишь. Определение в словах орфограмм. Выделение личных окончаний глаголов, определение их лица, числа, времени. Ответ на вопрос: почему у глаголов одинаковые окончания?
      6. Итог урока: в чем отличие личных окончаний глаголов I и II спряжений?
      7. Домашнее задание: записать личные окончания глаголов I и II спряжений (учебник, с. 103) и запомнить их; подготовиться к письму по памяти (учебник, упр. 214).

      Урок 15 (138). Окончания глаголов I и II спряжения
      Цель: развивать умения различать окончания глаголов I и II спряжения, изменять форму лица глаголов одного и того же спряжения и правильно писать личные окончания глаголов.
      1. Воспроизведение знаний об окончаниях глаголов I и II спряжения. Грамматическая разминка: называние личных окончаний глаголов сначала I спряжения, затем II спряжения.

      2. Наблюдение за особенностями спряжения глагола в сложном будущем времени (учебник, упр. 213). Упражнение в спряжении глагола буду звонить (устно).
      3. Запись предложения под диктовку: Звенят весенние ручейки, цветут подснежники, жужжат над цветами пчелы. Определение спряжения, лица и числа глаголов. Устное задание: какие окончания следует написать в глаголах этого предложения, если их употребить в единственном числе?
      4. Чтение загадки (учебник, упр. 214). Выполнение устных заданий. (Сопоставляя формы глаголов, ученики определяют, что все глаголы единственного числа относятся ко II спряжению; глаголы ходит и бродит употреблены в форме настоящего времени, в 3-м лице единственного числа; глаголы остановишь, продырявит — в форме будущего времени, но форма лица у них разная: глагол остановишь — 2-е л., ед. ч., продырявит — 3-е л., ед. ч.) Определение орфограмм. Объяснение написания наречий назад и вперед. Письмо загадки по памяти.
      5. Выполнение заданий (учебник, упр. 216). Обсуждение: какие окончания следует поставить в каждом из выписанных глаголов, если их употребить в 3-м лице множественного числа? (Если это глаголы I спряжения (подает, встречает), то в 3-м лице множественного числа в них надо писать окончание -ут (-ют), а если это глаголы II спряжения (переходишь, смотрит) — окончание -ат (-ят); при изменении формы лица глагола надо правильно ставить вопрос: что делает? подает — что делают? подают.)
      6. Итог урока: какие окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?
      7. Домашнее задание: учебник, упр. 218 (подготовиться к составлению текста по рисункам).
      Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 79, 80.

      Урок 16 (139). Составление текста по сюжетным рисункам
      Цель: развивать умение составлять текст по сюжетным рисункам.
      1. Подготовка к составлению текста по сюжетным рисункам (учебник, упр. 218). Определение темы каждого рисунка и темы главной мысли предстоящего сочинения по данным рисункам. Подбор заголовка.
      2. Обсуждение содержания каждой части. Составление плана или обсуждение плана, если дети составили его дома. Определение, каким предложением следует начать каждую часть. (Части текста, как и предложения в каждой части, должны быть связаны между собой по смыслу.)
      Варианты работы: 1) ученики, работая в парах, готовятся рассказать составленный текст; 2) самостоятельная запись текста и оказание учителем индивидуальной помощи учащимся.

      Урок 17 (140). Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями. Работа над ошибками, допущенными в сочинении по сюжетным рисункам
      Цель: формировать умения распознавать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям, правильно писать ударные личные окончания глаголов; развивать умение исправлять ошибки, допущенные в сочинении.
      1. Воспроизведение знаний о спряжении глагола: какие глаголы относятся к I спряжению? ко II спряжению? Воспроизведение личных окончаний глаголов по таблице (учебник, упр. 219). Ответ на вопрос: для чего нужно знать различия в написании личных окончаний?
      2. Грамматическая зарядка (работа в парах) в распознавании спряжения, лица и числа глаголов по личным окончаниям (учебник, упр. 215).
      3. Упражнение в образовании от глаголов неопределенной формы глаголов настоящего и будущего времени в заданном лице и числе (учебник, упр. 217). (Учитель постоянно следит за правильной постановкой вопросов к личным формам глаголов: (что делать?) стучать — (что делаешь?) стучишь, (что делает?) стучит, (что делать?) шепнуть — (что сделаешь?) шепнешь, (что сделает?) шепнет.) Ознакомление с правилом (учебник, с. 107).
      4. Выборочный диктант: 1) Не мотор, а шумит, не пилот, а летит, не змея, а жалит. (Пчела.) 2) Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет. (Паук.) Выполнение заданий: прослушать загадки и отгадать их; выписать из текста загадок только глаголы с ударными окончаниями; определить время, лицо, число и спряжение глаголов; записать эти же глаголы, но в форме 2-го лица единственного числа (шумишь, летишь, наплетешь, ждешь, наткешь). Ответы на вопросы: как определили спряжение глаголов? Надо ли проверять написание ударных личных окончаний глаголов? Почему?
      5. Подготовка к чтению текста (учебник, упр. 220). Чтение глаголов, определение их формы (неопределенная форма). Объяснение, как образовать от неопределенной формы глагола глагол 3-го лица единственного числа. Чтение текста, выяснение значений первого и последнего предложений, выделение сравнений.
      6. Работа над ошибками, допущенными в сочинении по сюжетным рисункам.
      7. Итог урока: почему не нужно проверять написание ударных личных окончаний глагола?
      8. Домашнее задание: учебник, упр. 220 (письменное задание).


