Тема 3. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Урок 1 (17)

Тема. Проверка умения детей различать слово и предмет, осознанно относиться к языковой действительности. Введение термина «гласные звуки», артикуляционного критерия для распознавания гласных звуков и способа их фиксации в схеме слова.

      Диагностика учебного отношения к слову.

Примечание. Новую тему «Гласные и согласные звуки» полезно предварить обсуждением специфики слова, его отличия от предмета, еще раз очертить для детей границу между миром вещей и языковых явлений.

Учитель. Сегодня у звуковичков праздник — день их общего рождения. Они приглашают в гости знакомых школьников. Но сначала они хотят убедиться в том, что вы действительно школьники. Вдруг вы только делаете вид, что ходите в школу учиться, а на самом деле остаетесь дошкольниками, которые могут по незнанию натворить в Стране слов много бед.

      Сейчас я буду говорить, что можно сделать со словами, из чего состоят слова, то за дошкольника, то за школьника. Когда вы услышите дошкольный ответ, с которым вы не согласны, покажите мне знак «–». Если я отвечу как школьник, ставьте мне «+».

      Слово ЦВЕТОК состоит из лепестков. Некоторые со мной не согласны — поставили мне знак «–». Почему? (Здесь и далее учитель спрашивает тех детей, которые заметили ошибочность утверждения о слове, просит пояснить, с чем они не согласны, добиваясь ответа: «Слово не может состоять из лепестков, слово состоит из звуков».) Слово КОНФЕТА можно пососать. Кто считает, что это дошкольный ответ, и не согласен с ним? Почему? Что можно сделать со словом МЯЧ? Можно сыграть в футбол? А со словом СТУЛ? Можно на нем посидеть? Объясните, почему вы не согласны. (Слово не предмет, и с ним нельзя делать то, что можно делать с предметом, который оно обозначает.)

      Что же тогда можно делать со словами? Теперь я жду от вас школьных ответов. («Слова мы говорим, пишем, читаем, слушаем».) Что еще мы делаем со словами на уроке? («Разбираем слово на звуки, ставим ударение, делим на слоги».)

      Молодцы! Я вижу, что вы настоящие школьники и можете идти в гости к звуковичкам.

      Букварь (с. 38).

Учитель. Звуковички готовятся к встрече гостей и пекут ТОРТ. Как пекут торты в Стране слов, вы уже догадываетесь. Вот звуковички нашли первый звук [Т] и поставили его в печку, собрали третий, четвертый звук, а второго так и нет: нигде не смогли его найти. Торт вышел несъедобный, с дыркой. (Каждый раз, называя слово, учитель выкладывает на доске фишками неполную звуковую схему, с пропуском гласного звука.)

      Огорчились звуковички, но решили: «Ничего, сделаем сладкий КРЕМ». Но и крем не получился: опять не хватило одного звука. Даже простая КАША не получилась.

      

Совсем расстроились звуковички: угощения нет — придется отменять праздник. Куда же пропали с кухни необходимые звуки? Я вам открою одну тайну Страны слов: есть в этой Стране злые волшебники — звукоморы. Они заколдовывают звуки, подменяют их, а иногда и съедают. Один из этих звукоморов по имени Ам пробрался к звуковичкам на кухню и съел все звуки, без которых нельзя приготовить ни одно угощение. Давайте посмотрим, что же это за звуки. (Учитель показывает пропуски в схемах, а дети называют пропущенный звук в слове.)

      Какого звука не хватило для слова ТОРТ? (Звука [О].) Какой звук пропущен в слове КРЕМ? ([Э].) Каких звуков не хватает в слове КАША? ([А].)

      Введение артикуляционного критерия для различения гласных и согласных звуков и термина «гласные». (Термин «согласные» вводится на следующем уроке.)

Учитель. Чем же отличаются эти звуки? Почему их так любит Ам? Это звуки, для которых надо пошире раскрывать рот. Посмотрите: [ААА], [ООО], [ЭЭЭ]. Можно положить палец в рот и пропеть этот звук — [АААА]. Такие звуки, которые произносятся с открытым ртом, тянутся, поются, называются ГЛАСНЫЕ. Их-то и любит Ам, сразу разевает на них рот.

      Форма фиксации гласных звуков (введение красной фишки).

Учитель. Как помочь звуковичкам? Неужели они не смогут отпраздновать день рождения? Я знаю секрет Ама: он очень боится красного цвета. Если громко пропеть гласный звук и поднять красную фишку, Ам испугается и убежит. Фишку надо поставить на место пропущенного гласного звука, и он вернется в слово. Гласный звук мы теперь будем обозначать не обычной, квадратной, а круглой фишкой.

