ТЕТРАДЬ № 2

Строчная буква а (с. 3).

      1. Знакомство с написанием строчной а.

      Рассмотрите первую страницу новой тетради. Сегодня вы начинаете писать буквы. Письменные буквы отличаются от печатных своей формой, хотя и звучат одинаково. Сравните печатную маленькую букву а с письменной. У них есть общие элементы. Какие? (Овалы.) Есть и разные. (У печатной буквы а палочка с закруглением вверху и внизу, у письменной — с закруглением внизу.) Сколько элементов вам нужно взять, чтобы сконструировать эти буквы? (Два.)

      Учитель на доске пишет строчную а. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

      2. Работа в тетради.

      Найдите предметы и обведите их по контуру.

      «Шарик свернутый лежал, чтоб в окно не убежал. А теперь его надую, с ним по улице пойду я». (Г. Сапгир.)

      Дети рассматривают шарики (узоры), находят в них сходство с первым элементом строчной буквы а и обводят шары по контуру.

      Придумайте сказку, загадку про шары, а можно стихотворение.

      Помогите сочинить стихотворение: Шаловливый, воздушный шар, непослушный, с ветром убежал вместе. А куда и не сказал.

      Затем ученики обводят элементы строчной а вверху тетради, пишут их в модульной сетке рабочей строки (каждому элементу буквы — свой домик). Обводят букву вверху страницы, рассказывают о человечке, который принес им новую букву, и пишут ее в рабочих строках.

      3. Распознавание строчной а.

      Внизу страницы написаны слова. Дети ставят под строчной а точку или накладывают на нее прозрачную бумагу и копируют букву на бумагу. Придумывают предложения с написанными словами. Записываются свои слова с новой письменной буквой. Еще не изученные буквы заменяют точками, например: мама — .а.а и т. п.

Прописная буква А (с. 4).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы А.

      Дети рассматривают страницу сверху. Находят прописную букву А и ее элементы. Учитель на доске показывает написание прописной А. Дети обводят букву и ее элементы по контуру.

      2. Работа в тетради.

      Ученики обводят по контуру узор. Находят на нем один из элементов прописной А. Пишут в рабочих строках элементы прописной буквы А и саму букву.

      3. Распознавание прописной буквы А в словах.

      Дети находят букву А в написанных словах. Обводят ее или копируют, ставят под ней точку. Пишут свои слова: Анна — A..a.

Строчная буква о. Прописная буква О (с. 5).

      1. Письмо под диктовку.

      Дети записывают под диктовку учителя элементы букв:

      овал (), удлиненная палочка с закруглением внизу (), короткая палочка с закруглением внизу (), удлиненная палочка, наклоненная вправо (), короткая горизонтальная палочка ( ); буквы, состоящие из этих элементов ().

      Проверка написанных элементов идет на доске.

      2. Знакомство с написанием строчной и прописной букв оО.

      Дети рассматривают буквы вверху страницы. Учитель пишет их на доске. Ученики конструируют буквы из проволоки или ниток.

      3. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      4. Распознавание букв о, О в словах.

Строчная и прописная буквы о, О (с. 6).

      1. Письмо под диктовку.

      Напишите овал (), палочку с закруглением внизу, буквы, которые можно сконструировать из этих элементов (а, о).

      Учитель открывает написанные на доске элементы. Дети проверяют под руководством учителя свое написание.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Распознавание букв в написанных словах.

      4. Игра «Сколько раз услышали [о]?».

      «Посмотри на колесо — увидишь букву «о». (А. Шибаев.)

      «В старом дереве дупло

      Ну совсем как буква «о». (В. Степанов.)

Строчная буква и (с. 7).

      1. Знакомство с написанием строчной и.

      Определите местонахождение звука [и] в словах. «Индюки сошлись у ивы: «Ишь, как мы с тобой красивы!» (Б. Тимофеев.)

      Найдите в кассах букв и слогов букву и маленькую. Посмотрите, как пишется строчная (маленькая, письменная) буква и.

      Учитель показывает на доске: «Начинаю писать первый элемент буквы и сверху, довожу до линии рабочей строки, закругляю элемент вправо, довожу до линии рабочей строки (); начинаю писать второй элемент сверху, веду вниз, закругляю вправо, довожу элемент до середины строки ()».

      Ученики конструируют букву из ниток или проволоки.

      2. Работа в тетради под руководством учителя.

Прописная буква И (с. 8).

      1. Знакомство с написанием прописной И.

      Учитель на доске пишет прописную И. Дети рассматривают букву и конструируют ее из ниток или проволоки.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Распознавание буквы И в написанных внизу страницы словах.

Письменная буква ы (с. 9).

      1. Знакомство с написанием строчной буквы ы.

