ТЕТРАДЬ № 4

Строчная буква ш (с. 3).

      1. Распознавание в словах звука [ш].

      Сколько раз вы слышите звук [ш]?

      «Шорох, шептанье, шумок под окном, шлепанье легкое... Кто это?» (Гном.)

      «Шшш! Там, за шторами возле окна, шустрым мышонком шуршит тишина».

      2. Работа в тетради.

      Учитель показывает на доске написание строчной буквы ш. Дети конструируют букву из проволоки или ниток, рассматривают букву и ее элементы в тетради. Находят элемент буквы ш в узоре и обводят узор по контуру. Буквы дети пишут в рабочих строках, проговаривая элементы букв. Учитель контролирует написание слогов и основных соединений. Дети читают слог — шу. Учитель предлагает рассмотреть внимательно соединение букв, показывает его на доске. Дети придумывают слова, которые начинаются с шу (шуба, шутка, шут и т. д.), и пишут, проговаривая придуманное ими слово (каждый из детей диктует себе свое слово).

      Под руководством учителя дети читают слово шум, выделяют из него звуки, слог, рассматривают соединения между буквами, а затем пишут, проговаривая каждый звук вслух. Аналогичная работа, как и над слогом шу и словом шум, проводится со слогом ша, словами шапка, шла. Затем дети читают сочетание Наташа шила и придумывают предложения, выбирая слова из уже написанных, например шапка. Изменяют его в соответствии с контекстом Наташа шила шапку. Записывают все предложение в новой рабочей строке самостоятельно.

Прописная буква Ш (с. 4).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы Ш.

      Какую букву напишете: строчную или прописную?

      «Шар воздушный, непослушный, вместе с ветром убежал, а куда? И не сказал».

      Учитель показывает на доске написание прописной буквы Ш.

      Ученики конструируют букву из проволоки или ниток. Рассматривают букву в тетради, обводят ее элементы по точкам или накладывают на них прозрачную бумагу и обводят (копируют) элементы.

      Обведение узора, нахождение в нем одного из элементов прописной Ш. Запись элементов букв, буквы Ш идет под руководством учителя.

      Затем дети знакомятся с соединением букв, читают слог шу, составляют с ним слова и записывают в тетрадь. Читают предложение, вставляют в него слово Шура. Записывают слово, а затем и все предложение.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Под диктовку учителя дети составляют слова в кассе букв и слогов: Шарик, Паша, Пушок, Саша.

      4. Разучивание скороговорки «На окошке крошку мошку ловит ловко лапкой кошка».

Строчная и прописная буквы ш, Ш (с. 5).

      1. Конструирование букв из предложенных элементов.

      Дети рассматривают вверху страницы элементы и записывают буквы: Ш, И, Л, У, ш, и, л.

      2. Работа в тетради.

      Учитель напоминает детям написание букв Ш, ш. Ученики читают и записывают слово шина, запоминают написание слога ши, накладывают кальку на слово тишина и обводят только слог ши.

      Дети читают предложение и записывают его самостоятельно.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление слов: шина, тишина; предложения: Шура читала книгу.

Строчная буква ж (с. 6).

      1. Знакомство с написанием строчной буквы ж.

      Учитель на доске показывает написание строчной буквы ж.

      Дети рассматривают букву на доске и в тетради, конструируют ее из проволоки или ниток, из полосок бумаги.

      2. Работа в тетради.

      Обведение узора, элементов букв, написание детьми буквы идет самостоятельно. Учитель помогает каждому ученику правильно записывать слоги, слова, предложения. Затем пишет на доске слоги жу, жа, жи и обращает внимание детей на соединение букв в слогах. Дети самостоятельно читают слоги, придумывают с ними слова, записывают слоги в тетрадь, запоминая написание слога жи. Затем дети подбирают слова в предложение из уже написанных: Ежи шуршат, жук жужжит, записывают предложение Ежи шуршат.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление слов: жук, жир, ножи.

Прописная буква Ж (с. 7).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы Ж.

      Какую букву напишете: ж или Ж?

      Жадная жаба.

      Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу: — Надо бы нам крышу покрасить. — Покрасить можно, — говорит осторожный Уж. —Только какой краской? — Желтой, — важно сказал Жук. — Но у нас нет желтой краски. — Ну, тогда оранжевой! — И оранжевой нет. — Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски. Но Жаба не дала им оранжевой краски. — Не дам! — сказала она. — Жалко краску. Тут прилетел Шмель и как зажужжит. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами: «Пожалейте меня, несчастную-ю!» Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу. (По Г. Юдину.)

      Учитель пишет на доске прописную букву Ж. Дети рассматривают букву на доске и в тетради. Конструируют ее из проволоки, ниток, полосок бумаги. Обводят элементы прописной буквы Ж в тетради, в узоре.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя. В предложение дети вставляют слова Женя, Жучку. (Запряг Женя Жучку в санки.)

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление слов: ежи, лужи.

Строчная и прописная буквы ж, Ж (с. 8).

      1. Конструирование букв из предложенных вверху страницы элементов: Ж, И, ж, и.

      2. Работа с кассой букв и слогов.

      Дополните: «Лежебока рыжий кот отлежал себе ... (живот)»; «Вяжет мама длинный шарф, потому что сын ... (жираф)».

      Составьте слова: жил, жизнь.

      3. Работа в тетради.

      Дети повторяют написание строчной и прописной букв ж, Ж.

      Читают и пишут па аналогии слова: чиж — чижи, уж — ужи, нож — ножи.

      Записывают предложения: В небе чижи. В болоте ужи.

Написание слогов жи, ши (с. 9).

      1. Конструирование букв из предложенных в тетради элементов.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети самостоятельно вставляют слоги в слова машина, дружина и пишут их на чистой строке.

      Предложение У Коли машина дети сначала разбирают, а затем пишут его на чистой строке.

Строчная буква ё (с. 10).

      1. Знакомство с написанием строчной буквы ё.

      Учитель на доске пишет букву ё. Дети рассматривают букву и конструируют ее из ниток или проволоки.

      2. Работа в тетради.

      Дети разучивают стихотворение:

      «Е и Ё — родные сёстры, различать сестёр непросто. Но у буквы Ё две точки, словно к лесенке гвоздочки». (В. Степанов)

      Дети находят букву ё в узоре, предмете. Работают в тетради самостоятельно. Под руководством учителя пишут слова: ёж, ёрш; предложения: В реке живёт ёрш; Под ёлкой ёж.

      3. Игра. Услышьте слово с ё [jo].

      Ёжик и ёршик.

      Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим... Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

      Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

      После прослушивания сказки ученики составляют в кассе (или записывают в тетради) слова ёлка, ёжик, ёршик.

Буква ё после согласных (с. 11).

      1. Работа с кассой букв и слогов.

      Сложите слово: «— Почему корова эта маленького роста? — Отвечает Вове Света: — Очень даже просто, это же — ребёнок, это же те ... (телёнок)».

      Дети составляют слова: телёнок, ребёнок. Наблюдают за произношением и объясняют написание.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети пишут слова: тигр — тигрёнок, лось — лосёнок, слон — слонёнок, утка — утёнок. Разбирают и записывают предложение: Слонёнок живёт в зоопарке.

Прописная буква Ё (с. 12).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы Ё.

      Какую букву напишете: ё или Ё?

      «Ёж морской на дне морском пел о ёжике лесном: — Ах ты, ёж, братец ёж, как без моря ты живёшь?»

      Учитель на доске показывает, как пишется прописная буква Ё.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети записывают предложения: Ёлочка растёт в лесу. Ёжик шуршит в листве.

      3. Письмо под диктовку.

      Записываются предложения:

      Вот ёжик. У него грибы (и яблоко).

Буква й (с. 13).

      1. Знакомство с написанием буквы и.

      Дети разучивают стихотворение: «Букву й зовут «и кратким». Й как и в твоей тетрадке. Чтобы й не путать с и, сверху галочку пиши». (В. Степанов.)

      Учитель показывает на доске написание буквы й.

      Дети рассматривают букву в тетради.

      2. Работа в тетради под руководством учителя.

      Дети пишут предложение со словом знай: Знай дорожные знаки.

      Записывают предложение: Воробей сидит на ветке.