Правописание безударных личных окончаний глаголов
в настоящем и в будущем времени (10 ч)

      Одной из задач изучения данной темы является ознакомление с правилом правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени и формирование навыка правописания безударных личных окончаний глаголов.
      В основе формирования навыка правописания безударных личных окончаний глаголов лежит целый комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть младшие школьники: распознавать глагол как часть речи, его время, число, лицо; образовывать неопределенную форму от данной временнóй формы глагола; определять спряжение по неопределенной форме глагола; определять личные окончания глаголов I и II спряжения.
      Применение правила правописания безударных личных окончаний глаголов по неопределенной форме возможно только в том случае, если личные окончания глагола безударные.
      Для применения правила правописания безударных личных окончаний глаголов важно знать, что спряжение глаголов с безударными личными окончаниями можно определить по неопределенной форме, а также следует запомнить, какие глаголы с безударными личными окончаниями в неопределенной форме относятся к I и II спряжению. Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить и стелить), а также глаголы-исключения — четыре глагола на -ать (слышать, дышать, держать, гнать) и семь глаголов на -еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть). К I спряжению относятся все остальные глаголы. Кроме того, учащимся необходимо научиться правильно соотносить безударную гласную в личных окончаниях глаголов каждого спряжения: глаголы I спряжения имеют в окончаниях букву е (шь, -ет, -ем, -ете) и в 3-м лице множественного числа окончание -ут (-ют); глаголы II спряжения имеют в окончаниях букву и (шь, -ит, -им, -ите) и в 3-м лице множественного числа окончание -ат (-ят).
      При обосновании правильности написания личного окончания глагола школьники учатся производить действия в такой последовательности.
      1. Определяют, что проверяется окончание глагола (а не другой части речи), окончание глагола в форме настоящего или будущего времени (а не прошедшего времени), окончание в форме определенного лица и числа.
      2. Устанавливают, надо ли проверять личное окончание. Если личное окончание безударное, то его нужно проверять по определенной форме (либо по 3-му лицу множественного числа, если в глаголе четко различается это окончание: работают, читают).
      3. Определяют неопределенную форму данного глагола. (Учитель должен внимательно слушать ответы учащихся и при необходимости их уточнять. Если глагол в личной форме (в форме настоящего или будущего времени) отвечает на вопрос что делает?, то глагол в неопределенной форме должен отвечать на вопрос что делать? (встречает — что делает? что делать? встречать), если же глагол отвечает на вопрос что сделает?, то и неопределенная форма должна отвечать на вопрос что сделать? (встретит — что сделает? что сделать? встретить).)
      4. Устанавливают правильность написания глагола в неопределенной форме. Иногда трудные случаи написания слов ученики проверяют по словарю (сеять, веять, таять, лаять, клеить и др.).
      5. Определяют спряжение глагола по неопределенной форме. Вспоминают окончание данного глагола этого спряжения в данной личной форме. (Определяют спряжение глагола смотрит по неопределенной форме смотреть: глагол оканчивается на -еть, но это — глагол-исключение, поэтому он относится ко II спряжению; у глаголов II спряжения в 3-м лице единственного числа надо писать окончание -ит.)
      Учащимся дается общее представление о спряжении возвратных глаголов (глаголы с суффиксом -ся и без него имеют одинаковые окончания при спряжении в настоящем и в будущем времени: умывает  — умывается, умываешь  — умываешься и т. д.). Ученики учатся употреблять в речи возвратные глаголы, составляют с формами этих глаголов предложения. Школьники готовятся к усвоению правила правописания -тся и -ться в возвратных глаголах, по вопросам различают глаголы 3-го лица единственного и множественного числа и глаголы в неопределенной форме: (что делает?) учится — (что делать?) учиться.
      В процессе выполнения грамматико-орфографических и речевых упражнений формируется навык написания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени, развивается навык обоснования правописания личных окончаний глагола и правильного употребления личных форм глаголов в речи.