      Давайте поможем звуковичкам приготовить угощение. Кто хочет исправить ТОРТ: вернуть в него пропущенный звук? (К доске выходит ученик, называет пропущенный звук [О]. Весь класс вместе с ним поет этот звук и заполняет фишкой пропуск в схеме. Так же достраиваются на доске и схемы остальных слов.) Кто сможет дополнить угощение и приготовить СУП? (Учитель вызывает одного ученика, который выкладывает на доске фишками звуковую схему слова СУП, при этом каждый звук предварительно «опробуется» на гласность.) Назови первый звук в слове СУП. ([С].) Попробуй произнести этот звук с открытым ртом. Этот звук гласный или нет? Проверим следующий звук. Кто считает, что звук [У] гласный? Как это доказать? (Дети поют звук [У].) Какой фишкой его надо отметить, чтобы уберечь от Ама? (Ученик отмечает гласный звук круглой красной фишкой.) Следующий звук [П] снова проверяется на гласность. Затем дети готовят новое угощение — РИС и СЫР, выкладывая схемы этих слов. Параллельно дополняются схемы перечисленных слов на с. 38 Букваря. (На ленте пропущенных звуков дети рисуют красные кружочки.)

      Тренировка в различении гласных и согласных звуков (без использования терминов).

Учитель. Я хочу проверить, сумеете ли вы защитить гласные звуки от Ама, отличить их от остальных звуков. Как только я назову гласный звук, поднимайте красную круглую фишку. Если звук не гласный, фишку поднимать не надо.

Урок 2 (18)

Тема. Введение термина «согласные звуки». Отработка действий различения гласных и согласных звуков.

      Артикуляционный критерий согласных звуков. Введение термина «согласные звуки».

Учитель. Как называются звуки, которые обозначаются этой фишкой? (Показывается красная круглая фишка.) Почему она круглая? Повернитесь друг к другу, скажите: [ААА]. [А] — это какой звук? (Гласный.) Правильно, все гласные звуки произносятся с открытым ртом.

      Я вам открою еще одну тайну Страны слов. Палецвротнеклади — это имя еще одного злого звукомора. Он любит есть звуки, которые нельзя произносить с открытым ртом.

      Скажите: [ООО]. Кто любит такие звуки — Ам или Палецвротнеклади? Верно, [О] гласный. Его любит Ам. А как называются любимые звуки Палецвротнеклади? Запомните: эти звуки называются СОГЛАСНЫЕ. Спойте: [СССС]. Это гласный или согласный? Почему? Кто его съест? От этого врага согласных тоже есть защита — желтый цвет. Поэтому фишки, которыми мы будем обозначать согласные звуки, желтые.

      Тренировка в выделении согласных звуков.

Учитель. Покажите, что вы умеете защитить согласные звуки от Палецвротнеклади. Как только я назову согласный звук, поднимайте желтую фишку.

      (Учитель называет гласные и согласные звуки, исправляет ошибки детей в определении согласных.)

      Букварь (с. 39).

      Выделение гласных и согласных звуков в слове.

Учитель. Назовите все, что изображено на этой странице. Сколько звуков в слове НОС? Назовите первый звук. Кто будет звуком [Н]? (К доске выходит один ученик на роль звука [Н].) Какой ты звук: гласный или согласный? Попробуй широко открыть рот и, не закрывая рта, пропеть себя. Согласный звук [Н], каким цветом ты будешь защищаться от злого волшебника? (Желтым.) Возьми желтую фишку и отметь свой звук на доске. Все остальные ученики, возьмите желтые карандаши, найдите место звука [Н] в схеме и закрасьте это окошко. Какой следующий звук в слове НОС? Кто хочет быть звуком [О]? Попробуй пропеть себя, а остальные посмотрите, когда произносится звук [О]: рот раскрыт или прикрыт? (Раскрыт.) Какой ты звук: гласный или согласный? Выбери для себя фишку. Почему ты взял фишку красного цвета? (Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.) Поставь свою фишку на доску, прочитай, что получилось. (Все дети отмечают красным карандашом место звука [О] в схеме. Аналогично проводится анализ последнего звука [С] и прочитывается полная схема слова.) Еще раз назовите этот звук. (Учитель показывает на второй звук — [О].) В каком из оставшихся слов — ШАР, КОТ, ЖУК — живет такой же гласный звук [О]? (КОТ.) Найдите место этого звука в слове КОТ и отметьте красным карандашом. Какой звук в слове ШАР надо спасти от Ама? ([А].) Пропойте этот звук и найдите его место в схеме. (Дети пальчиками указывают на второе окошко, учитель проходит по рядам и проверяет.) Каким цветом надо раскрасить это окошко? (Красным.) Назовите второй звук в слове ЖУК. ([У].) Какой это звук: гласный или согласный? Раскрасьте все окошки в схеме слова ЖУК. (Одновременно один из учеников выкладывает это слово фишками на доске. Схема прочитывается.)