      3. Составление сказки.

      Продолжите сказку про букву й.

      «Заскучали буквы в алфавите. — Споем? — сказала одна своей соседке, очень на нее похожей. — Я не умею, — грустно сказала та. — А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и! — Й...й...й. — И правда не умеешь. Странно: все гласные поют...»

      4. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление слов из сказки: своей, свой, похожей, попробуй и т. д.

Слова с буквой й (с. 14).

      1. Конструирование букв из предложенных в тетради элементов.

      2. Работа в тетради ведется под руководством учителя.

      Дети пишут слова: мои — мой, твои — твой; предложения: Мой зайка. Он белый или он серый.

      Записываются слова: зайка, чайка.

      3. Письмо под диктовку.

      Дети слушают сказку А. Шибаева «Зайка». Делают вывод о звуковом значении буквы й.

      «Один мальчик нарисовал лесного зверька — с длинными ушами, с большими задними ногами и ма-а-аленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса... Зверёк вдруг заговорил! — Бе-бе-безоб-разие! — сказал он. Мальчик удивился: — В чем дело? — Му-му-мучитель ты, вот кто! — замычал зверек. — З-зачем ты меня за-за-заикой сделал? Я не заика, я — зайка!

      Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве и. И зверек перестал заикаться. — Спасибо! — сказал он. — Теперь каждый скажет, что я — зайка!»

Строчная буква х (с. 15).

      1. Знакомство с написанием строчной буквы х.

      Какой звук слышите: [х] или [х’]?

      «Хочешь великаном стать? На ходули надо встать! Ахи, охи, хохот, смех. Скоморохи выше всех!» (В. Берестов.)

      Учитель пишет на доске строчную букву х. Дети рассматривают букву, ее элементы и конструируют строчную х из проволоки, ниток или полосок бумаги.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети вставляют (записывают) в предложение слово хлебу. (Слава хлебу на столе.) Пишут слова: хор, хорошо. Придумывают с ними предложение.

      3. Разучивание стихотворения.

      «Х»(ха) все ходит, ходит, ходит — места что ли не находит». (А. Шибаев.)

      4. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление слов: хорек, мех, сахар, хлопок.

Прописная буква Х (с. 16).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы X.

      Учитель на доске показывает написание прописной X. Дети рассматривают букву и конструируют из проволоки или ниток.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети записывают слово Харитон в предложение Дедушку зовут Харитон. Разбирают предложение и записывают самостоятельно.

Строчная и прописная буквы х, Х (с. 17).

      1. Конструирование букв из предложенных элементов в тетради.

      2. Работа в тетради.

      Сколько раз услышите звуки [х], [х’]?

      «Хорек ходил на елку к волку, унес хлопушку втихомолку. Теперь хорек своей хлопушкой зверей пугает, словно пушкой». (Г. Сапгир.); «Хомяк зимою в холод лютый не хочет мерзнуть ни минуты. Хитрец холодною порой храпит в хоромах под землей». (В. Лунин.)

      Под руководством учителя дети пишут предложение, выбирая слова: Пальто летнее и т. п.

      Запись слов с х: «Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два «к»: И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я — ... (хоккей)»; «Хлоп — конфета стреляет, как пушка! Каждому ясно, что это ... (хлопушка)».

      Запись слов ведется после их звукового анализа.

      3. Повторение.

      Дети конструируют буквы. Заполняют строки. Пишут под диктовку слова и предложения, выбранные учителем. Списывают из «Русской азбуки» слова и предложения.

Строчная буква ю.

      1. Знакомство с написанием строчной буквы ю.

      Учитель на доске показывает написание строчной буквы ю. Дети рассматривают букву и конструируют ее сами из проволоки или ниток.

      2. Работа в тетради.

      Под руководством учителя дети пишут в рабочих строках. Записывают недостающее слово юла в предложение: У Димы была юла; слово юг в предложение: Летом дети поехали на юг.

Прописная буква Ю.

      1. Знакомство с написанием прописной буквы Ю.

      Учитель пишет на доске, а дети конструируют из ниток или проволоки прописную букву Ю.

      2. Работа в тетради под руководством и наблюдением учителя.

