Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География. Планета Земля. 6 класс


ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА

      Особое внимание необходимо уделить времени, установленному для изучения географии в 6 классе в условиях модернизации образования. Например, в учебном плане предусмотрено уменьшение количества часов из федерального компонента до 34 часов в год. Это сокращение требует внутренней интеграции тем, расширения внеурочной работы, усиление проектной деятельности учащихся. Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования инновационного учебно-методического комплекса в рамках традиционной классно-урочной системы организации работы. Второй вариант планирования потребует от учителя значительного творчества в пределах содержания, определенного стандартом образования.
      При планировании уроков учитель, работающий в 6 классе, должен учитывать особенности системы уроков в начальном курсе географии. В 6 классе каждая тема значительно отличается по своему содержанию и логике изложения. В связи с этим развита система обобщающего повторения, когда уроки-обобщения проводятся после каждой темы, завершая ее изучение. Также в 6 классе значительное количество времени должно быть отведено организации работы детей в классе с учебниками и учебными пособиями, отработки умений работы с настенной географической картой и атласом, с контурными картами.
      Программой предусмотрено изучение на уроках краеведческого материала — местных, наиболее типичных и интересных в географическом отношении объектов, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.

Планирование (68 ч/год, 2 ч/нед.)

Параграф

Планирование (34 ч/год, 1 ч/нед.)

Урок 1. Введение (1 ч)

Введение

Урок 1. Введение (1 ч)

Тема I. Изображения земной поверхности и их использование (9/5)

Урок 2. Изображения земной поверхности

1

Урок 2. Картографические изображения земной поверхности

 

Урок 3. Условные знаки и масштаб карты

2

Урок 4. Географические координаты

3

Урок 3. Географические координаты. Приемы ориентирования на карте

 

Урок 5. Географические координаты

3

Урок 6. Ориентирование

4
5

Урок 4. Ориентирование на местности. Построение плана местности

Урок 7. Построение плана местности

5

Урок 5. Практическое занятие на местности. Проведение маршрутной съемки

 

Урок 8. Построение плана местности

5

Урок 9. Карта — «язык» географии

6

Урок 6. Карта — «язык» географии. Обобщающий урок

 

Урок 10. Обобщение по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

с. 20

Тема II. Развитие географических знаний о Земле (7/—)

Урок 11. География в древности

7

Внеурочная проектная деятельность:
1. История освоения новых земель от древности до современности.
2. Совершенствование географических методов исследования

 

 

 

 

 

 

Урок 12. География в эпоху Средневековья

8

Урок 13. Эпоха Великих географических открытий

9

Урок 14. Географические открытия XVII—XIX вв.

10

Урок 15. Открытие Антарктиды. Первое русское кругосветное путешествие

10

Урок 16. Географические исследования XX в.

11

Урок 17. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

с. 36

Тема III. Земля — планета Солнечной системы (5/3)

Урок 18. Земля в Солнечной системе

12

Урок 7. Земля — планета Солнечной системы

 

Урок 19. Форма и размеры Земли

13

Урок 20. Движения Земли

14

Урок 8. Географические следствия движения Земли

Урок 21. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей

15

Урок 9. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Обобщающий урок

 

Урок 22. Обобщение по теме «Земля — планета Солнечной системы»

с. 48

Тема IV. Литосфера — каменная оболочка Земли (8/5)

Урок 23. Минералы и горные породы

16

Урок 10. Минералы и горные породы

Урок 24. Литосфера

17

Урок 11. Литосфера

Урок 25. Рельеф суши

18

Урок 12. Рельеф поверхности Земли

 

Урок 26. Рельеф дна океанов. Построение профиля рельефа

18

Урок 27. Внутренние силы Земли

19

Урок 13. Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф

 

Урок 28. Внешние силы, создающие рельеф

20

Урок 29. Человек и мир камня

21

Урок 14. Человек и мир камня. Обобщающий урок

 

Урок 30. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли»

с. 68

Тема V. Гидросфера — водная оболочка Земли (10/5)

Урок 31. Гидросфера

22

Урок 15. Гидросфера

Урок 32. Мировой океан

23

Урок 16. Мировой океан

 

Урок 33. Движения воды в Океане

24

Урок 34. Реки

25

Урок 17. Реки

 

Урок 35. Питание и режим рек

25

Урок 36. Озера и болота

26

Урок 18. Воды суши

 

 

Урок 37. Подземные воды

27

Урок 38. Ледники и многолетняя мерзлота

28

Урок 39. Человек и гидросфера

29

Урок 19. Человек и гидросфера. Обобщающий урок

 