Примечание. Ребенок, который выбирает нужную фишку у доски, должен советоваться с классом. Каждый ученик показывает ему тот карандаш, которым он обозначит звук [Н] в Букваре. Если мнения в классе разные, учитель предлагает ученику у доски: «Спроси кого хочешь: почему ты считаешь, что звук [Н] согласный?» Дети должны начать учиться договариваться и получать помощь друг у друга в условиях фронтальной работы.

Урок 3 (19)

Тема. Соединение знаний детей о звуковой и слогоударной структурах слова.

      Букварь (с. 40).

      Объединение двух схем слова: слогоударной и звуковой.

Учитель. Девочка стоит около своего звукового домика. Она держит в руках слоговую схему собственного имени. Как ее зовут? (Дети подбирают разные имена: Катя, Лена, Зина и т. д.) Вы все не совсем правы. Посмотрите на звуковую схему имени девочки, которая украшает ее дом. (Дети могут назвать несколько верных имен: Аня, Оля, Ася, Ира. Учитель выбирает, к примеру, имя Ира.) Ира хочет подписать дом слоговой схемой своего имени. Поможем ей. Назовите первый слог слова ИРА. Найдите слог И в звуковой схеме. (Дети пальчиками показывают первую фишку.) Отделите первый слог дужкой.

Назовите второй слог и т. д. А как же слово может жить без ударения? Куда падает ударение в слове ИРА?

      По тому же плану разобрать следующие два имени: АЛИК и МАРК. Исправить ошибку в звуковой схеме имени Марк.

      Обогащение представлений детей о слогах и ударении.

Учитель. Посмотрите, на какие звуки (гласные или согласные) падает ударение во всех трех словах. Запомните! Ударение в слове падает только на гласный звук. Теперь мы так и будем звать гласные — ударные и безударные. Я считаю, что слог состоит всегда из двух звуков. Кто со мной согласен? (Нет, в слоге может быть один звук: И-РА, а бывает и четыре звука: МАРК.) А теперь самый трудный вопрос: от чего зависит количество слогов в слове? Почему в коротеньком слове ИРА два слога, а в более длинном слове МАРК один слог? Понаблюдаем: правой рукой покажите, сколько слогов в слове ИРА. Держите два пальчика. А теперь посчитайте красные кружочки в схеме и левой рукой покажите, сколько гласных звуков в слове ИРА. Тоже два. Видите: в этом слове слогов столько, сколько гласных. А в других словах?

      Разобрав слова МАРК и АЛИК, сделать следующий вывод (общий): сколько в слове гласных, столько и слогов.

      Проверка понимания этого вывода.

Учитель. Около следующего домика стоит малыш, который не умеет делить слова на слоги. Посмотрите на схему его имени и определите, сколько в нем слогов. Запишите слоговую схему имени малыша.

Как же зовут мальчика? (Дети подбирают имена, контролируя себя по двум схемам, ВОЛОДЯ, ТИМОША, СЕРЕЖА.)

      А вот грустный кот. В его имя КИС прокралась ошибка. Давайте ее исправим. Скажем слово КИС по слогам. Проверьте, верно ли разделено слово КИС дужками на слоги. Запомните! Звук согласный один без гласного в слоге жить не может. Согласный в слоге живет только с гласным. Потому он и зовется СОГЛАСНЫЙ (с гласным рядом).

Итоги урока. На какой звук падает ударение? Покажите фишку или •. Если в слове четыре гласных звука, сколько в нем слогов? Слог состоит из одного звука. Покажите фишкой, гласный он или согласный. Слог состоит из двух звуков. Может в нем быть два согласных? А два гласных?

Примечание. Эти и подобные «теоретические» вопросы следует задавать на протяжении всей темы. Термины «ударный гласный», «безударный гласный» вводить постепенно. Прежде всего эти термины должны присутствовать в речи учителя.

Урок 4 (20)

      Повторение новых терминов (гласные, согласные) и новых обозначений (красная и желтая фишки).

Учитель. Вчера мы узнали, что все звуки делятся на две группы. Кто помнит, как они называются? Какой фишкой мы договорились обозначать гласные звуки? А согласные? Чем отличаются гласные от согласных?