      Урок 18 (141). Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени
      Цель: ознакомить с распознаванием спряжения глагола по неопределенной форме, обучить проверке написания безударных личных окончаний по неопределенной форме.
      1. Определение цели и задач урока. Чтение главного вопроса урока: как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями?
      2. Выполнение заданий (учебник, упр. 221). (Языковой материал для анализа глаголов может быть дан на доске.) Обобщение: «Чтобы правильно написать безударные личные окончания глагола, надо знать спряжение глагола».
      3. Ознакомление с определением спряжения глаголов по неопределенной форме (учебник, упр. 222). (Учитель обращает внимание на то, что по неопределенной форме определяется спряжение и написание глаголов только с безударными личными окончаниями.)
      4. Определение спряжения и написания глаголов с безударными окончаниями (учебник, упр. 221), запись их. (Работа проводится в такой последовательности: ставится вопрос к глаголу и к неопределенной форме этого же глагола (что делает? се..т — что делать? сеять), определяется спряжение глагола по неопределенной форме (слово сеять — оканчивается на -ять, значит, этот глагол I спряжения). У глаголов I спряжения в 3-м лице единственного числа пишем окончание -ет (сеет) и т. д.)
      5. Упражнение в распределении глаголов по спряжениям с опорой на неопределенную форму (учебник, упр. 223). Запись любого глагола в 3-м лице единственного и множественного числа: прыгнуть (I спр.) — прыгнет, прыгнут.
      6. Обучение рассуждению при обосновании отнесенности глаголов в неопределенной форме к I и II спряжениям (учебник, упр. 224) и запись данных глаголов в форме 2-го лица единственного числа (учебник, упр. 225). Порядок работы с глаголами (учебник, упр. 225): 1) запись глагола, подчеркивание буквосочетаний в конце глагола, которые помогают определить спряжение (клеить), указание над глаголом спряжения, постановка вопроса к глаголу в неопределенной форме и к форме 2-го лица этого же глагола (что делать? клеить — что делаешь? клеишь), проверка, правильно ли написано окончание глагола II спряжения во 2-м лице единственного числа.
      7. Итог урока: какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению? ко II спряжению?
      8. Домашнее задание: учебник, упр. 225 (продолжить работу), выучить, какие глаголы относятся к I и II спряжениям (учебник, с. 109).

      Урок 19 (142). Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов
      Цель: развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме, правильно ставить вопросы к глаголам и правильно писать безударные личные окончания.
      1. Проверка домашнего задания. Комментированная запись глаголов по спряжениям с обоснованием ответа: тонуть (I спр.), клеить (II спр.), смотреть (II спр.), сеять (I спр.), сверкать (I спр.), дышать (II спр.), варить (II спр.), шагать (I спр.), зеленеть (I спр.), дружить (II спр.). Выполнение заданий: назвать (устно) окончание глагола клеить (дышать, зеленеть, варить) в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени.
      2. Выполнение заданий (учебник, упр. 226). Подготовка к составлению и записи предложений. Обсуждение: какое окончание нужно написать в форме 3-го лица множественного числа? (Доски пил..т пилой. Глагол пил..т имеет безударное окончание. Неопределенная форма пилить подсказывает, какое окончание надо написать: во II спряжении в 3-м лице множественного числа будет окончание -ят (пилят).) Запись любых трех предложений.
      3. Упражнение в определении сходств и различий форм глаголов (учебник, упр. 227): глаголы в каждой паре употреблены в неопределенной форме, но отвечают на разные вопросы и относятся к разным спряжениям. Выполнение заданий упражнения. (Учитель обращает внимание на правильную постановку вопроса к глаголам, что очень важно для правильного написания личных окончаний глагола.)
      4. Упражнение в составлении предложений из деформированных слов (учебник, упр. 228). Подготовка к выполнению домашнего задания.
      5. Выполнение заданий (учебник, упр. 229): нахождение сходств и различий в парах глаголов. (Однокоренные глаголы употреблены в неопределенной форме, отвечают на разные вопросы. По неопределенной форме можно судить, что глаголы каждой пары относятся к одному спряжению.) Выполнение заданий упражнения. Запись форм глагола с обоснованием правильности ответа. (Глагол догнать относится ко II спряжению (исключение), а значит, в 3-м лице множественного числа будет окончание -ят (догонят), а в других формах в окончаниях будет гласная и (догонишь, догонит).)
      6. Итог урока: как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями по неопределенной форме?
      7. Домашнее задание: учебник, упр. 228; запомнить гласные в безударных окончаниях глаголов (учебник, с. 113) и повторить, какие глаголы относятся к I и II спряжениям (учебник, с. 109).

      Урок 20 (143). Правописание безударных личных окончаний глаголов
      Цель: ознакомить с памяткой проверки написания безударных личных окончаний глаголов, формировать умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов и правильно писать личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени.
      1. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы: какие личные окончания глаголов на письме не надо проверять? Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? Что надо знать о написании гласных в окончаниях глаголов I спряжения? II спряжения?
      2. Выполнение (устно) заданий (учебник, упр. 230). Обучение умению обосновывать написанное личное окончание глагола.
      3. Запись предложений под диктовку с заданием: если в глаголе окончание ударное, то его можно сразу написать, если окончание безударное, то следует поставить две точки на месте безударной гласной. (1. Мир стро..т, а война разруша..т. 2. Что посе..шь, то и пожнешь.) Объяснение, как проверить написание окончания. (Окончание безударное, значит, надо определить спряжение по начальной форме (стро..т (что делает?) — (что делать?) строить — II спр.), определить лицо и число, вспомнить окончание глагола II спряжения в 3-м лице, единственном числе (-ит), написать окончание в глаголе строит(-ит).)
      4. Ознакомление с памяткой проверки написания безударного личного окончания глагола (учебник, упр. 232). В каком случае надо проверять написание окончания глагола? (Окончание глагола надо проверять в том случае, если оно безударное.) Для чего надо определять время, лицо и число глагола? Как поставить глагол в неопределенную форму? (Учитель обращает внимание, что вопрос должен быть правильно поставлен к глаголу в неопределенной форме. Если же ученики не знают написание глагола в неопределенной форме, то следует заглянуть в орфографический словарь.) Как определить спряжение глагола по неопределенной форме? Что надо знать об окончаниях глаголов I и II спряжения?
      5. Применение памятки (учебник, с. 114) для обоснования (устно) написания безударных личных окончаний глаголов (учебник, упр. 231, 233).
      6. Выполнение заданий упражнения 234 (коллективно).
      7. Итог урока: что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
      8. Домашнее задание: учебник, упр. 234 (письменное задание); запомнить последовательность действий при обосновании правописания безударного личного окончания глагола (учебник, упр. 232).
      Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 81—83.