      Найдите в словах звук [ы]. «Бык мычит две буквы: — My! — Мяу! — кот сказал ему. — Слышал? Значит, мы, коты, знаем больше букв, чем ты!» (Г. Виеру.)

      Рассмотрите на странице букву ы. Сравните ее с маленькой письменной буквой и.

      «А бедняжка буква ы бродит с палочкой, увы». (А. Шибаев.)

      Учитель на доске пишет строчную букву ы. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Письмо под диктовку: а, и, о.

      Учитель просит детей определить и записать общий элемент букв: «а», «и», «ы» — ().

      4. Разучивание скороговорок, стихотворений.

      Сколько раз услышите звук [ы]?

      «Мама мыла с мылом Милу,

      Мила мыло не любила».

      «Мы слыхали от совы, что нет слов на букву ы».

Повторение (с. 10).

      1. Письмо под диктовку.

      Запишите буквы, которые имеют один из элементов — «». (а, и, ы.) Запишите, как плачет ребенок. (А-а-а!) Как удивляется человек, какой звук он произносит? (О!)

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Работа с «Русской азбукой».

      Дети составляют рассказы по иллюстрациям из «Русской азбуки» и записывают в тетрадь слова и предложения (вместо букв, которые еще не знают, ставят точки).

      4. Найдите звук [ы].

      «Жили-были прыгуны.

      — Мы допрыгнем до луны!

      Ввысь их вышвырнул батут.

      — Где вы, прыгуны?

      — Мы тут!»

                     (В. Берестов.)

Строчная буква у (с. 11).

      1. Знакомство с написанием строчной буквы у.

      Прислушайтесь к словам, определите, где находится звук [у]. «Как улитке перед сном скучно в домике своем! Сказку выдумать пытается, грустной сказка получается». (Г. Виеру.)

      Учитель на доске показывает, как пишется строчная буква у, четко называя каждый элемент: «Палочка с закруглением (), удлиненная вниз петля ( )».

      Дети конструируют букву из проволоки или ниток.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Разучивание стихотворений, скороговорок.

      Услышьте звук [у].

      «У — сучок в любом лесу».

      «Летел на болото носатый удод.

      Глядел на удода

      Усатый Федот».

Прописная буква У (с. 12).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы У.

      Найдите звук (услышьте звук) [у].

      «У опушки две старушки брали грузди и волнушки. Филин: — У-ух! Филин: — У-ух! У старушек замер дух. Жутко!» (Е. Благинина.)

      Сравните письменную большую букву У с большой печатной.

      Дети сравнивают прописную и большую печатную буквы. Конструируют после показа на доске учителем написания прописной буквы У большую письменную букву У.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Продолжите стихотворение, скороговорку.

      «Ученик учил уроки — у него в чернилах ... (щеки)».

      «Удод, удод, удодушка,

      Удодливый ... (удод)».

      (М. Яснов.)

      «Как улитке перед сном

      Скучно в домике ... (своем)».

      (Г. Виеру.)

Повторение (с. 13).

Строчная буква н (с. 14).

      1. Знакомство с написанием строчной н.

      Определите местонахождение звуков [н], [н’].

      «Hoc не в свои дела суют, носами перед сном клюют, зато один веселый нос папаша Карло нам принес». (Я. Аким.)

      О каком «веселом носе» говорится в стихотворении? (Буратино.) Какой звук вы слышите в слове нос? ([н].) Найдите в тетради письменную букву н. Это буква маленькая. Попробуйте ее сконструировать. Сколько элементов понадобилось?

      Учитель на доске показывает написание строчной н. Дети пробуют писать букву на нелинованном листе бумаги.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети рассматривают элементы букв, букву вверху страницы, обводят их по контуру. Пишут в рабочих строках сначала элементы букв, затем букву н.

      Написание слогов и слов идет после того, как учитель покажет соединение между буквами на доске. Ученики пишут слова по слогам с проговариванием вслух каждого звука.

      После этого составляются предложения.

      Внизу страницы вставляют в слово ноша слог но.

Прописная буква Н (с. 15).

      1. Знакомство с написанием прописной Н.

      Определите, какой звук слышится в словах: [н] или [н’].

      «Эн» надела поясок, «И» надела поясок. Буква «Эн» надела ровно, буква «И» — наискосок».

      О какой букве н говорится в стихотворении? (Печатной.) Учитель на доске пишет прописную . Дети рассматривают букву на доске и в тетради. Конструируют ее из проволоки или ниток.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Дети пишут элементы буквы Н, буквы, слоги, слова. Придумывают слова и предложения с написанными слогами.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление предложения: Ну, Нина!

      Когда так говорят: «Нина и Анна»?

      4. Составьте слоги, слова: на, ны, Ни, а, у, н, и, н, А.

Повторение.