Урок 40. Обобщение по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли»

с. 88

Тема VI. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (10/8)

Урок 41. Атмосфера

30

Урок 20. Атмосфера

Урок 42. Температура воздуха

31

Урок 21. Температура воздуха

Урок 43. Влажность воздуха и атмосферные осадки

32

Урок 22. Влажность воздуха и атмосферные осадки

Урок 44. Атмосферное давление

33

Урок 23. Атмосферное давление и ветер

 

Урок 45. Ветер

33

Урок 46. Погода

34

Урок 24. Погода

Урок 47. Климат

35

Урок 25. Климат

Урок 48. Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера

36

Урок 26. Практическая работа. Обобщение данных дневника погоды

 

Урок 49. Практическая работа. Обобщение данных дневника погоды

31—35

Урок 50. Обобщение по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»

с. 110

Урок 27. Человек и атмосфера. Обобщающий урок

Тема VII. Биосфера — оболочка жизни (6/3)

Урок 51. Биосфера

38/38, 40

Урок 28. Биосфера. Значение биосферы

Урок 52. Жизнь в Океане и на суше

39

Урок 29. Жизнь в Океане и на суше

Урок 53. Значение биосферы

40

 

Урок 54. Человек — часть биосферы

41

Урок 30. Человек — часть биосферы. Экологические проблемы

 

Урок 55. Экологические проблемы в биосфере

42

Урок 56. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни»

с. 122

 

Тема VIII. Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс (9/4)

Урок 57. Географическая оболочка

43

Урок 31. Природные комплексы. Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс

 

Урок 58. Природные комплексы

44

Урок 59. Почва

45

Урок 32. Почва

Урок 60. Полярные пустыни и тундры

46

Уроки: 33—34. Природные зоны мира. Итоговый урок. Проектная деятельность: составление образа (с использованием презентации) одной из природных зон мира, природных комплексов Мирового океана

 

 

 

 

 

Урок 61. Леса

47

Урок 62. Степи и саванны

48

Урок 63. Засушливые области планеты

49

Урок 64. Природные комплексы Мирового океана

50

Урок 65. Обобщение по теме «Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс»

с. 142

Урок 66. Обобщающий урок курса

с. 143

Урок 35. Обобщающий урок курса

 

 

Урок 67. Итоговая проверочная работа

Урок 68. Итоговый урок курса

      СОСТАВ УМК
      «ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 КЛАСС»