      Урок 21 (144). Правописание безударных личных окончаний глаголов
      Цель: формировать умения писать глаголы с безударными личными окончаниями и обосновывать правильность написанного.
      1. Проверка домашнего задания.
      2. Восстановление последовательности действий при проверке написания безударных личных окончаний глагола. Обоснование выбора правильного написания безударного личного окончания каждого глагола (учебник, упр. 235).
      3. Письмо под диктовку: Рисуем сынишке мохнатого мишку и кисточкой красим у зверя под мышкой. А Мишка наш терпит, молчит, не хохочет, хотя его кисточка сильно щекочет. (Б. Капалыгин.) Объяснение написания изученных орфограмм. (В процессе объяснения написания личных окончаний глагола следует обратить внимание на глагол молчит: в этом слове окончание ударное, это не орфограмма.)
      4. Выполнение заданий (учебник, упр. 236). Подготовка к выполнению задания на примере первых двух предложений: в каком глаголе написание окончания проверять не нужно? (Поживешь.) Почему? Есть ли в этом глаголе изученные орфограммы? Назовите их. Объясните написание безударных окончаний в первом и во втором предложениях. Самостоятельная запись остальных предложений. Обмен тетрадями, взаимопроверка. Обсуждение написанного.
      5. Коллективное выполнение заданий (учебник, упр. 238). Ответы на вопросы: что надо сделать, чтобы определить спряжение? В форме какого лица и числа надо записать данные глаголы? (Учитель обращает внимание на правильную постановку вопроса к глаголам в данной форме и к глаголам неопределенной формы: (что делаем?) вертим — (что делать?) вертеть — II спр., искл.).
      6. Орфографическая минутка: видишь, помогаешь, варишь, пишешь, дышишь, беседуешь, носишь, проверишь, баюкаешь. (Порядок работы: учитель называет глаголы, а ученики показывают карточки с личным окончанием глагола в данной форме.)
      7. Итог урока: как проверить написание безударного личного окончания глагола?
      8. Домашнее задание: учебник, упр. 237; повторить слова-названия машин и средств передвижения (см. словарь учебника).
      Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 84—86 (записать составленнные предложения, ставя вопрос от подлежащего к сказуемому).

      Урок 22 (145). Правописание безударных личных окончаний глаголов
      Цель: формировать умения писать глаголы с безударными личными окончаниями и обосновывать правильность написанного.
      1. Проверка домашнего задания. Объяснительный диктант: беседуешь с товарищем, чувствуешь запах сирени, увидишь портрет, дежуришь в классе, сеешь овес, пишешь адрес, работаешь на комбайне, посмотришь салют, водишь автомобиль, веришь в победу, желаешь крепкого здоровья, читаешь газету. (После записи словосочетаний ученики объясняют написание изученных орфограмм.)
      2. Составление пословиц (учебник, упр. 239). Самостоятельное выполнение письменного задания: I вариант — 1—3-е предложения, II вариант — 4—6-е предложения.
      3. Упражнение в правильном произношении форм глаголов, обосновании написания пропущенных букв в окончаниях (учебник, упр. 240, устно). Составление (устно и письменно) предложения с любым из данных глаголов.
      4. Коллективное составление предложений (учебник, упр. 241). Самостоятельная запись составленных предложений. Дополнительное задание: выделить личные окончания глаголов, над глаголами указать спряжение.
      5. Итог урока: как проверить написание безударного личного окончания глагола?
      6. Домашнее задание: учебник, упр. 242 (письменное задание, подготовиться к письму по памяти).
      Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 87—89.

      Урок 23 (146). Правописание безударных личных окончаний глаголов. Проверочный диктант
      Цель: проверить сформированность умения писать безударные личные окончания глаголов и другие изученные орфограммы.
      1. Проверка домашнего задания: письмо по памяти (учебник, упр. 242). Самопроверка знаков препинания по книге. Обоснование правильности написания пропущенных орфограмм.
      2. Проверочный диктант.
      Лучи апрельского солнца светят и греют. Веет легкий ветерок. Гибкие ветки берез трепещут на солнце. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На ветке осинки видишь ворону. Она вытягивает шею и хрипло каркает. Молодая галка ищет место для гнезда. На изгороди сороки вертят головами, хвостами качают и трещат. В кустах сирени слышишь чудесный голос овсянки. Ее весенняя песенка позванивает, как маленький колокольчик. Посмотришь вокруг — и станет тебе легко и радостно.
      Выполнение заданий (на выбор учителя): 1) в любом предложении над глаголами указать спряжение; 2) разобрать по составу глагол посмотришь; 3) подчеркнуть глаголы II спряжения, входящие в число исключений; 4) в первом предложении подчеркнуть главные члены; 5) выписать любой глагол, определить его время, лицо, число, спряжение.
      Домашнее задание: учебник, упр. 243.