      В рабочих строках дети пишут (вставляют) слово Юра в предложение Миша и Юра играют в саду.

      3. Работа с «Русской азбукой».

      Дети списывают из учебника слова, предложения по выбору учителя.

Письмо строчной ю после согласных.

      1. Конструирование букв из предложенных в тетради элементов.

      2. Работа в тетради.

      Запись слов, слогов ведется под руководством учителя.

      Составляются предложения: На окнах тюль; У Юры рюкзак.

      3. Игра «Услышьте звуки».

      «Юбку я для куклы сшила, кофту новую скрою. Говорит мне кукла: «Мама!» Значит, я для дочки шью». (Г. Виеру.)

      4. Письмо под диктовку.

      После предварительного анализа дети пишут слова: юнга, люк.

Строчная буква ц.

      1. Знакомство с письменной, строчной буквой ц.

      Сколько раз встретится звук [ц]?

      «Цветет у птичника цветок — цветет на паре тонких ног. Цветок пушист и звонок... — Цветок, ты кто? — Цыпленок!» (В. Лунин.)

      Учитель показывает на доске написание строчной ц. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети пишут слоги, слова, предложение В селе кузница (цех). Их внимание обращается на соединение букв в словах.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составьте слово: «Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет из клюва капля. Кто же это? ...» (Цапля.)

Прописная буква Ц.

      1. Знакомство с прописной буквой Ц.

      Какую букву напишете: ц или Ц?

      «Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать, и на трапеции вертеться, и на канате танцевать». (Е. Благинина.)

      Как можно озаглавить стихотворение? (Цирк.)

      Учитель показывает на доске, как пишется прописная буква Ц. Ученики находят букву, конструируют ее из проволоки или ниток.

      2. Работа в тетради.

      Дети тренируются в написании буквы Ц и ее элементов. Пишут слова с буквами Ц, ц, выписывают из предложения слово цапля.

Написание строчной и прописной букв ц, Ц.

      Конструирование букв из предложенных в тетради элементов и запись их в строках. Составление рассказа на тему «Когда так говорят» с опорой на текст из «Русской азбуки».

      Строчная буква э.

      1. Знакомство с написанием строчной э.

      Учитель показывает на доске, как пишется строчная буква э. Дети находят букву в тетради. Обводят ее по контуру.

      «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А. Шибаев.)

      2. Работа в тетради ведется под руководством учителя.

      Дети составляют предложения: Поиграем в эхо. Вы кричали, а эхо отвечало, вставляют в них слово эхо.

      3. Запись слов: экран, это.

      4. Работа с кассой букв и слогов.

      Составьте слово: «К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество. Это ... (электричество)». «Угукало, агакало, аукало и плакало, и рассыпалось смехом, и называлось ... (эхом — эхо)».

Прописная буква Э.

      1. Знакомство с написанием прописной буквы Э.

      Учитель на доске показывает написание прописной Э.

      Ученики рассматривают и конструируют ее из проволоки или ниток.

      2. Работа в тетради ведется под руководством учителя.

      Запись предложения Эдик и Эмма живут в городе.

Строчная буква щ.

      1. Знакомство с написанием строчной щ.

      Учитель на доске пишет строчную щ. Дети рассматривают букву и конструируют ее из проволоки или ниток. Разучивают стихотворение:

      «Вот какие щ и ц: с коготочком на конце. Коготок-царапка, как кошачья лапка». (А. Шибаев.)

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети рассматривают соединения в слогах и пишут слоги в чистой строке. Читают слова и запоминают написание щу. Записывают слова щука, щетка в свободной строке. Читают предложение и записывают его после анализа каждого слова.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составьте слово: «У меня пропал носок, утащил его ... (щенок)»; «Капризные сандалии однажды мне сказали: — Боимся щекотки сапожной строгой ... (щетки)».

Прописная буква Щ.

      1. Знакомство с написанием прописной Щ.

      Какую букву напишете: щ или Щ?

      «Щеголь щегол на березе щебечет».

      Учитель показывает на доске, как пишется прописная буква Щ. Дети рассматривают букву, конструируют ее, обводят элементы буквы вверху страницы.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Узнавание звука [щ’].