      Учитель сам подводит итог: гласные легко поются; язык, губы, зубы не мешают их произносить (можно их произносить с пальцем во рту, но не нужно!).

      Тренировка в выделении гласных и согласных звуков.

      (Учитель называет звуки [А], [С], [СА], [Ф], [О], [ОК], [И], [У], [АУ]. Дети поднимают фишки; там, где учитель произносит слоги, они должны сами догадаться поднять две фишки. При работе вдвоем на парту надо положить две фишки — красную и желтую.)

      Букварь (с. 41).

      Выбор слова в звуковой схеме.

Учитель. Три мальчика отправились в звуковой лес и попали в плен к звукоморам. Вы можете их спасти. Вот вы подошли к пещере звукоморов. Страж пещеры говорит вам: «Пленники в темнице. На темнице три замка. Их открыть не сможет тот, кто не знает тайный код». Как угадать, под каким замком сидит Алик? Какой первый звук в его имени? Он гласный или согласный? Какой фишкой его надо отметить? Кто может выпустить Алика, прикоснуться к тому замку, под которым он сидит? Если прикоснуться неправильно, то Алик навсегда останется в темнице. (После того как одна схема разгадана, учитель с детьми строит фишками схемы имен Стас и Ваня, и дети освобождают пленников.)

      Звуковой анализ слова АИСТ: выделение первого звука (устно), выбор нужного цвета, закрашивание и т. д. Поиск слова, в котором есть звук [У]. Фиксация этого звука в схемах слов ГУСЬ, КУРЫ, ИНДЮК.

Урок 5 (21)

Тренировка в выделении гласных звуков.

Учитель. Я буду говорить по два звука, вы называйте только гласный звук: [AM], [МА], [РУ], [СЕ], [ЛЯ], [ФТ]. (Дети отвечают хором: [А], [А], [У], [Э], [А].)

      Букварь (с. 42).

Задание. Назвать предметы, которые изображены на странице. Выбрать те из них, в названиях которых есть гласный звук [У], и соединить линией пару рисунков (ЖУК — КЛЮЧ). Разобрать по звукам слово СЫР, определить гласный звук [Ы], найти к слову СЫР пару с таким же гласным звуком из оставшихся слов (МЯЧ, ЛИСТ, ЗОНТ, ДЫМ, ПЕНЬ), соединить линией два рисунка (СЫР — ДЫМ). По тому же принципу анализируются все остальные слова.

Учитель. В нашей речи всего шесть гласных звуков. Мы их все нашли. Давайте еще раз споем эти гласные звуки. Кто запомнил все шесть?

      (Учитель вызывает к доске детей, каждому дает красную фишку и говорит, каким он будет звуком. Дети-звуки по очереди поют: [А — У — У — Ы — И — Э].) Проверим, как вы все умеете «ловить» гласные звуки. Я буду «бросать» вам слова, а вы должны «ловить» гласный звук из этого слова: МАК, ДВЕРЬ, ЛЕД, МЯЧ, КЛЮЧ, ЗОНТ, РЫСЬ, ТИГР, ЛУК, ЛИСТ, ЛЕС. (Учитель произносит слова, немного растягивая ударный звук.)

      Букварь (с. 43).

      Подбор слова к схеме.

Учитель. У зверей новоселье. Для них построили новый четырехэтажный дом. Как узнать, кто на каком этаже живет?

      (Для ответа на этот вопрос дети строят у себя на столах с помощью фишек звуковые схемы слов СЛОН, УТКА, ВОЛК, ПАУК. Составленные схемы сопоставляются с заданными на рисунке.) А можно мухе поселиться в этом доме? Ведь в ее имени тоже четыре звука.

      Построив схему слова МУХА и выяснив, что расположение гласных и согласных здесь не такое, как на рисунке, дети оценивают свои предложения, уточняют, что мухе не место ни на одном из этажей.

Урок 6 (22)

      Пропедевтика слогового чтения.

Учитель. Я показываю вам две фишки (гласного и согласного звуков) и называю слог МА. А вы должны показать мне фишки наоборот и ответить AM. (Далее называются слоги ЛУ, ФА, СЫ, СИ, РО. На каждый слог дети отвечают обратным: ЛУ — УЛ.)

      Букварь (с. 44).

      Проверочная работа (выполняется самостоятельно).

      Учитель называет все, что изображено на с. 44 Букваря. Дети должны пометить красными кружочками гласные звуки в схемах этих слов.

Урок 7 (23)

      Букварь (с. 45).