      Урок 24 (147). Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание -тся и -ться в глаголах (общее представление)
      Цель: развивать умение обосновывать правильность написания изученных орфограмм, распознавать форму 3-го лица и неопределенную форму возвратных глаголов; ознакомить с правописанием -тся и -ться в возвратных глаголах.
      1. Анализ диктанта и работа над типичными ошибками, допущенными в диктанте.
      2. Проверка домашнего задания. Обоснование правильности написания орфограмм (учебник, упр. 243).
      3. Ознакомление с правописанием -тся и -ться в возвратных глаголах (учебник, упр. 244). Запись в тетради вопросов и возвратных глаголов в неопределенной форме и в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Определение окончания в глаголах 3-го лица: окончание стоит перед -ся учится, учатся.
      4. Выполнение устных заданий (учебник, упр. 245, 246). Обоснование написания пропущенных орфограмм (учебник, упр. 246). Запись под диктовку первых двух предложений загадки (учебник, упр. 245).
      5. Итог урока: когда в возвратных глаголах пишется -тся, а когда — -ться?
      6. Домашнее задание: учебник, упр. 246 (письменное задание), упр. 247 (подготовиться к письму по памяти).

      Урок 25 (148). Упражнение в правописании безударных личных окончаний -тся и -ться в возвратных глаголах
      Цель: формировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов.
      1. Проверка домашнего задания (учебник, упр. 247). Орфографическая минутка: обоснование написания пропущенных орфограмм. (Особо обращается внимание на глаголы волнуется и склониться. Первый глагол употреблен в форме 3-го лица, второй — в неопределенной форме.) Письмо по памяти стихотворных строк.
      2. Упражнение в образовании заданных личных форм глаголов (учебник, упр. 248). (Учитель обращает внимание на правильную постановку вопросов к глаголам: (что делать?) здороваться — (что делаешь?) здороваешься — (что делает?) здоровается, а также на роль мягкого знака в глаголах: в неопределенной форме мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного, а у глаголов в форме 2-го лица мягкий знак является лишь показателем формы 2-го лица единственного числа глагола.) Выделение личных окончаний в глаголах (здороваешься).
      3. Обсуждение: как проверить написание безударных личных окончаний глагола? Чтение загадок (учебник, упр. 249). Объяснение отгадок к загадкам. Нахождение в загадках глаголов в неопределенной форме и объяснение их написания. Обоснование написания пропущенных гласных в окончаниях. Возможные варианты работы: 1) выполнить письменное задание учебника по вариантам; 2) списать любые два предложения; 3) одно из предложений записать под диктовку, другие — самостоятельно.
      4. Составление из слов предложений (учебник, упр. 250). Ответы на вопросы: составляют ли предложения текст? Почему? Определение темы текста и подбор заголовка. Объяснение знаков препинания во втором и шестом предложениях.
      5. Итог урока: чему учились на уроке?
      6. Домашнее задание: учебник, упр. 250 (письменное задание); составить свой текст.

      Урок 26 (149). Подробное изложение деформированного повествовательного текста по плану и опорным словам
      Цель: развивать умения составлять текст из деформированных частей, определять его тему и главную мысль, составлять план, излагать содержание текста в соответствии с планом и опорными словами.
      1. Определение темы, задач урока и последовательности работы (учебник, упр. 251).
      2. Подготовка к написанию подробного изложения повествовательного текста (учебник, упр. 251). Чтение записи (учебник, упр. 251). Обсуждение: что нужно сделать, чтобы составить текст? В каком порядке следует расположить части текста? Чтение по частям, обсуждение темы и главной мысли каждой части, составление плана.
      Беседа по первой части текста: о чем самом главном сообщается в этой части? (Дается описание внешнего вида птицы.) В каком предложении какими словами дается оценка этой птице? (В первом предложении. Чудная птица.) В чем же необычность птицы? (Ученики читают описание птицы; учитель показывает рисунок пеликана.) Какие глаголы следует употребить при записи данной части? (Дети называют глаголы и определяют в них орфограммы, время глаголов: посмотришь, висит, может поместиться.) Подбор заголовка к первой части. (Вариант: «Чудная птица — пеликан».)
      Беседа по второй части текста: о чем самом главном говорится в этой части? С какого предложения она начинается? А что значит кормятся? (Едят, употребляют в пищу, питаются.) Почему второе предложение авторы начинают с союза а? (Авторы хотели подчеркнуть, что ловят рыбу все вместе, поодиночке трудно это сделать.) Назовите глаголы в той последовательности, в какой пеликаны совершают действия рыбной ловли. (Выстроятся, плывут...) (Глаголы выписаны заранее на доске. Запись глаголов открывают после того, как дети назовут глаголы.) Подбор заголовка ко второй части. (Варианты: «Рыбная ловля», «А ловят пеликаны рыбу целой стаей».)
      Беседа по третьей части текста: о чем самом главном говорится в этой части? Как пеликаны ловят рыбу? Найдите в этой части глаголы, определите их время. Почему авторы используют в этой части глаголы и в форме настоящего, и в форме будущего времени? Определение глаголов для записи. (Учитель обращает внимание школьников на построение первого и второго предложений этой части.) Какое слово употреблено вместо слова пеликаны? (Употреблено слово сами.) Выясняется значение этого слова. Подбор заголовка к третьей части текста. (Вариант: «Пеликаны как сачком поддевают рыбу».)
      3. Подбор заголовка ко всему тексту. Повторное чтение (по усмотрению учителя) составленного текста. Запись изложения по плану и опорным словам.
      4. Итог урока: чему учились на уроке? (Составлять подробное изложение из деформированного текста, составлять план...)
      5. Домашнее задание: учебник, упр. 252; выписать из книги для чтения по два предложения, в которых есть глаголы настоящего или будущего времени, определить спряжение глаголов, выделить в них окончания.