      Для обеспечения качественной содержательной подготовки учащихся и методической поддержки учителя подготовлен учебно-методический комплект, состоящий из учебника и электронного приложения к нему (CD-ROM), тетради-тренажера, тетради-практикума, тетради-экзаменатора, иллюстрированного учебного атласа, контурных карт с заданиями, методических рекомендаций для учителя, навигатора (материалы в помощь учителю, 6—9 классы).
      Учебник. Содержательно учебник направлен на формирование научных знаний и представлений о природных особенностях планеты и основных географических закономерностях, при этом особое место отводится роли человека во всех процессах, происходящих на Земле. Главными особенностями учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жесткая структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный материал.
      Учебник обеспечивает его навигационную роль в системе УМК, что достигается унифицированным построением основных разделов (тем) и разворотов (параграфа). Каждая тема включает в качестве обязательных элементов: основной материал, выводы и обобщения, вопросы для обсуждения и дискуссий и перечень дополнительных источников информации, в том числе и сайтов в сети Интернет. Тема подразделяется на параграфы, каждый из которых также состоит из фиксированного набора идентичных компонентов. Рубрика «Вы узнаете...» мотивирует учащихся, «Вспомните...» — направлена на повторение опорных знаний. Вводный текст предлагает краткую информацию об основном содержании параграфа. Основной текст, отражающий содержание образовательного стандарта, оснащен рубриками: «Мои географические исследования» — обучающий инструмент для выполнения географических задач, наблюдений и экспериментов с алгоритмом их выполнения; «Имена в географии» — краткие биографические сведения о путешественниках, ученых и исследователях; «Геофокус» — материал, конкретизирующий основной текст; «Географический блокнот» — интересные факты и комментарии. Проверка и закрепление материала обеспечиваются благодаря итоговым вопросам. Значительное внимание уделено иллюстративному материалу (схемы, рисунки, фотографии), дополнительно раскрывающему основное содержание параграфа.
      Электронное приложение к учебнику (CD-ROM) значительно расширит информацию (текстовую и визуальную) и позволит применять ее при решении разнообразных задач и подготовке творческих работ. В электронном варианте учебника каждый разворот становится активным экраном. Фрагменты текста и другие компоненты разворота, выделенные внутри параграфов, позволяют осуществлять отбор медиаобъектов (коллекция изображений, включая фрагменты видео, картографический материал, хрестоматийный материал, терминологический словарь, биографический справочник, табличные данные), которые тематически связаны с изучаемым материалом. Таким образом, каждый разворот («экран» учебника) выполняет роль навигационной основы для поиска информационных ресурсов. Это дает возможность в процессе обучения одновременно привлекать разнообразные информационные ресурсы (что практически неосуществимо в рамках традиционного обучения) и выбрать траекторию учебного процесса в соответствии с особенностями класса или отдельных учащихся, эффективно организовывать самостоятельную работу.
      Тетрадь-тренажер содержит задания для самостоятельной работы учащихся. Главная особенность тетради заключается в фиксированном по темам формате, при котором задания в рамках каждой темы сгруппированы по видам работ, соответствующим формируемым в курсе географии умениям и навыкам. Использование тетради-тренажера ориентировано на активизацию процесса обучения и организацию работы учащихся на результат. Этому способствует введение системы набора баллов за каждый вид работы. Всего в тетради-тренажере предусмотрено пять групп заданий: «Решаем тесты», «Работаем с текстом», «Работаем с картой», «Смотрим и думаем», «Считаем и сравниваем». Тетрадь-тренажер возможно использовать как для самопроверки и самоподготовки учащихся, так и для выполнения индивидуальных и групповых работ на уроке.
      Тетрадь-практикум ориентирует на применение теоретических знаний на практике. Она содержит материал для организации программных практических работ по всем темам курса. Программой курса предусмотрено овладение учащимися умениями и навыками описания географических объектов и явлений; особенно важно научить школьников работать с картами, схемами, таблицами и климатограммами. Все это позволит учащимся самостоятельно приобретать новые знания о географических объектах и применять их в практических работах. Для выполнения каждой практической работы в тетради-практикуме задан алгоритм, который требует, в свою очередь, жесткой связки с другими компонентами УМК. Это достигается благодаря системе ссылок, позволяющих в ходе работы обратиться к теоретическому текстовому или иллюстративному материалу других компонентов УМК. Данная тетрадь содержит все необходимые формы для фиксирования результатов работы (формы таблиц, основы для графиков и диаграмм и т. п.). Кроме того, в тетради предусмотрено место для комментариев учителя, которые, как правило, возникают по ходу выполнения работы учащимся или относятся к ее оценке. Важной содержательной составляющей тетради-практикума является наличие в ней работ, ориентированных на использование школьниками современных программных средств обучения (например, подготовка презентации своего проекта).