      Подбор слов к схемам.

      Учитель называет детям все предметы, изображенные на этой странице. К  трехзвуковой схеме дети должны линиями отнести все слова, состоящие из трех звуков. К  четырехзвуковой схеме отнести слова, которые состоят из четырех звуков. Пятизвуковые слова — самые длинные — дети должны «оставить» учителю.

      В проверку работы включается учительская «ловушка».

Учитель. Я взяла себе слова СТУЛ и СТОЛ. По-моему, эти слова как раз подходят для пятизвукового домика. Кто со мной согласен? (Учитель просит детей назвать слова, которые они подобрали для трехзвуковой и четырехзвуковой схем. Дети дополняют и исправляют ответы своих товарищей.)

      Тренировка в различении гласных и согласных звуков.

Учитель. Я буду называть звуки. Вам надо определить, гласный это звук или согласный, и поднять нужную фишку ([У], [П], [Ф], [А], [Р], [О], [РО], [С]).

Урок 8 (24) (факультативный)

      Букварь (с. 46).

      Игра-сказка «Пропавшие имена».

Учитель. Посмотрите на страницу. Здесь пятеро детей. Как их зовут? (Дети сами подбирают имена, например: Аня, Марина, Алеша, Даня, Ваня, — строят звуковые схемы, раскрашивая гласные звуки красным цветом.) Вдруг подул страшный ветер и унес все незакрепленные согласные звуки. Только звуки [Н] и [Н’] сумели удержаться в словах. Кто из детей остался на поляне, а кто стал невидимым? (Осталась Аня. Она пошла искать друзей. Видит — стоит у дороги могучий дуб.)

Аня. Дуб, ты не знаешь, где мои друзья, как их найти?

Дуб. Твои друзья найдутся, если ты сумеешь вернуть им пропавшие звуки. Пойди по лесу, спроси у деревьев. Может, кто-нибудь уступит свои согласные звуки. Я готов отдать свой первый звук, если он кому-то нужен.

Учитель. Ребята, подскажите Ане, для кого нужен первый звук слова ДУБ. (Для Дани.) Пошла Аня дальше по лесу и увидела малину.

Аня. Малина, малина, дай мне свой первый звук: без него моя подруга Марина не вернется.

Малина. Ну что ж, забирай первый звук, могу и третьим поделиться, если он кому-то нужен.

Учитель. Какой третий звук в слове МАЛИНА? Для кого он пригодится? (Для Алеши.) Закрасьте желтым цветом те окошки, в которых должны жить эти звуки: звук [М] и звук [Л’]. Кто из мальчиков уже нашелся? (Даня.)

      Пошла искать Аня дальше дерево, у которого можно попросить звук [Р’] для Марины. Какое дерево ей надо найти? Подскажите Ане. (Рябина, береза.) Закрепите звук [Р’] в имени Марина. (Дети закрашивают желтым цветом соответствующую клеточку схемы.) Вот и Марина нашлась!

      Рассуждая аналогичным образом, дети отыскивают звуки для имени Ваня.

      Букварь (с. 47).

      Исправление звуковых схем.

Учитель. В Стране звуков болеют те звери, в имена которых прокралась ошибка. Лечение здесь тоже особенное — надо исправить ошибки в звуковых схемах: если не хватает звука, дорисовать его; если звук лишний, зачеркнуть.

      Тренировка в различении гласных и согласных звуков.

      Учитель называет звуки [А], [X], [И], [В], [ТР], [Л’У], [ОН]. Дети поднимают соответствующие фишки.

      Звуковой синтез.

      Правой рукой учитель поднимает желтую фишку. Дети называют любой согласный звук. Левой рукой учитель держит красную фишку. Дети называют любой гласный звук. Учитель сближает фишки и просит детей произнести звуки слитно: [МММООО] или [ФФФААА].

      Букварь (с. 48, 49).

      Контрольная работа.

      Букварь (с. 48).

Задание. На с. 48 соединить схемы с соответствующими рисунками. (Предварительно учитель называет все изображенные предметы.)

      Букварь (с. 49).

      Задание. Построить звуковые схемы четырех слов (по вариантам), отмечая соответственно красным и желтым карандашами гласные и согласные звуки в схемах.

      Оценка выполнения контрольной работы должна включать два показателя: ошибки в определении количества звуков и в выделении гласных и согласных звуков.

Итоги.

Учитель. Что мы знаем о словах? из чего они построены? Какие бывают звуки? Кто может назвать все шесть гласных звуков? (Ученику, который перечислит все гласные звуки, можно присвоить почетное звание «Знаток гласных».)