      Урок 27 (150). Анализ изложения и работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени
      Цель: развивать умение видеть ошибки в употреблении слов, в построении предложений и текста; повторить изученные сведения о глаголах.
      1. Общая оценка изложений и работа над ошибками.
      2. Заслушивание составленных текстов на основе личных наблюдений о животных (упр. 250). Определение роли глаголов в составленных текстах.
      3. Выполнение заданий и ответ на вопрос (учебник, упр. 253): найдите глаголы, определите, в каком времени они употреблены. Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? Измените глагол ходить по лицам и числам. (Обращается внимание на чередование согласных в корне: хожу, ходить.) Дайте совет другу, как правильно написать пропущенные личные окончания. Выполнение письменного задания.
      4. Проверка составленного сообщения о глаголах в настоящем и будущем времени (учебник, упр. 252) и выписанных предложений с глаголами. Запись предложения: Капли утренней росы катаются по цветку, сверкают, переливаются на солнце. Разбор предложения по членам предложения. Объяснение употребления знаков препинания, коллективный разбор по составу глагола катаются.
      5. Домашнее задание: учебник, упр. 254 (письменное задание); объяснить значение слова томный (устало-нежный).


Правописание глаголов в прошедшем времени (5 ч)

      При изучении данной темы младшие школьники воспроизводят знания о том, что глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам. Род и число в прошедшем времени выражаются окончаниями. Большинство глаголов в прошедшем времени имеет характерный суффикс -л-. Учащиеся узнают, что прошедшее время глагола не имеет личных форм.
      Ученики совершенствуют умение узнавать глаголы в прошедшем времени, распознавать форму рода, образовывать от неопределенной формы глагола формы прошедшего времени и, наоборот, учатся употреблять в речи формы прошедшего времени.
      Одной из задач данного этапа работы является формирование навыка правописания родовых окончаний глаголов (ж. р. — играла, ср. р. — играло), окончаний во множественном числе (мн. ч. — играли), а также безударного суффикса перед суффиксом -л-. Учащиеся знакомятся с правилом: перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква (глагольный суффикс), которая в неопределенной форме стоит перед суффиксом -ть: завтракать — завтракала; клеить — клеил, клеила; видеть — видел. При проверке написания глагольного суффикса перед суффиксом -л- следует обратить внимание на правильную постановку вопроса к глагольным формам: (что сделала?) повесила — (что сделать?) повесить; (что делала?) сеяла — (что делать?) сеять.

      Урок 28 (151). Правописание глаголов в прошедшем времени
      Цель: воспроизвести знания об особенностях глаголов в прошедшем времени, развивать умение распознавать глагольные формы прошедшего времени и писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.
      1. Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворных строк, выполнение заданий, обоснование правильности написания орфограмм (учебник, упр. 254).
      2. Воспроизведение знаний о глаголах в прошедшем времени. 1) По каким признакам можно распознать глаголы в прошедшем времени? 2) Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (Они изменяются по числам, в единственном числе — по родам.) 3) Приведите примеры глаголов в прошедшем времени женского рода (мужского, среднего). 4) Какие родовые окончания они имеют? (Окончания глаголов в прошедшем времени зависят от того, к какому роду относятся эти глаголы.) 5) Какой суффикс чаще всего имеют глаголы в форме прошедшего времени? (Суффикс -л-.)
      3. Упражнения в изменении глаголов прошедшего времени по родам (учебник, упр. 255), в выделении родовых окончаний глаголов, в правильном произношении форм глаголов прошедшего времени. Обобщение: как различить формы глаголов мужского (женского, среднего) рода прошедшего времени?
      4. Упражнение в распознавании глаголов прошедшего времени среди омонимичных форм (учебник, упр. 256). Объяснение написания пропущенных орфограмм. Определение рода глагольных форм прошедшего времени. Выполнение письменного задания.
      5. Ознакомление с родовыми окончаниями глаголов в прошедшем времени по таблице и вопросам (учебник, упр. 257). Обобщение: когда в глаголах прошедшего времени пишется окончание -о (-а)? окончание ?
      6. Итог урока: какие окончания имеют глаголы в прошедшем времени в единственном числе? во множественном числе?
      7. Домашнее задание: учебник, упр. 258 (подготовка к выполнению заданий проводится в классе).
      Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 90, 91.