      Тетрадь-экзаменатор разработана с учетом содержания курса «География. Планета Земля» и поможет объективно оценить результаты обучения. В пособие включены задания в форме, аналогичной заданиям ЕГЭ, и тематические работы в форме вопросов. Значительное внимание уделено проверке умений работать с различными источниками информации. Выполнение работ, как правило, носит промежуточный тематический контроль, а также предложены работы для итогового контроля. Завершают пособие перечень рефератов и творческих работ с указанием источников дополнительной информации.
      Иллюстрированный учебный атлас — уникальное пособие с подобранными тематическими картами, а также иллюстрациями, раскрывающими основные вопросы содержания курса. Информационный материал на полях позволяет расширить содержание, предлагает необходимую статистическую информацию.
      Контурные карты с заданиями формируют практические навыки работы с картографическими источниками, учат систематизировать информацию, развивают географическое мышление.
      Методические рекомендации позволят учителям, работающим с учебно-методическим комплектом по курсу, более полно использовать весь его потенциал, рационально организовывать учебное время, выделить главное и второстепенное.
      Навигатор (материалы в помощь учителю, 6—9 классы). Данное издание сопровождает линию учебно-методических комплектов «Сферы» по географии для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. В нем содержатся учебные программы по географии для основной школы, разработанные группой авторов — участников издательского проекта «Сферы» на основе образовательного стандарта, а также материалы, освещающие основные концептуальные подходы к разработке и использованию в учебном процессе учебно-методических комплектов.
      Кроме перечисленных компонентов УМК, в процессе подготовки к проведению уроков учителя могут воспользоваться сайтом интернет-поддержки проекта «Сферы» (http://spheres.ru/). Он является средой коммуникации, сотрудничества и взаимопомощи участников образовательного процесса и предназначен для использования учащимися, учителями, методистами, родителями в качестве информационного источника. На сайте приводится информация о новых разработках в рамках проекта, публикуются дополнения и обновления комплектов, обеспечен доступ к коллекциям медиаобъектов, существует возможность организации контроля и решения тестовых заданий для самопроверки учащихся. На нем размещаются оригинальные методические разработки учителей, дополнительные материалы в помощь пользователям, в том числе задания для учеников, поурочные планы для учителей.
      Также незаменимы в процессе формирования представлений, научных понятий об объектах и явлениях природы образные средства наглядности — натуральные объекты (гербарии, коллекции), модели (в т. ч. глобус), картины, фотографии, макеты, диапозитивы и диафильмы, а также учебные и популярные видеофильмы, которые позволяют оценить динамику изучаемых процессов.
      При изучении раздела «География. Планета Земля» используются картографические источники информации — карты полушарий, океанов, политическая карта мира, а также аэрофотоснимки, топографические карты и планы местности.
      В ходе работы на местности используются различные виды приборов и инструментов. Это компас, нивелир, школьная мензула, термометр, флюгер, осадкомер, рулетка, планшет и т. п. Таким образом, специфика курса как первого систематического курса географии накладывает обязательства на учителя. Использование средств обучения требует не только объяснения ряда процессов и явлений, но и формирует умения работать с ними.
      Также возможно использование ключевых Интернет-ресурсов, содержащих информацию по основным темам курсам:
      — Я иду на урок географии (http://geo.1september.ru/);
      — Чудеса природы: материалы о природных явлениях (http://nature.worldstreasure.com/);
      — Географический портал «Планета Земля» (http://www.rgo.ru/);
      — География: информация об особенностях строения природных ресурсов (http://geo2000.nm.ru/);
      — Электронная версия журнала «National geographic» (http://www.national-geographic.ru/);
      — Справочные географические карты в сочетании с космическими снимками (http://maps.google.com/);
      — Фотоальбомы по странам мира (http://www.geophoto.ru/).
      К каждому разделу курса предложены детализированные перечни необходимых средств обучения.

      МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА
      География как учебная дисциплина формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также вносит свой вклад в формирование комплекса общеучебных умений, необходимых для:
      — познания и изучения окружающей среды;
      — установления причинно-следственных связей;
      — сравнения объектов, процессов и явлений, их моделирования и проектирования;
      — ориентирования на местности, плане, карте, в ресурсах Интернета, статистических материалах;
      — соблюдения норм поведения в окружающей среде;
      — оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;
      — определения собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции, формулирования своих мировоззренческих взглядов;
      — выполнения в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивания и корректировки своей деятельности в окружающей среде.
      С учетом целей и задач раздела основными методическими условиями реализации раздела «География. Планета Земля» будут являться:
      — усиление внутрипредметной интеграции, преемственности с пропедевтическими курсами и последующими разделами географии;
      — межпредметная интеграция, связь географии с точными и другими естественнонаучными предметами, которая достигается на основе общих методов исследования, принципов научного познания, историзма, системности; интеграция географического и гуманитарного знаний осуществляется на основе актуализации знаний об исторической связи человека и природы, обращения к ценностям и нормам науки через изучение вклада выдающихся ученых, исследователей, писателей, композиторов и др.;
      — применение знаний в повседневной жизни, реализация деятель-ностного подхода, который наиболее эффективно осуществляется при организации деятельности с учебно-методическим комплексом;
      — востребованность результатов обучения практической деятельностью в повседневной жизни.
      В этой связи на первый план в реализации содержания географического образования выходит компетентностный подход. Вместе с этим важно учитывать, что деятельностный подход, а также развивающий и воспитывающий потенциал предмета не могут быть реализованы без прочного и добротного фундамента географических знаний. Однако полученные знания должны быть востребованы и активно применяться школьниками на практике, в их повседневной деятельности в условиях самообразования, при изучении других предметов.
      Практика современной школы показывает, что учащиеся проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному разделу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. В учебном процессе «донаучные» знания детей должны использоваться учителем при постановке познавательных задач, для пробуждения любознательности и формирования у них потребности применить знания к объяснению географических явлений, с которыми они встречаются в жизни. Обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти, они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины природы тех мест, где им пришлось побывать. Все это создает условия для включения в учебный процесс познавательного житейского опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному видению действительности. В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление. Для развития мышления у детей учителю необходимо целенаправленно использовать наглядный материал. Если процесс обучения осуществляется без опоры на наглядные пособия, без анализа и обобщения, без абстракции, без сравнения, то в сознании учащегося отсутствует основа для логического мышления. От момента перехода от образа к мысли, а в последующем от применения общего к конкретному и использования знаний для решения учебно-практических задач зависит успех решения очень важной задачи — воспитания культуры интеллектуального труда. В противном случае мышление приобретает формальный, схоластический характер, знания отрывочны, без понимания сущности.
      Основу содержания раздела географии составляют понятия, без которых невозможно усвоение связи географических объектов и явлений и объяснения научных фактов. В состав знаний по разделу кроме понятий входят и представления. Поэтому формирование понятий нельзя отрывать от создания соответствующих им представлений. Поскольку географические объекты и явления характеризуются географическим положением и размерами, то учащиеся прежде всего должны усвоить топографо-картографические понятия. Знания по географии не могут быть полноценными, если они приобретались вне связи с изображением и с местоположением объектов на плане местности или карте. Система знаний по курсу включает факты, общие и единичные представления, общие понятия и закономерности.
      Основу раздела составляют понятия об объектах (например, горы, равнины, река, озеро), представления и факты о процессах (например, внешние и внутренние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа и т. п.) и явлениях (например, погода). Эти понятия, представления и факты усваиваются как:
      — логически законченные определения (погода — состояние тропосферы в данной местности за данный промежуток времени);
      — краткие суждения (горы вулканического происхождения, климатообразующие факторы и др.);
      — описания и объяснения отдельных явлений (образование облаков, строение атмосферы);
      — характеристики отдельных объектов (океаны, природные зоны и др.);
      — раскрытие отдельных закономерностей (Мировой круговорот воды, пояса освещенности Земли).
      При организации процесса формирования понятий учителю необходимо предусматривать оптимальный для данного раздела их научный уровень, который связан с научной сложностью понятия и дальнейшим его развитием в последующих разделах.
      Общие понятия и представления могут быть сформированы в 6 классе только на основе изучения конкретных единичных понятий. Эту роль в первую очередь выполняют местные объекты и явления. Изучение своей местности (ее рельефа, климата, рек и озер, населения, природных комплексов и др.) — одно из ведущих направлений содержания раздела.
      Общие понятия, формируемые в разделе, также конкретизируются на примерах наиболее важных географических объектов земного шара и России. Усвоение основных географических объектов и их местоположение на карте имеют большое значение для развития географического кругозора учащихся и для их подготовки к изучению последующих разделов.
      В требования к результатам обучения входит усвоение приемов учебной работы. Овладение этими приемами — часть системы знаний. Усвоение их — необходимое условие решения учебных (теоретических и практических) задач и формирование практической самостоятельности учащихся. Это глазомерная съемка и оформление плана местности; работа на местности с готовым планом данной местности; чтение плана (ориентирование, измерение расстояний с помощью масштаба, описание объектов и территорий с помощью условных знаков); ориентирование с помощью градусной сетки, измерение расстояний, определение координат, использование шкалы высот и глубин, условных знаков; вычленение существенных и варьирующих признаков реальных объектов, воспроизведение представлений памяти: приемы сравнения, обобщения, определения общего понятия и его применения к объектам; характеристика единичного объекта или явления: определение его географического положения и выявление его особенностей (вспомогательную роль играет план описания гор, реки, озера и др.); выявление связей в картинах и отражение их в схемах; воссоздание образа ландшафта по ранее воспринятым картинам местности, словесным описаниям; выявление в объекте (явлении) существенных признаков понятий, выявление специфических особенностей данного объекта или явления и составление его описания по плану.

      Организация учебной деятельности
      Специфика организации учебной работы обусловлена ее содержанием, дидактическими целями, наличием и характером средств обучения. Как уже отмечалось, раздел географии 6 класса имеет большую практическую направленность и значительные возможности для использования краеведческого материала. Основные формы организации учебного процесса учитывают содержание и структуру начального раздела географии. Это уроки, экскурсии, система домашних работ, в т. ч. наблюдения в природе. Ключевую роль в организации учебной деятельности школьников 6 класса играют наблюдения, практические работы и учебные экскурсии на местности.
      Практические работы по начальному разделу географии условно охватывают три направления при общности видов деятельности:
      — знакомство с измерительными приборами и оборудованием; проведение работ включает в себя две части: описание конкретных приборов и правил использования (термометр, барометр, осадкомер и др.) и описание практических заданий по их применению;
      — наблюдения и опыты по географии;
      — работа с географическими картами.
      Для формирования представлений и понятий о различных объектах и явлениях необходимо максимально использовать наглядные пособия: видеофильмы, диапозитивы, картины, иллюстрации учебника, модели, коллекции медиаобъектов электронного приложения к учебнику и др.

<<Предыдущий раздел

<Содержание>