      Сколько раз услышали звук [щ’]?

      «Щебетал щегол и щелкал, раздувал, как шарик, щеки. Из пруда глядела щука, удивлялась: что за штука».

      4. Работа с кассой букв и слогов.

      Составьте слово: «Давай сегодня сварим ... (щи)!»; «Медведица рыщет, медвежат под елкой ... (ищет)».

Буквы щ, Щ. Слог ща.

      1. Конструирование букв из элементов, данных в тетради.

      2. Работа с кассой букв и слогов.

      Составьте слово-отгадку.

      «Хвостиком виляет, зубаста, а не лает». (Щука.)

      «Ща-ща-ща — мы несем ... (леща)».

      Положите перед собой слоги: щу-ща. Запомните их написание.

      3. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      4. Письмо под диктовку: овощи: капуста, репа, редис.

Строчная буква ф.

      1. Знакомство с написанием строчной буквы ф.

      Какой звук слышите: [ф] или [ф’]?

      «Филин серый, филин старый, а глаза горят, как фары. Филин — прыг, филин — скок, филиненку дал флажок, филиненок рад, рад — два фонарика горят». (Г. Сапгир.)

      Учитель показывает на доске, как пишется строчная ф. Первоклассники рассматривают букву, конструируют ее из проволоки или ниток.

      2. Работа в тетради под руководством учителя.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление слов: фрукты, фиалки.

      4. Письмо под диктовку.

      Дети пишут предложение У Маши новый шарф в строках в конце тетради.

Прописная буква Ф.

      1. Знакомство с написанием прописной буквы Ф.

      Учитель показывает на доске написание прописной Ф. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети записывают предложение У светофора Федя, составляют рассказ, повторяя правила дорожного движения.

      3. Письмо под диктовку.

      В рабочих строках в конце тетради ученики пишут предложение Тетя Феня работает на фабрике.

Буква ь.

      1. Конструирование букв из элементов.

      2. Работа с кассой букв и слогов.

      Послушайте внимательно стихотворение, найдите в кассе буквы, о которых говорится в стихотворении:

      «Сказала «й» сестре родной: — Вот ты, сестра, соседка, бываешь часто прописной, а я — ужасно редко. — Ну, редко — это не беда, иные буквы никогда!»

      О каких буквах говорится в стихотворении? (ь, ы.)

      Составьте в кассе слово: «Уж очень вид у них чудной: У папы локоны волной, а мама ходит стриженой. За что она обижена? Недаром часто злится на всех мамаша ... (львица)», «Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает?» (Дождь.)

      3. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети читают слова в тетради. Вставляют в предложение Один льет, другой пьет. Отгадывают загадку.

      4. Списывание с печатного образца.

      Илья и Татьяна идут в школу.

Буква ъ.

      1. Конструирование букв.

      2. Работа в тетради.

      «Был мягкий знак высоковат... Сказали буквы строго: — Эй, не выпячивайся так! Эй, наклонись немного! — И так согнулся он, чудак, что превратился в... ТВЕРДЫЙ ЗНАК!»

      Учитель показывает на доске, как пишется ъ, объясняет его значение.

      Ученики пишут в тетради слово съехал; вписывают слова в предложение: Я не съем, другие съедят. Откуда эти слова? Пишут предложение: Коля съехал с горки.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Дети составляют пары слов: сел — съел, сели — съели, ехал — съехал.

Повторение. Алфавит.

      1. Письмо под диктовку.

      Записываются слова: лось, въезд, конь, листья, подъезд, пень.

      2. Работа в тетради.

      «На странице тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей». Дети читают и пишут алфавит.

      3. Разучивание стихотворения.

      Азбука-река.

      Мы по течению реки плывем, считаем островки: а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ (восьмой проехали уже), зэ, и, и краткое, ка, эль (не сесть бы где-нибудь на мель), эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у (— Плывешь ли, Машенька? — Плыву!). Эф, ха, цэ, че, ша, ща... Пустяк пройти осталось: твердый знак, ы, мягкий знак да э, ю, я — Вот и прощай, река моя!.. (А островков-то посмотри — не так уж мало: тридцать три!)

      (А. Шибаев.)