      Урок 29 (152). Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени
      Цель: развивать умение писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.
      1. Проверка домашнего задания.
      2. Воспроизведение знаний о правописании родовых окончаний глаголов в прошедшем времени женского и среднего рода, производных от глаголов неопределенной формы (объявить — объявила, объявило; светить — светила, светило; грохотать — грохотало, грохотала; блестеть — блестела, блестело; учиться —училась, училось).
      3. Упражнение в распознавании частей речи, имеющих на конце часть о, и определение, чем является эта часть в слове (учебник, упр. 259). (У глаголов блеснуло, загудело и существительных крыло, облако часть о является окончанием, у наречий шумно и светло часть о является суффиксом.)
      4. Упражнение в правильном согласовании существительных и глаголов в прошедшем времени (учебник, упр. 260). Обобщение: «В предложении род глагола в прошедшем времени зависит от рода имени существительного, к которому глагол относится». Разбор глаголов пробежала, заговорило по составу.
      5. Выполнение устных и письменных заданий (учебник, упр. 261). Определение в тексте глаголов в неопределенной форме и образование от них (устно) глаголов множественного числа в прошедшем времени (посмотреть — посмотрели, переливаться — переливались, булькать — булькали).
      6. Итог урока: что можно рассказать о глаголе, который имеет суффикс -л- и окончание -а (-о, -и)?
      7. Домашнее задание: учебник, упр. 264; выписать из фразеологического словаря устойчивые сочетания, в которых есть глагол в прошедшем времени.
      Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 92, 93.

      Урок 30 (153). Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени
      Цель: ознакомить с правилом написания безударного суффикса перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени, развивать умение правильно писать глаголы с этой орфограммой.
      1. Проверка домашнего задания: выполнение устных заданий, письмо по памяти (учебник, упр. 264).
      2. Ознакомление с правилом написания безударного суффикса перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (учебник, упр. 262). Работа над значением и написанием словарного слова свобода.
      3. Упражнение в образовании форм глаголов прошедшего времени и обоснование написания безударного суффикса перед суффиксом -л- (учебник, упр. 263). (В неопределенной форме глагола слышать перед -ть имеется гласная а, значит, эта гласная сохранится и в формах глагола прошедшего времени: слышать — слышал, слышала, слышало, слышали.)
      4. Предупредительный диктант: увижу (увидели), обижу (обидели), сею (сеяли), объясняю (объяснили), наклею (наклеили), растаю (растаяли), начну (начали). Выполнение заданий: записать глаголы в настоящем или будущем времени, затем эти же глаголы в прошедшем времени, объяснить написание глагольного суффикса перед суффиксом -л-. (Учитель обращает внимание на правильную постановку вопроса: (что делаю?) объясняю — (что делали?) объясняли — (что делать?) объяснять; (что сделаю?) увижу — (что сделали?) увидели — (что сделать?) увидеть.)
      5. Выполнение заданий (учебник, упр. 265).
      6. Итог урока: как проверить написание безударного суффикса перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени?
      7. Домашнее задание: учебник, упр. 265 (продолжить работу), упр. 266 (устно).

      Урок 31 (154). Подробное или краткое изложение повествовательного текста (по усмотрению учителя)
      Цель: развивать умения определять тему, композицию повествовательного текста, подбирать заголовок, подробно (или кратко) передавать содержание текста, правильно употреблять в тексте глаголы.
      1. Определение темы и задач урока (учебник, упр. 267).
      2. Чтение текста и определение его темы. Определение композиции текста. (Первая часть является началом, завязкой действия: дед охотился в лесу, и неожиданно начался пожар. Вторая часть: действие начинает развиваться, опасность грозит деду, и вдруг появляется заяц. Третья часть: самый напряженный момент — кульминация действия — старик испытывает состояние страха перед неминуемой гибелью, умоляет зайца бежать тише. Четвертая часть: развязка — заяц вывел деда из огня.) Обсуждение: о чем самом главном поведал нам автор в этом эпизоде? (О состоянии человека, который попал в беду, его переживаниях и чувстве благодарности к зверьку, который спас его от гибели.) Подбор заголовка к тексту.
      3. Работа над содержанием каждой части (отбор языкового материала для краткого изложения). Подбор заголовка к каждой части.
      Вариант работы над первой частью текста (для подробного изложения): как начинается рассказ? Что означает слово охотился? Какое предложение говорит о том, что пожар начался недалеко от того места, где охотился дед? (Второе предложение.) Выяснение значения словосочетания потянуло гарью. Прочитайте описание пожара в лесу. Какие глаголы и в каком времени использованы в этой части? Подбор заголовка. (1. Пожар. 2. Неудачная охота.)
      Вариант работы над первой частью текста (для краткого изложения): чтение части. Определение, о чем самом главном говорится в этой части. (Дед Ларион охотился. Начался пожар.) О чем в данной части следует сказать обязательно, а что опустить? (О том, что дед охотился, о том, что неожиданно начался пожар, описать пожар.) Обсуждение краткого изложения содержания первой части. Возможный вариант: «Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно начался пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью».
      Аналогично проводится работа над другими частями.
      4. Лексическая и орфографическая подготовка. (Она может быть осуществлена в процессе работы над каждой частью.)
      5. Повторное чтение (или краткий пересказ текста).
      6. Письмо изложения. Самопроверка.
      7. Итог урока: чему учились на уроке?
      8. Домашнее задание: учебник, упр. 269.