      Под руководством учителя дети пишут в рабочих строках пройденные буквы, слоги, слова. Списывают слоги, слова из «Русской азбуки». Пишут под диктовку: ан, но, на, он, они, она, ни, Нина. (Задания на повторение выполняются в дополнительной тетради.)

Строчная и прописная буквы с, С (с. 16).

      1. Знакомство с написанием букв с, С.

      Какой звук слышится в словах: [с] или [с’]?

      «Села мышка в уголок, съела бублика кусок». (Г. Виеру.)

      Доскажите слово, определите звук.

      «Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что — пора? Такая с ней морока, когда трещит ... (сорока)»; «Я свой костюм отнес чинить, а там давай его ... (синить)».

      Найдите букву, которой обозначаются звуки [с], [с’]. Рассмотрите буквы в тетради. Чем отличается большая письменная буква от маленькой? (Размерами.)

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Написание элементов букв, слогов, слов. Составление предложений с написанными словами.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление слова, предложения: сани; «У Сани сани».

Строчная и прописная буквы с, С  (с. 17).

      1. Повторение написания строчной и прописной букв с, С.

      2. Распознавание звуков.

      Какой звук слышится: [с] или [с’]?

      «Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки». (Гусь.) «В дом чужого не пущу, без хозяина грущу». (Собака.)

      С какой буквы напишете слова с буквой «эс»?

      Солнце село за селом. Спят синицы. Сойки спят. Спит в реке усатый сом.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составляются и пишутся слова в тетрадь: сам, сани, нос, сон.

      Записываются в тетради слоги из слов: Сима — Си; Соня — Со; сон.

Повторение.

      1. Письмо под диктовку.

      Буквы: а, н, у, с, ы, и, о.

      Слова: он, она, сом, сон.

      2. Работа с текстами «Русской азбуки» идет по выбору учителя.

      3. Разучивание стихотворений, скороговорок.

      «Села мышка в уголок,

      Съела бублика кусок».

      (Г. Виеру.)

      «Везет в гору Саня за собою сани».

Строчная буква к (с. 18).

      1. Знакомство с написанием строчной буквы к.

      Какой звук слышится: [к] или [к’]?

      «Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я ... (капуста)?» «Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?» (Коньки.)

      2. Обозначение звуков на письме.

      Первоклассники рассматривают страницу тетради. Учитель на доске показывает написание строчной буквы к. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

      3. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      Запись слогов из слов: кит — ки, кот — ко.

      4. Работа в кассе букв и слогов.

      Составить слова: сок — сук, коса.

Прописная буква К (с. 19).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы К.

      Учитель на доске пишет прописную букву К. Дети рассматривают букву, обводят ее элементы, конструируют букву из проволоки или ниток, пишут элементы и букву на нелинованном листе бумаги.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Выделение звука и буквы.

      Какой слышите звук: [т] или [т’]?

      «Темноты боится Петя: Трусоват он, видно, дети!» (Б. Тимофеев.)

      С какой буквы будете писать слова с буквой «тэ»?

      «Телезритель Тимка. Папа Тигр купил телевизор, и тигренка словно подменили...»

      Продолжите сказку.

      4. Составьте слово.

      Игра: ки, нит, ма, Ти, т, о, к.

Строчная и прописная буквы т, Т (с. 22).

      1. Конструирование букв, составление слов и запись их в тетрадь.

      2. Работа в тетради под руководством учителя.

      3. Работа с текстами из «Русской азбуки».

      4. Разучивание стихотворения с буквой «тэ».

      «Телевизор тигр купил, самый лучший попросил. — Я люблю, — сказал он строго, — чтоб полосок было много!» (Г. Виеру.); «Эй, не стойте слишком близко — я тигренок, а не киска».

      Придумайте название стихотворения. (Тигренок; в зоопарке; сердитый зверь.)

      Дети выбирают название стихотворения из предложенных учителем.

Строчная буква л (с. 23).

      1. Знакомство с новой буквой.

      Какой звук слышите: [л] или [л’]?

      «Лисицы лают. Глухомань. Лежит в листве под липой лань. Линь в глубине холодных вод лениво, но легко плывет». (В. Лунин.)

      Какой буквой обозначаются эти звуки? Найдите маленькую букву л письменную или печатную. Сравните их. Найдите букву л в альбоме, сконструируйте ее. Сколько элементов брали? Как они называются? (Короткая палочка, наклоненная вправо, и короткая палочка с закруглением внизу.)

      Учитель на доске показывает написание строчной л. Дети рассматривают букву, конструируют ее из проволоки или ниток.

      2. Разучивание стихотворения.

      «Алфавит продолжит наш буква Л — лесной шалаш».

      (В. Степанов.)

      3. Работа в тетрадях.

      4. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление слов: лоси, луна; предложения: У Нины кукла.