      Урок 32 (155). Анализ изложений. Работа над ошибками
      Цель: развивать умения редактировать, исправлять ошибки в передаче содержания текста, построении предложений, точном употреблении слов и их написании, повторить знания о глаголах в прошедшем времени.
      1. Общая оценка изложений. Работа над ошибками.
      2. Коллективное составление сообщения о глаголах в прошедшем времени (учебник, упр. 269). (Для иллюстрации примеров можно использовать глаголы, употребленные учащимися в изложении.)
      3. Выполнение заданий (учебник, упр. 268).
      4. Обсуждение составленных текстов на спортивную тему (учебник, упр. 266).
      5. Домашнее задание: учебник, упр. 270.

      Урок 33 (156). Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи
      Цель: развивать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, распознавать глагольные формы по признаку их изменения.
      1. Проверка домашнего задания. Подбор примеров на правописание частицы не с глаголами.
      2. Упражнение в правописании гласных в корне глаголов, в обосновании написания безударных гласных и других орфограмм (учебник, упр. 271). Составление словосочетаний с обоснованием правильности выбранного корня в заданной модели глагола: стереть, стирать; вить, веять; грязнить, грозить; пополоть, попалить.
      3. Упражнение в различении частей речи, которые одинаково произносятся, определение их лексического значения (учебник, упр. 273), определение форм глагола.
      4. Упражнение в правописании безударных личных окончаний глагола; чтение текста, объяснение написания слов с пропущенными гласными в личных окончаниях глаголов (учебник, упр. 274). Выполнение письменного задания (возможно выборочное списывание).
      5. Итог урока: что надо знать о правописании безударных гласных в корне слов и безударных гласных в личных окончаниях глагола?
      6. Домашнее задание: учебник, упр. 276.
      Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 95—97.

      Урок 34 (157). Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола
      Цель: развивать умения обосновывать написание изученных орфограмм в словах, разбирать глагол как часть речи, определять признаки глагола по его словообразовательной модели.
      1. Проверка домашнего задания: обоснование правильности написанного.
      2. Выполнение заданий (учебник, упр. 277). Воспроизведение различий в способах проверки безударных личных окончаний глаголов и падежных окончаний имен существительных.
      3. Подбор слов по словообразовательной модели (учебник, упр. 279). О чем может сообщить модель слова: (Окончание -ишь могут иметь глаголы в форме 2-го лица, единственного числа, II спряжения, настоящего или будущего времени: увидишь, прилетишь, видишь.)
      4. Чтение текста, упражнение в разборе каждого глагола как части речи (учебник, упр. 272).
      5. Рассматривание репродукции картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов». Чтение текста (учебник, упр. 22). Каким увидел автор мальчика? Найдите описание внешнего вида Мики в тексте. Почему автор текста сказал, что «в картине все в движении»? Назовите глаголы, которые подтверждают эту мысль. (Застыл, привстал, увидел и замер, приоткрыл, готов вскочить...) Что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения. Чем заинтересовала вас картина?
      6. Итог урока: для чего в речи мы используем глаголы? Какие морфологические признаки можно определить у глагола?
      7. Домашнее задание: составить (устно или письменно) текст-рассуждение «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»?».

      Урок 35 (158). Проверочный диктант или подробное изложение повествовательного текста по рассказу К. Г. Паустовского «Резиновая лодка» (учебник, упр. 336) (учитель выбирает тему урока по своему усмотрению)

      Примерные тексты для диктанта.

Весеннее утро

      Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
      Выполнение заданий: 1) разобрать по составу глагол высвистывает; 2) найти глаголы II спряжения и выделить в них окончания; 3) образовать от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.

Летним утром

      Кто из вас любит природу? Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. В темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Гладь пруда покрылась прозрачным туманом. На востоке светлеет полоска. Дует легкий ветерок. Веет душистой свежестью. Вот взошло и яркое солнце. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась веселым щебетанием птиц. Впереди колосится золотая рожь. Идешь по тропинке, смотришь по сторонам, дышишь запахом полевых растений.

      Выполнение заданий: 1) определить спряжение глаголов в последнем предложении; 2) над глаголами в прошедшем времени указать число или число и род; 3) в третьем предложении подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания.


ПОВТОРЕНИЕ (11 ч)

      Основной задачей данного этапа является обобщение знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения разделов русского языка, установление связи между ними, совершенствование умений применять знания в практике языковой и речевой деятельности.
      Примерное  распределение языкового материала по темам
      Урок 1 (160). Язык и речь. Текст. Типы текстов (учебник, упр. 280—286).
      Урок 2 (161). Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения (учебник, упр. 287—294).
      Урок 3 (162). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения (учебник, упр. 295—299).
      Урок 4 (163). Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь» (учебник, упр. 300—304).
      Урок 5 (164). Значимые части слова. Словообразование (учебник, упр. 305—312).
      Урок 6 (165). Правописание гласных и согласных в корне слов (упр. 313—319).
      Уроки 7—9 (166—168). Части речи. Морфологические признаки частей речи. Упражнение в правописании частей речи. Подробное изложение повествовательного текста (учебник, упр. 320—348; задания по теме в рабочей тетради: упр. 98, 99).
      Урок 10 (169). Краткое изложение повествовательного текста (учебник, упр. 351, 352).
      Урок 11 (170). Фонетико-графические упражнения. Звукобуквенный и звуковой разбор слов (учебник, упр. 349, 350).

<<Предыдущий раздел

<Содержание>