Прописная буква Л (с. 24).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы Л.

      Какую букву напишете: большую или маленькую?

      «Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил!» (Б. Тимофеев.)

      Сравните маленькую письменную букву л с большой письменной Л.

      Учитель на доске пишет прописную букву Л. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

      2. Работа в тетради ведется под руководством учителя.

      3. Работа с текстами из «Русской азбуки».

      4. Работа с кассой букв и слогов.

      Составление слов: Лина, лист, лук; предложения: У Лины стул.

Строчная и прописная буквы л, Л (с. 25).

      1. Письмо под диктовку.

      «У Наты лук».

      2. Работа в тетради под руководством учителя.

      3. Списывание с печатного образца: «Лина и Антон».

Строчная буква р (с. 26).

      1. Знакомство с написанием строчной р.

      Какой звук слышите: [р] или [р’]?

      «Лесники ее котят взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Кошка, брысь», потому что это ... (рысь)»; «В реке большая драка: поссорились два ... (рака)».

      Учитель на доске показывает, как пишется строчная буква р.

      Ученики рассматривают букву, конструируют ее из проволоки или ниток.

      2. Работа в тетради ведется под руководством учителя.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составьте предложение У рака норка.

Прописная буква Р (с. 27).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы Р.

      Какую букву напишете: р или Р?

      «Ручка круглая у трости. Трость для деда сделал Костя». (Г. Виеру.)

      Учитель на доске показывает, как пишется большая письменная буква Р.

      Ученики конструируют букву из проволоки или ниток. Обводят букву и ее элементы в тетради.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      «Рита и Рома у ивы».

      4. Разучивание скороговорки «Проворонила ворона вороненка».

Строчная буква в (с. 28).

      1. Знакомство со строчной буквой в.

      Какой звук слышится: [в] или [в’]?

      «Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок, синеглазый ... (василек)»; «Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно. Жаль вот только — гривы нет... Что за конь? ... (велосипед)».

      Учитель показывает на доске, как пишется строчная буква в.

      Дети конструируют букву в из проволоки или ниток.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составьте слова: вот, винт, внук.

Прописная буква В (с. 29).

      1. Знакомство с прописной буквой В.

      Какую букву напишете: в или В?

      «Любо плавать Ване в белом море — ванне». (А. Шлыгина.)

      Учитель на доске показывает, как пишется большая письменная буква В.

      Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составьте слова: Вова, Иван; предложение: Вова и Иван у ворот.

Строчная и прописная буквы в, В (с. 30).

      1. Работа в тетради под руководством учителя.

      2. Письмо под диктовку.

      Буквы: А, о, У, у, ы, К, к, н, Т, Р, п, с.

      3. Добавьте слово.

«Воробей взлетел повыше:
Видит все с высокой ... (крыши)».

                                 (Б. Тимофеев.)

«Ворон вертолет ... (ведет),
несмышлят-зверей ... (везет)».

                              (А. Пудваль.)

 

Строчная буква е (с. 31).

      1. Знакомство с написанием строчной буквы е.

      Учитель показывает на доске написание строчной буквы е. Ученики конструируют букву из проволоки или ниток. Обводят букву по контуру вверху страницы.

      2. Работа в тетради идет под руководством учителя. Слова записывают после составления их в кассе букв и слогов.

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Составить предложение: У ели лиса.

Прописная буква Е (с. 32).

      1. Знакомство с написанием прописной буквы Е.

      Учитель показывает на доске написание прописной буквы Е. Дети конструируют букву и пишут ее на нелинованном листе бумаги.

      2. Работа в тетради под руководством учителя.

Повторение.

      1. Работа в тетради идет под руководством учителя. Все слова с е пишутся после предварительной работы с кассой букв и слогов.

      2. Работа с кассой букв и слогов.

      Анализ слова лес. Составьте схему этого слова и сложите его в кассе букв и слогов.

      Сложите в кассе букв и слогов слоги: ле, ве, те; составьте с ними слова.

      Что показывает буква е в этих словах?

      3. Разучивание стихотворения.

      «Енот не станет есть, пока
      Его еда не мыта.
      Ему помощница — река:
      Еду полощет, трет слегка;
      А после — ест досыта.
      Енот — любитель чистоты,
      Немытого не ест... А ты?»

                                    (В. Лунин.)

Повторение.

      1. Работа в тетради идет под руководством учителя.

      2. Работа с текстами «Русской азбуки».

      3. Работа с кассой букв и слогов.

      Слова: ел, еле, мел, лес, сел.

      4. Услышьте звук [е].

       «Едет клоун по шоссе
      На блестящем колесе.
      Для чего? Зачем? — Для смеха!
      Пожелайте мне успеха».

                                   (В. Берестов.)